Спасо-воротынский монастырь. Спасо-воротынский женский монастырь Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь

В начале 16 века в низовьях реки Угра был основан женский Спасо-Воротынский монастырь. Средства для его основания были предоставлены князем Дмитрием Воротынским. В последующем монастырь не раз поддерживался вкладами князей, но в начале 18 века запустел и был упразднен. При монастыре было три каменных строения – два собора и одна келья для братии, остальные постройки были деревянными. Соборы были уникальной шатровой архитектуры. Для провинции это была большая редкость. Собор Спаса Преображения был однопрестольный, теплый. С восточной стороны к четверику примыкал алтарь. Отделка фасадов была проста. Введенская же церковь наоборот – отличалась стилем, который назывался узорочье – в отделке использовались кокошники, карнизы и другие декоративные элементы. В ту пору такой архитектурный стиль использовался только в Москве. Собор Спаса Преображения впоследствии стал приходской церковью.

В 30-е годы монастырь был закрыт. Все имущество было описано и вывезено, церковная утварь разграблена. Во времена советской власти соборы очень сильно пострадали. На территории монастыря были расположены захоронения с уникальными надмогильными памятниками. Практически все они были уничтожены. Когда в 2000-м году соборы отдали Калужской Епархии они были значительно повреждены, все постройки имели трещины и пробоины. Началось постепенное восстановление монастыря. Дело в том, что монастырь был расположен на высоком кургане над рекой Угра. Со смотровой площадки, которую обустроили монахини, открывается на соборы и окрестности потрясающий красоты вид – луга, поля и море цветов летом. Территория монастыря сегодня отличается исключительным порядком и дизайном, выполненным с большим вкусом. Теперь сюда приезжает масса паломников, которых принимают доброжелательно и гостеприимно.

Находится в селе Спас, что на Угре, недалеко от впадения реки в Оку. Говорят, что когда-то давно рядом с этими местами было татарское становище, где жили ханские жены.

Спасо Воротынский монастырь находится недалеко от бывшего заштатного города, а ныне села Воротынска. Возникла обитель не на пустом месте. Известно, что в этих землях, где жили языческие племена меря и голядь, проповедовал святой преподобный Кукша Печерский. Обращая язычников в православную веру, Кукша ставил на месте капищ деревянные церкви и часовни. Было это в XII веке. А когда проповедника убили, то епископ Феоктист распорядился похоронить его в Ближних пещерах .

Название Спас, по одной из версий, было дано «старому» Воротынску после того, как город перенесли на новое место и сделали столицей удельного княжества.

Основал Спасо-Преображенский монастырь Дмитрий Федорович Воротынский. Согласно преданию, он очень впечатлился, узнав, что икона, на которой было изображено Преображение Господне, исцелила некоего боярина по имени Карташа. Князь повелел вместо погоста и старого храма, в котором, видимо, тот образ хранился, «воздвигнуть обитель, нарекаемую Спасо-Преображенской».

А еще есть версия, что Воротынский хотел приурочить строительство обители к стоянию на реке Угре или к своему переходу в подданство Московского князя (изначально он служил великим князьям Литовским).

Первые документальные упоминания о монастыре датируются 1511 годом. В жалованной грамоте великого князя Василия III.

Предполагается, что в строительстве Спасо-Преображенского Воротынского монастыря участвовал ученик — Никифор Медынский, ставший позже местночтимым святым. Существовала обитель, главным образом, на средства князей Воротынских, а также других именитых родов — Хотетовских, Стрешневых и Тургеневых.


Саша Митрахович 08.05.2018 07:48


Время шло, границы российского государства отодвинулись дальше на юг от Угры и Оки, и Воротынский монастырь зажил более тихой жизнью.

Воротынский монастырь приписали к Крутицкому архиерейскому дому, а после и вовсе упразднили. Одно время монастырские храмы были приходскими, после революции они пришли в запустение... А ныне обитель возродилась из пепла.

В 1665 году монастырь приписали к Крутицкому архиерейскому дому, а через 60 лет он, видимо, перестал функционировать — по крайней мере, после 1725 года обитель ни в каких документах не фигурирует.

В следующий раз она упоминается в 1763 году в ведомости. По описи в монастыре имелось всего три каменных постройки — два храма да келья. Остальные здания, включая колокольню, были деревянными. Каменную звонницу решили строить в конце XVIII века.

Воротынский монастырь в XX веке


К началу XX века от монастыря осталось лишь два храма. Оба приходские, причем Преображеская церковь была теплой. В 1930-е годы их закрыли, все имущество изъяли, уничтожили старинное кладбище, располагавшееся на территории бывшей обители. А ведь по некоторым данным, многие захоронения были украшены уникальными надмогильными сооружениями и плитами, датированными XVI веком.

Долгие десятилетия храмы стояли в запустении, постепенно превращаясь в руины. Но летом 2000 года все, что осталось от Спасо-Преображенской Воротынской обители, передали Церкви. Причем, согласно составленным тогда актам, лишь во временное пользование. Оба храма к тому времени находились в аварийном состоянии.

Что касается второго храма — Введенского — то кровли на нем не было вовсе, своды трапезной разрушились, а стены потрескались. Более того: в южной стене первого этажа был сделан... автомобильный проезд, что сильно ослабило конструкцию сводов. Ни окон, ни дверей не было. Штукатурка везде осыпалась. Кроме того, за это время оба храма сильно вросли в землю: культурный слой в некоторых местах превышал метр!

В конце января 2007 года Воротынский монастырь окончательно передали Церкви. С тех пор начался долгий и кропотливый процесс восстановления обители. Поскольку ее возродили как женскую, то все сложности этого процесса легли на плечи сестер Казанского девичьего монастыря в Калуге. Иногда им помогали студенты различных вузов.

Воротынский монастырь теперь официально считается скитом Казанского девичьего монастыря. Его территория — удивительно ухоженная и уютная: аккуратные клумбы, фруктовый сад, необычная садовая скульптура.

Памятные службы святому покровителю Воротынского монастыря — Никифору Медынскому — совершаются 2 мая, когда празднуется преподобный Никифор, игумен Катавадский.


Саша Митрахович 08.05.2018 08:10


Облик главного храма Спасо-Воротынского монастыря прост и в то же время монументален. Это воплощенный архитектурный аскетизм, характерный для Древней Руси. И сохранение храма на Калужской земле действительно можно считать чудом. О художественной ценности этого собора и всего монастырского ансамбля Спас-на-Угре заговорили еще в императорской России.


Внутри Спасо-Преображенский храм характерен для современных ему России. Основной объем бесстолпный, внутреннее пространство его едино (так что деление фасадов пилястрами и фальшзакомары, как бы отсылающие к древнерусским крестовокупольным храмам, здесь — чисто внешняя атрибутика).

Расположенные асимметрично по трем стенам, кроме восточной, где находится иконостас, оконные проемы наполняют здание необходимым дневным освещением. Вместе с тем света внутри храма не в переизбытке: умеренность — золотое правило древних зодчих. Для каменных шатровых храмов характерно последовательное сужение кверху раскрытых во всю высоту объемов: четверик — восьмерик — сужающийся шатер, замкнутый небольшим подкупольным барабанчиком. При правильном оформлении (роспись и убранство не должны вступать в конфликт с этим приемом!) эффект получается головокружительный.

Отметим в скобках, что хотя русские каменные шатровые церкви по устоявшемуся мнению имели свои истоки в народном деревянном зодчестве, подобный архитектурно-художественный прием «сужения интерьера кверху» в дереве не применялся! Там шатровые конструкции практически всегда отделялись от внутреннего объема собственно храма потолком, выполнявшим заодно функции расписного «неба». А вертикальной игрой интерьерных объемов славились отнюдь не шатровые, а ярусные деревянные храмы.

Так или иначе, сейчас в интерьерах Спасо-Преображенской церкви полным ходом идут реставрационные работы, поэтому оценить все вышеперечисленное довольно трудно — слишком часто приходится, что называется, «включать воображение». Однако, судя по опыту других монастырских построек, можно надеяться, что вскоре паломники смогут лицезреть внутреннее убранство церкви во всем его великолепии.

Обязательно рекомендуем заглянуть внутрь трапезного Введенского храма, чтобы посмотреть, что уже сделано и что можно будет увидеть в Преображенском храме (если предположить, что интерьеры обеих церквей будут исполняться в схожей манере). Очень любопытно колористическое сочетание спокойных охристых тонов фигур и несколько романтического пастельно-голубого цвета фона. Росписи сделаны заново во время реставрации храма в XXI веке; хочется отметить, что современные изографы, что называется, «вошли в резонанс» с древними зодчими, фрески прекрасно стилизованы и смотрятся очень органично.

Экскурсия в Спасо-Воротынский монастырь:

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь

Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен.

По описи 1763 г. в монастыре было 3 каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в т. ч. и колокольня были деревянными. Каменная колокольня была возведена в конце XVIII в. К началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были утрачены.

К началу XX в. от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы -- редкие образцы шатровой архитектуры. Собор в честь Преображения Господня каменный, однопрестольный, теплый. Основной несущий объем собора -- кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. С востока к четверику примыкает трехчастный алтарь. Декор фасадов прост. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной палатой и трехъярусной колокольней представляет собой единое, неправильной четырехугольной формы двухэтажное здание. Небольшая, прямоугольная в плане, вытянутая в ширину двусветная часть храма занимает восточную его половину, завершают эту часть 2 небольших глухих шатра. Трапезная часть храма, как и монастырская трапезная в первом этаже -- одностолпные. В отделке фасадов использованы лопатки, карнизы, декоративные кокошники.

В 30-е гг. XX в. оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в.

Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви по актам приема-передачи во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии. В шатре Спасо-Преображенского собора имеется большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имеет кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра.

Адрес: г. Калуга, Пригородная зона, с. Спас на Угре

Настоятельница: игумения Анастасия (Мордмилович)

Клирики: протоиерей Вадим Кобяков, иерей Вячеслав Федоров

Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен.

По описи 1763 г. в монастыре было 3 каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в т. ч. и колокольня были деревянными. Каменная колокольня была возведена в конце XVIII в. К началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были утрачены.

К началу XX в. от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы –– редкие образцы шатровой архитектуры. Собор в честь Преображения Господня каменный, однопрестольный, теплый. Основной несущий объем собора –– кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. С востока к четверику примыкает трехчастный алтарь. Декор фасадов прост. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной палатой и трехъярусной колокольней представляет собой единое, неправильной четырехугольной формы двухэтажное здание. Небольшая, прямоугольная в плане, вытянутая в ширину двусветная часть храма занимает восточную его половину, завершают эту часть 2 небольших глухих шатра. Трапезная часть храма, как и монастырская трапезная в первом этаже –– одностолпные. В отделке фасадов использованы лопатки, карнизы, декоративные кокошники.

В 30-е гг. XX в. оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в.

Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви по актам приема-передачи во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии. В шатре Спасо-Преображенского собора имеется большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имеет кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра.

Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры калужского Казанского Девичьего монастыря.

С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского.

4 февраля 2005 г. был заключен четырехсторонний договор № 20 о безвозмездном пользовании Калужской епархией Русской Православной Церкви объектом культурного наследия религиозного назначения «ансамбль Спасо-Воротынского монастыря». 29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало монастырь в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.