Исаакиевский собор история создания и строительства. Исаакиевский собор – история или обман русов по-крупному. Вклад скульпторов в оформление собора

Исаакиевский собор в Петербурге. Он поражает своей монументальностью и величественной красотой.

С момента строительства собора по официальной версии не прошло и двухсот лет, и, считается, что процесс постройки был задокументирован подробнейшим образом. Однако при внимательном рассмотрении этих данных возникает много вопросов...

...Зарисовки к фильму

Раздел будет постоянно обновляться, предварительные иллюстрации:

Вот несколько примеров технологических отверстий, которые представлены на рисунках Монферрана.

Исаакиевский альбом Монферрана 1845 года:

Аналогичные, но более чёткие отверстия (или выступы?) можно наблюдать из альбома Монферрана, посвящённого Александрийской колонне.


А вот такие же технологические отверстия в храмовом комплексе Баальбека (город в Ливане):

И снова эти же отверстия в одном из самых больших мегалитов подземного Иерусалима:

Храм Аполлона в Дельфах (Греция):

Орнаменты

70-я страница Исакиевского альбома Монферрана:

Если верить подписи на французском языке, то это вид на бюро "Главного Архитектора".

А подпись с сайта monpherran.ru гласит:

"Барак для рабочих и хозяйственные постройки на строительной площадке Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г."

Историки не могут определиться?

Но интересно другое, на рисунке мы видим два типа камней: тёмные и светлые. Также видим характерный орнамент.

В Баальбеке, о котором речь шла выше, часть сооружения из белого известняка, а часть из красноватого гранита.

И тот же характерный орнамент:

А вот орнамент пола в Исаакиевском соборе (заметим, что до недавней реконструкции центральный элемент в круге тоже был не в виде "цветка", а в виде солярно-свастичной фигуры ):

Казалось бы, глупый для традиционной истории вопрос, когда строился Питер и когда - Баальбек, становится совсем непростым...

...Персонажи

(материалы из блога Льва Худого)

Практически все "шишки" добычи и обработки гранитных мегалитов Петербурга свалили на одного человека - Самсона Суханова. По официальной версии именно он вырубал из гранитной скалы куски толщиной с трехэтажный дом и длиной с десятиэтажный (для Александровской колонны, например).

Вот как в официальной версии описаны достижения камнетёса:

Артель Суханова появилась на Васильевском острове в 1803 году. Ей предстояли земляные и каменные работы. Земляные - поднять низкий берег и перед зданием Биржи, потеснив реку, насыпать площадь, одеть ее в гранит. По рисункам И. П. Прокофьева Самсон Ксенофонтович высек Нептуна с трезубцем и колесницей, богиню Навигацию с Меркурием и двумя реками. Они украсили фасад и противоположную сторону Биржи. Пять лет артель Суханова одевала в гранит мыс Васильевского острова, а затем были созданы Ростральные колонны.

Потом были колонны Исаакиевского собора.

На башне Адмиралтейства стоят высеченные им статуи воинов. Его артель одела камнем Крюков канал и построила почти стометровый Синий канал, в Павловском парке - мостик, а в Баболовских банях высекли огромную каменную ванну из цельного куска гранита, в Москве - пьедестал для памятника Минину и Пожарскому.

Много сделал Самсон Суханов для города на Неве. А вот старость была у него тяжелой. К середине XIX века, когда классицизм стал выходить из моды, у его артели сократилось число заказчиков. Началась полоса неудач.

Он умер таким же бедняком, каким пришел сюда из-под Вологды.

Однако если рассматривать официальные версии его биографии более детально, то обнаружится огромное количество неточностей, нестыковок и откровенных мифов:

Разные отчества в разных источниках, а в некоторых из них приписали ему двух отцов ОДНОВРЕМЕННО - Семёна и Ксенофонта,

По найденным источникам Самсон Суханов рождался 4 раза -- в 1766, 1768, 1769 и 1776, а умирал всего только 2 раза - в 20-х и 40-х. Разброс 4-х дат рождения составляет 10 лет, а двух дат смерти - 20.

16-летний мальчик Самсон, судя по описанию, убил двух белых медведей, с шкурами которых его артель вернулась в Архангельск. Эта история, кочующая из одного источника в другой, совершенно неправдаподобна.

Не раз ходил на звериный лов. Однажды встретился один на один с белым медведем. Северный властелин, не сворачивая, шел прямо на Самсона. Но и парень не отступил. Понимал: бежать нельзя, все равно догонит. Воткнул лыжи в снег, так как знал, что на лыжи медведь никогда не бросится, будет кружить вокруг них. Выставил вперед рогатину и первым пошел на медведя. Медведь наткнулся на рогатину, сломал ее и всей тушей навалился на Самсона. Тот не растерялся, выдернул из-за голенища нож и всадил его зверю в бок.

На зимовье вернулся с медвежьей шкурой, куском мяса и медвежьей отметиной через все лицо ото лба к щеке.

Весной 1785 года артель вернулась в Архангельск с моржовыми салом и клыками, голубыми песцовыми шкурками, гагачьим пухом, медвежьими шкурами (две из них были трофеями Суханова).

Белый медведь - самый большой хищник на Земле, современные белые медведи весят до тонны, однако 200 лет назад они были крупнее: в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, изданной более 100 лет назад, указан вес: до 1600 кг ("16 центнеров весом").

Вот цитата из энциклопедии:

Белый медведь очень дик, зол, кровожаден и очень силен, довольно быстро движется скачками. Защищается с большим мужеством и является опасным противником, особенно на льду, на котором он движется смело и уверенно. Охотятся на белого медведя с ружьями, но эта охота часто стоит жизни охотнику…

Тюленя-лахтака, весящего ненамного меньше самого медведя, хищник может убить, раздробив единственным сокрушительным ударом лапы череп жертвы, и при необходимости перенести ее тушу в зубах на расстояние до километра.

Из-за опасности встречи с белым медведем охотники придумали другой способ охоты, описанный в той же энциклопедии:

Туземцы употребляют для охоты на Б. медведя следующий способ: острую полоску китового уса, дюйма в 4 длиной, свертывают спиралью, заливают тюленьим жиром, которому дают застыть, и затем кладут как приманку. Когда приманка эта попадет в желудок Б. медведя, то жир растапливается, китовый ус распрямляется и разрывает желудок и другие внутренности, и животное околевает.

Очевидно, что история с 16-летним Самсоном Сухановым, который окружил себя частоколом из двух лыж, и завалил ножом полуторатонного зверя, находясь под его тушей, не более чем миф.

Нет достоверного изображения великого камнетёса, единственный портрет имеет туманное объяснение:


Однажды у одного московского коллекционера нашли старый холст. Под толстым слоем копоти и грязи невозможно было разобрать, что на нем изображено. Но реставраторы все-таки заинтересовались холстом. Сантиметр за сантиметром они начали очищать его и увидели подпись художника: «Василий Тропинин» - автор многих картин и портретов знаменитых людей.

Когда холст очистили целиком, то оказалось, что это портрет старика, стоящего возле стены. Рядом изображена круглая база могучей каменной колонны. В руках старика каменотесный молоток. Установили , что это Самсон Ксенофонтович Суханов.

Как устанавливалась личность мужчины с молотком на фоне колонны, изображённого на картине - не сообщается.

Историки не знают ни год смерти великого мастера, ни место, где он был похоронен.

Имя Самсон (от ивритского שִׁמְשׁוֹן ‎, Шимшо́н) — носил ветхозаветный персонаж, прославившийся необыкновенной физической силой. Так может быть в честь него и назвали русского сказочного богатыря-камнетёса? Библейский Самсон порвал льва - самого большого хищника в тех местах, а русский Самсон - белого медведя, тоже самого большого хищника в его местах.

Если предполагать, что Самсон Суханов личность вымышленная, то становится понятным, почему мифотворцы к имени «Самсон» подобралиименно такую фамилию. В ПОВЕСТИ О СУХАНЕ" неизвестного автора 17 века более чем 90-летний русский богатырь Сухан вырвал с корнем молодой дуб и этим дубом перебил татарское войско, после чего был застрелен из пушки.

Далее, по официальной версии, гигантские гранитные блоки, отколотые и обтёсанные до совершенных форм артелью Суханова, переходили в распоряжение не менее загадочных персонажей - Августа Августовича Бетанкура и Августа Августовича Монферана.

Продолжение следует...

Публикация проиллюстрирована рабочими материалами к фильму, которые добавляются и обновляются по мере продвижения проекта.

Специалистам при полноценном сотрудничестве высылаются фрагменты чернового сценария.

На данный момент проект поддержали:

Кравчек Дмитрий Дмитриевич, Кравчек Светлана Александровна, Дмитрий Маврин, Дмитрий Карасев, Гавриленко Геннадий, Шутов Максим, Бесмельцев Евгений, Свистунов Александр, Смола Юрий, Раман Ком, , Чекмаев Александр, Андреев Евгений, Захаров Павел, Свинкин Роман, Пронин Сергей, Андреев Дмитрий, Разин Владимир, Волков Вадим, Шулаев Владимир, Самохин Александр, Дмитрий Горбунов, Vitaly, Лиманова Т.В., Алекс Элзи Сэйвер, mavrindmitrij, Клевин Александр Владимирович, Михаил Скарабей, gennadii_tgl, Трахимчук Александр Иванович, Мыльников Дмитрий, Баландин Михаил, Максим Сергеевич Андрийчук, Pisarev Vladimir, Тартарин Константин Викторович, Иван Викторович Тюлькин, Бочков Павел Александрович, Филиппов Роман Александрович, Рыбальченко А.А., Эндрю Сафронов, Пономарёв Павел Петрович, Шарапов Валентин Юрьевич, Боярских Жанна Викторовна, Журавлёв Виталий Викторович, Соколов Андрей Дмитриевич, Быкова Ольга, ninekib, Добряк Анастасия, Куканов Михаил Владимирович, Щукин Андрей, Нилов оа, Коробов В.М., Лёвин Евгений, Шугаев Алексей, Косова Ольга Алексеевна, Станислав, Меженин Геннадий Геннадьевич, Гребнев Валерий Михайлович, Федоров Юрий Владимирович, Варламов Роман Игоревич, Хохлов Андрей Вячеславович, Кармазин Максим, Артём Андреев, Кичигин Михаил Валерьевич, Эмиль Пайо, Савенков Вадим, Игорь Заливский, Кравчек Дмитрий Дмитриевич, Кравчек Светлана Александровна, Шкатов Владимир Александрович, Ганкович Владислав Викторович, Андреева И.Ю., Хворов Иван Александрович, Щукин Андрей, Привалов Игорь Александрович, Гордеев Антон Валериевич, Кольцов Илья Викторович, Сергей Михайлович Дубаков, Белянский А.А., Виктор Владимирович Осипов, Аризар Арцев и многие другие...

С платформы планета.ру:

Гордеева Ирина Олеговна, Гурьев Андрей, Олег, Шадрина Мария, Анатольевна Шилова, Людмила Борисовна, Сысков Михаил Михайлович, Огородников П.М., Сергей Шубный, Евсегнеев Николай Михайлович, divasoft.ru, Александр Гончаров, Рокин К.В., Лобода Николай Борисович, Aлександр К., Денисов Всеволод Анатольевич, Голубь Евгений Владимирович, Соловьев Евгений Викторович (г. Москва), Соболев А.А., Жиряков Руслан Викторович, Иванов Алексей Сергеевич, Елена, Моляков Илья Юрьевич, Катышев Евгений Владимирович, Аникеев Андрей Валерьевич, Савенков Илья, Капарулин Илья Александрович, , Сергей Беляев, Игорь Александрович, Комаров Герман Леонидович, Рудаков Гавриил Владиславович, Сташков Алексей Александрович, Андреев Денис Владимирович, Семёнов Виталий Владимирович, Куницын Сергей Николаевич, Угланов Николай Игоревич, Новоаганск ХМАО, Аристархов Дмитрий, Иван Питерский, Леонид Мельников.

И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают - в материале портала «Культура.РФ» .

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор. Фотография: rossija.info

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга . Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание - уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Семен Щукин. Портрет Александра I. 1800-ые. Государственный Русский музей

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834. Государственный русский музей

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени - Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было - он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой - и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

Иссакиевский собор. Фотография: fedpress.ru

Иссакиевский собор. Фотография: boomsbeat.com

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм . Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола - почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи - более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей - портиков , гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.

Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года - своды , купол и колокольни . Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Иссакиевский собор. Фотография: gopiter.ru

Иссакиевский собор. Фотография: ok-inform.ru

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней - лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов - «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.

Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

Иссакиевский собор. Фотография: rpconline.ru

Иссакиевский собор. Фотография: orangesmile.com

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I , опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Освящение храма

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II , а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Мифы и легенды

Иссакиевский собор. Фотография: rosfoto.ru

Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего - похоронить его в храме - так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, - входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II эвакуировать . Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли - и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) - настенные росписи.

Если вы бывали в Санкт-Петербурге, то наверняка видели Исаакиевский собор . Даже в советские времена, времена явной борьбы с религией, когда «опиум для народа» всячески пытались уничтожить, мало какая экскурсия по Ленинграду обходила этот дивный собор. Северная пальмира богата дивными архитектурными сооружениями и среди них Исаакиевский собор занимает одно из ведущих мест по красоте и популярности.

Собор был задуман как храм-памятник победы в Отечественной войне 1812 года. Но строили собор в течении сорока лет, и под конец строительства стали забывать в честь чего воздвигается храм. Автором проекта, а позже и главным архитектором, был молодой француз Август Монферран - человек у которого не было никакого строительного опыта, но который умел красиво рисовать. Альбом с набросками собора попал в руки к императору Александру I и в 1818 году самодержец издал указ о назначении Монферрана главным архитектором Исаакиевского собора. Так на долю молодого француза досталась самая сложная и грандиозная постройка Петербурга.

Неопытность Монферрана как архитектора сказалась, но от провала начатое в 1819 году строительство спасло вмешательство ряда выдающихся русских зодчих - В. Стасова, Карла Росси, А. Мельникова. На основе эскиза Августа Монферрана был разработан новый технический проект, внесены поправки в архитектуру здания, благодаря чему оно стало стройнее и легче. Но неопытность молодого архитектора все же дала о себе знать: здание стало неравномерно оседать, что приходилось устранять еще и советским реставраторам.

Условия постройки собора усложнялись тем, что необходимо было при возведении нового собора сохранить алтари старого. Приходилось некоторые части старого собора разбирать, некоторые перестраивать, а некоторые оставлять без изменений.
Большую сложность вызвала закладка нового фундамента и соединение его со старым. Для этого были вырыты глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26 - 28 сантиметров, и длиной 6,5 метров. Всего было забито около 12 тысяч свай. Затем все траншеи были соединены между собой и залиты водой. Когда вода замерзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. Работы по закладке фундамента велись пять лет, по сваям было уложено два ряда огромных гранитных блоков. Связывали их металлическими скобами и заливали для прочности свинцом вместо раствора. Строило собор более125 тысяч мастеров каменщиков, кузнецов, плотников и рабочих других проффесий.

Поражают своими размерами колонны Исаакия: Высота каждой 17 метров, всего их 48, и все они монолитно вырублены из гранитной скалы. Вырубка гранитных монолитов для колонн велась в каменоломне Пютерликс недалеко от Выборга в Финляндии. Удобство каменоломни заключалось в большом запасе гранита и близости Финского залива с глубоким фарватером. Перевозили их на специальных плотах-баржах. Для того чтобы стравить колонну было задействовано около ста такелажников, стоявших у ручных лебедок и направлявших тяжесть. В распоряжении строителей была первая в Европейской России узкоколейка с паровым двигателем. Для подъема колонн были построены специальные леса, колонны обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролетов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на 16 чугунных воротов-кабестанах, на каждом из которых работало по 8 человек. Установка одной 17ми метровой колонны массой 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран отмечал в своих записях: «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех 48 установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».

Первую колонну устанавливали в присутствии царской семьи 20 марта 1828 года. После установки колонн и сооружения портиков в 1830 году началась постройка опорных пилонов и стен собора. Толщина стен составляла от 2,5 до 5-ти метров, стены кирпичные скрепленные известковым раствором. Мраморная облицовка выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, толщина наружной облицовки - 50-60 сантиметров, внутренней - 15-20 сантиметров. Крепилась облицовка с помощью железных крючьев (пиронов) которые вставлялись в специальные отверстия высверленные в стене. Внутри южной и северной стен устроены вентиляционные галереи. Для освещения собора над галереями аттика сделаны световые галереи.

В 1836 году постройка стен и пилонов завершилась и началось возведение перекрытий. Кирпичные своды собора имеют толщину от 1,1 до 1,25 метра. Кроме кирпичных сводов были сделаны декоративные, представлявшие собой металлический каркас, покрытый металлической сеткой и облицованный искусственным мрамором.

В 1837 году было завершено основание купола. На основание устанавливалось 24 колонны, на которых водружался сам купол. Монферран, для легкости и одновременной прочности, предложил сделать купол не каменным а металлическим. На изготовление металлоконструкции свода ушло 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Для тепла и звукоизоляции в свободное пространство было заложено около ста тысяч гончарных горшков конической формы. В 1838 - 1841 годах купол был вызолочен.

Всего в строительстве собора принимало участие около 400 тысяч рабочих. Высота собора 101,5 метра, ширина около ста метров, наружный диаметр купола 25,8 метра , весит он 300 тысяч тонн. На каждом фронтоне помещено рельефное изображение с евангельскими или историческими сюжетами: на северном фронтоне - «Воскресение Христа», на западном — «встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», на южном — «поклонение волхвов», на восточном, в сторону Невского проспекта - «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Снаружи собор несколько тяжеловат, но это не является ущербным для его роскошного вида.

Внутри собор отделан с величайшей роскошью и великолепием. На облицовку выбиралось все самое лучшее и дорогое: белый итальянский мрамор, малахит, ляпис-лазурь, черный агат, червонное золото (почти пол тонны), скульптурные группы и барельефы - все сказочно богато. Вмещает собор до 13 тысяч человек. В соборе три алтаря, главный - центральный посвящен преподобному Исаакию Далматскому, левый — великомученице Екатерине, правый — благоверному князю Александру Невскому. Работы над интерьером собора начались в 1841 году, в них принимали участие знаменитые русские художники: Брюллов К.П., Бруни ф. А., Бурухин И. Д., Шебуев В. К.,Рисс Н.Ф., и скульпторы Витали И. П. и Клодт П. К. В центральном алтаре, с разрешения Синода, был установлен витраж с изображением Воскресения Христова - изначально католический элемент убранства церквей. Изготовлен витраж был под управлением М. Э. Айнмиллера главы «Заведения живописи на стекле» при королевской мануфактуре в Мюнхене. Автор эскиза для витража был немецкий художник Генрих Мария фон Хесс. С этого момента витражи стали устанавливаться во многих православных храмах.

Освящение собора состоялось в 1858 году 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского. Возглавил освящение митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский Финляндский Григорий (Постников), на освящении присутствовал император Александр II и другие члены царской семьи.

Исаакиевский собор представляет собой образец позднего классицизма в котором проявляются новые направления архитектуры: неоренессанс, византийский стиль, эклектика. Но пришла новая эпоха. После революции 1917 года храм был разорен. В 1922 году из собора изъяли 45 килограмм золотых изделий, и более 2х тонн серебряных. В 1928 году собор закрыли, а в 1931 в нем открыли антирелигиозный музей.

Во время войны на крыше собора были установлены зенитные орудия, а золотой купол был перекрашен в серый цвет. Не смотря на отрицательное отношение советской власти к религии собор был охраняем и почитаем. И когда в августе 1941 года, на одном из участков Ленинградского фронта, в кармане убитого фашистского ефрейтора нашли открытку с изображением Исаакиевского собора и двустишьем на немецком языке, в котором фашистское воинство призывалось к открытию в соборе публичного дома, политрукам было дано задание показать открытку бойцам и разъяснить солдатам важность охраняемых ими сооружений.
После войны собор отреставрировали от военных потрясений и от последствий ошибок Монферрана. Внутри был установлен маятник Фуко.

В 1990 году была проведена первая церковная служба, с тех пор службы проводятся регулярно по воскресным и праздничным дням. Но собор до сих пор находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Грандиозная сорокалетняя стройка собора была одновременно и архитекторской школой Августа (Огюста) Монферрана. Не смотря на допущенные ошибки и строгую критику некоторых искусствоведов, этот храм является украшением города над Невой. И задуманный как памятник победы над Наполеоном стал ветераном-участником ленинградской блокады в годы Великой отечественной войны.

Суббота, 23 Ноя. 2013

Историю надо изучать, даже ту что нам дают официально, только в процессе изучения надо помнить что та фальшивая версия развития мира, которая выдаётся нам, является, мягко говоря, полным враньём. Благодаря Интернету в наше время становятся доступными некоторые летописи и книги, случайно уцелевшие во время тотального уничтожения исторических документов в 18-19 веках, а серьёзное отношение к фактам давно ушедших дней позволяет понять, что не всё в нашей истории было так, как показывают фильмы и представляют официальные учебники.

От нас не просто пытаются скрыть что-то очень важное — нам нагло врут всю жизнь. Искажено абсолютно всё! Ярким примером является история Питера, а рассмотрим пока только историю знаменитого Исаакиевского собора.

То, что факты намеренно искажены, понимаешь уже после окончания школы, и тогда остаётся только досада: … мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь … Хотя лично я учился нормально хоть в школе хоть в институте. Историю, абсолютно искажённую и перевёрнутую с ног на голову, в школах и вузах преподносили под флагом марксизма-ленинизма, патриотизма и любви к Родине. Это было раньше - сейчас даже Родину любить не учат - запрещено, любить положено Запад и американский стиль жизни.

Те, кому выгодно обманывать, идут проверенными отработанными методами. Реальные факты, которые скрыть невозможно, как ни старайся, поддают сначала нападкам сомнений, искажений и массовым атакам именитых проплаченных «светил» науки, уводящих в сторону от истины, а затем окутывают завесой информационного обмана, сквозь которую лишь изредка пробиваются случайные одиночные голоса оппонентов. Дальше, через несколько лет, преподносят придуманную ими фальшивую историю уже в качестве неоспоримой истины, широко рекламируя очередную новопридуманную версию в СМИ. Глядишь, через несколько лет усиленной обработки общественного мнения Средствами Массового Инфозомбирования вместо сомнения зарождается безразличие ко всем версиям. А через одно поколение массовой обработки в народе уже и не остаётся помнящих о том как было на самом деле. Искажённые факты формируют искажённое представление о стране и месте человека в историческом процессе. При этом возникают искажённые психологические реакции людей на большие исторические периоды или крупные исторические события.

В большинстве случаев доказательства находятся буквально перед глазами, однако люди, приученные больше верить официальным источникам, проходят мимо реальных фактов, по привычке не замечая их. Тотальный обман приучил граждан не видеть реальности за вымышленными образами, внушёнными с детства. Поэтому народ в своей массе не отличает предъявляемую официальную информацию от реальной жизни. Это выгодно людям, которые контролируют весь народ, образ жизни, общественное сознание, чтобы держать всех в рабстве, предоставляя иллюзию свободы.

Для исследования взят Петербург, потому что это достаточно молодой город (так гласит официальная версия), и его история полностью прописана в летописях и учебниках. Близкую в веках историю проще изучать. Так почему же и здесь проявляются жестокие искажения действительности? Кому помешала эпоха ПетраI, «интересная и прогрессивная». Читать бы навязанную историю, да радоваться. «Короткая» история великого города даёт возможность поймать на лжи фальшивых летописцев, представить современникам несоответствие описаний исторических моментов и реального положения вещей.

Александровская колонна

Мегалиты, описанные в энциклопедиях, почему-то находятся везде, только не в России . Тем не менее, мегалитический объект есть в самом Петербурге, это подтверждают историки, перечисляя общие признаки мегалитов во всём мире.

Заготовка под Александровскую Колонну имела бы приблизительный вес около 1000 тонн, полный аналог брошенного блока в Баальбеке. Сама Колонна весит более 600 тонн. Это даёт веские основания причислить исторические сооружения Петербурга — Исаакиевский собор и Александровскую Колонну — к мегалитам прошлого времени. Они выглядят достаточно правдоподобными, если грамотно их интерпретировать, подбирая подходящие факты, то можно сделать описание, не умаляющее величия этих объектов.

Исаакиевский собор

В истории Петербурга все факты можно проверить, так как существуют официальные свидетельства и документы. Для подтверждения истинности появления Исаакиевского собора возьмём методику перекрёстного совмещения дат и событий. Энтузиасты провели для этого немало исследований, их результаты размещены в различных статьях и форумах Интернета. Однако их старательно игнорируют представители официальной науки u средств массовой информации. Да и пусть игнорируют - они ведь платные, то есть продажные. Нам самим нужно разбираться.

Исаакиевский собор - страницы фальсифицированной истории

Для начала берём историю строительства Исаакиевского собора, описанную в Википедии. По официальной версии, собор, который сегодня украшает Исаакиевскую площадь, является четвёртым строением. Получается, что его строили четыре раза. А начиналось всё с маленькой церквушки.

Первая Исаакиевская церковь. 1707 год

Первая Исаакиевская церковь

Первая церковь Исаакия Далматского строилась для рабочих Адмиралтейских верфей по приказу Петра I. За основу будущей церкви царь выбрал здание чертёжного амбара. Исаакиевский собор начал строиться в 1706 году. Он возводился на деньги государственной казны. Руководил строительством граф Ф.М. Апраксин, для сооружения шпиля церкви пригласили голландского архитектора Герман ван Болес, который уже жил в России с 1711 года.

Первый храм был полностью деревянным, построен по традициям того времени — сруб из круглых брёвен; их длина составляла 18 метров, ширина здания составляла 9 метров, высота - 4 метра. Снаружи стены обили досками шириной до 20 сантиметров, в горизонтальном направлении. Для хорошего схода снега и дождя крышу сделали под углом в 45 градусов. Крыша тоже была деревянной, и по традиции кораблестроения покрыта воско-битумным составом чёрно-коричневого цвета, который использовался для смоления днища кораблей. Назвали постройку Исаакиевской церковью и освятили в 1707 году.

Торжественная встреча петербургского ополчения на

Не прошло и двух лет, как Пётр I издал распоряжение о начале реставрационных работ в церкви. Что могло произойти с деревом, обработанным по корабельным правилам, за каких-то два года? Ведь деревянные строения стоят века, показывая величавость и мощь дерева. Решение о реставрации, оказывается, было принято с целью улучшить вид церкви, и избавиться от постоянной сырости внутри храма.

История показывает, что Исаакиевский собор даже в виде деревянной церкви был главным храмом в городе. Здесь в 1712 году венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна, с 1723 года только здесь могли приносить присягу служащие Адмиралтейства и моряки Балтийского флота. Записи об этом сохранились в походном журнале храма. Корпус первого храма сильно обветшал (?) и в 1717 году был заложен храм в камне.

Анализ фактов

По официальным данным Санкт-Петербург основан в 1703 году. От этого года ведётся исчисление возраста города. О реальном возрасте Питера поговорим в следующий раз, там потребуется не одна статья.

Церковь заложили в 1706 году, освятили в 1707 году, в 1709 она уже потребовала ремонта, в 1717 году уже обветшала, хоть дерево было пропитано корабельным воско-битумным составом, а в 1927 уже была построена новая каменная церковь. Во врут!

Если взять альбом Августа Монферрана, в нём можно увидеть литографию первой церкви, которая изображена ровно против входа на территорию Адмиралтейства. Значит, храм стоял или во дворе Адмиралтейства, или за его пределами, но напротив главного входа. Именно на альбоме, выпущенном в Париже, строится главная трактовка истории всех строений Исаакиевского собора.

Вторая Исаакиевская церковь. 1717 год

В августе 1717 года была заложена каменная церковь во имя Исаакия Далматского. И куда ж без него деться — первый камень в фундамент новой церкви собственноручно заложил Пётр Великий . Вторую Исаакиевскую церковь начали строить в стиле «петровского барокко», строительством руководил видный зодчий петровской эпохи Георг Иоганн Маттарнови, который находился на службе у ПетраI с 1714 года. В 1721 году Г.И.Маттарнови умер, строительство храма возглавил городской архитектор того времени Николай Фёдорович Гербель. Однако в послужном списке Н.Ф.Гербеля нет указания на его участие в строительстве каменной Исаакиевской церкви. Спустя три года он умирает, строительство завершает каменных дел мастер Я.Неупокоев.

С такими перипетиями церковь была построена в 1727 году. План основания храма - равноконечный греческий крест длиной 60,5 метров (28 сажень), шириной 32,4 м (15 сажень). Купол храма имел в своей основе четыре столба, снаружи был покрыт простым железом. Высота колокольни достигала 27,4 метра (12 сажень + 2 аршина), плюс шпиль длиной 13 метров (6 сажень). Всё это великолепие венчали медные вызолоченные кресты. Своды храма были деревянными, фасады между окнами украшали пилястры.

вторая Исаакиевская церковь

По внешнему виду вновь выстроенный храм был очень похож на Петропавловский собор. Сходство усиливали стройные колокольни с часами-курантами, которые Пётр I привёз из Амстердама для двух храмов. Иван Петрович Зарудный, основатель петровского стиля барокко, выполнил резной золочёный иконостас для Исаакиевского и Петропавловского соборов, что только увеличивало схожесть двух храмов.

Второй Исаакиевский собор был построен близко к берегу Невы. Сейчас там установлен Медный всадник. В то время место для собора оказалось явно неудачным - вода размывала береговую линию, разрушала фундамент. Странно, предыдущей деревянной постройке Нева не мешала.

Весной 1735 года молния вызвала пожар, довершив разрушение всей церкви.

Слишком уж много странных событий по разрушению новопостроенного здания. Странно и то что в альбоме А.Монферрана нет изображения второго здания церкви. Её изображения встречаются только на литографиях северной столицы до 1771 года. Да ещё есть макет внутри Исаакиевского собора.

Удивляет тот факт, что прежде на этом месте много лет стоял другой храм, и ему не мешали воды Невы. По данным официальной истории, это же место было выбрано для установки памятника Петру I - опять же вода не помеха. Камень - постамент для Медного Всадника был привезён в 1770 году. Памятник сооружён и установлен в 1782 году. Однако, службы в церкви велись до февраля 1800 года, о чём свидетельствуют записи её настоятеля, протоиерея Георгия Покорского. Сплошные нестыковки.

Третий Исаакиевский собор. 1768 год

Литография О.Монферрана. Вид Исаакиевского собора в

период правления императрицы Екатерины II. Литография О.Монферрана

В 1762 году вступает на престол Екатерина II. За год до этого Сенат принял решение воссоздать Исаакиевский собор. Начальником строительства назначили русского архитектора, представителя стиля петровского барокко, Савву Ивановича Чевакинского. Екатерина II одобрила идею нового строительства, тесно связанного с именем Петра I. Начало работ затягивалось из-за финансирования, и вскоре С.И. Чевакинский уходит в отставку.

Начальником строительства стал итальянский архитектор на русской службе, Антонио Ринальди. Указ о начале работ был издан в 1766 году, и было начато строительство на площадке, выбранной ещё С.И. Чевакинским. Закладка здания в торжественной обстановке была проведена в августе 1768 года, в память о таком важном событии даже была отчеканена медаль.

Третий Исаакиевский собор

Согласно проекту А. Ринальди, собор планировалось возводить с пятью сложными куполами и высокой стройной колокольней. Стены облицовывались мрамором. Точный макет третьего собора и его чертежи, выполненные рукой А. Ринальди, хранятся сегодня в экспозициях музея Академии Художеств. А. Ринальди не завершил работу, успел довести здание только до карниза, когда умерла Екатерина II. Финансирование строительства сразу же прекратилось, и А. Ринальди уехал.

На престол вступил Павел I. Надо было что-то делать с незаконченной стройкой в центре города, тогда вызвали архитектора В. Бренна, чтобы тот срочно завершил работу. В спешке архитектор вынужден был значительно исказить проект А. Ринальди, то есть вообще не брать его во внимание. В результате уменьшились размеры верхней надстройки и главного купола, не были возведены запланированные четыре малых купола. Изменён был и строительный материал, потому что мрамор, приготовленный для отделки Исаакиевского собора, был передан для строительства главной резиденции Павла I. В результате собор получился приземистый, нелепый, так как на роскошном мраморном основании возвышалась негармоничная кирпичная надстройка.

Замечания по ходу расследования

Здесь можно вернуться к слову «воссоздать». Что оно может значить? Смысловое значение - воссоздаётся то, что полностью утрачено. Получается, что в 1761 году второго строения храма на площади уже не было?

Как описываются эти строительства, на них работали только иностранные архитекторы. Почему не доверено строительство отечественного Храма русским зодчим?

В альбоме А. Монферрана третий храм выглядит не стройкой, а как действующее сооружение, вокруг которого прогуливаются люди. При этом опять на литографии виден центральный вход в Адмиралтейство, a здание Адмиралтейства окружает пышный сад. Что это? Вымысел художника, вырезавшего литографию, или специальное приукрашивание действительности? По официальной истории, здание Адмиралтейства окружал глубокий ров, который был засыпан в 1823 году, когда третьего храма уже не было. История служб Исаакиевского Собора указывает на то, что службы в нём проводил протоиерей Алексей Малов до 1836 года.

Резкое несовпадение дат и событий заставляет серьёзно задуматься - где вымысел, а где правда. Явно противоречащие друг другу факты содержатся в сохранившихся описаниях строительства и содержания Исаакиевского Собора, то есть в государственных документах. Это не просто невинная путаница, это один из многочисленных фактов, доказывающих что настоящая государственная документация России была уничтожена и сфальсифицирована.

Католическая версия

По официальным историческим фактам, первая церковь Исаака Далмацкого строилась на берегу Невы в годы царствования Петра I, в 1710 году. Пожар уничтожил церковь в 1717 году. Новую церковь построили только в 1727 году, также на берегу Невы. Знаменитый Адмиралтейский канал был прорыт в 1717 году, по нему от острова «Новая Голландия» к Адмиралтейству доставляли строительный лес для судов. Амстердамский картограф u издатель Рейнер Оттенс составлял план местности, на которой эта часть Петербурга представляется иначе. Согласно его плану, вторая Исаакиевская церковь начерчена с признаками католической церкви. Её форма похожа на Базилику или корабль. На плане Р. Оттенса третья церковь, построенная по проекту Ринальди, похожа на доработку второй церкви, к которой на плане добавлены только купола.

Четвёртый Исаакиевский собор - Современный

четвёртый Исаакиевский собор

Можно проследить важные факты строительства четвёртого здания Исаакиевской церкви:

  1. 1818 год — был утверждён проект;
  2. 1828 год — начало установки первых колонн;
  3. 1837 год — установка верхних колонн;
  4. 1838 год — начато золочение куполов, которое длилось до 1841 года;
  5. 1858 год — освящение собора.

Лишь один малоизвестный факт перечёркивает стройную череду многих лет строительства Исаакиевского Собора. Можно сопоставить два значимых события — открытие Александровской Колонны состоялось в 1834 году. А в 1836 году в Париже выходит в свет книга об Александровской колонне, — снова Париж! Вот кому уж была интересна история России. В книге на странице 86 есть литография Александровской Колонны. На дальнем плане гравюры хорошо прорисован Исаакиевский собор. Но это был 1836 год, а по официальным данным в 1836-м году ещё даже не были установлены верхние колонны. Это вымысел художника-гравировщика, или сознательное искажение исторических событий?

Установка первой колонны северного портика.

Литография О.Монферрана.

Виден Шпиль Адмиралтейства

Существует и второй факт. На рисунке Монферрана, где ещё не установлены верхние колонны, мы видим шпиль Адмиралтейства, но мы точно знаем что именно этот шпиль был разобран в 1806 году и перестроен в более удлинённом виде. Разброс в показаниях минимум в 30 лет!

Путаница дат, или официальные факты не совсем достоверные?

Да какая путаница, это всплыли два из многочисленных ляпов ускоренной фальсификации победителями документации захваченной страны. На самом деле Исаакиевский собор существовал как минимум за несколько сотен лет до начала официального строительства Петербурга с позволения Петра Первого.

Стоит вернуться к планам Р. Оттенса, где изображены две церкви на небольшом расстоянии друг от друга, напротив входа в Адмиралтейство. Это были церкви разных конфессий, или ошибка планировщика? Много вопросов, а кто даст на них ответ?

В альбоме А. Монферрана есть интересная иллюстрация: от Медного Всадника до Исакиевского собора около 300 метров, а Александровская Колонна совершенно не видна за зданием Адмиралтейства. Понятно, что каждый художник использует свой ракурс, или литографию изготовил человек, никогда не гулявший по проспектам Петербурга. Иначе бы он не отставил Медного Всадника близко к Исаакиевскому собору, а поставил бы его в створе современного Адмиралтейского проспекта. Тогда Александровская колонна была бы в прямой видимости.

Эти факты говорят о том, что А. Монферран не участвовал в строительстве Исаакиевского собора, а только реставрировал его. Понятно, что он допустил в своём альбоме такое искажение. Даже строительные леса на рисунках Монферрана совершенно не похожи на несущие строительные конструкции для возведения зданий, это действительно леса для отделочных работ. Исакиевский собор всегда стоял в неизменном виде, его лишь незначительно переделали в начале 19 века, и не было никаких церквей на его месте.

А что же тогда перестраивали? А это и была постройка католической церкви и последующее её расширение. Но это никак не связано с самим Исаакиевским собором.

Памятник Медному Всаднику передвинули на другое место, где стояла католическая церковь, а после ремонта Исаакиевского собора и Александровской колонны выдали их за новые строения, в подтверждение чего во Франции малым тиражом выпустили альбом для служебного пользования.

Технологический уровень развития



Выгрузка двух колонн около Адмиралтейства. Литография О.Монферрана

Скрытыми в годах остались способы обработки круглых колонн, нигде не описана и технология обработки камня, кто из мастеров этим занимался. Это сделано специально, дабы скрыть реальный уровень технологического развития. Получается что колонны вынимали с каменной породы уже готовыми, обработанными. Чушь! Ну а дальнейшая транспортировка тоже отдельного слова стоит. Готовые колонны доставляли на кораблях, разгружали вручную при помощи ломов и веревок, а дальше перегружали на специально ради этого построенную железную дорогу и подвозили прямо до точки установки. Только никто не афиширует массу - каждая колонна весит 64 тонны! Как раз для ручной разгрузки.

Установка колонн на южном портике. Литография О.Монферрана

Чтобы установить такую колонну, нужен кран как минимум с таким же противовесом. Но противовеса в рекламируемой нам конструкции нет. Есть только брёвна, ролики и верёвки. Есть также размытое объяснение, рекомендуемое считать что подымали колонны по желобам с помощью тросов. А устанавливали их на место с помощью «оригинального» механизма, состоящего из двух частей, в основании которого были вставлены шары… И всё!

Вы ясно представили себе эти «оригинальные» механизмы? Вот так и ни один гид не может объяснить что имеется в виду. А та конструкция что выставлена на всеобщее обозрение в виде макета слишком уж хлипкая для веса в 64 тонны.

Культурный слой

Давайте разберёмся с самим зданием Исаакиевского собора, может строительная конструкция подскажет что- нибудь о возрасте. Сейчас у него 3 ступеньки. Смотрим макет установки колонн, находящийся в самом храме, — 9 ступенек! 6 ушли под землю! 1,5 метра! Но здания уходят в землю не потому что погружаются под своим весом, а потому что нарастает культурный слой.

Так вот раскопки культурного слоя на Дворцовой площади дали очень интересный результат:

Откуда на Дворцовой площади взялся слой грунта 1,5 метра? Получается, в результате какой-то катастрофы весь город занесло грязью, возможно наводнение. Или может быть культурный слой нарос сам, естественным образом, но тогда должна была пройти не одна сотня лет и Питер должен был бы оставаться безлюдным, так как в противном случае копившуюся грязь дворники с Дворцовой площади уж точно бы убирали.

Итог

  1. Навязанная версия истории Исаакиевского собора полностью не соответствует реальной истории.
  2. Строительство и изготовление строительных конструкций велось с применением высокого уровня технологий, недоступного в наше время в таких масштабах.
  3. Размер культурного слоя в полтора метра оставляет открытым вопрос возраста Исаакиевского собора и самого Питера.
  4. Письменные свидетельства на эту тему сфальсифицированы. А под фальшивую версию написаны научные труды, выпущены книги за границей, нарисованы картины, созданы мифы.

Это настоящая Сиcтема обмана. Такие обманы сопровождают историю города Питера, Росcии и всех российских народностей.

Получается, что вся история, которую учат в школе, в институте, показывают по телевидению — миф, имеющий в своей основе реальные события. Мы думаем что нам недоговаривают в некоторых мелочах, а на самом деле нас обманывают в главном!

Особенно сильно мистифицирован конец 18 - начало 19 веков, это полностью закрытая для обсуждения тема.

Ну раз закрыто — будем обсуждать.

Создатель блога Я — Рус! , Олег.

17.03.2013

Смотрите также видео:

Так храм оставленный - все храм,
Кумир поверженный - все бог!
М. Ю. Лермонтов

Официальная история строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге вызывает очень много вопросов. "Бумажные" сведения противоречат как самим себе, так и сохранившимся изображениям.
Первая Исаакиевская церковь была построена при Петре I в 1710 году. Располагалась она "на лугу против ворот Адмиралтейской верфи". По сведениям одних авторов церковь была новая и сооружалась в честь Петра I. Поскольку день рождения царя совпадал с днем празднования "памяти" легендарного византийского монаха Исаакия Далматского, ее назвали Исаакиевской. По другим источникам под церковь во имя преподобного Исаакия Далматского была приспособлена бывшая чертежная (деревянный сарай) адмиралтейской верфи.
Сохранилось изображение этой церкви, сделанное О. Монферраном (?!), строителем последнего по счету Исаакиевского собора. Православные кресты на здании, отсутствует положенный по православным канонам вход с запада. Католик Монферран, видимо, не знал канонов "православной" архитектуры (да и были ли они четко сформулированы во времена Петра I?) и изобразил "неправильную" церковь.

СПб. Первая деревянная Исаакиевская церковь. 1710 год. Литография с рис. О. Монферрана.

В 1717 году церковь сгорела. 6 августа того же года Петр I "лично" заложил первый камень в основание новой церкви. Строилась она по проекту немецкого архитектора Г.-И. Маттарнови, после смерти которого в 1721 году строительство продолжил швейцарский архитектор Н. Ф. Гербель (умер в 1724 году). Строительство было закончено в 1727 году Я. Неупокоевым. Количество строителей породило разнообразие видов церкви, что и отражено на рисунках. Внешним видом она немного походила на Петропавловский собор. Летом 1735 года в церкви произошел пожар. Спустя несколько лет было принято решение о разборке здания. Этот факт не помешал некоторым художникам изображать несуществующую церковь даже в 1750-е годы.



СПб. Вид церкви Исаакия, наплавного моста и здания Двенадцати коллегий. О. Элигер. 1730-е годы. Фрагмент.


Долгие годы об утраченной церкви не вспоминали. Только в 1762 году Екатерина II решила "воссоздать" Исаакиевскую церковь. Проект был поручен итальянцу А. Ринальди (1710-1794). Для постройки собора было выбрано новое место. Так должна была выглядеть новая церковь:


К. Ф. Сабат. Возведение Исаакиевской церкви во времена императрицы Екатерины II. Проект архитектора А. Ринальди.

Здание было построено только до карниза. По непонятным причинам, прервав работу, А. Ринальди в 1784 году вернулся в Рим. После смерти Екатерины II дело строительства собора продолжил Павел I. О судьбе собора в 1884-1796 годах сведений не имеется. Завершить работу было поручено также итальянцу - В. Бренна (1745-1820).


К. Ф. Сабат. Исаакиевский собор. Проект архитектора В. Бренна.

Только при Александре I в 1802 году "собор-гибрид" был открыт. Вероятно, он существовал только в "бумажной" версии, иначе невозможно объяснить, почему шведский художник Б. Патерсен (якобы живший много лет в СПб) в 1803 году изобразил обе версии Исаакиевской церкви:



Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова. 1803 г.

В 1809 году (спустя всего лишь 7 лет после открытия предыдущего собора!) был объявлен конкурс на создание проекта перестройки здания. Строительство четвертого (современного) Исаакиевского собора было предпринято под предлогом "несоответствия собора парадному облику центральной части Петербурга" . В надуманности этого предлога нетрудно убедиться, посмотрев официальные даты строительства зданий. Как выглядел центр города в 1809 году? В это время, согласно официальным датировкам, в центре города строились:

Казанский собор (1801-1811),
Биржа и Ростральные колонны (1805-1810),
Горный институт (1806-1811),
Адмиралтейство (1806-1823).

Отсутствовали (были построены или перестроены позже):

Павильоны Аничковского дворца (1816-1818),
дом А. Я. Лобанова-Ростовского (1817-1820),
казармы Павловского полка (1817-1821),
Конюшенное ведомство (1817-1823),
Михайловский дворец (1819-1825),
Главный штаб (1819-1829),
дом Н. П. Румянцева (1826-1827),
Северный пакгауз Биржи (1826-1832),
Троицкий (Измайловский) собор (1827-1835),
Александринский театр (1828-1832),
ансамбль Театральной улицы (1828-1834),
корпус Росси Публичной библиотеки (1828-1834),
Таможня (1829-1832),
современные здания Сената и Синода (1829-1834),
Александрийский столп (1829-1834),
лютеранская церковь св. Петра (1832-1838),
Голландская церковь (1834-1839),
штаб Гвардейского корпуса (1837-1843),
Мариинский дворец (1839-1844),
Новый Эрмитаж (1839-1852)
и другие, примечательные с архитектурной точки зрения, здания.


Торжественное возвращение С.-Петербургского Ополчения на Исаакиевскую площадь, где было воздано Богу благодарственное моление. Июня 12-го дня 1814 года. Раскрашенная гравюра И. А. Иванова. 1816 г.

По официальный данным современный Исаакиевский собор строился 40 лет (1818-1858). В 1818 году был утвержден проект, а 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка "монферрановской" версии собора. "Романовские" летописцы не сообщают, в каком именно месте "прямо на сваи был положен первый гранитный камень с бронзовой позолоченной доской, на которой была выгравирована дата закладки" . Судя по рисунку самого Монферрана, "разборка" старого собора велась еще после постройки дома А. Я. Лобанова-Ростовского (неутомимый Монферран "строил" его в 1817-1820 годах, одновременно с нижегородским Спасским собором), законченной в 1820 году - здание видно в проеме арки.
Как водится, у талантливого архитектора появились критики. Строительство собора было остановлено. Учтя все замечания и заимствовав идею пирамидальности у русских архитекторов В. П. Стасова и А. А. Михайлова, Монферран (от личного проекта которого практически ничего не осталось) представил очередной проект. Новый проект был утвержден 3 апреля 1825 года. "Строительство" собора продолжилось.
Продолжили рисовать собор и художники. Немецкий инженер-мостостроитель Г. Треттер превзошел Б. Патерсена:


Вид на Исаакиевский мост и новый собор. Литография по рисунку Г. Треттера. 1820-е гг.

"Новый" собор отличается от реального не только размером и формой колоколен, но и отсутствием западного портика (южная и восточная стороны собора на литографии не видны). Впечатляет также дата изготовления литографии - 1820-е годы. Что же изобразил Г. Треттер? Он умудрился "увидеть" нижегородский Спасский собор (построенный все тем же плодовитым Монферраном в 1818-1822 годах) в Северной столице! Литография неизвестного автора дублирует "промах" Г. Треттера, а братья Диоскуры перед входом в Конногвардейский манеж почему-то еще не вызывают раздражения у духовенства:


Вид Исаакиевской площади от Сената. Неизвестный автор. Раскрашенная литография. 1820-е гг.


Фантастическая литография "нового плана", созданная после "восстания декабристов" , замечательна наличием каналов вокруг Адмиралтейства и вдоль Конногвардейского бульвара, отсутствием дома А. Я. Лобанова-Ростовского ("дом со львами"), построенного в 1820 году. В 1826 году неизвестный автор еще не знал, что Монферран уже "возводит" новый собор.


Общий вид Санкт-Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета. Гравер А. Аперт по рисунку И. Шарлеманя. 1840-е. Фрагмент.

На гравюре А. Аперта изображены круглые колокольни, северный (шестнадцатиколонный) и восточный (восьмиколонный) портики собора одинакового размера. Гравюра также интересна "небольшой деталью" - на ней изображен конный памятник Николаю I, проект которого был утвержден 2 мая 1856 года . Закладка монумента состоялась в 1857 году.


Вид Исаакиевской церкви и моста. Литографы Л.-П. Бишебуа, В. В. Адам. 1840-е.


М. Н. Воробьев. Исаакиевский собор и памятник Петру. 1844 г.

На рисунке М. Н. Воробьева - действующий собор с колоколами, отлитыми в 1845-1847 годах. Колокола отливались из старых монет, вышедших из обращения и содержали "значительное количество золота и серебра". На Медном всаднике еще отсутствует надпись:
PETRO primo
CATHARINA secunda
MDCCLXXXII


СПб. Исаакиевский собор со стороны Конногвардейского манежа. Ф. Бенуа. 1845 г.

На рисунке Ф. Бенуа изображены скульптуры обнаженных братьев Диоскуров, установленные в 1817 году и "убранные" по требованию духовенства в 1837 году. Колокольни собора - круглые, плоскость креста обращена к северу и югу, а не к западу и востоку, как это принято в православии. В 1850-е годы Ф. Бенуа изготовил новую литографию - исправил колокольни и положение креста, забыв при этом "убрать" Диоскуров. Отсутствие колонн с богинями Славы (установлены в 1845 году) между Конногвардейским манежем и Сенатом не удивляет:


СПб. Исаакиевский собор. Литография Ф. Бенуа. 1850-е гг.


СПб. Исаакиевский собор. Литограф Ш.-К. Башелье по рисунку И. И. Шарлеманя. 1840-е гг.

На рисунке И. И. Шарлеманя изображена служба в полностью готовом соборе, "освящение" которого состоится только 30 мая 1858 года , в день рождения Петра I.

Не менее противоречива биография главного "строителя" Исаакиевского собора. Все сведения о французском периоде жизни известны только со слов самого Монферрана. Настоящее имя Монферрана, родившегося 23 января 1786 года во французском городе Шайо, Анри Луи Огюст Леже Рикар. Монферран - прозвище , полученное им от матери и дядей по названию поместья "Монферран" в Оверни. Это объяснение следует из завещания самогó архитектора, написанного в 1835 году. Каким образом домашнее прозвище могло попасть в официальные документы?
В 1806 году он поступает на военную службу конным стрелком и участвует в итальянской кампании. Об этом факте своей биографии Монферран почему-то сообщает в записке послу Франции в России (!) графу де ла Феронэ. После ранения возвращается в Париж, где 1 октября 1806 года поступает в Королевскую специальную школу архитектуры. Любопытный факт - Монферран, "прошедший курс обучения", не получил официального документа об образовании. Спустя почти три года (!), взамен полноценного документа, 1 июня 1816 года он получает "удостоверение", подтверждающее прохождение курса. В "удостоверении", выданном Анри Луи Огюст Леже Рикару, основным именем значится домашнее прозвище!


В 1813 году Монферран, по его собственным словам, был назначен старшим сержантом. Сформировав 1-ю Версальскую роту, он отправляется в наполеоновскую армию под Дрезден. Также с его слов известно, что за сражение при Арно он был награжден орденом Почетного легиона. Однако в наградных документах его имя отсутствует. Военное министерство Франции запретило ему носить орден, тем не менее, на всех изображениях старшего сержанта орден имеется.
В 1814 году Монферран предлагает свои проекты архитектурных сооружений Александру I, во время кратковременного пребывания последнего в Париже. В 1816 году он приезжает в Россию, где и начинается феерический творческий взлет никому не известного француза, не имеющего ни специального образования, ни архитектурного опыта. Прожив 40 лет в России, Монферран так и не смог выучить русский язык - удивительный случай. Не менее удивительно "возведение" памятника в честь победы над его родиной - Александрийского столпа.
Через месяц после освящения собора Монферран умер. Видимо, не случайно в литературе появилась легенда о предсказании смерти архитектора по окончании строительства собора. Вдова похоронила его на одном из парижских кладбищ, но - непостижимый факт! - могила всемирно известного (по уверениям официальных историков) архитектора "затерялась". Это более чем странно при наличии теснейших культурных связей между Францией и Россией.

Фальсификация истории строительства собора очевидна. Этот храм известен в истории под другими именами: Софийский собор Великого Новгорода (см. ) и храм Зевса в древней Олимпии. Раскопки в современной Олимпии были начаты немецкими археологами только 4 октября 1875 года. Неудивительно, что никаких остатков прославленной статуи Зевса среди многочисленных архитектурных и скульптурных обломков обнаружено не было.
Описание храма Зевса Олимпийского, данное А. А. Нейхардтом, практически полностью совпадает с внешним видом "Исаакиевского" собора:

Местность в Олимпии была сырой и болотистой... - Местность в Городе-на-Неве сырая и болотистая.

На центральной части Альтиса подымался на высоком подножии великолепный многоколонный храм, сделанный весь, включая черепицу крыши, из белого мрамора... Туловище и голова Зевса... были из слоновой кости... Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал поразительную жизненность изображению Зевса... - Храм стоит на огромном гранитном цоколе, со всех четырех сторон сооружены широкие ступени. Два главных портика собора, северный и южный (храм ориентирован в соответствии с народной верой по линии север-юг), имеют по 16 колонн (два ряда), восточный и западный - по 8 колонн (один ряд); колоннада - 24 колонны; маленькие колонны украшают колокольни, фонарик и окна. Собор облицован белым мрамором, приобретающим при определенном освещении желтовато-розовый цвет, т. е. цвет "слоновой кости".

На великолепном, богато украшенном троне сидел "царь богов и людей"... - Трон - прямоугольная часть храма, "царь богов и людей" - круглая колонна с золоченым куполом. Богом в России в дохристианское время было небо (см. ). Купол - архитектурное изображение небесного свода, т. е. верховного бога.


... по углам фронтона стояли бронзовые позолоченные треножники с чашами...


Когда посетитель поднимался по широким ступеням в преддверие храма, ноги его ступали на великолепную мозаику, украшавшую пол... - Подкупольный квадрат пола обрамлен традиционным для города орнаментом "свастика".


Огромные, открытые настежь бронзовые двери вели в зал, который двойным рядом колонн делился на три части... - Площадь каждой из бронзовых дверей собора 42 кв. м; двойной ряд сдвоенных колонн разделяет храм на три части: западную, центральную и восточную.

В глубине храма высилась огромная статуя Зевса, прославленная как одно из чудес света... Статуя занимала едва ли не треть внутреннего помещения храма... - Вид на купол собора снизу вверх из центра храма.

Эту колоссальную статую Фидий изваял в так называемой хрисоэлефантинной технике...
Словарь Брокгауза и Ефрона: Хризоэлефантинные статуи - так назывались у древних греков статуи, сделанные из золота и слоновой кости на глиняной с деревянным каркасом основе и в которых слоновая кость употреблялась для воспроизведения обнаженных частей тела, а золото - для драпировок и других оконечностей. Знаменитейшие статуи этого рода были Паллада работы Фидия , красовавшаяся в афинском Парфеноне, Афродита-Урания, исполненная тем же художником для Элиды, его же Зевс Олимпийский , Гера Поликлета в храме этой богини неподалеку от Аргоса и стоявшая подле нее статуя Гебы, ее дочери - произведение Навклида.
Купол собора состоит из трех сводов: нижний - сферический, средний - конический, наружный - параболический. Все они связаны между собой металлическими конструкциями, пространство между которыми заложено гончарами (около 100 000 тысяч штук) - пустотелыми глиняными горшками конической формы. Нижний свод обшит досками , обит просмоленным войлоком и оштукатурен. Конический купол обит медными листами, окрашенными в голубой (небесный) цвет. Наружный купол покрыт медными позолоченными листами. Главная башня собора (колоннада и аттик) покрыты медными, окрашенными под мрамор листами (цвета слоновой кости ).

Слово "Монферран" - образовано от mont (фр. ) - гора и fer (фр. ) - железо, т. е. железная гора .

Copyright © 2007 Urbane