Атомная подводная лодка "гепард". "гепард" - подводный охотник Лодка гепард 971 проекта кнехты швартовые

1991 год 23 сентября
Заложена в цехе ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как большая атомная подводная лодка;

1993 год 22 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Получила наименование "Гепард" ;

1993 год 21 июля
Начато формирование экипажа на базе 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ (ДГШ ВМФ от 21.07.1993);

1993 год 6 сентября
266-й экипаж 2-го формирования переформирован в экипаж ПЛАК К-335 "Гепард" ;

1993 год
Приостановлено строительство из-за недостаточного финансирования, плановый срок сдачи АПЛ в 1995 году перенесен на 12.1998;

1993 год 12 мая - 1994 год 6 сентября

1997 год
В связи с задержкой строительства, большая часть личного состава экипажа, находящегося в пункте базирования, переназначена в другие экипажи, имеющие недокомплект личного состава. Для восполнения штатной численности и в связи с расформированием экипажа К-337 "Кугуар" было принято решение личный состав последнего в полном составе переназначить на штаты экипажа К-335 "Гепард" ;

1998 год 14 января
Унаследовала Гвардейский флаг от АБПЛ Б-22 (проект 675МКВ );

1999 год
Полностью укомплектован экипаж. Дополнительно организовано обучение в 270-м УЦ ВМФ (г.Сосновый Бор) и в 510-м УЦ ВМФ (г.Обнинск);

1999 год 6 - 7 сентября
Экипаж прибыл на ПО "Севмашпредприятие" (г.Северодвинск) и был временно подчинен 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1999 год 17 сентября
Выведена из цеха в присутствии Председателя Правительства РФ Путина В.В., заместителя Председателя Правительства РФ Клебанова И.И., директора ФСБ Патрушева Н.В. и других официальных лиц.;

1999 год 15 декабря - 2000 год 22 сентября
Выполнена программа швартовных испытаний;

2001 год
Экипаж прошел обучение в 270-м УЦ ВМФ (г.Сосновый Бор);

2001 год 10 - 26 июля
Выполнена программа третьего этапа заводских испытаний (с 15 июля совмещены с государственными испытаниями). Всего за время ЗХИ пройдено: в надводном положении - 2957,6 миль, в подводном положении - 2685,4 миль;

2001 год 15 июля - 3 декабря
Выполнила программу государственных испытаний. За время испытаний пройдено: в надводном положении - 315,2 мили, в подводном положении - 176,4 мили;

2001 год 3 декабря
Подписан приемный акт, вступила в строй. Председатель комиссии Госприемки – кап.1р. Сорокин Г.А., командир – кап.1р. Косолапов Д.Д., ответственный сдатчик – Сорокин В.Н., сдаточный механик – Деев А.Г., ведущий военпред – кап.2р. Троянов С.Л.;

2001 год 4 декабря
Торжественно поднят Гвардейский Военно-морской флаг в присутствии Президента РФ Путина В.В. и других официальных лиц, дата утверждена как годовой праздник экипажа;

2002 год январь - февраль
Включена в состав КСФ, вошла в состав 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (Гаджиево);

2002 год 9 мая - 10 сентября
Экипаж прошел обучение в 270-м УЦ ВМФ (г.Сосновый Бор);

2002 год 1 сентября
Переформирована в состав 24-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ (2011 - ПС) СФ с прежним местом базирования;

2004 год сентябрь - октябрь
Выполнила задачи первой боевой службы (командир - кап.1р. Кабанцов К.П.) в Атлантическом океане;

2004 год
Завоевала приз ГК ВМФ "За длительное слежение за иностранной подводной лодкой". Признана лучшим кораблем СФ за зимний период обучения. Экипаж награжден переходящим кубком Губернатора Мурманской области "Лучшей подводной лодке Северного флота";

2005 год 2 марта - 22 апреля
Экипаж прошел обучение в 270-м УЦ ВМФ (г.Сосновый Бор);

2005 год сентябрь - октябрь
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.1р. Кабанцов К.П., старший - КД кап.1р. Минаков А.Н.);

2005 год
Приняла участие в учениях УПАСР СФ с привлечением разнородных сил флота;

2006 год ноябрь
На борту ПЛАК проводились съемки документального фильма операторской группой канала РТР;

2007 год июнь - июль
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.1р. Вакуленко Э.А., старший - НШ 24-й ДиПЛ кап.1р. Кочемазов В.Н.) в Атлантическом океане;

2007 год октябрь
Выполнила задачи испытательных торпедных стрельб с 266-м экипажем на борту (командир - кап.2р. Петров Е.А.);

2007 год декабрь - 2008 год февраль
Экипаж прошел обучение в 270-м УЦ ВМФ (г.Сосновый Бор);

2007 год
Завоевала приз ГК ВМФ "За длительное слежение за иностранной подводной лодкой". Экипаж награжден переходящим кубком Губернатора Мурманской области "Лучшей подводной лодке Северного флота";

2008 год сентябрь - октябрь
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.1р. Вакуленко Э.А., старший - КД кап.1р. Кочемазов В.Н.);

2009 год
Выполнила задачи испытательных торпедных стрельб с 608-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Дмитров А.В.);

2009 год июнь - сентябрь
Выполнила задачи боевой службы с 608-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Дмитров А.В., старший - КД кап.1р. Кочемазов В.Н.);

2009 год
Экипаж награжден переходящим кубком Губернатора Мурманской области "Лучшей подводной лодке Северного флота";

2010 год
Экипаж прошел обучение в 270-м УЦ ВМФ (г.Сосновый Бор);

2010 год июнь - август
К-154 "Тигр"

2010 год сентябрь
Экипаж (командир - кап.2р. Вакуленко В.А.) на ПЛАК К-154 "Тигр" выполнил стрельбу крылатой ракетой;

2011 год апрель - июнь
Экипаж на ПЛАК К-154 "Тигр" выполнил задачи боевой службы (командир - кап.2р. Шпорт К.В., старший - НШ 24-й ДиПЛ кап.1р. Котенков А.Ю.);

2012 год 14 января
По данным газеты "Коммерсантъ" (№8, 2012) на ОАО "10-й СРЗ" в ЗАТО Александровск (19.02 СМИ уточнили, что происшествие произошло в пункте базирования ПЛ - в Гаджиево) во время технической обработки механизмов 4-го отсека АБПЛ произошло возгорание спиртовых паров. Система пожаротушения сработала автоматически, человеческих жертв удалось избежать, но ущерб, нанесенный АБПЛ, пока не определен. Источник "Ъ" в судостроительной отрасли сообщил, что АБПЛ проходила технический осмотр на СРЗ. "Гражданским специалистам был дан ряд заданий, одним из которых являлась очистка спиртом отдельных агрегатов АБПЛ,- говорит собеседник "Ъ".- Инцидент случился в четвертом отсеке, когда рабочие проводили обработку и чистку обратимого преобразователя. Освещение проводилось при помощи переносной лампы. По случайности, один из рабочих выронил ее из рук, она разбилась. Это привело к объемному воспламенению паров спирта, вследствие чего сработала система пожаротушения". По сведениям "Ъ", главное военное следственное управление по Мурманской области уже провело по факту возгорания проверку и пришло к выводам, что оно произошло по вине гражданского работника, а не военнослужащего. В связи с этим обстоятельством собственную проверку начнет следственный комитет, который впоследствии может возбудить дело по ст. 347 УК РФ "Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности". Версию о возгорании четвертого отсека подтвердил источник "Ъ" в Министерстве обороны. По его словам, масштабного распространения огня удалось избежать только потому, что дважды срабатывала фреоновая противопожарная система ЛОХ. При этом оснащению лодки, связанному с возможностью утечки радиации, огонь повреждений не нанес. Не пострадали и люди, которые находились в тот момент на АБПЛ. Однако собеседник "Ъ" в военном ведомстве уточнил, что сейчас командованием Северного флота создана комиссия, которая должна установить возможный размер ущерба. Официально ситуацию не подтверждают ни в пресс-службе Северного флота, ни в пресс-службе регионального отделения МЧС по Мурманской области, ни в пресс-службе 10-го судоремонтного завода. Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-y/1853852;

2012 год 19 января
Представитель ОАО "10-й судоремонтный завод" (10-й СРЗ), входящего в ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" сообщил представителям СМИ ("Центральный Военно-морской Портал"), что ущерб, нанесенный включением системы ЛОХ и подачей огнегасящего состава (фреона) в отсек, где во время проведения сервисных работ бригадой специалистов 10-го СРЗ произошла вспышка паров спирто-ацетоновой смеси, минимален и уже ликвидирован. ПЛАК "Гепард" находится в месте постоянного базирования и повреждений не получила;

2012 год 11 февраля
В ночь на 11.02.2012 на борту АПЛ был найден повешенным командир БЧ-3 ст.л-т М. Галкин. Велась доследственная проверка по статье 110 УК РФ "Доведение до самоубийства";

2012 год апрель - май
Выполнила задачи боевой службы с экипажем ПЛАК К-154 "Тигр" (командир - кап.2р. Булгаков П.И., старший - КД кап.1р. Кабанцов К.П.);

2013 год (предположительно)
Переведена на СРЗ "Нерпа", филиале ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" (г.Снежногорск) для восстановления технической готовности;

2015 год 28 ноября
Завершила восстановление технической готовности на СРЗ "Нерпа", филиале ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" и вернулась в состав боевых кораблей подводных сил Северного флота. На АПЛ был произведен комплекс работ, позволяющий значительно продлить технический ресурс корабля и продолжить его дальнейшую эксплуатацию в условиях Арктики. На корабле находился экипаж ПЛАК К-461 "Волк" ;

2016 год
Находилась в боевом составе ВМС России. Входила в состав 24-й ДиПЛ ПС СФ;

2018 год
Находилась в боевом составе ВМС России. Входила в состав 24-й ДиПЛ ПС СФ.

Игорь Лисочкин

В ближайшее время на "Севмашпредприятии" состоится церемония передачи Военно-морскому флоту новой атомной подводной лодки "Гепард", по своим тактико-техническим данным не имеющей равных себе в мире. Из Северодвинска сообщили, что заводская команда уже ушла с лодки, уступив место экипажу военных моряков. Главное событие еще не свершилось, но круги от него уже идут по всему миру, вызывая повышенный интерес военных специалистов и политиков не только России, но и многих других стран. Тут есть о чем подумать и о чем поговорить. "Гепард" построен по проекту Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит". Его генерального конструктора - начальника бюро, лауреата Государственной премии РФ Владимира ПЯЛОВА попросил рассказать о новой АПЛ наш обозреватель Игорь ЛИСОЧКИН.

Нельзя сказать, что "Малахит" мелькает на страницах печати. С одной стороны, в вашем бюро работали Перегудов, Исанин, Чернышев и другие великие кораблестроители, в нем рождались проекты многих подводных кораблей. С другой стороны, боюсь, что название вашего бюро очень многим нашим читателям покажется вообще незнакомым.

Нам (бывшему СКБ-143) уже полвека. На протяжении десятилетий мы занимаемся тем, что создаем основу современного Военно-морского флота - атомные подводные лодки, сочетающие скрытность, мобильность и ударную мощь, способные действовать в любых районах Мирового океана, не требуя завоевания даже регионального господства на море и в воздухе.

Мне трудно судить о том, что ваши читатели знают о нашем бюро. Но его проекты и дела достаточно широко представлены в научной, исторической и мемуарной литературе. "Малахит" и сам выпускает серию книг "Подводное кораблестроение: прошлое, настоящее, будущее". Их вышло уже 15.

Нам есть о чем рассказать. Ведь по нашему проекту была построена первая отечественная атомная подводная лодка (проект 627). С наших лодок впервые стартовали баллистические ракеты: в 1955 году - с поверхности моря, а в 1960-м - из-под воды. Наконец, в 1962 году наша лодка "Ленинский комсомол" впервые дважды прошла подо льдами Северного Ледовитого океана, трижды всплывала на Северном полюсе...

Бюро специализировано на проектировании так называемых многоцелевых подводных лодок. Владимир Николаевич, пожалуйста, опять-таки для читателя поясните, что значит этот термин.

Подводные корабли делятся на две категории. Одну составляют стратегические ракетоносцы. Их задача скрытно занять позицию в Мировом океане и быть готовыми обрушить на агрессора сокрушающий ядерный удар. Другую категорию - такие лодки, которые способны отыскивать в океане и уничтожать любые подводные и надводные корабли противника, поражать высокоточным оружием береговые цели, вести разведку, осуществлять минирование и выполнять еще ряд функций. Они и называются многоцелевыми.

Кстати, эти лодки сопровождают стратегические ракетоносцы при выходах на боевое дежурство, чтобы обезопасить их от возможных неприятностей.

Как известно, "Малахит" создал проекты уже третьего поколения таких лодок: серию "Барс" (по классификации НАТО - Akula). Верно ли, что это лучшие в мире лодки, которые действуют в Мировом океане?

Верно. И пусть никто не принимает это за похвальбу генерального конструктора - начальника бюро. Это общепризнанно. В зарубежной научной и технической литературе "Барсам" тоже посвящено немало слов, употребленных в самой превосходной степени. Таких лодок у нас построено 14: семь - в Комсомольске-на-Амуре и семь - в Северодвинске. "Гепард" - последняя сошедшая со стапелей лодка этой серии.

- Но чем же она отличается от рядового "Барса"?

- "Рядового" "Барса" нет в природе. Дело в том, что любая лодка строится довольно долго, несколько лет. За это время меняется обстановка в Мировом океане, возникают новые научные идеи, виды оружия и способы их применения. Поэтому приходится совершенствовать лодку. Есть директивные документы, которые прямо обязывают нас, конструкторов, этим заниматься. Так что каждая новая лодка не является простым повторением предыдущей.

Примерно то же - за рубежом. Например, американцы с начала 70-х ведут очень большую серию лодок "Лос-Анджелес" (по-нашему - "лосов"). Серия одна, а корабли - разные. Поскольку их проект пять раз подвергался основательным модернизациям.

Если говорить о "Гепарде", то в нем использован весь предшествующий опыт подводного кораблестроения, последние достижения военной науки и техники.

- В НАТО эту АПЛ уже квалифицировали как Akula-II...

Не знаю, что ответить... Наверное, правильнее было бы - Akula-III. Но это дело специалистов НАТО, пусть они этим и занимаются.

Говорят, что "Гепард" самая скоростная и бесшумная лодка... Представитель Минобороны на "Севмаше" капитан 1-го ранга Павел Нычко заявил: "Теперь мы с гордостью можем сказать - второй лодки, способной сравниться по своим техническим возмож-ностям с "Гепардом", в мире нет".

А ведь были времена, когда американцы называли наши АПЛ "ревущими коровами" и были убеждены, что фиксируют их передвижения с достаточной точностью. Между тем, понятно, очень важно, "кто за кем ходит в океане". И в одно прекрасное время американцы с удивлением убедились, что не они за кем-то ходят, а напротив - ходят за ними! Когда это произошло?

В середине 80-х, с появлением "Барсов". С шумностью дело до этого времени действительно не всегда обстояло благополучно. А все наши лодки всегда были скоростными.

- Проблема малошумящих винтов? Об этом ходило немало разговоров...

Многие так считают, но это не вполне правильно. Конечно, роль винта тут значительна. Но шум от него возникает только на высоких скоростях. В лодке шумят турбина, сотни механизмов, которыми она начинена. И не по причине конструкторских просчетов. Американские лодки были потише за счет более высокой, чем у нас, культуры производства.

И мы долго ссорились с нашими производственниками, требуя во всех механизмах отсутствия дисбалансов и эксцентриситетов, которые вызывают не только шум, но и резонанс смежных конструкций лодки. Ту же задачу перед промышленностью выдвинули директивные органы страны.

Не сразу и не быстро, но с этой проблемой удалось окончательно справиться. Уже первый "Барс" был малошумящей лодкой, а на протяжении строительства серии шумность удалось уменьшить еще в 3,5 раза.

И картина переменилась. Помните случай, когда наши подводники передавали матроса с перитонитом англичанам? Английских военных моряков поразил не сам факт такого контакта, они были в шоке по другой причине: лодка всплыла прямо в районе их учений, а о ее присутствии в нем они не имели ни малейшего представления.

"Гепард" на рабочей скорости, позволяющей ему быстро обследовать достаточно большой район, вообще не засекается существующими гидролокационными средствами. И даже когда он набирает скорость, то способен "увидеть" и "услышать" в океане любого супостата прежде, чем тот его заметит.

- На лодке установлен "вэвээровский" реактор. Один. Почему?

Использование двух реакторов на подлодках было нацелено на повышение надежности. Но модернизированная атомная двигательная установка ОК-650 с одним водо-водяным реактором обладает такой мощностью, надежностью и безопасностью, что дублировать его нет необходимости. Мы достаточно давно идем этим путем, он проверен. Это не новация.

Были сообщения, что "Гепард" успешно прошел два цикла государственных испытаний, включающих проверочные стрельбы и апробирование всех боевых систем.

Я выразился бы точнее: прошел все этапы испытаний. И просто на удивление успешно, практически без замечаний. Подобное случается очень редко.

- Сейчас на любые рассуждения об АПЛ накладывается трагедия "Курска". Что вы можете сказать по этому поводу?

Почти ничего. "Малахит" не привлекался к исследованиям этой аварии, и наших конструкторов никто ни о чем не спрашивал. Мы пользуемся теми же сообщениями в прессе и по телевидению, что и вы.

Но если вы хотите знать частное мнение специалиста, скажу: в гибели корабля не может быть вины ни конструкторов "Рубина", ни экипажа. "Курск" был великолепной лодкой. И авария, скорее всего, возникла из-за невероятного и неожиданного схождения множества обстоятельств, такого схождения, которое случается лишь раз на протяжении жизни нескольких поколений.

Надо понимать, что сейчас АПЛ и у нас, и за рубежом находятся на столь высоком уровне разработки, что их можно считать непотопляемыми. Такими, по существу, они и являются. В этом убеждены многие ученые и конструкторы.

Скажу, что с наших лодок третьего поколения вообще были убраны приспособления, позволявшие водолазу вести переговоры с экипажем, подавать воздух в лодку с надводного корабля. За явной ненадобностью.

Трагедия "Курска" заставила уточнить многие взгляды в области кораблестроения...

В Северодвинске журналисты долго добивались ответа на вопрос: "Какие изменения внесены в средства спасения экипажа в случае тяжелой аварии?" Их заверили, что эти средства выполнены на высочайшем техническом уровне, но о подробностях говорить не стали, сославшись на невозможность раскрывать конструктивные особенности лодки.

Можно предположить, что, поскольку на "Гепарде" все сделано "на высочайшем уровне", вам и не было нужды вносить какие-то изменения. Так?

Ну, во-первых, я считаю, что средства спасения моряков не могут и не должны быть секретными. А во-вторых, ваше предположение неверно. После известных трагических событий мы провели тщательную ревизию всей системы коллективных и индивидуальных средств спасения и внесли в нее заметные изменения.

Приведу только один пример. В процессе строительства "Гепарда", памятуя о тех трудностях, которые пережил экипаж "Комсомольца" при спуске на воду спасательных плотов, мы предлагали оснастить лодку принципиально новыми приборами. Встречали возражения на научно-технических советах. Год назад возражения отпали.

Теперь члену экипажа достаточно нажать на кнопку, пороховой заряд срежет крышку и выбросит на воду спасательный плот, который раскроется автоматически. Таких приборов на "Гепарде" четыре. Я уверен, что экипажу никогда не придется ими пользоваться. Однако известно, что береженого бог бережет.

Кстати говоря, еще задолго до гибели "Курска" мы выступили с предложением об унификации средств спасения подводников на всех флотах мира. Это позволит в мирное время одной лодке приходить на помощь другой вне зависимости от ее национальной принадлежности. Наше предложение не отвергнуто и продолжает рассматриваться.

Но ведь вы работаете в такой отрасли, где контакты конструкторов разных стран вряд ли могут приветствоваться.

Почему же? Такие контакты существуют. Мы, например, встречались с американскими коллегами. Они над нами долго посмеивались по поводу той сверхсекретности, которой окружена наша деятельность. Тогда военные моряки пригласили американцев на свои лодки, показали их, так сказать, "живьем".

- А это не чревато последствиями?

Нет. Конструирование подлодки, ее компоновка осуществляются по хорошо известным законам кораблестроения. Секрет составляют многие ноу-хау, сосредоточенные в ее механизмах, агрегатах и приборах. Но их глазом не увидишь. А конструкторы народ тактичный, лишних вопросов они не задают.

Американцы пообещали нам так же показать свои лодки. Но пока на это не решились. Теперь мы над ними посмеиваемся.

Упорно утверждают, что на церемонии передачи "Гепарда" в состав Северного флота будет присутствовать президент России...

Это может решить только сам президент. Но на Северном флоте, на "Севмаш-предприятии", на "Малахите" такие надежды питают. Тем более что Владимир Владимирович Путин знаком с "Гепардом". В октябре 1999 года, еще будучи премьером, он "выводил" его на ходовые испытания из 55-го цеха.

Последний раз я был на "Малахите" года три назад. Бюро находилось тогда в таком финансовом положении, что, кажется, хуже не бывает. Насколько можно понять, ситуация улучшилась?

Да, мы считаем, что самое тяжелое позади. Начала "дышать" промышленность, и заказчики получили возможность понемногу отдавать нам свои немалые долги. Кроме того, бюро удачно участвовало в тендерах по конверсионным проектам. Один спроектированный нами завод уже купила Белоруссия. Проявил к нему интерес Иран... Конечно, хотелось бы жить лучше, но и особо жаловаться сегодня - грех.

На протяжении последних лет у вас создавалось немало интересных проектов - от подводных ледоколов до городского театра на воде. Без малейших надежд на финансирование. Что это? Упрямство профессионалов?

Давайте рассмотрим хорошо известное явление в сегодняшней промышленности. Стоило ей чуть оживиться, мгновенно возник дефицит кадров. Квалифицированный станочник, сварщик, монтажник - на вес золота. Предприятия переманивают их друг у друга...

Еще более критическая ситуация, если о ней заранее не думать, может возникнуть в науке и в проектировании. Поэтому мы стремились не только сохранить коллектив высоко- квалифицированных специалистов (это удалось), но и вести работу над проектами (в частности судов для освоения морского шельфа) и научными идеями, рассчитанными на дальнюю перспективу. Я убежден, что экономика России поднимется с колен, и следует быть готовыми к этому.

АПЛ проект 971 «Щука-Б» – это серия советских атомных многоцелевых подводных лодок (МПЛАТРК), разработка которой началась в середине 70-х годов в конструкторском объединении «Малахит». По совокупности своих характеристик эти субмарины относятся к третьему поколению АПЛ. Головной корабль этого проекта (К-284 «Акула») был спущен на воду в 1984 году, а в 2001 году в строй была введена подводная лодка К-335 «Гепард» – последняя субмарина этой серии, построенная для российского флота.

Всего же со стапелей сошло пятнадцать «Щук-Б», хотя изначально по этому проекту планировалось построить 25 боевых кораблей. В настоящее время в состав ВМФ РФ входит 11 АПЛ проекта 971 «Щука-Б». В 1993 году была заложена К-152 «Нерпа», которая в 2012 году была передана в долгосрочный лизинг Индии.

Серийное производство кораблей велось на двух судостроительных предприятиях: Судостроительном заводе №199 (Комсомольск-на-Амуре) и Северном машиностроительном предприятии №402. Изначально лодки проекта 971 разрабатывались по тому же техническому заданию, что и титановые субмарины проекта 945 «Барракуда», поэтому советский флот получил два разных корабля со сходными характеристиками для выполнения одних и тех же боевых задач.

С момента начала серийного производства «Щука-Б» неоднократно модернизировалась. Например, подводные лодки «Леопард» и «Тигр» отличаются от базовой модификации лучшими показателями скрытности. По несколько измененному проекту создавалась и АПЛ «Гепард», которая на Западе получила наименование Akula-III. Подводные лодки «Вепрь» и «Дракон» отличаются от базовой модификации обводами и размерами комплекса, на них установлен более совершенный комплекс радиоэлектронного оборудования.

С 2014 года несколько кораблей проекта (подводные лодки «Волк», «Леопард», подводная лодка «Самара») проходят глубокую модернизацию на северодвинской «Звездочке», после которой они по своим характеристикам вплотную приблизятся к субмаринам четвертого поколения. Дальнейшим развитием концепций, заложенных в проекте 971 «Щука-Б», являются АПЛ проекта 885 «Ясень».

История появления «Щуки-Б»

В середине 70-х годов прошлого века произошло важнейшее событие в истории Холодной войны – на вооружение американского ВМФ были приняты многоцелевые атомоходы «Лос-Анджелес». По совокупности своих характеристик они относились к третьему поколению АПЛ. Эти субмарины отличались низким уровнем шумности, отличной обитаемостью, а также совершенным для своего времени радиоэлектронным и гидроакустическим оборудованием. Советскому флоту ответить на новую угрозу было нечем…

На тот момент ВМФ СССР имел на вооружении атомные субмарины предыдущего второго поколения, которые по всем основным характеристикам проигрывали своим американским визави. Особенно велико было преимущество американцев в скрытности и дальности обнаружения противника – качествах, которые являются ключевыми для любой боевой субмарины. Естественно, что подобное положение дел не могло не вызывать серьезной озабоченности у советского руководства. С учетом появившихся вызовов, в это время в СССР началась разработка новой концепции противолодочной обороны страны, которая получила наименование «Аргус». В ходе ее проработки у военных появилось четкое понимание, что лучшим средством против новых субмарин противника будут собственные многоцелевые подлодки, обладающие сопоставимыми боевыми характеристиками. Однако их еще только предстояло создать…

Еще в 1972 году советские военные подготовили техническое задание для многоцелевой атомной подводной лодки третьего поколения. Основными целями нового боевого корабля должны были стать атомные субмарины противника, а также его надводные корабли, входящие в состав конвоев и авианесущих ударных групп (АУГ). Реализация этого проекта была поручена ЦКБ «Лазурит» (г. Горький). Его результатом стало создание подлодок проекта 945 «Барракуда», корпус которой был выполнен из титанового сплава. Использование этого материала давало кораблестроителям массу серьезных преимуществ, но были и серьезные недостатки, главным из которых была высокая стоимость титана. Да и работать с ним было сложно, далеко не все судостроительные предприятия смогли освоить подобные технологии.

Поэтому в 1976 году было принято решение о создании еще одной многоцелевой атомной подводной лодки с корпусом из обычной маломагнитной стали. Так появился проект 971 «Щука-Б». Его реализация была поручена ленинградскому СКБ «Малахит». Разработка нового боевого корабля велась по тактико-техническому заданию, подготовленному для проекта 945 «Барракуда», поэтому эскизное проектирование не проводилось. Грубо говоря, перед конструкторами была поставлена задача создать на базе проекта 945 более дешевую субмарину, которую можно было с меньшими затратами запустить в массовое производство.

Главной задачей, стоявшей перед создателями новой АПЛ, было значительное (в несколько раз) снижение ее шумности. Для ее решения использовались наработки, полученные конструкторами СКБ в ходе реализации более ранних проектов. Забегая наперед, следует отметить, что ленинградские кораблестроители сумели достичь поставленных целей – подводные лодки проекта 971 стали первыми советскими кораблями, которые по своей скрытности не только сравнялись с американскими аналогами, но и даже несколько превзошли их.

В сентябре 1977 года был рассмотрен и утвержден техпроект нового корабля. Хотя, в дальнейшем, по мере продвижения работ, в него неоднократно вносились изменения. В первую очередь они были вызваны доработками гидроакустического комплекса (ГАК) лодки, эффективность работы которого хотели повысить до уровня американских субмарин. Еще одной причиной изменений в проекте стала необходимость размещения на АПЛ крылатых ракет «Гранит». В итоге подводные лодки проекта 971 получили новейший для своего времени цифровой ГАК с весьма продвинутыми характеристиками, а также систему управления вооружением, которая предусматривала использование КР «Гранит».

Для снижения уровня шумности были использованы несколько технических решений, главным из которых было использование так называемой системы двухкаскадной амортизации зональных блоков. Суть ее заключалась в том, что все механизмы с высоким уровнем вибрации были установлены на специальные амортизаторы, кроме того, они были объединены в специальные блоки, изолированные от прочного корпуса и оснащенные собственными амортизаторами. Такая двухуровневая защита оказалась весьма эффективной и значительно уменьшила шумность подлодок проекта. Если советские субмарины второго поколения натовские моряки часто называли «ревущими коровами», то относительно «Щук» адмирал ВМФ США Джереми Бурда отметил, что их шумность ниже, чем у американских аналогов.

Кроме того, АПЛ проекта 971 получили новые обводы корпуса с минимумом выступающих частей, на нем были закрыты все отверстия и вырезы, вибропоглощающие покрытия были использованы как снаружи, так и внутри прочного корпуса. Все системы корабельного оборудования подбирались с учетом новых, более ужесточенных норм по уровню вибрации.

Естественно, что далеко не все новаторские идеи и решения, реализованные в конструкции «Щук», касались уменьшения ее акустической заметности. Проект 971 отличался от других советских лодок третьего поколения большей автоматизацией работы корабельного оборудования. Благодаря этому удалось значительно уменьшить численность экипажа. Предусматривалось, что подводная лодка проекта 971 будет иметь спасательную всплывающую камеру, также были улучшены условия обитания моряков.

Так как лодки планировали строить большой серией, то уже на этапе технического проекта был предусмотрен блочно-модульный метод сборки корабля.

Головной корабль проекта К-284 был заложен в 1980 году на верфи в Комсомольске-на-Амуре. В 1984 году лодка была введена в строй. Испытания показали, что уровень шумности субмарины в 4-4,5 раза ниже, чем аналогичный показатель самой тихой советской подлодки предыдущего поколения. Подобный результат, конечно, можно назвать настоящим прорывом.

С проектом 971 связана еще одна интересная история. В 1980 году Советскому Союзу удалось тайно закупить у японской компании Toshiba металлорежущие станки, с помощью которых были изготовлены малошумные семилопастные гребные винты. Об этой сделке стало известно журналистам, и случился громкий скандал, результатом которого стали санкции, введенные США против японского производителя.

Первоначально АПЛ проекта 971 имели только серийные номера, но в 1990 году они получили имена собственные. Первой такой чести была удостоена подводная лодка К-317 «Пантера».

В 1988 году в состав флота вошла первая субмарина, построенная на судостроительном объединении «Сев­маш­пред­прия­тие». Любопытно, что все АПЛ, изготовленные в Северодвинске, имеют «кошачьи» имена. На самом деле, они названы в честь российских подлодок типа «Барс» – самых совершенных отечественных субмарин начала XX столетия. Другая часть кораблей получила названия в честь российских городов (подводная лодка «Братск») или регионов (подводные лодки «Кузбасс» или «Магадан»).

В ходе серийного производства шло постоянное совершенствование кораблей по всем показателям. Самыми совершенными из серии считается субмарина «Гепард», которая на Западе получила обозначение Akula-III.

Описание конструкции

Лодки проекта 971 выполнены по классической для отечественного кораблестроения двухкорпусной схеме. Прочный корпус атомоходов изготовлен из высокопрочной стали и разделен переборками на шесть отсеков. Он позволяет боевому кораблю погружаться на глубину до 600 метров. Легкий корпус подлодок этого проекта покрыт специальным противорадиолокационным слоем.

АПЛ проекта 971 имеет вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором расположена буксируемая антенна. Также имеются выдвижные носовые горизонтальные рули и два подрулюющих устройства. Хвостовое оперение плавно сопряжено с корпусом, что способствует уменьшению шума во время движения. Корабли этой серии имеют малошумный семилопастный винт с уменьшенной частотой вращения.

Первый отсек разделен герметичным настилом на верхнюю часть, в которой расположены казенные части торпедных аппаратов и стеллажи с боезапасом, а также нижнюю с комплексом радиоэлектронного и гидроакустического оборудования.

Второй отсек разделен на четыре палубы. На первой находится главный пост и аппаратура боевой управляющей системы. Остальные три палубы отведены под жилые, медицинские помещения, также в них расположена часть оборудования общекорабельных систем.

Третий отсек также имеет четыре палубы, здесь находятся механизмы и аппаратура. Включая дизель-генераторную установку, компрессоры, холодильные установки, насосы, часть подъемно-мачтовых устройств.

Четвертый отсек занимает реактор.

Пятый отсек турбинный, в нем находится паротурбинная установка с турбогенераторами и холодильными машинами.

В шестом отсеке находятся вспомогательные механизмы.

Ограждения выдвижных устройств расположено над вторым и третьим отсеком. Рубка выполнена в виде всплывающей спасательной камеры. Здесь же находится основной вход в субмарину. Благодаря высокой степени автоматизации экипаж подлодок проекта 971 удалось сократить до 73 человек.

Энергетическая установка субмарин этого проекта состоит из водо-водяного реактора ОК-650Б мощностью 190 МВт с четырьмя парогенераторами, а также па­ро­вой од­но­валь­ной па­ро­тур­бин­ной ус­та­нов­кой ОК-9В. Имеются два турбогенератора переменного тока (по 3200 кВт) и двух дизель-генераторов с запасом топлива на 10 суток хода. В первом отсеке расположены две группы аккумуляторных батарей.

Вооружение подлодок проекта 971 из четырех 533-мм торпедных аппаратов и четырех ТА калибра 650 мм. Субмарины могут вести огонь торпедами, торпедо-ракетами («Водопад», «Шквал», «Ветер»), крылатыми ракетами «Гранат». Боекомплект составляет 40 единиц. Через торпедные аппараты также возможна установка мин.

Подводные лодки данной серии оснащены гидроакустическим комплексом «Скат-3» с цифровой обработкой данных. Он имеет мощную носовую и две бортовые антенны, а также буксируемую антенну, расположенную в буле хвостового оперения.

Также на «Щуках-Б» установлен комплекс обнаружения кораблей противника по кильватерному следу «Тукан». Следует отметить навигационный комплекс «Симфония-У», и систему спутниковой радиосвязи «Молния-МЦ», а также радиолокационный комплекс «Радиан».

Атомная подводная лодка «Гепард» проекта 971, шифр «Щука-Б», (по классификации НАТО - «Akula-III») относится к третьему поколению атомных подводных лодок ВМФ России.

АПЛ была заложена под именем «К-335», строительный номер 835, на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске 23 сентября 1991 года. 22 февраля 1993 года присвоено имя «Гепард» и была включена в списки кораблей ВМФ. В декабре 1997 года унаследовала гвардейский флаг от подводной лодки «К-22» проекта 675МКВ. Спущена на воду 17 сентября 1999 года. Введена в строй 02 декабря 2001 года. 04 декабря 2001 года был поднят Гвардейский Военно-морской флаг. В январе 2002 года вошла в состав 24-й («звериной») дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота. С 2001 года имеет бортовой номер 895. Порт приписки Гаджиево.

Основные характеристики: Надводное водоизмещение 8140 тонн, подводное 12770 тонн. Наибольшая длина по КВЛ 110,3 метра, наибольшая ширина корпуса 13,6 метра, средняя осадка по КВЛ 9,7 метра. Надводная скорость хода 11,6 узла, подводная 33 узла. Рабочая глубина погружения 480 метров, предельная глубина погружения 600 метров. Экипаж 73 человека. Автономность плавания 100 суток.

Энергетическая установка: 1 атомный реактор типа ОК-650М (190 МВт) на тепловых нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л.с., два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с.

Вооружение: 4 торпедных аппарата 650 мм (боезапас – 12 торпед) и 4 торпедных аппарата 533 мм (боезапас – 28 торпед), ракето-торпеды и крылатые ракеты РК-55 «Гранат», 3 пусковых контейнера переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-ЗМ».

В 2004 году вышла в свое первое боевое дежурство, которое проходило в Атлантическом океане, а также признана лучшим кораблем Северного флота за зимний период обучения.

В 2005 году выполняла задачи второго боевого дежурства.

С июня по июль 2007 года выполняла задачи очередного боевого дежурства в Атлантическом океане, также экипаж был награжден переходящим кубком Губернатора Мурманской области «Лучшей подводной лодке Северного флота».

С сентября по октябрь 2008 года выполняла задачи боевого дежурства.

В 2009 году выполнила задачи испытательных торпедных стрельб по программе «Кант», с июня по сентябрь выполняла задачи боевого дежурства, также по результатам года экипаж был награжден переходящим кубком Губернатора Мурманской области «Лучшей подводной лодке Северного флота».

С июня по август 2010 года выполняла задачи боевого дежурства.

14 января 2012 года на борту лодки, стоявшей на ОАО «10 СРЗ» в ЗАТО Александровск, произошло возгорание спиртовых паров. Жертв нет. 19 января представитель завода рассказал ЦВМП, что ущерб минимален и уже ликвидирован. В ночь на 11 февраля на борту найден повешенным командир торпедного отсека старший лейтенант Максим Галкин. С апреля по май выполняла задачи боевого дежурства.

В марте 2014 года корабельный боевой расчет крейсерской атомной подводной лодки переходящим кубком командующего Северным флотом по итогам конкурса профессионального мастерства.

По сообщению от 28 ноября 2015 года АПЛ «Гепард» после восстановления технической готовности на судоремонтном заводе «Нерпа». Атомоход пополнил состав боевых кораблей подводных сил Северного флота.


Гепард
проект 971 «Щука-Б», заводской номер 835

фотографии

историческая справка


1991 год 23 сентября
заложена в цехе № 50 ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске как большая атомная подводная лодка.

1993 год 22 февраля
зачислена в списки кораблей ВМФ, присвоено наименование «Гепард».

1993 год
приостановлено строительство из-за недостаточного финансирования, плановый срок сдачи пл в 1995 году перенесен на 12.1998.

1997 год 4 декабря
передано Гвардейское наименование, Гвардейский флаг и исторический журнал от «Б-22» проекта 675мкв.

1999 год 17 сентября
выведена из цеха в присутствии Председателя Правительства РФ Путина В.В., заместителя Председателя Правительства РФ Клебанова И.И., директора ФСБ Патрушева Н.В. и др. официальных лиц.

1999 год с 15 декабря по 22 сентября 2000 года
выполнена программа швартовных испытаний.

2000 год с 10 по 25 декабря
выполнена программа первого этапа заводских испытаний.

2001 год с 10 по 26 июля
выполнена программа третьего этапа заводских испытаний, совмещенного с государственными ходовыми испытаниями.

2001 год 3 декабря
подписан приемный акт, вступила в строй. Председатель комиссии Госприемки – кап. 1 ранга Сорокин Г.А., командир – кап. 1 ранга Косолапов Д.Д., ответственный сдатчик – Сорокин В.Н., сдаточный механик – Деев А.Г., ведущий военпред – кап. 2 ранга Троянов С.Л.

2001 год 4 декабря
торжественно поднят Гвардейский Военно-морской флаг в присутствии Президента РФ Путина В.В. и других официальных лиц, дата 4 января утверждена как годовой праздник экипажа.

2002 год январь (приблизительно)
включена в состав 24-й дпл 3-й Флпл СФ с базированием в б. Ягельная гб. Сайда.

2004 год с сентября по октябрь
выполнила задачи первой боевой службы под командованием кап. 1 ранга Кабанцова К.П. в Атлантическом океане.

2004 год
завоевала приз ГК ВМФ «За длительное слежение за иностранной подводной лодкой» и

2005 год с сентября по октябрь
выполнила задачи второй боевой службы под командованием кап. 1 ранга Кабанцова К.П. и старшим на борту командиром 24-й дпл кап. 1 ранга Минаковым А.Н.

2005 год
приняла участие в учениях УПАСР СФ с привлечением разнородных сил флота.

2006 год ноябрь
на борту проводились съемки документального фильма операторской группой канала РТР.

2007 год с июня по июль
выполнила задачи боевой службы под командованием кап. 1 ранга Вакуленко Э.А. и старшим на борту НШ кап. 1 ранга Кочемазовым В.Н. в Атлантическом океане.

2007 год октябрь
выполнила задачи испытательных торпедных стрельб с 266-м экипажем под командованием кап. 2 ранга Петрова Е.А.

2007 год
удостоена переходящего кубка Губернатора Мурманской области «Лучшей подводной лодке Северного флота».

2008 год с сентября по октябрь
выполнила задачи боевой службы командованием кап. 1 ранга Вакуленко Э.А. и старшим на борту командиром 24-й дпл кап. 1 ранга Кочемазовым В.Н.

2009 год
выполнила задачи испытательных торпедных стрельб по программе «Кант» с 608-м экипажем под командованием кап. 1 ранга Дмитрова А.В.

2009 год с июня по сентябрь
выполнила задачи боевой службы с 608-м экипажем командованием кап. 1 ранга Дмитрова А.В. и старшим на борту ЗКД 24-й дпл кап. 1 ранга Зверевым О.Ю.

2009 год
удостоена переходящего кубка Губернатора Мурманской области «Лучшей подводной лодке Северного флота».

2010 год с июня по август
выполнила задачи боевой службы с экипажем «К-154» «Тигр» под командованием кап. 2 ранга Булгакова П.И. и старшим на борту командиром 24-й дпл кап. 1 ранга Кабанцовым К.П.

2012 год с апреля по май
выполнила задачи боевой службы под командованием кап. 2 ранга Булгакова П.И. и старшим на борту командиром 24-й дпл кап. 1 ранга Кабанцовым К.П.

находится в составе ВМФ

командиры:

1. Майданников С.В. (06.09.1993 – 15.09.1996);
2. Семенов А.Г. (15.09.1996 – 27.11.1997);
3. Минаков А.Н. (08.12.1997 – 03.12.1998);
4. Косолапов Д.Д. (03.12.1998 – 17.06.2003);
5. Кабанцов К.П. (17.06.2003 – 31.08.2005);
6. Котенков А.Ю. (31.08.2005 – 06.04.2006);
7. Вакуленко Э.А. (06.04.2006 – 2010);
8. Шпорт К.В. (2010 – н.вр.).

экипаж подводной лодки

фотографии

историческая справка экипажа


1993 год 21 июля
на основании ДГШ ВМФ от 21.07.1993 начато формирование экипажа на базе 24-й дпл 3-й Флпл СФ.

1993 год с 12 мая по 6 сентября 1994 года
в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор прошел обучение по программе вновь сформированного экипажа.

1997 год
в связи с задержкой строительства, большая часть личного состава экипажа, находящегося в пункте базирования, переназначена в другие экипажи, имеющие недокомплект личного состава. Для восполнения штатной численности и в связи с расформированием экипажа «К-337» «Кугуар», принято решение личный состав последнего в полном составе переназначить на штаты экипажа «К-335» «Гепард».

1999 год 7 сентября
экипаж прибыл на ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинск, временно подчинен 339-й обрпл БелВМБ.

2002 год с 9 мая по 10 сентября
в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор прошел обучение по программе расширенной межпоходовой подготовки.

2005 год с 2 марта по 22 апреля

2007 год с декабря по февраль 2008 года
в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор прошел обучение по программе межпоходовой подготовки.

2010 год
в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор прошел обучение по программе межпоходовой подготовки.

2010 год сентябрь
экипаж под командованием кап. 2 ранга Вакуленко В.А. на «К-154» «Тигр» выполнил стрельбу крылатой ракетой по боевому полю.«Чижа».

2011 год с апреля по июнь
выполнила задачи боевой службы на «К-154» «Тигр» под командованием кап. 2 ранга Шпорт К.В. и старшим на борту НШ 24-й дпл кап. 1 ранга Котенковым А.Ю.

находится в составе ВМФ

Дополнительно:

Фотоальбом К-335 «Гепард»

Описание проекта 971

Список принятых сокращений

источники:

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
Осинцев В.В. «Атомная подводная лодка К-335 «Гепард» пр.971». «24-я дивизия ПЛ СФ», спецвыпуск альманаха «Тайфун», СПб, 2010 г.;
Буклет «20 лет 24 дивизии атомных подводных», юбилейный выпуск, изд. ОАО МИПП «Север», Мурманск, 2005 г.;
Буклет «25 лет 24 дивизии атомных подводных», юбилейный выпуск, Гаджиево, 2010 г.;
Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
Информация из новостных сообщений СМИ.

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: