Ламаистский монастырь 5 букв подсказка д. Ламаистский храм Юнхэгун. Пекин. Информация по посещению монастыря Юнхэгун и карта

Зал Колеса Закона (Фалуньдянь - Falundian), украшенный пятью позолоченными пагодами, служил местом для чтения священных книг и проведения религиозных мероприятий. В зале находится большая (в 6 метров высотой) позолоченная статуя Цонкапа (宗喀巴 - Tsong Khapa) на цветке лотоса. Цонкапа - основатель одной из школ Буддизма - Гэлуг (Желтая Шляпа - Geluk). Он родился в провинции Цинхай (Qinghai) в 1357 году и стал тибетским ламой, когда ему было всего 14 лет.

Статуя Цонкапа

Ламаизм делится на пять сект: Красную, Цветочную, Черную, Белую и Желтую. Во времена молодости Цонкапа была очень популярна Красная Секта и ламы носили шляпы красные снаружи и желтые внутри. Согласно законам Красной Секты главные ламы могли жениться и передавать по наследству свой пост детям. Это привело к застою в развитии секты. Цонкапа увидел дефект в такой практике, и решил реформировать ее. При этом он вывернул свою шляпу наизнанку - желтой стороной наружу и красной внутрь. Это стало символом Желтой Секты. Он выпустил 253 предписания, включая запрет на женитьбу и систему наследование. Благодаря этим предписаниям и запретам он не только завоевал популярность среди лам, но и среди правителей династии Мин. Вскоре он получил административную и религиозную власть в Тибете. В течении короткого времени Желтая Секта стала широко популярной.

Как уже говорилось выше в Зале Колеса Закона стоит статуя великого мастера Цонкапы. В правой руке статуи - меч, а в левой книга, что символизирует силу и мудрость. Отливка статуи в 1924 году обошлась в 200,000 серебряных доллара. По прошествии многих лет блеск и сияние заменила патина. В 1982 году статуя была позолочена. Но очень мало людей знают, что золото для этого нашлось в мусоре - в хламе, который остался после смерти одного старого ламы, умершего весной того же 1982 года.

Вот эта история. Однажды Нима (Nima) - наблюдательный 70-ти летний лама заметил маленькую подушку среди вещей покойного. Хотя она была грязная и, казалось, не имела никакой ценности, он взял ее к себе в комнату. Несколько дней позже к нему пришла его племянница и, увидев грязную подушку на его кровати, спросила: "Зачем ты хранишь ее? Я могу купить тебе новую." Лама сказал, что в этом нет необходимости и у него есть деньги, просто ему жалко ее выкидывать, так как она может пригодиться. Племянница сказала, что в этом случае она заберет подушку домой и постирает ее для него. Когда она опустошила подушку для стирки, то из нее вывалилось золотое ожерелье и золотые браслеты. Ошеломленная, она вернулась к дяде, чтобы рассказать ему о находке. Старый лама решил отдать эти сокровища храму на восстановление статуи Цонкапа. Комитет храма по религиозным делам обменял их на золотую фольгу для позолоты. В августе того же года ламы и монахи со всей страны присутствовали на церемонии сброса покрывала со статуи, которая предстала в новом, сияющим золотом обличье.

Позолоченная пагода на крыше Зала Колеса Закона

Справа и слева от фигуры Цонкапы находятся два трона для Далай Ламы и Панчен Ламы. Когда Цонкапа был жив, у него было два знаменитых ученика: Далай и Панчен, которые позже стали считаться реинкарнацией Цонкапы. Они унаследовали звание Живущего Будды после смерти Цонкапы с титулами Первого Далай Ламы и Первого Панчен Ламы. Сейчас в наше время есть Далай Лама Четырнадцатый и Панчен Лама Одиннадцатый. В 1954 году Панчен Лама проводил здесь буддистские церемонии. Вообще "далай" означает "безбрежное море" по монгольски, а лама - "учитель" по тибетски.

Так же в этом зале можно увидеть на боковых стенах фрески, рассказывающие о жизни Сакьямуни (Sakyamuni), о том, как он был рожден и как проповедовал буддизм. Фрески были восстановлены в 1953 году.

Здесь можно увидеть так называемые Колеса Вращающихся Писаний (经典转轮). Внешне они похожи на вращающиеся барабаны с надписями на них. Говорят, что каждое колесо, большое или маленькое, несет на себе буддистское послание - сутру. Если вы повернете его на один оборот, то это означает, что вы прочитали все это послание. В самом зале вдоль его стен стоят книжные полки, на которых находятся 108 томов Буддистских Сутр на тибетском языке, переведенные с древнеиндийского языка.

Колеса Вращающихся Писаний

Еще одна достопримечательность Зала Колеса Закона - Гора Пятиста Архатов (五百罗汉山). Гора вырезана из красного сандалового дерева, а архаты сделаны из пяти разных материалов: золото, серебро, медь, железо и олово. Когда Сакьямуни проповедовал, его слова не записывались на бумаге. Позже 500 его последователей написали Великую Тибетскую Буддистскую Сутру в соответствии с тем, что говорил Сакьямуни. За этот вклад, они были возведены в сан архатов.

Ламаиский храм Юнхэгун (также Тибетский буддийский храм Юнхэгун , храм Ламы , Дворец мира и гармонии , Lama Temple ) — действующий буддийский храм в Пекине. Является как местом паломничества так и достопримечательностью.

Общая информация

Ламаиский храм Юнхэгун (Dga’-ldan Byin-chags-gling) можно посещать, когда увидены . Храмовый комплекс будет интересен прежде всего верующим людям или тем, кто увлекается религией.

Впечатление

Ни в коем случае не берите русский аудиогид. Стоимость его одна из самых высоких среди достопримечательностей Пекина – 50 юаней. И в тоже время это самый ужасный из всех аудиогидов, которые мне доводилось слушать (а беру я их почти везде).

Я уже говорил о недостатках аудиогида в заметке про . Здесь всё намного хуже. Слушая аудиогид вспоминаешь школу, первые уроки чтения. В данном случае парень изучающий русский язык рассказывает (пытается читать) вам о храмовом комплексе. Это похвально, что кто-то решился на роль русскоговорящего гида, но это не стоит 400 рублей. Я пожалел что потратил деньги впустую, потому что я ничего толком не понял.

Я записал пару частей аудиогида на память. Попробуйте понять о чём речь.

Фотографии Ламаиского храма Юнхэгун

Злосчастный аудиогид

Вход в Ламаиский храм Юнхэгун

Зал Гармонии и Мира

Текст на табличке дублируется на четырёх разных языках. На ней написано – Дворец гармонии и мира .

Здесь находятся Будды трёх времён. Справа Будда прошлого времени, по центру — настоящего, а слева будущего.

Храм действующий и здесь везде зажигают благоуханные палочки и молятся

По моим наблюдениям люди обходят всех Будд и молятся перед всеми

Зал Вечной Защиты

Место встречи крыш

Зал Колеса Закона . Место молитв монахов.

По центру находится статуя тибетского религиозного философа Дже Цонкапа , основателя религиозной практики буддизма названного гелугпа .

Павильон Десяти Тысяч Удач

В нём находится 26 метровая статуя Майтрейи – божества почитаемого всеми направлениями Буддизма. Статуя вырезана из цельного сандалового дерева. Сначала привезли сюда статую, а потом построили вокруг неё здание.

Статуэтка в одном из зданий

Больше всего мне понравились статуи в зале тантрического буддизма . Они очень красочные, яркие и насыщенные. Само здание построено в 1744 г – в девятом году царствования Цинского императора Цяньлуна.

September 9th, 2014 , 03:55 pm

Сегодня я расскажу о немного необычных достопримечательностях Пекина, которые, быть может, не такие знаменитые как Гугун или мавзолей Мао, но стоят они не меньшего, на мой взгляд, внимания. Я расскажу о "воздушном" Храме Неба и о его роли в жизни китайских императоров и народа, о ламаистском храме Юнхэгун и Будде Майтрейя, а также покажу знаменитых китайских панд, которых мы видели в Пекинском зоопарке.

01. Итак, Храм Неба. Возле храма мы увидели уличные танцы. Мне очень понравилась эта идея, подобное, только более организованное и многочисленное действо, мы потом наблюдали в Пекине не раз. Почему-то у пекинцев (или китайцев) есть такая традиция: собираться в каком-то месте, включать на полную громкость магнитофон и одинаково двигаться в такт музыке. Выглядит это со стороны очень забавно, эдакий массовый флэшмоб! Мне кажется, что это еще один аргумент в пользу того, что китайцы - очень организованная и сплоченная нация.

02. Крытая галерея - не меньшая достопримечательность, чем сам Храм Неба. Это популярное среди местного населения место встречи, своего рода клуб по интересам. Здесь спасаются от немилосердной порой жары, играют в карты, перекусывают принесенной из дому едой, да просто общаются и отдыхают.

03. Сад камней неподалеку.

04.

05. Галереи порой не раз нас спасали от жары и усталости, накопившейся от долгих прогулок.

06. Крытая галерея ведет к воротам Зала Жатвенных Молитв.

07. Храм Неба (ТяньТань) находится в южной части Пекина. Он был построен примерно в одно время, что и Гугун, и служил местом молитв и жертвоприношений китайских императоров. Ежегодно в день зимнего солнцестояния здесь проходили молитвы с просьбой о хорошем урожае. Считалось, что раз император имеет божественное происхождение, то лишь он имеет право обращаться к Небесам.

08. Это единственный храм круглой формы в столице, жемчужина архитектуры династии Мин. Синие крыши его дворцов и павильонов будто отражают цвет и глубину пекинского неба. А главный павильон храма - Циняньдянь - является одним из символов китайской столицы.

09. Зал Жатвенных Молитв. Это стоящее на пьедестале из белого камня круглое здание с крытой черепицей трехъярусной крышей. Вход внутрь, к сожалению, закрыт. К самому зданию Зала ведут мраморные лестницы и зимой, когда температур в Пекине опускается ниже нуля градусов, они становятся очень скользкими. Китайцы придумали, что с этим делать: они покрывают лестницы широкой мешковиной.

10. Храм Неба - это комплекс, куда входят различные ритуальные постройки, выполняющие ту или иную роль.

11. Можно лишь ненадолго взглянуть через открытые двери на внутреннее убранство Зала Жатвенных Молитв. Так как его основное назначение - молитвы, то и убранство носит строго ритуальный характер: курильницы, подставки для ароматических палочек и т.д.

12.

13. Храм Неба, как оказалось, является популярным местом среди съемок для брачующихся. То тут, то там мы видели разные пары во всевозможных (европейских, как правило) нарядах. Не знаю, с чем связана эта традиция?..

14. А эта пара смешанная: супруг (жених) славянин, а невеста - китаянка.

15. Пристройки вокруг Храма Неба.

16. Еще одна пара, на этот раз в китайском наряде.

17. А эти ребята показались мне очень милыми:)

18. Жених такой... Выдающийся! ;)

19. Зал Небесного Свода, где хранятся таблички с именами предков, которым поклонялись многие поколения императоров.

20. Как я и говорила выше, в галереях можно, к примеру, играть в карты.

21. "Минуточку, у меня все ходы записаны!"

Кстати, любителям шоппинга может быть полезна информация о том, что неподалеку от Храма Неба находится не менее знаменитый рынок Хунцяо или Жемчужный рынок. Так широко представлены не только ювелирные изделия, но и текстиль, бытовая техника, сувениры и многое другое!

22. А мы тем временем приехали к храму Юнхэгун и как раз пытаемся отыскать вход. Немного пекинской эклектики.

23. В северо-восточной части Пекина находится знаменитый действующий ламаистский храм Юнхэгун, построенный в 1694 году. Сегодня это один из наиболее красочных храмов Пекина и самый известный храм ламаизма за пределами Тибета.
Главный вход в храм. Естественно платный.

24. От входа на север идет довольно длинная аллея, известная как «императорская дорога», по обеим сторонам которой, отгороженные стеной красного цвета, расположились жилища «живых Будд», живших в старые времена в монастыре.

25. Свою историю Юнхэгун ведет с 1694 года, когда китайский император Канси построил здесь дворец для своего сына. В 1746 году Юнхэгун был перестроен и стал ламаистским монастырем. Он всегда носил статус императорского храма: все китайские правители раз в год проводили здесь церемонию поклонения предкам. Юнхэгун и в настоящее время является действующим монастырем.

26. Юнхэгун состоит из ряда павильонов, которые как бы разбивают территорию монастыря на отдельные секции. Попасть из одной секции в другую можно, лишь пройдя через павильон. Это традиционная система всей дворцово-храмовой архитектуры Китая.

27. Курильница и храмовая постройка.

28. Здесь можно зажечь палочки, которые бесплатно выдаются перед входом, и помолиться, как это делают буддисты.

29. Внутри одного из павильонов.

Первое здание в монастыре посвящено Будде Грядущего Майтрейе. Его иногда называют «смеющимся Буддой» из-за добродушной улыбки на его лице.
Далее в глубь монастыря идут друг за другом павильоны: Юнхэдянь (Гармонии и мира), Юнъюдянь (Вечного счастья), Фалундянь (Колеса закона). В них прекрасно сохранившиеся статуи Будд времен года, Будд трех времен, огромная статуя Дзонкабы - монаха, принесшего ламаизм из Непала в Китай.

30.

31. Будды трех времен (имеется в виду, прошлое, настоящее и будущее).

32.

33. Статуя монаха Дзонкабы (если я сейчас уже ничего не путаю). Это 6-метровый бронзовый Будда, сидящий на цветке Лотоса.

34. Внизу места для священнослужителей.

35. В дальней северной части Юнхэгуна находится самое большое здание монастыря - терем Ваньфугэ (Десять тысяч радостей), известный также как Дафолоу (Башня Большого Будды). Внутри Ваньфугэ находится широко известная деревянная статуя верховного Будды Майтрейя, выполненная из цельного куска сандалового дерева. Высота статуи над землей 18 м. Кроме того, считается, что она на 8 метров вкопана в землю. Любопытно, что при строительстве монастыря сначала в землю вкопали ствол, затем вокруг него возвели стены и крышу и лишь после этого вырезали саму статую.

36. Можно примерно оценить масштаб статуи. Но, в натуральном виде она, конечно, производит более сильное впечатление.

37. Еще немного храмовых построек.

38.

39. Молитвенный барабан. Считается, что его надо покрутить, и твои молитвы будут услышаны.

40. Окрыленные и одухотворенные, мы уходим из храма.

41. Пекинский зоопарк находится на одноименной станции метро - Beijing Zoo, так что найти его труда особого не составит.

Немного истории: еще в начале ХХ века императрица Цыси для собственного увеселения организовала на территории, которую занимает современный Пекинский зоопарк, зверинец площадью в 1,4 га, где было собрано более 700 животных, привезенных из Германии. И сегодня Пекинский зоопарк знаменит, прежде всего, своими пандами (кстати, одно из любимых моих животных).


42. Панда, лакомящаяся ивовыми ветками. У панд в зоопарке отдельный павильон, достаточно большой и просторный, а условия содержания приближены к реальным. Правда, я немного разочаровалась: ожидала увидеть черно-белых симпатичных мишек, а они казались какими-то уставшими, с грязноватым, далеко не белым мехом.

43. Панда прилегла и поедает свой ужин.

44. "Пойду я от вас, надоели уже!"

45. Нам так и не посчастливилось в тот день увидеть тигров и львов (мы пришли в зоопарк поздновато, и животные спрятались в свои клетки), поэтому я сфотографировала этого каменного тигра.

46. Фото с коалой. Хорошо сидим!

47. Из того, что впечатлило: мне понравились кенгуру, зебры и муравьед (не помню, если ли он в московском зоопарке?). В целом, могу сказать, что посещение зоопарка получилось скорее «галочным». Панда вовсе не показалась такой умильной, как я себе изначально это представляла, а многие звери от жары просто прятались в своих клетках/норах.

48. Кенгуру все-таки необычные животные. Они так ловко маневрируют своим хвостом, используя его как дополнительную опору.

49.

50. После Таиланда слонами нас не удивишь.

51. На территории зоопарка находится океанариум. Туда мы также не попали, хотя оставалось еще минут 40 до закрытия.

52. Малыш позирует своим родителям.

53. Пекинская мода.

54. Присели отдохнуть на берегу пруда.

55. ЗЁбры оказались такими милахами!

56. Мама кормит помидоркой своего сына. Люблю такие подсмотренные сюжеты.

57. После Парка птиц в Калужской области этими попугайчиками нас не возьмешь!

58. Китайский садик. Здесь, наверное, хорошо было бы помедитировать.

59. Это чудо природы мы также видели в Парке Птиц в Калужской области. Одна китаянка кормила его какими-то хрустящими палочками, и птичка хватала у нее их и смачно причмокивала.

Мы еще какое-то время побродили по зоопарку, пытаясь найти нужный нам выход, потом попали под проливный дождь, промокли до нитки и долго ловили такси на улице. Мы попросили таксиста довести нас до улицы Ваньфуцзин и после этого искали, где бы чего перекусить. Решили снова подняться в ресторанный дворик и выбрали на этот раз японское кафе. Я заказала себе суши, они оказались очень недурны. А муж попросил Chicken soup. На что ему принесли вот это.

60. Оказалось, что куриный суп представляет собой котелок с кипящим бульоном, в который нужно опускать сырые ингредиенты и самостоятельно готовить их. Это еще одно традиционное китайское блюдо, которое также называется "самовар". На тарелке тонко нарезанное мясо, креветки, овощи, разные грибы и какие-то штуки в мешочке: не то яйцо, не то какой "зверь". Считается, что еда, приготовленная таким образом, не теряет своих ценных и полезных свойств. Зато теряем их мы!

61. Тут муж совсем приуныл: есть-то хочется, а тут не пойми чего, да это еще и варить надо!

62. Тогда он обратился за помощью к смешливой официантке с просьбой помочь ему приготовить это необычное "блюдо". Она оказалось очень приветливой и помогла большому белому человеку не умереть от голода в Пекине.

63. Мастер-класс по-пекински. А есть все это было то еще приключение! ;) На этом наши эксперименты с "самоваром" были закончены, и супы мы больше не заказывали. Ну так, на всякий случай.

Расположенный в Северной части города (добраться до него можно на метро, выйдя на станции Юнхегун), ламаистский храм Юнхэгун (YongHeGong) — самый известный буддийский монастырь в Пекине. Храм был построен в 1694 году и первоначально служил одной из резиденций императора Канси, который построил здесь дворец для своего сына Юн-цинвана. Начиная с Цзянцзин, все китайские императоры раз в год проводили здесь церемонию поминовения предков.

Когда Юн-цинван занял императорский трон и стал править под девизом Юнчжэн («гармония и справедливость»), за дворцом закрепилось название Юнхэгун, что с одной стороны может быть переведено, как «Дворец гармонии», а с другой стороны — может быть истолковано, как «дворец Юна, ставшего императором». После смерти Юнчжэна в 1735 году, его гроб был помещён в храм. Наследник Юнчжэна, правивший под девизом «Цяньлун», присвоил храму имперский статус, заменив его жёлтую вывеску, на вывеску из «императорских» бирюзовых пластин. В 1746 году Юнхэгун был перестроен в храм, ставший ламаистским монастырем. В нем император Цяньлун поселил 500 ламаистских монахов. Все китайские императоры раз в год проводили здесь церемонию поминовения предков.Юнхэгун занимает площадь около 57 тыс. кв. м. — он протянулся на 480 м с юга на север и на 120 м с запада на восток. С южной стороны находятся красочные ворота, по бокам которых установлены каменные львы. От входа на север идет довольно длинная аллея, известная как «императорская дорога», в конце которой находятся ворота Объявления мира — Чжаотаймэнь. За этими воротами находятся еще одни ворота — Юнхэмэнь, которые являлись когда-то входом в дворец Юн-цинвана. За ними и начинается собственно монастырь. Вдоль оси расположены 5 залов разделённых дворами:
Зал Небесных Царей (Tianwandian) — расположен южнее главного зала, и первоначально был главным входом в монастырь. В центре зала стоит статуя Майтрейи, а вдоль стен - Четыре Небесных Царя;
Зал Гармонии и Мира (Yonghegongdian) — центральная часть храма. В зале три бронзовые статуи Будд Трёх Времён, статуя Гаутамы Будды (Будды настоящего) в центре, рядом Будда Кашьяпа (Будда прошлого, справа) и Майтрейя (Будда будущего, слева). Вдоль стен - статуи 18 Архатов. На фресках изображён бодхисаттва Авалокитешвара;
Зал вечной защиты (Yongyoudian) — был жилищем Императора Юнчжэна и стал местом его упокоения после смерти. Сегодня статуя Бхайсаджя-гуру (Будда медицины) установлена в зале;
Зал Колеса Закона (Falundian) — место проведения основных церемоний. Установлена большая статуя Дже Цонкапа, основателя Гелук. В зале также находится «холм 500 архатов», вырезанный из красного сандала, на котором расположены статуи архатов из 5 металлов (золота, серебра, меди, железа, олова);
Павильон 10 000 радостей (WanFuGe) — содержит 26м статую Майтрейи (Будды Будущего) вырезанную из огромного сандала. Эта статуя включена в Книгу Гиннеса в 1993 году. Высота статуи 18 м, кроме того, считается, что в землю статуя вкопана на 8 м.

Храм Юнхэгун — это храм и монастырь школы Гэлуг (Geluk — Желтая Шляпа) тибетского буддизма. Этот храм один из крупнейших и важных тибетских буддистских монастырей в мире. Архитектура и роспись храма сочетают в себе китайский стиль Хань и тибетский, а так же немного монгольских мотивов. Так как монастырь был создан в честь культа Гэлуг, то храм имеет свои собственные праздники и фестивали, кроме традиционных буддистских праздников. Кроме обычных ритуалов, выполняемых по утрам 1, 10, 15 и 30-го дня каждого лунного месяца, так же проходят и другие буддистские церемонии каждый год.

Храм открылся для публики в 1981 году. На подходе к храму расположено множество лавочек, которые продают благовонные палочки и другую утварь.

Юнхэгун и в настоящее время является действующим монастырем. Во многих павильонах запрещена съемка, зато на территории монастыря можно приобрести много сувениров и изделий из тибетского серебра.

Время работы храма (время местное):
апрель — октябрь 09:00 — 16:30
ноябрь — март 09:00 — 16:00

ФОТОГРАФИИ ЛАМАИСТСКОГО ХРАМА ЮНХЭГУН В ПЕКИНЕ






В Пекине расположены многочисленные старинные здания. Однако только храм Юнхэгун (по-китайски 雍和宮 Yōnghégōng ; по-маньчжурски Hūwaliyasun hūwaliyaka gung; по-монгольски Найралт Найрамдах Сүм; по-тибетски དགའ་ལྡན་བྱིན་ཆགས་གླིང་ Dga’-ldan Byin-chags-gling) одновременно обладает особенностями ханьского (собственно китайского), маньчжурского, монгольского и тибетского стилей. Название означает «Дворец мира и гармонии» (雍 yōng - гармония; 和 hé - мир; 宮 gōng - дворец), либо может быть интерпретировано как «дворец Юна, ставшего Императором».

Для меня Юнхэгун стал первым в жизни посещенным буддистским храмом, поэтому все здесь воспринималось как исключительно необычное. Я не ставил целью глубоко вникать в увиденные предметы культа - это обширная сложная тема, в основном за пределами моих интересов. Поэтому рассказ выстрою в форме демонстрации изображений с весьма краткими комментариями.

Кстати, в нескольких минутах ходьбы от Юнхэгуна расположена другая важная достопримечательность Пекина - .

История храма Юнхэгун

Строительство здания, позднее ставшего храмом, началось в 1694 году при Императоре Канси из династии Цин. В 1722 году его преемник, Император Айсиньгёро Иньчжэнь (девиз Юнчжэн, то есть Гармоничное и справедливое - именно от него в одной из интерпретаций названия храма взялось «Юн») отдал половину здания тибетским монахам школы гелук (что означает примерно «духовная преемственность»), известной также как «желтая вера» - характерным атрибутом монахов являются желтые шапки. Наследник Юнчжэна, Император Цяньлун, в 1744 году присвоил храму Императорский статус. Перестроенный в 1746 году, монастырь стал административным центром и пристанищем для множества монахов из Монголии и Тибета. Кстати, маньчжурская династия Цин покровительствовала именно тибетскому буддизму (хотя и другие школы процветали). Юнхэгун получил функцию придворного храма. Все последующие китайские Императоры раз в год проводили здесь церемонию поминовения предков.

Вывеска, дарованная храму Императором Цяньлунем (разглядывание текстов, сделанных такими экзотическими алфавитами, для меня представляет квинтэссенцию ощущения чужих цивилизаций):

Во второй половине XX века Юнхэгун пережил террор и безумие под названием «культурная революция», чему способствовал первый премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай. Этот мудрый деятель способствовал мирному сосуществованию с Западом, одновременно пытаясь не разрывать отношений с Советским Союзом. Деликатная политика и принципиальность в работе обеспечила ему сохранение поста премьера в годы «культурной революции», а дипломатичность и высокая трудоспособность снискали народную славу.

Кстати, мне показался странным тот факт, что в Пекине существует и действует тибетский монастырь, хотя Далай-Лама является в КНР персоной нон-грата.

Внешний осмотр храма Юнхэгун

Внешние ворота храмового комплекса обращают на себя внимание красивой росписью:

Храмовый комплекс представляет собой набор отдельных зданий (любопытно, что в китайских русскоязычных статьях их иногда называют теремами), распределенных по оси север–юг. Главные ворота находятся на юге. Вдоль оси расположены пять зданий, которые я охарактеризую в следующей части рассказа. Пока несколько взглядов по сторонам.

Необходимо иметь в виду, что многие посетители храма - не туристы, а паломники. Впрочем, в отношении китайских гостей четкой грани нет. Они и рассматривают храм, и молятся. Ритуал предполагает возжигание сандаловых палочек; многие молятся на коленях. Хочу подчеркнуть, что возжигание палочек - священнодействие, и туристам негоже заниматься этим «просто так».

Молитвенные мельницы–барабаны (на них написаны мантры; кручение барабанов является формой молитвы):



Подножье кадильницы усеяно монетками (и даже попадаются купюры), которые бросают паломники - полагаю, это скорее «на счастье», нежели вид сакральной церемонии.

Эффектный драконий декор на стене:

Терема:

Китайские лев и черепахи:

По мнению многих исследователей, черепаха с ее куполообразным верхним щитом панциря и плоским нижним щитом напоминает древний китайский образ мироздания - круглое небо и плоская квадратная земля. Предание гласит, что Черная черепаха наряду с Желтым драконом помогала легендарному Императору Юю Великому (победителю наводнений) рыть каналы и формировать рельеф Древнего Китая.

Такие постаменты являются важными достопримечательностями для китайцев; а иностранцам, не знающим китайского языка, остается только гадать о смысле надписи и любоваться орнаментами:

Эта модель изображает сакральную гору Меру, или Сумеру (须弥山 Xū mí shān - Сюймишань), на вершине которой стоит храм:

Впечатление от посещения Юнхэгуна многократно усилилось, когда я услышал молитву, исполняемую под мерный бой барабанов речитативом тамошними монахами:

От этого буквально мурашки по коже бегали. Но вот церемония закончилась, и веселые монахи с желтыми шапками в руках покидают молитвенный зал:

Внутренний осмотр храма Юнхэгун

Первым залом–теремом является Зал Небесных Царей . В центре зала стоит статуя Майтрейи («Владыка, нареченный Состраданием», грядущий Учитель человечества, Бодхисаттва и Будда нового мира, Смеющийся Будда - сопоставляет тему космического мессианства с образом мирского благополучия), а вдоль стен - Четыре Небесных Повелителя:


Тема Небесных Повелителей (в китайском варианте - Императоров) меня заинтересовала, поэтому я уделю ей чуть больше внимания. Четыре Небесных Царя являются защитниками мира и борцами со злом, каждый имеет в распоряжении легион сверхъестественных существ. Они охраняют четыре континента (части света).
♦ Царь Севера - «Всеслышаший»; тело желтого цвета; атрибутами являются монарший зонт и мангуст.
♦ Царь Юга - «Выращивающий» или «Покровитель роста»; тело голубого цвета; атрибутом является меч.
♦ Царь Востока - «Управляющий Землей» или «Смотритель земли»; тело белого цвета; атрибутом является музыкальный инструмент (типа лютни) под названием пипа.
♦ Царь Запада - «Всевидящий»; тело красного цвета; атрибутами являются змея, маленькая ступа и раковина.

Приведу также коллаж изображений Небесных Царей из пекинского :

Палата Гармонии и Мира (雍和宫殿 yōng hé gōng diàn - Юнхэгундянь)- центральная часть храма. В зале три бронзовые статуи Будд Трех Времен: в центре Будда Гаутама (настоящее), справа Будда Кашьяпа (прошлое) и слева Будда Майтрейя (будущее).

Вдоль стен в этом зале расставлены статуи 18 архатов (тех, кто вышел из «колеса перерождений», что в буддизме является большим достижением):

Палата Вечной Защиты (永佑殿 yǒng yòu diàn - Юнъюдянь) был жилищем Императора Юнчжэна и стал местом его упокоения после смерти. Здесь поклоняются трем буддам: Амитабхе (будда безграничного света), Симханаде (будда божественного гласа) и Бхайсаджя-гуру (будда медицины). Бхайсаджя-гуру изображен на снимке:

Палата Дхармачакры (法轮殿 fǎ lún diàn - Фалуньдянь) называется также залом «колеса дхармы» или «колеса закона» - символ учения Будды о пути к просветлению; традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами). Этот зал является местом проведения основных церемоний. Здесь установлена большая статуя Дже Цонкапа (1357–1419) - тибетского религиозного деятеля, философа и проповедника, основателя школы гелугпа:

Последнее здание - Терем Десяти Тысяч Удач (万福阁 wàn fú gé Ваньфугэ)- содержит 26-метровую статую Майтрейи, вырезанную из цельного сандалового дерева огромного размера, которое было привезено из Бирмы. Сначала возвели эту статую, а потом надстроили здание. 18 метров возвышаются над землей, и 8 углублены под землю. Эта статуя включена в Книгу рекордов Гиннеса в 1993 году.

Не помню, в каком зале находятся статуи богов войны и гнева (их присутствие здесь несколько нарушает правомерность слова «мир» в названии храма). Кстати, это именно божества (в тибето-монгольском буддизме поклоняются так называемым «Восьми Ужасным»), а не демоны; и молятся им именно с просьбой о защите против этих самых демонов:

И еще несколько скульптур, которые я не запомнил и не смог определить:


Мне было интересно и познавательно впервые увидеть «вживую» буддистский храм - один из ключевых элементов восточноазиатской культуры. В России тоже есть несколько народов, исповедующих буддизм, так что познакомиться поближе с таким значительным культурным феноменом было весьма полезно.