Казань. Успенский Зилантов монастырь. История Зилантова монастыря: Как на змеиной горе вырос кремль Где находится, как добраться

Зилантов Свято-Успенский монстырь - монастырь, расположенный в г. Казани на Зилантовой горе, в 2-х с лишним километрах ниже от Казанского кремля по старому руслу реки Казанка.
Монастырь основан Иоанном IV 15 октября 1552 года после взятия города, был построен на том месте, где стояла царская палатка и походная церковь и где были похоронены русские воины, убитые под стенами Казани. В 1559 разлив Волги подмыл и разрушил монастырские стены, после чего монастырь был перенесён на вершину горы.
Московская царственная чета приняла близкое участие в деле возобновления монастыря на его новом месте. Царь Иоанн Васильевич и царица Анастасия пожертвовали 400 рублей (сумма по денежной системе того времени весьма значительная) на монастырское строение, а царица Анастасия сверх того принесла для монастырской церкви в дар целый иконостас.


Старая фотография Зилантова монастыря - почти весь комплекс монастыря был разрушен.

Название монастыря связано с преданиями о мифическом существе Зиланте.

Существует много легенд о Зилантовой горе. Вот одна из них.
«Однажды хан велел привести к себе девушку, которая громко порицала его, основателя города.
– Почему ты ругаешь меня, красавица?
– О, великий основатель города, ты не знаешь, как тяжело женщинам носить воду так далеко. Вот бы перенести город поближе к воде.
– Поближе к воде есть удобный холм, но там много змей и диких свиней, - возразил хан.
– Разве колдуны великого хана не могут с этим справиться? - сказала девушка.

Хан решил перенести город на холм, где сейчас стоит Кремль. Но место это было неудобным, так как было заполнено змеиными гнёздами. Люди пугались змеиного свиста и обходили холм стороной. За зиму свезли на гору множество хвороста и соломы, а весной, когда змеи выползли на солому, всё это подожгли.

Огонь уничтожил всех змей, больших и малых. Но один змей, крылатый, кинулся вслед за богатырём, который поджёг солому. Настиг змей богатыря у села Чурилина, возле оврага, что по-татарски называется Алты-кутар, а у русских - Кутарка и разорвал на 6 частей. Позже обгоревший змей поселился на горе Джилантау, откуда по ночам вылетал в сторону казанской крепости и наводил страх на её жителей».

Охранник монастыря сказал, что колокола старые, были сохранены в свое время. А выглядят как новоделы.

Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. В нём находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), храм Всех Святых (1681 г., перестроен в 1890-е гг.), Святые ворота с шатровой колокольней на южной стене (1897), зубчатые белокаменные стены (1822), много жилых и хозяйственных построек, в т.ч. Настоятельский корпус, уцелевший до наших дней (1808).

Церковь Владимира Равноапостольного

К монастырю приписан храм-памятник с церковью во имя иконы Спаса Нерукотворного, сооруженный над братской могилой воинов, павших под Казанью. В дошедшем до наших времен виде новый храм освящен 30 августа 1823 года архиепископом Амвросием.

На этом месте с 1720 по 1923 год стоял храм честь святого Алексия, митрополита Мосовского и всея России чудотворца. 10 сентября 1918 года в трапезной этого храма был расстрелян архимандрит Сергий с братией Зилантова монастыря.

Троицкий собор монастыря - точная копия одноименного собора Троице-Сергиевой Лавры.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф, выходец из Украины, сосланный по обвинению в ереси. В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил, автор первой в России многотомной истории философии.

На территории монастыря установлен крест. Надпись под крестом гласит: "Памяти воинов отдавших свои жизни за веру православную и Отечество, послушников добровольно и безропотно подъемлющих крест послушания, и всех известных и безизвестных православных молитвенников и праведников, монашествующих и мирян, чьим молитвенным подвигом держится сей мир".

Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году. В 1918 году именно здесь устанавливали белочехи свои орудия.

Раньше имела обитель и церковно-приходскую школу, находившуюся подле Зилантовой горы вне стен монастыря и помещавшуюся в одноэтажном деревянном здании на каменном фундаменте. В школе училось около сорока мальчиков, из коих до половины - чуваши, жившие в помещении школы на полном иждивении обители. Школа была освящена и открыта 17 сентября 1909 года попечением архиепископа Казанского Никанора (Каменского) и усердием настоятеля Зилантова монастыря архимандрита Сергия.

В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. Когда в августе 1918 года Казань была занята белочехами, то на Зилантовой горе, почти перед входом в обитель, белочехами были установлены два орудия, из которых обстреливались миноносцы Раскольникова, бомбардировавшие древний город. Военные действия, проходившие в непосредственной близости от стен святой обители, не могли не сказаться на нормальном ходе монастырской жизни, и без того нарушенной декретами советской власти.

В центре монастыря – Троицкий собор, копия собора Троице-Сергиевой Лавры. Говорят, снять мерки с собора Лавры распорядился сам Иван Грозный, правда, такой храм так и не был построен, а возведенный в 1625 г. в камне Успенский собор был просто похож на собор Лавры. Он был разрушен в 1929 г. и в 2002 г. здесь возвели храм, освященный в честь Троицы.

Вдоль стены монастыря стоит маленькая колоколенка, которую называют «Зилантовской свечой».
Колокольня открытая, можно забраться на самый верх.

10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев.

Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре на его основе была образована православная община. Община просуществовала до 1928 года, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время трудами ктитора обители Натальи Владимировны Девятых, генерального директора АКБ "Заречье", восстановлен Успенский собор, настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии, построены колокольня, Троицкий собор и крестильный храм св. равноап. кн. Владимира, завершена роспись храмов.

Успенский собор Зилантова монастря является старейшим.

На территории монастыря есть своя библиотека (на фото).

Самый большой храм монастыря – во имя мучеников Адриана и Наталии, при нем расположен сестринский корпус.

Ансамбль на самой Зилантовой горе был почти стерт с лица земли (кроме Всехсвятской церкви - 1681 г., перестроена и приобрела современный вид в 1890-е гг., и Настоятельского корпуса - 1808).
Бывший мужской монастырь сейчас возрожден как женский.

Возрождаться монастырь стал как женский, в начале XXI в. Сохранившийся Настоятельский корпус и храм Всех святых подреставрировали, заново возвели надвратную колокольню с Михайловской церковью.

Зилантов монастырь является одним из старейших в Татарстане. Первоначально в обители находилось три каменные церкви. Первая - соборная, в честь Успения Пресвятой Богородицы; вторая - во имя Всех Святых с приделом Свв. Апостолов Павла и Петра, где находилась древняя икона Божией Матери Смоленская и почитаемый большой иконописный образ мученика Иоанна Казанского, погребенного, по преданию, на месте Зилантова монастыря. Третья церковь, возле восточной монастырской стены, была посвящена Святителю Алексию митрополиту Московскому. Помимо этих трех церквей к монастырю была приписана и церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

В 1836 и 1839 годах Зилантов монастырь посещали император Николай I и царевич Александр, будущий Царь-Освободитель Александр II.

В 1930-1950-х годах на территории монастыря находилась тюрьма НКВД.

На верхней площадке звонницы висят 10 колоколов, подаренных Донецким металлургическим заводом, самый большой из которых весит 7,4 т.

Не менее известно Зилантовское кладбище монастыря. Кладбище занимало всю восточную половину горы, было неотъемлемой частью святой обители. Оно составляло часть его многовековой истории, славного прошлого монастыря и являлось источником многих пожертвований – вкладов в обитель на помин души.
Это самое древнее в Казани русское кладбище. Здесь в 1529 г. был погребен святой мученик Иоанн. Позже появилось и новое русское кладбище: там, где в огромной братской могиле упокоились все воины, павшие под Казанью в 1552 г.

Многие жители Казани изъявляли желание быть погребёнными на «святой горе при доме Пресвятой Богородицы» и ещё при жизни составляли завещания в пользу Успенской обители. За других давали вклад на помин души родственники. Здесь же хоронили и усопших братьев святой обители. Кладбище было совсем небольших размеров, как и большинство русских монастырских некрополей, но при этом считалось одним из самых святых мест не только Казани, но и всей епархии.

Не только вне монастырских стен, но и внутри самой ограды находилось множество захоронений – они заполняли все свободные от строений места. На дореволюционных фотографиях виден буквально лес крестов у алтаря Успенского собора. При реставрации и реконструкции обители человеческие останки обнаруживаются постоянно и повсюду: у фундаментов строений, под корнями деревьев…поистине монастырь весь стоит на костях, и только осознавая это, постепенно начинаешь понимать его особую роль и святость этого места.

На монастырском некрополе простолюдинов хоронили к юго-западу от обители (напротив железнодорожного полотна). Эта часть погоста была разрушена в 30-40-е годы XX века. Большая часть Зилантовой горы была срезана землеройной техникой, т.к. песок, грунт, щебенка были необходимы для строительных работ.

Другая же, элитная часть кладбища, где хоронили именитых горожан и лиц, сделавших вклады в монастырь, располагалась либо на территории обители, либо к северо-востоку от монастыря. Там же, в фамильном склепе был похоронен почетный потомственный гражданин Казани Иван Иванович Алафузов. На монастырском кладбище имелись семейные усыпальницы известных казанских купцов Александровых, Тихомирновых, Кондыриных, Крашенинниковых, Шмагиных, Моисеевых, маркизов де Траверсе.

Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек.

Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году. Самой почитаемой реликвией монастыря была икона Смоленской Божьей Матери, принесенная в Казань Иваном IV.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии.

Расцвет Зилантового монастыря в Казани

В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска.

Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

В 1998 году комплекс Зилантова монастыря был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время восстановлен внешний фасад и главки храма Всех Святых и настоятельский корпус с домовой церквью. Расположен по адресу: г. Казань, Зилантова гора.

Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани уже в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе.

Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы. в 1998 году комплекс Зилантова монастыря был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время трудами ктитора обители Натальи Владимировны Девятых, генерального директора акционерного комерческого банка "Заречье", восстановлен внешний фасад и главки храма Всех Святых и настоятельский корпус с домовой церквью, построена занова колокольня, церковь св. равноап. кн. Владимира и Троицкий собор.

(Журавский А.В., Липаков Е.В. Православные храмы Татарстана. - Казань, 2000.)

Святыня на Зилантовой горе основана Иваном Грозным в Казани в 1552 году. Ее появление ознаменовало взятие города русскими войсками. Изначально она расположилась недалеко от братской могилы русских воинов, погибших во время захвата города, но из-за того, что ежегодно место заливалось водой во время половодья, спустя семь лет святыня была перенесена на свою нынешнюю территорию. Существует версия, что храм начали отстраивать там, где погиб святой Иоанн Казанский, пострадавший от татар за отказ принять ислам.

Зилантова гора, или по-татарски Жилантау, названа в честь дракона, по преданиям обитавшего на ней. Сейчас его изображение нанесено на герб города.

Старинная легенда гласит, что когда-то в этих местах жило чудовище татарского эпоса с крыльями с именем Зилант. Сначала изображением с этим мифологическим существом была снабжена печать Казанского хана, а уже потом она появилась на гербе Казанской губернии. Позже коронованный дракон черного цвета с алыми крыльями был перенесен на герб Казани.

Ансамбль монастыря складывался на протяжении XVII — XVIII века. В него входили Успенский собор, храм Митрополита Алексия, храм Спаса Нерукотворного над могилой павших воинов, жилые и хозяйственные постройки. Некоторое время на территории обители располагалась Казанская духовная семинария.

После революции монахи и настоятель были расстреляны, а сама святыня пришла в запустение, все строения был практически полностью уничтожены. Сохранились только Собор Всех Святых (Успения Пресвятой Богородицы) и Настоятельский корпус (XIX век). Большинство построек возведены уже после возрождения обители, на рубеже ХХ — ХХI веков. Это Собор Троицы Живоначальной (около 2000 года), церковь святого равноапостольного князя Владимира (примерно 2004 год) и несколько других строений. До революции Зилантов храм был мужским, сейчас он женский.

История

Будучи древнейшей святыней не только Татарстана, но и всего Поволжья, Зилантова обитель привлекает огромное количество приезжающих. Место уникально и самобытно, также оно имеет многогранную вековую историю.

Осенью 1552 года Иван Грозный находился в очередном походе на главный город Казанского ханства с целью увеличения границ Русского государства и открытия Волжского торгового пути, который впоследствии помог бы ему расширить торговлю с разными странами.

Благодаря тщательному планированию похода и хорошей подготовке дело завершилось окончательной победой русских войск и полным завоеванием города Казань. В память об огромном количестве погибших Иван Грозный основал мужской Свято-Успенский монастырь на месте размещения царской походной палатки и небольшой церкви.

Спустя семь лет вышедшая из берегов Волга стала представлять угрозу для деревянных стен монастыря, тогда для спасения религиозной святыни было принято решение переместить ее на возвышенное место и соорудить вокруг каменную стену. Так монастырь начал свою вторую жизнь на Зилантовой горе.

В 1732 году в святыне начала функционировать духовная семинария, позднее заработала школа. В то время в архитектурный ансамбль входили уже четыре церкви из камня, а на территории рядом был разбит прекрасный сад.

По прошествии века на месте воздвигли еще одно памятное строение с обителью во имя иконы Спаса Нерукотворного. Новое строение выросло над захоронениями павших под Казанью воинов.

В годы советской власти место, как и множество других святынь, было закрыто. Настоятель и 10 монахов были признаны виновными в открытии стрельбы по красногвардейцам без каких-либо на то оснований, их расстреляли во время штурма города, начавшегося с Зилантовой горы.

После этих печальных событий длительное время на месте святыни находились коммунальные квартиры, затем здесь расположились тюрьма и склады, под конец место стало пристанищем колонии. Спустя некоторое количество времени там была организована православная община, просуществовавшая до 1928 года, затем ее ликвидировали.

Место стало пустовать. Долгие годы заброшенная святыня служила мусорной свалкой, стены храма же были практически уничтожены.

Сейчас

В 1998 году обитель была возвращена церкви, в этот момент началось ее возрождение в качестве Успенского Зилантова женского монастыря города. На сегодняшний день строение является единственной женской обителью на территории Казанской епархии.

Сейчас место очень красиво: возведено несколько новых храмов и зданий для насельниц, территория рядом со строениями благоустроена и ухожена.

Чтобы оказаться в монастыре, туристы должны подняться на маленькую горку, на которой стоит колокольня святыни. По обеим сторонам центральных ворот гостей встречают иконы Небесных Архангелов: Михаила и Гавриила, колокольня же является домом для Михайловской надвратной церкви.

Оказавшись на территории Зилантьевской обители, в первую очередь сталкиваешься с красивыми колоколами, размещенными на постаменте. Территория женского монастыря насчитывает несколько храмов, на данный момент действующей является Владимирская святыня, которая была освящена в 2004 году. Постройка имеет купол небесно-голубого цвета и расположена слева от входа в монастырь. Здесь христиане молятся и ставят свечи. За церковью можно обнаружить памятный крест, посвященный воинам, отдавшим жизнь за православие и Родину.

По центру высится Троицкий храм ослепительно белого цвета, его освятили в 2006 году. Место в точности повторило одноименный собор, отстроенный в Троице-Сергиевой Лавре . Перед собором раскинулась внушительная площадь, в будние дни она пустует, а в праздники становится многолюдной.

Если стоять на площади, повернувшись к Троицкому собору, по левую руку окажется храм святых мучеников Адриана и Наталии белого цвета, справа же будет невероятной красоты Успенский собор, когда-то носивший название Всехсвятского. Позади него возвышается Малая Колокольня, окружает ее огромное количество цветов.

Вся монастырская территория отличается чистотой и аккуратностью. Храмы и сестринские корпуса окружены цветочными клумбами, что в сочетании с небесно-золотыми святынями выглядит просто великолепно.

Богослужения

Верующие чтят Зилантову обитель, и почти каждый христианин хочет оказаться в этом умиротворенном и красивом месте. Помимо проводимых здесь богослужений на территории храма можно увидеть мощевик, содержащий частицы мощей большого количества святых. Здесь же функционирует церковная лавка и воскресная школа, также туристы могут заглянуть в библиотеку и трапезную.

По субботам проводят Панихиду, усопших поминают и по древнему заупокойному синодику. По средам во время молебна читается Акафист перед иконой Успения Божьей Матери. Каждый месяц часовня становится местом проведения молебна 14 тысячам убитым младенцам в Вифлееме. Богослужения проводятся каждый день.

Как добраться до Свято-Успенского Зилантова монастыря в Казани

Доезжают до места на маршрутках, проходящих по Кировскому району, другим вариантом является электричка, следующая до станции «Адмиралтейская слобода» . До остановок «Льнокомбинат» и «1-ое Мая» курсируют автобусы

По воскресеньям сюда ходит бесплатный автобус, который стартует от остановки «Речной техникум» в утренние часы (08.15, 08.30 — отправление, возвращение назад — 10.50).

Желающим ездить с комфортом следует воспользоваться местными службами такси или вызвать машину через популярное приложение Яндекс. Такси, Максим, Gett или Uber.