Лхаса храм золотого дракона исцеление болезней. Лхаса Китай: туры в Лхасу, отдых в Лхасе – информация от ведущих туроператоров по Лхасе и Китаю - Русско-Китайский Клуб. Парк Норбулинка "Летний дворец" Далай Ламы

Тибет находится на юго-западной окраине Китая и занимает площадь 1200000 кв.км. В Китае Тибет именуется как ТАР (Тибетский автономный район). Административный центр Тибета - город Лхаса, который в последние годы бурно развивается и заселяется китайцами. В переводе "лхаса" - "святое место". Город расположен на высоте 3660 м над уровнем моря.

Высокогорное положение обусловило суровые климатические условия и большую разницу температур днем и ночью. Но благодаря сильной инсоляции зимой в Тибете вовсе не так уж холодно, средняя годовая температура в Южном Тибете +8 С, в северных районах -1-2 С, в центральных районах зимой почти не бывает суровых морозов, а летом редко случается сильная жара. Наилучшим сезоном для путешествий является время с марта по октябрь.

Тибет отделен от внешнего мира самыми высокими горными хребтами. Поэтому как только Вы пересечете границу, Вы сразу поймете, почему эту страну называют "Крышей Мира". Весь Ваш путь по Тибету будет пролегать на высоте 4500-5000 м. На такой высоте близость к небу становится реальной и ощутимой.

Тибет - самое таинственное место на земле. Долгое время Тибет был закрытой страной, и попасть туда было почти невозможно. Лишь с 1974 г. эта территория была открыта для посещения иностранцами. И хотя страна кажется пустынной, Вы встретите непрерывный поток тибетцев, посещающих храмы. В Тибете находится более 2000 храмов и монастырей - уникальная сокровищница культуры и традиций Востока.

Вы увидите здесь больше сокровищ, чем в любой другой стране мира! Вы никогда не забудете тибетские песни, глаза тибетцев полные любви и доброжелательности, поскольку это - единственное место в мире, где Вы встретите неподдельную улыбку.

Мировую известность Тибету принесли многочисленные храмы и монастыри, где до сих пор проводятся торжественные ритуалы и церемонии.

Фотогалерея

ЧУДЕСА ЗОЛОТОГО ДРАКОНА

Рангун, столица Бирмы и третий крупнейший город Индийской империи, с полным правом может считаться Меккой буддизма. Восток и Запад переплелись на его улицах, образовав некую экзотическую смесь. Современные административные здания мирно соседствуют с позолоченными бирманскими святилищами, а буддийские монахи в одеждах цвета бордо, смешиваются в толпе с безукоризненно одетыми туристами. Однако общая атмосфера современной индустриальное™ не способна полностью уничтожить ту безмятежность, которая составляет неуловимый, но важнейший элемент восточной жизни.

Путешественник, приближающийся к Рангуну по реке, поначалу воспринимает город как таинственный мираж с призрачными зданиями, неясно проступающими сквозь окутывающую их дымку. Но туман в конце концов рассеивается, и с серого неба вдруг словно обрушивается сияющий и переливающийся поток золотого света. Источником света, этого закристаллизовавшегося солнечного луча, оказывается Шуэдагоун, или пагода Золотого Дракона - самый священный и прекрасный из бесчисленных храмов Будды.

Пагода Золотого Дракона, разместившаяся к северу от города, стоит на вершине небольшого холма, возвышающегося на 50 м над уровнем окружающей местности. Специально выровненная поверхность холма и искусственно наращенные склоны формируют платформу пагоды длиной около 275 м и шириной примерно 215 м. Подняться на платформу можно по четырем лестничным пролетам, по одному с каждой стороны света. Главный вход находится на южной стороне, обращенной в сторону Рангуна.

Туриста, подходящего к пагоде с юга, встречают два массивных грифона* - два ярко расписанных красками бирманских льва гротескного вида из белого гипса со злобным взглядом блестящих глаз. Сам вход являет собой внушительное сооружение в типично сиамском стиле, по виду похожее на пагоду, крыша которой по краю украшена замысловатой резьбой. Прямо перед входом практически постоянно можно увидеть выстроившуюся в длинные ряды самую разную обувь; здесь местные сандалии наступают на носы импортных полуботинок, а элегантные спортивные туфли и военные башмаки мирно соседствуют с изящными лодочками на высоких каблуках и поношенными сабо.

Неподалеку на низкой неровной стене сидят стайки бирманских мальчишек; каждый держит в руках неописуемого вида ведро с водой и несколько кусков ветоши. Эти юные бизнесмены изобрели новый вид деятельности: они приспособились мыть ноги туристам, которые вынуждены босиком пробираться по коридорам пагоды, ибо никому не разрешается войти в Шуэдагоун, не сняв прежде обувь и носки; на Востоке этот ритуал равнозначен сниманию шляпы при входе в христианскую церковь. Говорят, что закон, заставляющий туристов снимать обувь, был введен в Бирме исключительно из-за того, что подобный обычай был оскорбительным для англичан. Таким вот своеобразным способом Бирма накрутила хвост британскому льву.

Лестничные пролеты, ведущие на платформу пагоды, со всех сторон огорожены стенами и крышей из тикового дерева, сплошь покрытыми замысловатой резьбой; и, как только босой турист входит на скользкие от грязи, истертые ступени, он тут же попадает на настоящий восточный базар религиозных древностей. Паломники, приезжающие сюда со всех концов земли, чтобы искупить свои грехи в этом святейшем месте, непременно желают увезти с собой какие-нибудь сувениры на память о посещении святыни. Спрос, как известно, рождает предложение, и поэтому дорога, ведущая к храму, сплошь усеяна мелкими лавчонками, где верующие могут за пять центов приобрести грубо сделанные фигурки и аляповатые многоцветные литографии.

Поднявшись по лестнице и пройдя через причудливые ворота, турист наконец попадает на платформу пагоды, и перед его взором открывается такое потрясающее зрелище, что в языке просто не хватает слов, чтобы описать его великолепие. И хотя платформа в действительности имеет прямоугольную форму, создается впечатление, что она представляет собой огромный круг. Грандиозную центральную пагоду окружает широкий променад*, куда фасадами выходят расположенные со всех сторон ряды святилищ, украшенных витиеватой резьбой. Середина променада выстлана коврами, и большинство европейцев с удовольствием предпочитают не сходить с этого покрытия.

Представьте себе, если, конечно, сможете, двести пятьдесят пагод сразу, каждая высотой от 3,5 м до 30,5 м, со своей оригинальной резьбой, большей частью позолоченной или покрытой слоем лака. Сотни золотых шпилей сияют на солнце, тысячи серебряных колокольчиков нежно позванивают от легкого дуновения ветерка, и всеми цветами радуги искрятся и переливаются в лучах полуденного солнца алмазы, изумруды и рубины на миллионы долларов - таким предстает перед вами Шуэдагоун!

На платформе Золотого Дракона собраны в художественном беспорядке бесчисленные образчики архитектуры сорока наций. Странные наклонные крыши из Сиама; рифленые шпили из Индокитая; удивительные ступы из Камбоджи; похожие на колокол дагобы из Тибета; витиеватые фронтоны из Китая и Кореи; украшенные необычной резьбой башни и полукруглые купола из Индии и Цейлона - все они столпились вокруг золотого основания Шуэдагоуна.

Стоящие повсюду скульптурные изображения Будды выглядывают каждое из своей ниши. Есть там и огромные каменные Будды, веками сидящие погрузившись в медитацию; Будды из тикового дерева с лакированными лицами в темных блестящих одеждах; мраморные Будды в одеянии, инкрустированном золотом; Будды из бронзы и меди с изумрудными глазами и рубиновыми губами; маленькие золотые Будды и серебряные святые, сидящие в украшенных драгоценными камнями нишах; Будды из нефрита, аметиста, розового кварца и хрусталя. Будды различаются не только материалом, из которого они изготовлены, но также и позами: одни Будды сидят в медитации, другие преклонили колена в молитве, третьи стоят и проповедуют, четвертые полулежат и с полузакрытыми веками ожидают наступления нирваны. Здесь можно увидеть гигантских Будд высотой от 15 до 18 м и Будд таких крошечных, что они спокойно помещаются между большим и указательным пальцами. Всего на платформе Шуэдагоун размещено более двадцати пяти тысяч скульптурных изображений «Света Азии».

Поперек фасада многих более мелких святилищ установлены позолоченные прутья. За этими решетками находятся статуи Будды, украшенные бесценными драгоценностями; во лбу этих статуй горят бриллианты размером с 25-центовую монету, а их одежда инкрустирована драгоценным камнями на баснословную сумму. Возраст некоторых из таких святынь насчитывает многие столетия, тогда как другие стоят еще в незаконченном виде. То тут, то там какой-нибудь современный ревнитель возводит с практической целью бетонную святыню, внося в общую гармоничную картину изрядную долю абсурдности.

На платформе Золотого Дракона разместились не только школы буддийских монахов, но также и обители, дающие пристанище людям, пораженным такими недугами, как проказа и туберкулез, которые прибыли сюда за исцелением. Между золотыми алтарями неустанно бродят монахи с бритыми головами и скипетрами из конских хвостов. Они считаются хранителями этой всемирно известной святыни.

Люди, неспособные оценить годы кропотливого труда, затраченного на украшение позолоченных святилищ замысловатой резьбой, склонны рассматривать всю эту богатейшую орнаментику просто как грубо выполненные антикварные безделушки. Однако независимо от разнообразия индивидуальных впечатлений, возникающих при созерцании невероятного множества сияющих алтарей, все сходятся в одном: что грандиозная пагода, возвышающаяся в центре платформы, являет собой совершенство красоты, простоты и величия. Огромный шпиль Шэудагоуна с золотым зонтом в качестве единственного украшения, изящно изгибаясь, взлетает над платформой на высоту 113 м. В строгой простоте его очертаний выражается подлинный эстетизм. Столпившиеся вокруг основания Золотого Дракона многочисленные пагоды выглядят подобно предгорью, окружающему одинокую неприступную гору.

Форма пагоды Шуэдагоун таит в себе особый смысл. Основание выполнено в виде перевернутой миски, которой пользуются в Азии священники для собирания пищи. Над основанием располагаются складки чалмы, из которых вырастает двойной цветок лотоса. Над лотосом поднимается шпиль пагоды в форме бутона банана. Привкус современности этой конструкции придают бесчисленные гирлянды электрических лампочек, которыми увешана пагода, по ночам господствующая над городом подобно гигантской рождественской елке. Периметр основания центральной пагоды составляет 416 м. Для постройки всего сооружения использовался местный кирпич. Нынешний «зонт», образующий навес пагоды, был установлен в 1871 году. Он состоит из железных колец, покрытых золотыми пластинками и увешанных золотыми и серебряными колокольчиками, позванивание которых хорошо слышно на платформе. Верхняя часть зонта называется «сейн-ба», что означает «украшенная драгоценными камнями корона». Сейн-ба усыпана массой сверкающих алмазов, изумрудов и рубинов, поскольку многие богатые бирманские буддисты вешали на нее свои личные драгоценности еще до того, как ее подняли и установили наверху пагоды. И стоит только солнечному лучу коснуться одного из огромных камней, как яркая вспышка зеленого, красного или белого света тут же ослепляет глаза всякого стоящего внизу.

Первая пагода высотой не более 8 м была построена на небольшом возвышении в 500 г. до н. э. Шли века, а святое место пребывало в полном забвении до 1446 г. н. э., когда заботами благочестивого правителя началось ее восстановление. С тех пор сооружение увеличилось в размерах и содержалось в исправности вплоть до 1776 г., когда оно приобрело свой нынешний вид. Огромную ступу неоднократно золотили и укладывали новые слои кирпича, которые затем снова покрывали позолотой, и поэтому сейчас уже невозможно точно оценить, какое количество драгоценного металла пошло на украшение пагоды. Прежний метод золочения, как недостаточно экономичный, был заменен новым, и теперь пагоду золотят с помощью золотой фольги толщиной в 3,2 мм, покрывая ею поверхность кирпича до того места, где из купола выходит шпиль. Жителю Запада трудно представить себе колоссальный объем работ по выстиланию золотой фольгой сооружения окружностью 416 м. Однако вера - это духовное качество, которое в Бирме проявляется более ярко, чем в западной мире, и поэтому ослепительный блеск Золотого Дракона не имеет других соперников, кроме сияния самого солнца.

Как всегда, возникает один и тот же вопрос: зачем было возведено это грандиозное святилище? Что собой знаменует это святое место? Если вы спросите об этом местного монаха, он ответит, что пагода отмечает место, где хранятся священные реликвии четырех Будд, и поэтому оно является самым святым из всех ему подобных. Действительно, где-то глубоко под Золотым Драконом спрятаны величайшие буддийские святыни: чаша Кракучанды, одежда Гаунагонга, посох Катхапы и восемь волос с головы Гаутамы. Где еще столь бережно хранятся святые реликвии? Таким своеобразным способом Азия свидетельствует почтение своим освободителям.

Несмотря на свое всеподавляющее великолепие, пагода Шуэдагоун абсолютно не гармонирует с духом великого учителя, останкам которого она служит надежным хранилищем. Будда проповедовал несущественность земных сокровищ; согласно его проповедям, человек, чтобы открыть Реальность, должен освободиться от иллюзии физического существования и удалиться во внутреннюю крепость собственного «я». По убеждению Владыки Гаутамы, ни пагода, ни святилище не содержат в себе никакого смысла, ибо и они являются частью иллюзии, от которой надо уметь отрешаться. Для него не было ничего реального, кроме собственного «Я», ничего абсолютного, кроме «Я», и никакого подлинного достижения, кроме полного слияния с этим «Я». И когда он сидел, погрузившись в самадхи*, его сознание сливалось с сознанием вселенной. Его миссия состояла в том, чтобы научить людей, как вырваться из рабства у иллюзии, проистекающего от признания частей, и таким образом достичь полной свободы, которая есть осознание целого. Откровение Золотого Дракона гласит: «Азия любит своих Будд и воздает им должное, но Азия ничего не понимает».

Из книги Автобиография духовно неправильного мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Впечатления золотого детства Я никогда не был духовным в том смысле, в каком это понимают. Я никогда не ходил в храмы и церкви, я не читал писания, не соблюдал в поисках истины обряды, не поклонялся и не молился Богу. Это не мой путь. И потому любой может сказать, что я не

Из книги Современная ритуальная магия автора Кинг Фрэнсис

Глава 20 АЛХИМИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ «ЗОЛОТОГО РАССВЕТА» В середине 20-хгг. трое посвященных в герметический Храм «Stella Matutina», расположенный в Бристоле, оставили эту организацию, поскольку уже не могли мириться с явно антропософским тоном учений, преподаваемых Вождями

Из книги Пришельцы из Шамбалы автора Бязырев Георгий

Из книги Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету автора Эзотерика Автор неизвестен -

СТОЛИЦА ЗОЛОТОГО ВЕКА Паломничества возвышают и очищают тело.Если бы читатель вместе со мной смог перенестись на 400 тысяч лет назад в летающую тарелку атлантов, кружащую над столицей толтеков - Городом Золотых Врат, то его изумленному взору открылась бы картина

Из книги Книга-3: История Рампы. (THE RAMPA STORY) автора Рампа Тьюсдей Лобсанг

Глава о преображении в золотого ястреба Я поднялся из комнаты Сешете (супруга Тота, покровительница письма), как золотой ястреб, который вышел из его яйца.Я лечу, спускаюсь подобно ястребу со спиной в семь локтей, и крылья которого подобны матери изумрудов с Юга.Я

Из книги Потерянные царства [илл., ёфиц.] автора Ситчин Захария

Глава 4 В стране золотого света и на земле У ворот Лубянки меня уже дожидалось трое солдат. Тюремный охранник, который вытолкнул меня в открытую дверь, вручил старшему по званию, ефрейтору, какую-то бумагу.- Распишись здесь, товарищ, здесь только сказано, что ты принял от

Из книги Иисус жил в Индии автора Керстен Хольгер

ГЛАВА ШЕСТАЯ ЦАРСТВО ЗОЛОТОГО ЖЕЗЛА История цивилизации в Андах скрыта завесой тайны, и тайна эта усиливается отсутствием письменных источников или стел с рисуночным письмом. Однако мифы и легенды дополняют картину рассказами о богах и гигантах, а также вождях, которые

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Чудеса Иисуса и чудеса в Индии Если рассматривать сотворенные Иисусом чудеса вне контекста, то на первый взгляд они покажутся уникальными и беспрецедентными. На самом деле, люди всегда верили, что за необычными, выдающимися, зрелищными и необъяснимыми событиями реальной

Из книги Практическая астрология или искусство предвидения и противостояния судьбе автора Кефер Ян

Из книги Интеграция души автора Рэйчел Сэл

Из книги Дорога Домой автора

Видение нового Золотого Века Когда 21 декабря 2012 года над Землей взошло Солнце, многие души думали, что оно положит конец тьме на планете. Они ожидали переноса в другое измерение и стремились оставить позади мир нужды и страдания.У некоторых так и случилось, но огромное

Из книги Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии автора Прокопенко Иоланта

Поиски Золотого царства Собирается отец в дальние страны и спрашивает дочерей, какие подарки им привезти. Две старшие дочери выбрали в дар силы, к которым так тянутся люди. Первая выбрала силу видеть ночью, вторая выбрала силу не стариться. Младшая же попросила привезти

Из книги Русь открывает себя автора Жикаренцев Владимир Васильевич

О реках Золотого кольца Конечно, всё, что я скажу ниже, касается и других рек России.Впервые я обратил внимание на состояние рек, когда в Суздальском кремле рассматривал макет древнего города. Он разительно отличался от современного города тем, что в нём было очень много

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Предметы розово-золотого (высшего) масонства Помимо вышеперечисленных символов, имело свои изображения символического характера:1. Роза – символизировала не только любовь, но и вечность материи.2. Пеликан – закон высочайшей мудрости, спасителя мира.3. Орел –

Из книги автора

Золотое сечение и спираль Золотого сечения как основа информационного поля Земли Если быть кратким, понять, что означает улитка, помогли мне тамплиеры. Одна из загадок, которая мучила учёных до последнего времени, заключалась в следующем: откуда тамплиеры были так хорошо

Из книги автора

Часть III От Золотого Века до аграрных цивилизаций Когда я обращаюсь к истории человечества, я становлюсь пессимистом… но когда я вглядываюсь дальше, в доисторическую эпоху, ко мне возвращается оптимизм. Я. Х. Смэтс Само по себе понятие золотого века достаточно

Храм Джокханг – один из самых известных и почитаемых буддийских храмов в Тибете. Это место посещают паломники и туристы из разных концов света.

Храм построили по приказу царя Сонгцен Гампо в 639 году. Инициатором была императорская жена принцесса Бхрикути, которая считала, что под землей на месте будущего храма сидит тибетская демоница. Чтобы она не смогла восстать, на этой земле и заложили храм.

Изначально храм назывался Раса Труланг – «Магическое проявление Расы», но его переименовали после помещения в здание фигур Будды Акшобья и Джово Ринпоче. Сейчас эти статуи находятся в храме, но неизвестно, являются ли они подлинными.

Храм украшен различными скульптурами и статуями, фресками с божествами, правителями Тибета и ламаистскими святыми. У входа в храм расположена плита с надписью-договором между правителями Китая и Тибета.

Сейчас в храме каждый день проводятся службы. Традиционно с рассвета и до заката паломники обходят весь храмовый комплекс по ритуальному пути (кора), читая мантру.

Загадочный Тибет, Таинственная Шамбала, Крыша Мира – каких только эпитетов не придумали путешественники и писатели, поэты и художники для Тибета.

ООО «Чайна Лайн» приглашает Вас в путешествие, которое поможет Вам отличить правду от фантазии и немного приблизиться к разгадкам тайн Тибета.

Свое путешествие мы начнем с Лхасы.

Город Лхаса расположен в Тибете, это столица Тибетского Автономного Региона. Имеет более чем 1300-летнюю историю. Издавна является политическим, культурным и религиозным центром Тибета.

Немного истории.

В 615 году н.э. Сонгцэн Гампо - тридцать третий царь Ярлунгской династии Тибета в 13-летнем возрасте взошел на трон. До сих пор тибетцы с трепетом и уважением произносят его имя. Он впервые в истории Тибета объединил разрозненные племена. Во время его правления в Тибет активно проникает и развивается Буддизм. Им проведено множество реформ: финансовая, налоговая, военная. Введена система уголовных наказаний. Страна разделена на 6 административных частей, которые имели центральное подчинение. В результате его правления тибетское государство стало мощной, сильной и стабильной структурой.

Тибетцы считают Сонгцэна Гампо воплощением бодхисатвы сострадания Авалокитешвары. (В настоящее время воплощением Авалокитешвары считается глава тибетского буддизма Его Святейшество Далай-лама XIV).

Ввиду укрепления мощи Тибетского государства во времена правления Сонгцэна Гампо, соседские государства поспешили породниться с ним, тем самым отведя угрозу войны от своего народа. Мы расскажем вам о двух женах короля: Китайской принцессе Вэн Чэнь и Непальской принцессе Бхрикути. Обе принцессы являются важными фигурами в истории Тибета. Именно под их влиянием Сонгцэн Гампо принимает буддизм и делает все возможное для развития этой религии на Тибете.

Слухи о красоте, обаянии, утонченных манерах и таланте китайской принцессы Вен Чень ходили не только среди Китая, но и в соседних государствах. Её руки добивались цари Персии и Индии. Но, благодаря мудрости своего советника, тибетский принц стал законным мужем принцессы. Итак, караван с молодой принцессой отбыл в Тибет. Поистине бесценные богатства везла с собой мудрая принцесса: не только золото и драгоценности, но семена злаковых, шелк, фарфор, книги, музыкальные инструменты, китайских ремесленников. И самый главный подарок - статую Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет - считается, что эта статуя была создана при жизни Будды Шакьямуни и освящена им. По древней легенде в самых труднопроходимых местах статуя Будды шла сама и часто в темные ночи освещала дорогу каравану.

Картина Николая Константиновича Рериха «Дары китайской принцессы». На одной из повозок мы видим установленную статую Будды:

Другая невеста тибетского принца Бхрикути Деви – дочь непальского царя Аншуриаруама – привезла в качестве приданого статую Будды Шакьямуни в возрасте 8 лет.

Появление на Тибете двух уникальных статуй положило начало основанию города Лхасы (или Расы, как называют его тибетцы), что означает «святое место» - обители богов, и распространению и укреплению буддизма.

Для привезенных статуй тут же начали строится Храмы..

Для Будды Шакьямуни в возрасте 8 лет построили храм Джокханг (639-647 гг..). Этот храм стал резиденцией непальской принцессы, фасад его был обращен в сторону Непала – на запад.

Для Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет был построен храм Рамоче. Строительством этого Храма руководила сама Вэнь Чень. Этот храм становится резиденцией Вэнь Чень и обращен на восток, в сторону Китая.

На многих танках Сонгцен Гампо изображается царем на троне. На его голове золотой или оранжевый тюрбан с головой Будды Амитабхи. В руках Колесо Закона и цветок лотоса – символ чистоты в Буддизме. С правой стороны - непальская жена Бхрикути, с левой стороны - китайская жена Вэнь Чень. В храме Джокханг среди многочисленных статуй Будд, мы можем увидеть и статуи легендарного принца и его жен.

Дворец Потала


В своей книге Его Святейшество Далай-лама XIV «Моя страна и мой народ» так описывает Поталу: "Говорят, это одно из самых больших зданий в мире. Даже если ты живешь там в течение многих лет, все секреты этого здания узнать невозможно. Оно полностью покрывает верхнюю часть холма. Это целый город." Слово «Потала» на санскрите означает "мистическая гора". В начале это было просто место для медитация на красной горе. И только в XVII веке Далай Лама Пятый существенно расширил масштабы Поталы.

Дворец расположен на высоте 3700 метров над уровнем моря, высота его составляет 115 метром, разделенных на 13 этажей. Месторасположение дворца считается самым высоким в мире. Общая площадь дворца более 130 000 кв.м. Точных данных о количестве комнат и залов во дворец нет. На сегодняшний день в Потале осталось несколько сот монахов, которые поддерживают работу всего комплекса. При беглом взгляде на Поталу, мы видим, что она поделена на красный и белый дворцы.

В залах белого дворца расположены жилые помещения Далай-лам, залы красного дворца предназначены для проведения культовых мероприятий, аудиенций. Здесь расположены пагоды-ступы нескольких поколений Далай-лам. В связи с большим количеством посетителей, местные власти приняли решение ограничить вход в Поталу. В настоящее время ежедневно принимают только по 2300 человек. Не забудьте взять паспорт – входим во Дворец только по личным документам.

Во многих помещениях и внутренних двориках дворца фотографировать категорически запрещено!




Храм Джокханг (Дом Господа)


Самый почитаемый Храм Тибета. Тысячи паломников посещают его ежедневно. В Храме хранится статуя Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет. Эта статуя была привезена китайской принцессой Вэнь Чень и изначально располагалась в Храме Рамоче. Но в результате гонений и угроз была перенесена в храм Джокханг, где находится и по сей день. Статуя сделана в натуральную величину, 1,5 м высотой из сплава драгоценных металлов с добавлением драгоценных камней. Сейчас статуя выглядит значительно полнее, так как постоянно покрывается новыми слоями золота. Паломники совершают так называемую «малую кору», простираясь вокруг храма Джоханг.


До 11.30 вход в храм для туристов запрещен. В это время храм могут войти только паломники. С крыши Храма открывается шикарный вид на Лхасу и Дворец Потала. Многие росписи и статуи, находящиеся в храме были созданы в XVIII и XIX веках.


На снимках верхняя площадка Храма.

Известная улица Бакхор окружает монастырь Джокханг. Это не только действующий красивейший рынок, но и место откуда начал рости город.24 часа в сутки по улице Баргхор вокруг храма Джоканг ходят паломники, совершающие простирания. Многие приезжают из других провинций, чтобы совершить обряд поклонения святому месту и несколько дней подряд проводят здесь в молитвах и простираниях.


Туристов в Тибете привлекает множество буддистских товаров. Здесь самый большой выбор. У вас будет замечательная возможность не спеша осмотреть все интересные вещи и купить незабываемый сувенир.

Храм Рамоче

Находится в северной части Лхасы. Был построен в середине VII века под руководством китайской принцессы Вэн Чень. Изначально был в китайском стиле, но в результате пожаров неоднократно перестраивался. Тепрь имеет черты типичного тибетского храма. В храме хранится позолоченная статуя Будды Шакьямуни в возрасте 8 лет. Подарок непальской принцессы. Храм является каноническим колледжем тибетской ветви Гелуг-па - «благой закон». С 16 века глава школы гелугпа стал носить титул Далай-ламы.

Монастырь Сэра

Монастырь Сэра – один из самых больших Лхасских монастырей – находится под горой Сэраузцы в северном предместье Лхасы. По одной версии название горы произошло от названия диких роз (по-тибетски «сэра»), растущих на горе. По другой версии «сэра» означает «град».

Монастрь Сэра был построен учеником Цзонкабы Шакья-еши. В 1419 году Шакья-еши приступил к строительству монастыря.

Первоначально были построены два помещения монашеских общин: Мецчжацан и Абачжацан. Позднее монастырь неоднократно расширялся. Сегодня он имеет павильон «Чокень», три общины: Мэйба, Цзеба и Аба, 30 низовых общин «канцунь». Хотя строился монастырь не по единому плану, но при его расширении соблюдался определенный порядок, так что в размещении строений ансамбля отсутствует хаотичность. Главному павильону «Чокень» отведено самое видное место, и не только потому, что он является самым большим строением монастыря, но и потому, что в нем сосредоточено монастырское правление. Павильон расположен в северо-восточной части ансамбля, имеет 4 этажа, перед входом разбита большая площадь, имеются зал для молитв и 5 помещений «лакан». Площадь павильона 2000 кв.м. Павильон предназначен, в частности, для поклонения Шакья-еши, чья статуя установлена здесь. В задней части павильона имеются три небольших зала святых, в зале, посвященном Будде Майтреи (Будда Цянма), на большой подставке у южной стены хранится экземпляр священного писания «Ганчжур». В зале лоханей, расположенном с западной стороны зала Майтреи, установлены глиняные скульптуры 16 лоханей. В фигурах этих лоханей явно просматривается скульптурный стиль минского периода, потому что трафареты для скульптур были привезены Шакья-еши из Китая. Балочные перекрытия павильона скреплены доугунами, кровля выполнена в традиционной форме крыш с изогнутыми кверху углами, на коньке крыши украшения: шкатулка с драгоценностями, жемчуг, священные птицы, с человеческим туловищем, буддистские стяги, фигурки мифических животных и пр.

В монастыре Сэра хранится множество ценных культурно-исторических памятников, самым ценным является издание священного писания «Ганчжура», каждый футляр которого снабжен деревянной обложкой, покрытой красным лаком с золотым тисненым орнаментом. Это издание имеет письменное сопровождение, автором которым является китайский император Юнлэ. Это издание – шедевр печатного ремесла.

Ежедневно по будням в 15-00 в монастыре устраиваются дебаты на религиозные темы. Эта традиция была положена еще Цзонкабой. Монахи изучают каноны ежедневно с раннего утра, а в 15-00 собираются на специально отведенной для этого площадке, чтобы экзаменовать друг друга. Разбиваются на группы в свободном порядке и задают товарищам вопросы, в ответах на которые уверены. Все это сопровождается яркими жестами: хлопки руками символизуруют вопрос. Молодые и взрослые монахи рьяно спорят на религиозные темы. Здесь можно фотографировать.


Ежегодно в праздник кислого молока в монастыре Сэра вывешивают гигантскую танку Будды Майтреи (Будды Будущего), когда в монастыре Дрэпунг вывешивают самую большую в мире танку Будды Шакьямуни (Будды Настоящего). Бесчисленное количество паломников стекается, чтобы в короткие часы экспонирования танки зарядится благословением, исходящим от священной танки. Интересно, что праздник кислого молока часто выпадает на август, сезон дождей, но когда вывешивается танка, облака всегда рассеиваются и в этот день никогда не бывает дождя.


Парк Норбулинка "Летний дворец" Далай Ламы


Парк по-тибетски называется «линка». Так называют места густой растительности – рощи и луга, которые встречаются в окрестностях Лхасы, Шикадзе и других городов. Летом на досуге тибетцы любят устраивать пикники «голинка»: разбивают палатки, кушают, танцуют, поют. Есть и специально оборудованные парки, среди которых самым известным является парк Норбулинка.

Парк Норбулинка находится в западном предместье Лхасы, в 2 километрах к западу от дворца Потала.

Парк Норбулинка – это летняя резиденция Далай Лам, он занимает территорию 3600 тысяч квадратных метров! Начало его строительства относится к середине 18-го века, позднее он неоднократно расширялся.

Как утверждают тибетские источники, на месте нынешнего парка Норбулинка когда-то был целебный источник. Далай Лама 7-й Гэсан Гялцо, отличавшийся слабым здоровьем, каждый год летом приезжал купаться в источнике. Так было положено начало строительству парка Норбулинка. Первым был построен дворец Лянтингун. Впоследствии, Далай Ламы еще не приступившие к своим управленческим обязанностям, стали временно жить в Норбулинке, проводя время в занятиях. Но и став главой духовенства и администрации Далай Ламы продолжали в летний сезон приезжать в Норбулинку. Так постепенно за парком Норбулинка утвердилось название «летнего дворца» Далай Лам.

Парк Норбулинка делится на три части: преддворцовую, дворцовую и лесопарковую. Всего насчитывается 400 сооружений, следуя изменениям в рельефе можно разделить на 5 групп. На левой стороне от главного входа расположена группа строений, среди которых главным является Гэсан-почжан, кроме того есть Уяо-почжан, Кансулсылун и другие. Кансулсылун – двухэтажный, фасадом обращенный к востоку терем, первым бросается в глаза посетителю. Здесь для Далай Лам давали театральные представления: места для зрителей находятся на втором этаже, а сценой служит площадка перед теремом. И в наши дни в праздник Ходоин (праздник кислого молока) здесь устраиваются театральные представления.

К северо-западу от Гэсан-почжан находится группа строений, главным из которых является Цоцзи-почжан (терем на воде). Здесь есть беседки над водой. Терема и дворцы. Главными сооружениями являются также Лукан (беседка Царя-дракона), Луканша (беседка Восточного царя-дракона), Суньцэн-почжан.

В западной части находится группа строений, главным сооружением которой является Цзиньсэ-почжан, кроме того есть Гэсандэцзи, Цюйминьцюецзэ и другие. Эта группа сооружений была построена при Далай Ламе 13-м.

К северу от Кансулсылун находятся павильон Шабудянлакан, помещение Гася и секретаря Далай Лам.

К северу от Цонцзи-почжан находится дворец Даданьминцзю-почжан (Новый дворец), окруженный высокой стеной и фасадом обращенный к югу. Этот дворец был построен в 1956 году. Внешний вид дворца отвечает традициям тибетского зодчества: двухэтажное строение под плоской крышей. Однако внутри имеются все современные устройства: кабинеты, приемные для посетителей, комнаты ожидания, комнаты отдыха, туалеты, ванные, спальни, молельный зал и молельные комнаты, комнаты для тантрических упражнений и медитаций и так далее. Оформление интерьера и мебель отличаются пышностью в тибетском духе и в то же время носят современный характер. Можно сказать, что этот дворец являет собой образец современного дворцового зодчества. В молельной комнате на 2-м этаже во всю западную стену нарисована фреска, знакомящая с историей Тибета (всего 301 фрагмент). Начинается она с эпизода происхождения человека от обезьяны.

Норбулинка – самый большой и самый высокорасположенный искусственный парк в мире, представляет собой крупный архитектурный ансамбль, где сочетаются воедино скульптура, садово-парковое искусство и зодчество, по праву считается сокровищницей знакомства с историей и культурой Тибета. Ныне в Норбулинке хранится 30 тысяч культурных памятников!

В парке есть зоопарк, где представлены разные экзотические животные, подаренные Далай Ламе. Здесь растет множество видов растений, привезенных Далай Ламе в качестве подарков из других стран. Это очень приятное место для прогулок, благодаря обилию кислорода здесь дышится особенно легко, а ощущение старины погружает в состояние благоговейного созерцания.

14 декабря 2001 года парк Норбулинка был внесен в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Ганден

Монастырь на горе Вангбур в 47 км от Лхасы в Тибете, один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет школы гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества. Ранее Ганден был одним из трех государственных монастырей. Название Ганден (Тибетский перевод санскритского «Тушита») - легендарная обитель Будды Майтреи. Монастырь находится на высоте 4500 м.

Монастырь Ганден был оcнован в 1409 году учениками Цонкапы. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников - Гендун Друбом (1391–1474), который посмертно был признан Первым Далай-ламой. Гендун Друб поручил двум другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год. Позже Ганден, который был поделен на два колледжа - Шарце и Жангце - превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение до четырех тысяч монахов. Монастырь был практически полностью разрушен в годы «культурной революции» (1966–1968), но потом был восстановлен. В монастыре сейчас более 200 монахов. Находясь в удалении от Лхасы, Ганден менее популярен среди туристов и паломников, чем Сера и Дрепунг, однако исторически именно в монастыре Ганден находились руководители администрации и политические лидеры школы гелуг.




Монастырь Дрэпунг

Монастырь находится в 8 км к западу от Лхасы на горе Гэньупэйцзы в западном предместье Лхасы. Это самый большой монастырь Тибета, занимает территорию в 200 тыс. кв. м., число лам и монахов в нем порой превышало 10 тыс. Это самый большой монастырь Тибета, служивший «альма-матер» для Далай Лам. Вместе с монастырями Сэра и Гандан он составляет знаменитую тройку больших монастырей Лхасы. Монастырь построен в 14 веке на пожертвования богатых семей и землевладельцев. Монастырь хранит богатейшую коллекцию исторических реликвий, художественных произведений и манускриптов.

Территория монастыря занимает 200 тысяч квадратных метров, это фактически целый город строений, возведенных в разное время, между которыми пролегают улицы и переулки.

Монастырь Дрэпунг был построен учеником Цзонкабы (основателя буддистского направления гелугба) Цяньянцюнзе в 1416 году.

В монастырский ансамбль входят большой павильон Чокень, 4 монашеских общежития, 50 с лишним низовых организаций монахов «канцунь» и несколько сот стоявших еще ниже монашеских организаций «мицунь». Большой павильон Чокень назвается также Залом для чтения сутр. Это центр важных мероприятий. Он находится примерно в центре ансамбля, имеет длину 50 метров, в ширину 36 метров, высоту в 4 этажа, занимает площадь 4500 квадратных метров. Перед павильоном каменными плитами выложена обширная площадь размером 2000 квадратных метров. На 2-м этаже павильона во дворце Ганчжура выставлены два ценнейших издания Большого тибетского канона. Кроме того, выставленно издание «Ганчжура», выполненное золотыми чернилами в средние века.

Музей Тибета


Музей Тибета находится на юго-востоке парка Норбулинка. Это первый в Тибете музей, оснащенный современным оборудованием и занимающий огромную площадь в 53959 квадратных метров. Это колоссальный, богато убранный музей с ярко выраженным традиционно-архитектурным стилем Тибетского народа, живописно воспроизводит особенности современной архитектуры в гармонии с искусством.

В музее собрано огромное количество ценнейших экспонатов, среди которых особым внимание пользуются предметы культуры доисторического периода, издания на тибетском языке написанные вручную, древнейшие танки (иконы в тибетском стиле), музыкальные инструменты, культовые принадлежности, предметы прикладного искусства с ярко выраженным национальным колоритом, керамические изделия причудливых форм и так далее.

Здесь Вы познакомитесь с историей тибетского народа, уходящей в глубокие века с богатой и изящной культурой и искусством. Большинство из экспонатов уникальны, и их нигде больше не встретить.

Общий вид музея снаружи очень красив: ухоженные газоны, пышные деревья, везде приложена рука умельца. На территории музея есть площадка для проведения тибетских праздничных мероприятий, здесь также находятся салоны чисто тибетского национального стиля, магазины с сувенирами и предметами прикладного искусства, где Вы сможете выбрать тибетские ковры, танки (иконы), украшения из тибетских камней, в том числе из небесных жемчужин, коралла, бирюзы и многое другое.

Вход в музей бесплатный.

Янбанцзин (Янгбанджинский геотермальный район)

Находится в уезде Дамшунг. Лежит в высокогорном котловане. В Янбанцзине (Янгпачен) оборудованы баня и плавательный бассейн на высоте 4200 м. Вода источников излечивает от желудочной, почечной, кожной болезней, артрита, паралича конечностей и прочих недугов. Круглый год горячие источники подают на поверхность воду температурой 70 градусов, отчего над котлованом стоит пар. Прежние горы особенно грандиозным был фонтанирующий гейзер, достигающий в высоту не менее 100 метров, его клокотание было слышно за 5 км. На фоне снежного пика Нъэнчентангла и зеленых лугов бьющий белый столб воды и пара производил сильное впечатление. Теперь на его место стоит геотермальная электро станция.



Ягнбаджинский геотермальный район находится в уезде Дамшунг, у южного подножья горы Нъэнчентанглха в 90 км к северо-западу от города Лхаса. Рядом с ним проходит Цинхай-Тибетская автодорога и железная дорога.

Янгбаджинский геотермальный район является одним из крупных используемых геотермальных районов мира. В Китае этот район был первым районом хозяйственного использования геотермальной энергии. Годовое количество выделяемой энергии в Янгбаджинском районе равняется энергии 4.7 млн. тонн условного топлива. На подземном тепле работает Янгбаджинская геотермальная электростанция - самая мощная в Китае и Тибете. Еще до строительства Ямджоюмцоской насосной электростанции Янгбаджинская геотермальная электростанция снабжала Лхасу и окрестности электроэнергией. К концу 2000 года на Янгбаджинской элекростанции было смонтировано 8 энерговырабатывающих блоков мощностью 25 тысяч квт. 30% электроэнергии лхасской электросети вырабатывается здесь!




В недалеком будущем вода будет использоваться для отопления домов, обогревания теплиц и рыборазводящих прудов.

К востоку от Янгбаджинского геотермального района лежит самое большое в Китае и Тибете горячее озеро площадью 7300 кв метров. В селе Цюйцай области Нинчжун имеется группа кипучих источников, температура воды достигает 125,5 градуса. В 1998 году здесь был построен оздоровительный центр.



Источники Ягпанчен находятся в 2 часах езды от Лхасы, по пути на Священное озеро Нам-цхо. Мы рекомендуем планировать поездку на озеро с ночевкой в конце тура по Тибету (из соображений акклиматизации в первую очередь), и после ночевки на озере по пути обратно в Лхасу делать остановку на горячих источниках. Все думают, искупаемся и поедем, но поверьте, Вам не захочется покидать бассейн. После тяжелого физически путешествия по Тибету, окунуться в расслабляющую горячую ванну, под открытым небом, под тибетскую музыку, с видом на ледники могущественных северных гор Неньчинтангула.

Вход в источники 30 юаней, еще 98 юаней стоит купание в бассейнах. Сейчас под открытым небом работает уже два бассейна! Людей здесь не много. Местные предпочитают купаться зимой, когда они свободны от домашних и рабочих дел. Кроме того, считается, что в холодное время года концентрация полезных веществ в воде источника максимально высока.

На источниках есть отель, укомплектованный «примерно» под три звезды, то есть отель без звезд, но вполне сносный. Есть ресторан китайской кухни. Мини-бар у бассейнов. Недалеко от источника есть тибетские буддистские монастыри: монастырь Янгпачен, монастырь Цурпху и другие.

Священное озеро Нам-цхо (Наму-цхо)


Озеро Нам-цхо одно из четырех священных озер Тибета. Ежегодно устраиваются ритуалы поклонения озеру, на которые стекаются многочисленные верующие из Тибета, Цинхая, Ганьсу, Сычуани и Юньнани. В год овцы по тибетскому календарю во время праздника поклонения озерам, паломники со всех сторон приходят к озеру Нам-цхо и пешком обходят его. На эту церемонию уходит 20-30 дней.



Озеро Нам-цхо – одно из двух самых больших озер Тибета, самое высокогорное из крупных озер мира, которое находится на высоте 4718 метров над уровнем моря. По-тибетски «Наму-цхо» означает «Небесное озеро». Самое большое минерализованное озеро в Тибете. Протяженность его с востока на запад 72 км, ширина озера с севера на юг достигает 30 км, общая площадь 1940 кв км. Озеро находится в горном районе в 60 км от северо-западной части города Дамшунг на границе с районом Нагчу. Это третье по величине озеро в Китае.


Озеро Нам-цхо питается за счет таящих снегов и льда красивейшего хребта Нъэнчентангла. В окрестностях озера раскинулись луга с сочной травой – лучшие в Северном Тибете природные пастбища. Здесь водятся многочисленные виды диких животных, в том числе редкие виды. В середине озера есть 5 небольших островов, кроме того имеется 5 полуостровов. Самым большим является полуостров Джаси площадью 10 квадратных километров.

На полуострове есть монастырь Джаси, карстовые гроты, каменная роща, «мост» карстового происхождения, наскальные рисунки и другие достопримечательности.


Монастырь Цзурпу

Монастырь Чубу (Цзурпу) находится к северо-западу от Лхасы, в верхнем течении реки Чубу, в 70 километрах от Лхасы, на высоте 4300 метров над уровнем моря.

Монастырь Чубу был возведен 80-летним Дусученбой в 1187 году! В 1147 году в местечке Карма Дусученба построил монастыь, его назвали «кармапа»,отсюда и пошло название религиозного направления Карма Кагью. Дусученба был основателем порядка наследования титулов Живых Будд перевоплощенцами, он скончался в 1193 году, в возрасте 84 лет. Кармабаси, титулованный лама течения Карма Кагью, перед смертью сделал завещание, в котором требовал, чтобы члены его религиозного течения непременно нашли мальчика, в которого перевоплотится он сам, и сделали его своим наследником. Приверженцы Кармабаси строго выполнили завещания ламы и нашли подходящего по описанию мальчика-первоплощенца. Так был заложен порядок наследования духовных титулов путем реинкарнации, он сохраняется и до сих пор.

В монастырский ансамбль входят молельный зал, павильон со статуями святых, павильон по охране закона, резиденция титулованных будд и помещения для лам и монахов, площадка для чтения канонов. В монастыре насчитывается 300 монахов. Самым важным памятником в монастыре Чубу является стела с надписью на древнетибетском письме, водруженная в первой половине 9 века перед главным павильоном монастыря, она представляет собой большую ценность для изучения религии, истории, политики и экономики во времена царства Туфань. Высота ее 2,5 метра, ширина 0,5 метра.

Ежегодно в канун нового года по тибетскому календарю в монастыре Цурпху (Чубу) проходит большой праздник. Ритуальные танцы в честь Махакалы - Защитника Дхармы (Учения Будды). Танцы начинаются утром, как только встает солнце, обогревая холодную тибетскую землю.

Монастырь Цурпху - не часто посещаемое место среди туристов в Тибете. А зря. Здесь часто проводятся религиозные праздники и открытые службы, на которых можно присутствовать.

Река Лхаса (Гьи-чу)

Длина реки 450 км, площадь бассейна 26 000 кв.км. Берет начало на юго-восточных склонах хребта Ньенченг –Тангла на высоте более 5 000 м, является левым притоком реки Ялунцангпо (Брахмапутры). В июле тибетцы празднуют праздник Омовения или Праздник золотой звезды. Он традиционно проводится в Лхасе, начиная с 27 дня седьмого лунного месяца, и длится одну неделю. В это время почитаемая как священная планета Венера появляется на небосводе и своим светом очищает воды рек и озер. Считается, что вода в этот праздник может излечить от болезней, смыть с человека накопившиеся страсти, зло и жадность. В этот день тибетцы совершают купания и омовения в водоемах.

Королевская гора лекарств и гора медицинского Будды

Когда-то здесь находился институт тибетской медицины, именуемый «королевским храмом лекарств», поэтому эта гора и носит такое название. По-тибетски это место называют лайбочжи, что переводится как «горный угол». Это место находтся к Западу от Дворца Потала, на высоте 3700 м. Над уровнем моря. Самое хорошее место для съемок Дворца. С восточной стороны горы находится старинный, необычного вида пещерный храм, внутри которого стоят статуи Сронцзангампо, принцесс Вэнчэн и Тшисунг, а также верных им чиновников – Тонбми-Санподжа и Лудунцзань. За горой находится известная Лхасская стена 10 тысяч Будд. А вокруг проживают ремесленники, вырезающие на камнях ритуальные надписи.

Храм богатства

Небольшой по площади храм богатства привлекает множество паломников. Здесь тибетцы приносят в жертву Божеству Богатства масло яка, тибетскую ячменную водку и шарфы Хадак. Просят божество о достатке в доме, об успехе в делах и т.д. С крыши храма открывается красивый вид на Лхасу.


Пещерно-монастырский комплекс Драк Йерпа

Уникальный по красоте и энергетическому воздействию пещерный комплекс Драк Йерпа, находится в 35 км от Лхасы на высоте 4885 метров над уровнем моря. Монастырь Драк Йерпа был основан в 12 веке, на месте пещерного комплекса, сохранившегося и поныне.


Именно здесь в свое время проводили годы в медитации известнейшие учителя Тибета - Гуру Ринпоче (Падмасамбава) и Атиша, сюда же удалялся для медитаций самый значимый царь Тибета - Сронгзенгампо. Здесь в пещерах Драй Йерпы царю в медитации пришло видение, что он должен будет на горных козлах везти землю из Драк Йерпы в Лхасу, чтобы засыпать болото и основать на его месте храм Джоканг. Сронцзангампо так и сделал, в память об этом в в той пещере, где состоялось видение, на полу изображены капли козлиного молока.


Монастырь Драк Йерпа был летней резиденцией тантрического колледжа Гъюто. Драк Йерпа частично пострадал во времена культурной революции, но основные павильоны сохранились. В настоящее время здесь постоянно проживает около 15-ти монахов. Для буддистов это одно из самых святых мест паломничества.
Драк Йерпу называют «воротником» (тем самым подчеркивается его высокое положение) среди гелугпинских монастырей Тибета, почитающих культ Будды Майтреи. Это один из трех важнейших монастырей, где установлены самые ценные статуи Будды Будущего (Драк Йерпа, Дрэпунг, Ташилумпо). Поэтому очень важно посещать Драк Йерпу, если Вы хотите совершить паломничество по местам силы Тибета и помолиться за скорейший приход Будды Майтреи.
Майтрея, «Любящий», Аджита, «Непобедимый», - такие имена даны ему верующими. Буддисты верят, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного просветления и будет учить чистой Дхарме. Культ Будды Майтреи имеет древнюю традицию и особенно развит в Центральной Азии и Гималаях, где в Его честь сооружено множество статуй, которые воздвигались уже за 350 лет до н. э. Будда Майтрея сейчас пребывает на Небесах Тушита в ожидании, пока не настанет время, благоприятное для Спасения.
Явление Майтреи совпадёт со становлением новой школы, превосходящей учение Будды Гаутамы. Предсказано, что Майтрея достигнет просветления за семь дней благодаря подготовке в течение многих его жизней. Приход Майтреи характеризуется следующим природным явлением: океаны уменьшатся в размерах, чтобы Майтрея мог их без труда пересекать. Кроме того, людям откроется истинная Дхарма, чтобы можно было создать новый мир. Среди явлений, должных предвещать появление последнего Будды, перечисляются также: прекращение смерти, войн, голода, болезней и вход в новое общество терпимости и любви.
Имя Будда Майтрея означает «Тот, кто есть любовь». Майтрейя является Буддой будущего мирового периода. Его учение – это путь безграничной любви и сострадания.
Посетив пещерный комплекс Драк Йерпа непременно поднимитесь в главный храмовый павильон, чтобы увидеть одну из трех важнейших тибетских статуй Будды Майтреи. Помолившись у подножия, Вы можете трижды пройти кору вокруг статуи (обход по часовой стрелке), задержитесь за статуей, это очень сильное место в монастыре! После коры Вы можете подняться на второй этаж павильона, чтобы рассмотреть статую сверху.

Материал из Энциклопедия буддизма

Джоканг

Монастырь Джоканг ("Дом Господа") является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. Джоканг - самый древний и знаменитый буддийский храм-монастырь в столице Тибета - Лхасе, имеющий 1,5 -тысячелетнюю историю. Сейчас он принадлежит традиции Гелуг .

Согласно легенде, принцесса Бхрикути подбирала место для строительства храма с помощью геомантии (фэншуй). Но все построенные ею http://allcastle.info/temple " >храмы разрушались. Тогда, после многих неудачных попыток построить его в округе, она обратились к царю Вэнь Чэн за помощью. Тот сказал, что храм следует построить в центре озера, где обитала демоница. Но сначала, чтобы обезвредить демоницу и пригвоздить ее к земле, необходимо заполнить и выровнять озеро почвой гор, привезенной с помощью тысячи коз. Построенное сооружение назвали Ра-Са-Впрул-Снанг ("ра"- коза, "са" - земля), чтобы увековечить память тех коз.

Правдива ли эта легенда или нет, но http://allcastle.info/monastery " >монастырь принес буддизм в Тибет и стал неотъемлемой частью тибетской истории и культуры. Вокруг него вырос город Ра-Са, с течением времени известный как Лхаса, святая земля.

История

Джоканг был построен предположительно в 639 - 647 гг. н.э. первым правителем - дхармараджей Тибетской империи - Сронцзангамбо для небольшой бронзовой статуи Джово Микьо Дордже , изображающей Будду Шакьямуни в возрасте 8 лет. Статуя была привезена в Тибет в качестве приданого непальской принцессой Бхрикути, ставшей женой тибетского царя. Джоканг был резиденцией непальской принцессы. Фасадом он был обращен на запад - в сторону Непала, чтобы принцесса, вспоминая родной дом, могла смотреть в его строну.
Одновременно был построен храм Рамоче для статуи Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет, называемой Джово Шакьямуни , или Джово Ринпоче ("Драгоценный Господин"), привезенной китайской женой Вань-чен.


Рамоче (Малый Джоканг) был резиденцией этой китайской принцессы. Он строился воротами на восток, обращенным в сторону Китая, в честь прибытия в Тибет китайской невесты царя. Браки с принцессами Непала и китайской империи Тан скрепляли дипломатические отношения этих стран и Тибета.

Предположительно после смерти Сонгцэнгампо китайская принцесса, из-за военной угрозы со стороны империи Тан, спрятала статую Джово Шакьямуни в секретной комнате храма Джоканг. Впоследствии статую открыла и поместила в центральной алтарной комнате принцесса Джинченг около 710 г. Эта статуя остается в Джоканге по сей день, являясь самой почитаемой статуей Будды во всем Тибете.
Джово Шакьямуни - древнейшая и единственная в своем роде статуя. Считается, что она создана при жизни Будды Шакьямуни и была освящена им самим.
Статуя сделана в натуральную величину, 1, 5 метра высотой, из сплава драгоценных металлов с добавлением драгоценных камней. Сейчас она выглядит полнее, чем изначальный образ 12-летнего Шакьямуни, потому что статую время от времени покрывают новыми слоями золота.
По преданиям, она появилась в Капилавасту во время юности Будды и, впоследствии была подарена китайскому императору царем Магадхи. В письменных источниках она начинает упоминаться, начиная со времен правления тибетского царя Сонгцэнгампо, когда китайская принцесса привезла Джово Ринпоче в Тибет в качестве приданого.
Панкратов, Борис Иванович на обсуждении книги Л.Н. Гумилева "Старобурятская живопись" в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) прокомментировал: "В Лхасе известны два храма, построенных царем Сронцзангампо, в главном из них - "Чудесного сияния" - была поставлена статуя, приподнесенная непальской принцессой. В XV веке ее убрали, заменили китайской. Позже храм пришел в запустение, там поселились нищие. Замечательный ученый XV века Цонкапа в 1408 уже пользовался уважением и свое утверждение начал с реформ обрядовой стороны буддизма. Он изгнал нищих из храма: велел за городом приготовить обед на всех, когда все ушли туда, запер храм. В 1409 он ввел новшество: позолотил обе статуи, надел на них короны, мантии, украсил драгоценностями. Обе статуи, выделенные Цонкапой, стали пользоваться особым почитанием".
Путешественники, прибывшие в Лхасу, первым делом посещают Джоканг. Он расположен в центре Лхасы, до него легко добраться пешком. Храм открыт для туристов с 9.00 до 20.00. С открытой крыши монастыря открывается прекрасный вид на Лхасу и дворец Потала.
Паломники совершают его ритуальный обход (кора) Джоканга, а затем направляются в главный зал храма к древней статуе.
Сегодня площадь храмово-монастырского комплекса составляет 25 тысяч кв.м. Основные постройки VII века были реконструированы в XVII веке во время правления Далай-ламы V.
Большинство росписей и статуй, которые сейчас можно увидеть в храме, были созданы в XVIII и XIX веках.

В Джоканге находятся знаменитые изваяния Авалокитешвары , Падмасамхавы , принесшего в Тибет тантрический буддизм. В этом же храме расположены три статуи - Царя Сронцзангамбо и двух его знаменитых жен, Вэнь-чен и Бхрикути, которые способствовали проникновению буддизма в Страну Снегов.
На стенах главного храма есть множество самопроявленных изображений, которые покрываются золотом.
Здесь также хранится большая коллекция металлических статуй (порядка 800), а также тысячи тханок (свитковая живопись). Однако все они не выставлены на всеобщее обозрение, а находятся вдали от глаз посетителей, в надежно охраняемых хранилищах комплекса. Многие из них сделаны в Северной Индии (Кашмире), Тибете и Китае, и являются древними и редкими, датируются VII-IX вв. и представляют огромную историческую ценность.
В настоящее время Джоканг является охраняемым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Среди тибетцев Джоканг часто именуют Цуглакханг, теперь это имя носит храм и резиденция Его Святейшества Далай ламы XIV в г. Дхарамсала (Индия).

Как добраться, контакты

Адрес: Тибет,Barkhor Street, Chengguan District

Телефон: +(86 891) 632 31 29

Монастырь Джоканг открыт с 11.30 до 17.30 (с 8.00 до 11.30 монастырь открыт только для верующих).

Литература

Обсуждение книги Л.Н. Гумилева "Старобурятская живопись" в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) Ленинградhttp://gumilevica.kulichki.net/matter/Article23.htm " target="_self" > здесь