Самолеты туполева конструктора военных и пассажирских самолетов. Туполев: красивые победы нашей авиации Все самолеты туполева с фотографиями и описание

20 мая 2015 года исполнилось 90 лет со дня рождения Алексея Туполева, известного советского авиаконструктора, который продолжил дело своего отца Андрея Туполева, основателя одноименного конструкторского бюро. Созданию известного во всем мире конструкторского бюро предшествовал бурный рост в нашей стране интереса к авиации и воздухоплаванию. Всего под руководством Андрея Туполева было спроектировано более 100 различных самолетов. При этом на самолетах Туполева было установлено 78 мировых рекордов и выполнено примерно 30 выдающихся перелетов.

Плечом к плечу с отцом трудился и его сын. В 1942 году, окончив в эвакуации среднюю школу в Омске, Алексей начал работать в конструкторском бюро (ЦКБ-29 НКВД СССР) под руководством своего отца. В 1943 году Туполев-младший поступил в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (сегодня это Московский авиационный институт - национальный исследовательский университет), который закончил в 1949 году. После этого он вернулся в КБ Андрея Туполева на должность конструктора. За более чем 90 лет существования в стенах этого конструкторского бюро было разработано более 300 разнообразных летательных аппаратов, аэросаней и малых судов. Примерно 100 проектов были затем построены в металле, а более 50 выпускались серийно. Всего было произведено более 18 тысяч самолетов под маркой Ту. Ниже представлено 5 самых выдающихся самолетов КБ, три боевых и два гражданских. Все пять моделей по-прежнему эксплуатируются.

Ту-22М3

В начале 1960-х годов перед КБ Туполева и всей авиационной промышленностью страны встал вопрос, по какому пути развития следует идти при создании дальнего бомбардировщика. Дилемма состояла в следующем: необходимо создавать однорежимный сверхскоростной самолет, естественно, очень дорогой; или делать многорежимную машину, которая обладала бы умеренной крейсерской скоростью и умеренной ценой, но обладала при этом возможностью прорыва ПВО противника на высокой сверхзвуковой скорости. После детальной проработки нескольких проектов в КБ Туполева решили, что по ряду технических и экономических показателей рационально создать многорежимный самолет, который учел бы в себе новейшие технические достижения в области самолетостроения, в частности планировалось использовать крыло изменяемой в полете стреловидности и мощные и экономичные двухконтурные ТРДДФ. Так в середине 1960-х годов в КБ родился проект самолета «145», который со временем стал Ту-22М и являющийся изначально глубокой модернизацией серийно производимого ракетоносца Ту-22К.

В ходе дальнейших работ над проектом о какой-либо модернизации можно было говорить очень условно. К моменту совершения первого полета созданный бомбардировщик был принципиально новой машиной, которая имела мало общего с прототипом и первоначальным проектом. После периода доработок, который занял 5 лет, этот сложнейший на тот момент времени авиационно-ракетный комплекс в варианте Ту-22М2 был принят на вооружение советских ВВС. А еще через 5 лет в строевые части пошли первые ракетоносцы Ту-22МЗ. При этом летно-тактические характеристики Ту-22М3 существенного превосходили характеристики первых вариантов Ту-22М.

Стоит отметить, что бомбардировщики серии Ту-22М стали передовыми машинами для своего времени, технические наработки по этим самолетам в будущем были использованы при создании как пассажирских, так и боевых машин, по всем авиационным КБ Советского Союза (самолеты 4-го поколения). Впервые в Советском Союзе самолет получил сложный и достаточно эффективный комплекс взаимосвязанных как аналоговых, так и цифровых решающих систем авиационного и радиоэлектронного оборудования.

Самолеты серии Ту-22М были построены по нормальной аэродинамической схеме и обладали низкорасположенным крылом изменяемой в полете стреловидности. При создании самолета широко применялись алюминиевые сплавы, а также жаропрочные и высокопрочные стали, магниевые и титановые сплавы. Крыло самолета состояло из неподвижной части и поворотных консолей. Угол стреловидности реализованных в крыле поворотных консолей находился в даиапазоне от 20° до 65°. Фюзеляж самолета был выполнен по типу полумонокок, самолет имел трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. Силовая установка машины состояла из двух ТРДДФ (турбореактивный двухконтурный двигатель с форасжной камерой) НК-25. В форкиле самолета была смонтирован вспомогательная силовая установка ТА-6А.

Свой первый полет самолет под индексом Ту-22М0 совершил 30 августа 1969 года. Машину поднял в небо летчик-испытатель В. П. Борисов. Первый опытный образец ракетоносца Ту-22М3 впервые поднялся в небо 20 июня 1977 года. После выполнения обширной программы лётно-доводочных испытаний Ту-22М3 в 1978 году был запущен в серийное производство, но в окончательном виде самолет был принят на вооружение советских ВВС только в марте 1989 года.

Самолеты Ту-22М принимали активное участие в боевых действиях в Афганистане, а также на начальном этапе антитеррористической операции в Чеченской Республике. В настоящее время самолеты Ту-22М3 по-прежнему успешно несут службу в составе авиационных соединений ВВС России. КБ Туполева трудится над дальнейшими вариантами модернизации данного бомбардировщика в соответствии с новыми требованиями, которые выдвигаются сегодня к этому авиационному ударному комплексу. Всего за все время производства на Казанском авиационном производственном объединении было выпущено примерно 500 самолетов Ту-22М разных модификаций.

Летно-технические характеристики Ту-22М3:
Габаритные размеры: длина самолета - 42,46 м, высота самолета - 11,05 метра; размах крыла при стреловидности 20° - 34,28 м (площадь крыла 183,57 м2), при стреловидности 65° - 27,7 м (площадь крыла 175,8 м2).
Максимальная взлетная масса - 124 тонны.
Силовая установка - 2хТРДДФ НК-25, мощностью 2х14500 кгс (без форсажа), 2Х25000 кгс (форсаж).
Максимальная скорость полета - 2000 км/ч.
Тактический радиус действия - 2200 км.
Практический потолок - 14 000 км.
Экипаж - 4 человека.
Вооружение - одна 23-мм пушка ГШ-23Л, боевая нагрузка - до 24 000 кг (максимальная) и 12 000 кг (нормальная).

Ту-95МС

Уже в 1950-е годы было понятно, что будущее принадлежит самолетам турбореактивным или оснащенным турбовинтовыми двигателями. В первой половине 50-х годов, ведя работы в этом направлении, в КБ Туполева был создан стратегический межконтинентальный бомбардировщик и носитель крылатых ракет - Ту-95, который по сей день находится на вооружении российских ВВС. Оснащенный четырьмя самыми мощными турбовинтовыми двигателями в мире, Ту-95 по используемым техническим решениям до сих пор не имеет в мире аналогов. Начиная с 1955 года, данный самолет строится серийно и остается на вооружении дальней авиации страны. Наряду с «мясищевским» М-4 и 3М, Ту-95 до момента принятия на вооружение первых советских межконтинентальных баллистических ракет оставался реальным сдерживающим фактором в ядерном противостоянии Москвы и Вашингтона.

Самолет выпускался в следующих вариантах - бомбардировщика Ту-95, ракетоносца Ту-95К, стратегического разведчика Ту-95МР и самолета разведки и целеуказания для ВМФ Ту-95РЦ. В конце 1960-х годов путем глубокой модернизации машины был разработан дальний самолет противолодочной обороны Ту-142, который прошел сложный путь развития и в настоящее время все еще находится на вооружении авиации российского флота. В конце 1970-х начале 1980-х годов КБ Туполева на основе конструкции самолета Ту-142М спроектировало стратегический бомбардировщик-ракетоносец - носитель крылатых ракет большой дальности, получивший обозначение Ту-95МС. На данный момент именно этот самолет составляет основу авиации ядерного сдерживания РФ. Всего до начала 90-х годов прошлого века в нашей стране было произведено примерно 400 самолетов Ту-95 и Ту-142.

Стоит отметить, что конструкция Ту-95 стала базой для первого отечественного пассажирского самолета, способного совершать межконтинентальные полеты - Ту-114. Также на базе данной машины туполевцы создали специализированный комплекс ДРЛО - Ту-126, который обладал уникальными характеристиками. Данный самолет практически 20 лет успешно отлетал в системе отечественной ПВО.

Самолет-ракетоносец Ту-95МС представляет собой моноплан цельнометаллической конструкции, обладающий среднерасположенным стреловидным крылом и однокилевым оперением. Использование данной аэродинамической компоновки позволяет добиться высоких аэродинамических характеристик на высоких скоростях полета машины. Улучшения ТТХ также удалось добиться за счет большого удлинения крыла, а также соответствующего выбора угла его стреловидности и используемого набора профилей вдоль его размаха. Самолеты Ту-95МС оснащены мощной силовой установкой из четырех ТВД НК-12МП, обладающих соосными четырехлопостными винтами. Запас топлива хранится в 8 герметичных отсеках кессонной части крыла (так называемые кессон-баки), а также в трех мягких баках, находящихся в центроплане и задней части фюзеляжа самолета. На самолете имеется «штанга», которая позволяет проводить дозаправку машины в воздухе.

На данный момент времени Ту-95МС остаются одним из значительных элементов российских стратегических сил. Самолет обладает большим модернизационным потенциалом, что позволяет авиационно-ракетному комплексу до сих пор оставаться на вооружении. В основном это касается установки нового оборудования и адаптации под использование более эффективных ракет.

Летно-технические характеристики Ту-95МС:
Габаритные размеры: длина - 49,13 м, высота - 13,3 м, размах крыла - 50,4 м, площадь крыла - 295 кв. м.
Максимальная взлетная масса - 185 тонн.
Силовая установка - 4хНК-12МП, мощностью 15 000 л.с. каждый.
Максимальная скорость полета - 830 км/ч.
Боевая дальность - 6500 км.
Практический потолок - 10 500 км.
Экипаж - 7 человек.
Вооружение - две 23-мм пушки ГШ-23 или ГШ-23Л, боевая нагрузка нормальная - 9000 кг, максимальная - 20 000 кг.

Ту-160

Как и в случае с дальними сверхзвуковыми бомбардировщиками Ту-22М, общий ход проектных работ и анализ зарубежного и отечественного опыта привел КБ к идее создания многорежимного межконтинентального «стратега». Конструкторами был выбран путь по созданию четырехдвигательного стратегического бомбардировщика, оснащенного крылом изменяемой стреловидности с компоновкой фюзеляжа и крыла, выполненными по интегральной схеме. При создании нового самолета Ту-160 туполевцы максимально использовали весь накопленный опыт, который имелся в КБ к 1970-м годам и был получен в ходе создания Ту-22М и сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. В частности в области силовых установок, аэродинамики, вооружения и оборудования. Опытный экземпляр новой машины приступил к полетам в 1981 году, а в 1987 году первые Ту-160 начали поступать в боевые части. Всего было построено более 30 подобных самолетов, 15 из которых в настоящее время находятся на вооружении ВВС России.

Стратегический бомбардировщик Ту-160, вооруженный крылатыми ракетами большой дальности, представляет собой систему, которая в состоянии наносить мощные удары по объектам противника, расположенным на межконтинентальных дальностях от места базирования бомбардировщика. При этом самолет обладает большим потенциалом развития. В частности, в КБ Туполева совместно с другими предприятиями и организациями проводятся работы по разработке на базе Ту-160 авиационно-космической системы, а также по расширению тактических возможностей стратегического бомбардировщика. В 1980-е годы в КБ Туполева рассматривались возможности разработки нескольких целевых модификаций самолета разного назначения.

Бомбардировщик был выполнен по схеме интегрального низкоплана, обладающего крылом изменяемой стреловидности. Самолет оснащен цельноповоротным стабилизатором и килем и трехопорным шасси. Механизация крыла Ту-160 состоит из предкрылков, двухщелевых закрылок, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы. Четыре двигателя были смонтированы попарно в мотогондолах, размещенных в нижней части фюзеляжа. В качестве автономного энергоузла на самолете используется ВСУ ТА-12.

Самолет обладает двумя отсеками размещения полезной нагрузки, которые расположены тандемом (один за другим). Основные материалы конструкции планера - титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы, а также композиционные материалы. Учитывая дальность полета, бомбардировщик получил туалет, кухню и спальное место. Для осуществления дозаправки Ту-160 в воздухе на нем была смонтирована дозаправочная система типа «шланг-конус». При организации серийного производства машины фюзеляж, центроплан и узлы поворота консолей крыла производил Казанский авиазавод, оперение и воздухозаборники - Иркутский авиазавод, крылья и мотоотсеки - Воронежский авиазавод, шасси - Куйбышевский агрегатный завод.

В конструкции крыла самолета были широко применены моноблочные кессоны, которые собрали из монолитных профилей и панелей длиной 20 метров. Фюзеляж самолета собирался из крупногабаритных листов, штамповок и профилей с применением специальной клепки. Механизация крыла и агрегаты управления (киль, стабилизатор, закрылки, флапероны и т.д.) производились с широким использованием композиционных и металлических клееных панелей с сотовым заполнителем. По информации официального сайта КБ Туполева, Ту-160 является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом, а также самолетом с изменяемой геометрией крыла. Помимо этого он является самым тяжелым боевым самолетом в мире, обладающим наибольшей среди всех бомбардировщиков максимальной взлетную массой.

Летно-технические характеристики Ту-160:
Габаритные размеры: длина - 54,1 м, высота - 13,2 м, размах крыла (стреловидность 20°) - 55,7 м, размах крыла (стреловидность 65°) - 13,6 м, площадь крыла - 360 кв. м.
Максимальная взлетная масса - 275 тонн.
Силовая установка - 4 ТРДДФ НК-32, мощностью 4х18000 кгс, 4х25000 кгс (форсаж).
Максимальная скорость полета - 1800 км/ч.
Практическая дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой - 14 000 м.
Практический потолок - 15 000 м.
Экипаж - 4 человека.
Вооружение: различная целевая нагрузка общей массой стандартно - 22 500 кг, максимальная - 40 000 кг (стратегические и тактические крылатые ракеты, УР малой дальности с ядерными и неядерными БЧ, различные типы КАБ и обычные бомбы).

Ту-154

Самолет Ту-154 наряду с Ту-134 стали одним из самых успешных проектов КБ Туполева в области создания пассажирских авиалайнеров. Работы по созданию этого среднемагистрального пассажирского самолета были начаты еще в 1963 году. Проектирование было направлено на создание максимально экономичной и эффективной машины в своем классе. Первый полет пассажирский лайнер совершил 3 октября 1968 года. Машину поднял в небо летчик-испытатель Ю. В. Сухов. Первый серийный самолет поднялся в небо в 1970 году.

Вскоре за обычным Ту-154 последовал Ту-154А, отличающийся более мощными двигателями и выросшей дальностью полета. Максимальный взлетный вес данной машины составлял 94 тонны. Первый регулярный рейс с пассажирами на борту Ту-154 совершил 9 февраля 1972 года. В конце 1975 года в КБ Туполева был создан новый вариант Ту-154Б, обладавший максимальной взлетной массой 98 тонн. Ту-154Б получил усиленную конструкцию планера, доработанную систему управления и топливную систему, а также улучшенное оборудование. По данной программе, помимо базовой модели, были созданы самолеты Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2, рассчитанные на 160 и 180 пассажиров соответственно. В 1980-е годы небольшой серией был выпущен грузовой вариант самолета Ту-154С, также выпускались «салонные» варианты лайнера и летающие лаборатории, созданные для работ по проекту «Буран».

Наиболее совершенным и массовым среди всех вариантов Ту-154 стал самолет Ту-154М, в котором конструкторам удалось за счет использования новых, более экономичных двигателей и улучшения аэродинамики планера самолета и его силовой установки существенно увеличить экономические показатели машины, а также поднять конкурентоспособность самолета на мировом рынке гражданской авиации. Изготовителем самолетов Ту-154 был Куйбышевский авиационный завод, в настоящее время носящий название ОАО «Авиакор-авиационный завод» (Самара). Всего здесь было собрано 930 самолетов Ту-154 различных типов, из них 166 самолетов было продано за границу, в основном модификация Ту-154М. В настоящее время сотни самолетов данного типа все еще эксплуатируются в гражданской авиации России и других стран.

С учетом этого туполевцы продолжают уделять данному самолету внимание, работая над поддержанием парка Ту-154, а также возможными путями модернизации самолета. Данные работы сегодня более чем оправданы. В современных реалиях России и состоянии авиационной промышленности, Ту-154 еще как минимум на десять лет в той или иной форме будет находиться в активной эксплуатации до тех пор, пока его окончательно не вытеснят новые машины.

В целом установленный на Ту-154М пилотажный комплекс удовлетворяет не только всем действующим, но и перспективным требованиям ИКАО и EUROCONTROL. Комплекс включает в себя систему предупреждения столкновения самолетов в воздухе TCAS, спутниковую навигационную систему, сопряженную с АБСУ, систему раннего предупреждения приближения к земле TAWS и другую современную аппаратуру.

Летно-технические характеристики Ту-154М:
Габаритные размеры: длина - 47,9 м, высота - 11,4 м, размах крыла - 37,55 м, площадь крыла - 202 кв. м.
Максимальная взлетная масса - 104 тонны.
Силовая установка - 3хД-30КУ-154, тяга 3х11000 кгс.
Крейсерская скорость полета - 900 км/ч.
Практическая дальность полета - 3900 км.

Экипаж - 3 человека.
Число пассажиров - 164-175.

Ту-214ПУ

Еще в первой половине 70-х годов прошлого века в КБ Туполева задумались над перспективной комплексной программой развития пассажирской авиации. В рамках данной программы планировалось создать открытую унифицированную базовую конструкцию магистрального самолета, на базе которого со временем можно было бы получить всю линейку магистральных пассажирских авиалайнеров: от ближнемагистральных до дальнемагистральных от самолетов относительно небольшой вместимости до гигантских аэробусов, предназначенных для транспортировки сотен людей. После нескольких лет исследовательских работ в этом направлении туполевцы решили сосредоточиться на создании базовой концепции современного среднемагистрального самолета Ту-204. Этот самолет должен был отвечать всем требованиям, которые предъявляются к пассажирским самолетам конца XX и начала XXI века.

В настоящее время на рынке представлена модель Ту-214 (Ту-204-200), которая является дальнейшим развитием самолета Ту-204-100, с увеличенной до 110 тонн взлетной массой и новыми двигателями ПС-90А, а также усиленной конструкцией фюзеляжа и крыла. Данный лайнер рассчитан на эксплуатацию на средних и дальних магистральных линиях. Сертификация самолета прошла в 2001 году, в настоящее время машина находится в эксплуатации и выпускается серийно. Ту-214 - это современные эффективные узкофюзеляжные магистральные самолеты с двумя двигателями. Они отличаются высокими уровнем комфорта и показателями топливной эффективности. Самолет, равно как и двигатель ПС-90А, были сертифицированы АР МАК и полностью соответствуют международным требованиям по шуму на местности, а также эмиссии вредных веществ в земную атмосферу.

Особый интерес представляет модель Ту-214ПУ - летающий командный пункт. Именно этой специальной модификации машины сегодня принадлежит звание «личного самолета российского президента». Данная модель существенно отличается от серийной: на самолете была установлена спецтехника, а интерьер создавался по оригинальному дизайну. Авиационный пункт управления Ту-214ПУ подходит для организации каналов телефонной, телекодовой и документальной связи, а также обеспечения наиболее комфортных условий для отдыха и работы пассажиров и членов экипажа на протяжении всего полета.

Свой первый полет Ту-214ПУ совершил 11 мая 2010 года. В настоящее время в составе специального летного отряда «Россия» находится два таких самолета, которые могут использоваться для перевозки президента страны. Самолет используется для осуществления перелетов средней дальности по России и во время зарубежных визитов президента и председателя правительства РФ. Для дальних визитов используются самолеты Ил-96-300ПУ(М1).

Летно-технические характеристики Ту-214:
Габаритные размеры: длина - 46,2 м, высота - 13,9 м, размах крыла - 42 м, площадь крыла - 182,4 кв. м.
Максимальная взлетная масса - 110,75 тонн.
Силовая установка - 2 ТРДД ПС-90А, тяга 2х16140 кгс.
Крейсерская скорость - 810-850 км/ч.
Практическая дальность полета - 6500 км.
Практический потолок - 12 100 м.
Экипаж - 3 человека.
Максимальная коммерческая нагрузка - 25 200 кг.
Пассажировместимость - 210 человек.

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич (10.09.1888 - 23.12.1972) - советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953; член-корр. 1933), генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), Герой Труда РСФСР (1926). В 1908 г. поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ), в 1918 г. окончил его с отличием. С 1909 г. член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1916-18 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В 1918-36 годах - член коллегии и заместитель начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. А.Н.Туполев - организатор производства советского алюминиевого сплава - кольчугалюминия, полуфабрикатов из него. С 1922 года Туполев председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени начало действовать в системе ЦАГИ сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. В 1922-36 годах Туполев один из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчик проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов.
В 1923 году Туполев создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 - первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 - первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-З), строившийся серийно. Впервые в мировой практике Туполев не только научно обосновал рациональность схемы свободнонесущего цельнометаллического моноплана с профилем крыла большой «строительной высоты», с двигателями, расположенными в его носке, но и создал такой самолёт, не имевший аналогов (АНТ-4, 1925). Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых сов. дирижаблей. Он ввёл в практику отечественного самолётостроения организацию на серийных заводах филиалов основного КБ, что значительно ускорило выпуск машин; создание при КБ своих лётно-доводочных баз, что сократило сроки проведения как заводских, так и государственных испытаний опытных машин. В 1936 Туполев назначается первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома, одновременно он возглавляет выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (ЗОК - авиационный завод № 156).
Был необоснованно репрессирован и в 1937-41 годах, находясь в заключении, работал в ЦК.Б-29 НКВД. Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2). Этапными самолётами Туполева, в которых воплотились новейшие достижения науки и техники и авиационного конструирования в предвоенный период, стали: бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40, АНТ-42, Ту-2; пассажирские самолёты АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 «Максим Горький» и рекордный АНТ-25. В Великой Отечественной войне участвовали ТВ-1, ТВ-3, СБ, Р-6, ТВ-7, МТБ-2, Ту-2 и торпедные катера Г-4, Г-5.
В послевоенный период под руководством Туполева (с 1956 года он генеральный конструктор) создан ряд военных и гражданских самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 , бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22.
В 1956-57 гг. в КБ было создано новое подразделение, задачей которого была разработка беспилотных ЛА. Были разработаны крылатые ракеты " ", " ", ЗУР "131", беспилотные разведчики Ту-123 "Ястреб ". Велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату "130" и ракетоплану " " ("Звезда").
С 1955 велись работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой (ЯСУ). После полетов летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 с ЯСУ и сверзвуковых бомбардировщиков "120" .
На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114, ближние и средние магистральные самолёты Ту-110, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А.А.Туполевым).
Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В.М.Петляков. П.О.Сухой , В.М.Мясищев , А.И.Путилов. В.А.Чижевскй, А.А.Архангельский, М.Л.Миль, А.П.Голубков, И.Ф.Незваль.
А.Н.Туполев почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971). Ему присуждены премии Н.Е. Жуковского (1958), золотая авиационная медаль ФАИ (1958), премия им. Леонардо да Винчи (1971), золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971). Был членом ЦИК СССР, Депутат ВС СССР с 1950. Лауреат Ленинской премии (1957), Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972). Награжден 8 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями, а также иностранными орденами. Имя Туполева носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве, Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря. В г.Кимры Тверской обл. установлен бюст Туполеву.

ТУПОЛЕВ Алексей Андреевич (20.5.1925-13.05.2001) - советский авиаконструктор, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. С 1942 г. работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполева - конструктор завода (1942-1949 гг.); самостоятельную конструкторскую деятельность начал в 1957 г. После окончания Московского авиационного института (1949) он - ведущий конструктор завода (1949-1963 гг.); главный конструктор завода (1963-1973 гг.) и заместитель генерального конструктора. Принимал активное участие в разработке конструкций первого реактивного пассажирского самолета ТУ-104, самолетов ТУ-114, ТУ-124, ТУ-134; ТУ-154. С 1973 г. является генеральным конструктором ОКБ. С 1992 г. - генеральный конструктор корпорации, созданной на базе Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. А.Н. Туполева и завода Самары.
Под руководством Алексея Туполева велось создание и доводка сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. В начале 70-х на базе его развития - Ту-244 проектируется стратегический бомбардировщик "160", однако под нажимом ВВС в дальнейшем вместо него было решено разработать полностью оригинальный самолет Ту-160 . 19 декабря 1981 сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 совершил первый полет, а в 1988 он был продемонстрирован министру обороны США на аэродроме Кубинка. В 1979 взлетает носитель крылатых ракет Х-55 Ту-95МС, созданный на базе Ту-142М.
Являлся генеральным конструктором одноступенчатого многоразового воздушно-космического самолета (ВКС), известного как проект "Буран" (Ту-2000 ?).
Массовый магистральный самолет Аэрофлота Ту-154 после модернизации и установки новых двигателей Д-30КУ получил марку Ту-154М. 15 апреля 1988 совершил первый полет экспериментальный самолет Ту-155, для которого ОКБ Н.Д.Кузнецова разработало водородный двигатель НК-88. В начале 1989 взлетел среднемагистральный Ту-204. В марте 1992 на Казанском авиапромышленном объединении (КАПО) им.Горбунова началось серийное производство Ту-204-200.
А.А.Туполев Доктор технических наук, профессор. Он Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР, награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета".

КЛИМОВ Валентин Тихонович - генеральный директор АНТК им.А.Н.Туполева в 1992-1997 гг., доктор технических наук.
По решению правительства РФ от апреля 1994 готовится выпуск Ту-330 - широкофюзеляжного среднего транспортного самолета, который должен заменить Ан-12 и Ил-76. Он конкурирует с Ан-70.
C 1996 по 1999 АНТК имени Туполева и американская фирма "Боинг" успешно осуществили программу совместных исследований на летающей лаборатории, Ту-204.

АЛЕКСАНДРОВ Василий Егорович - родился 26 мая 1947 года в городе Истра Московской области. Окончил с отличием и золотой медалью Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени М.М. Расковой.
Служил в Военно-воздушных силах на должностях летчика-инструктора, командира эскадрильи, командира полка, начальника Тамбовского ВВАУЛ, первого заместителя командующего ВВС Сибирского военного округа, начальника ЦНИИ МО РФ.
В 1979 году окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина; в 1992 году - Военную академию Генерального штаба Минобороны России. Генерал-майор авиации запаса, военный летчик I класса, кандидат военных наук, старший научный сотрудник.
С 1997 года по апрель 1998-го - председатель совета директоров, затем генеральный директор ОАО «АНТК имени А.Н. Туполева». Под его руководством, помимо модернизации бомбардировщиков Ту-22М, Ту-142, идут работы по созданию самолета ПЛО (на базе Ту-204), призванного заменить противолодочные Ил-38. В 1999 совершил свой первый полет Ту-334 - самолет для линий средней протяженности. С 1996 г. идут работы по созданию административного и ближнемагистрального лайнера Ту-324.
С июня 2003 года по апрель 2004-го - директор по внешним связям ЗАО «Национальный проект 334».
С 14 апреля 2004 года - генеральный директор ОАО «Аэропорт Внуково».

Отрасль российского самолетостроения является одной из старейших в мире. Наши самолеты самобытны и часто не имеют аналогов за рубежом. Особенности климата и погодных условий в разных уголках России привели к необходимости создания машин, полностью адаптированных под российские реалии. Так появился Ту-414 для внутренней гражданской авиации. Это не просто самолет, это выгодное предложение по развитию воздушного сообщения в России.

Региональный самолет по российским меркам

Что такое региональные самолеты? Это, прежде всего, среднемагистральные и ближние суда. Чаще всего они небольшие. Как правило, оснащаются и имеют не самый большой запас хода. Этот самолет не вписывается в такие рамки, он является уникальным.

В Российской Федерации понятия «региональный», «местный», «ближний» имеют несколько иное значение, нежели в Европе. Россия - огромная страна, и самолеты ближней гражданской авиации, как и среднемагистральные суда, имеют достаточно большой запас хода, оснащаются не турбовинтовыми, а турбореактивными двигателями и способны развивать очень большую крейсерскую скорость полета. Кроме того, наши самолеты отличаются прочностью конструкции и способны совершать посадки на аэродромы разного качества. Суда должны хорошо летать в сложных метеоусловиях и выдерживать условия Сибири и регионов Крайнего Севера. Ту-414 отвечает всем этим параметрам.

Он оснащается двумя турбореактивными двигателями, которые способны обеспечить скорость до 800 км/ч, что сопоставимо со скоростью больших дальнемагистральных пассажирских судов. Он способен совершать перелеты на расстояние до 8000 км, что очень много для ближней региональной авиации. Он способен не только летать, но и маневрировать в самых сложных погодных условиях, впрочем, как и все самолеты Ту. Характеристики самолета позволяют при необходимости совершить успешную посадку на подготовленный грунтовый или даже ледовый аэродром. Такие расположены преимущественно в арктическом регионе, и рейсы туда совершаются крайне редко. Однако такая возможность заложена в самолет конструктивно.

Все зависит от компоновки салона

Ту-414 - универсальный самолет. Компоновку салона можно изменять по своему усмотрению. От того, какое количество пассажиров он способен вместить, зависит дальность его полета без дозаправки. Так, с полными баками топлива и 72 пассажирами и членами экипажа самолет способен пролететь только 3500 км, что тоже довольно много для самолета ближней авиации.

Максимальная дальность полета (8000 км) актуальна для специальной модификации самолета, которая превращает пассажирское судно в частный бизнес-джет. Для представителей органов государственной власти существует особая модификация самолета - административный Ту-414. В ней кресла заменены на значительно более комфортные, а масса борта предельно облегчена. Малое количество мест на борту, легкость конструкции, мощные турбореактивные двигатели и большой запас топлива позволяют ему летать на очень большие расстояния. То же касается и особых, штучных моделей для состоятельных предпринимателей.

Преемственность и рациональность

Содержать и обслуживать самолеты, в которых много уникальных систем и узлов, очень дорого. Легче, когда самолет построен на базе другой популярной модели. Большая часть узлов и систем взаимозаменяемы, а также нет необходимости строить дополнительные производственные мощности. Ту-414 является преемником Ту-324. Это значительно и обслуживание самолетов. Многие узлы не просто совместимы, но и полностью аналогичны. Схожие элементы управления самолетом и высокая степень унификации в кабине пилотов позволяют сократить время переобучения пилотов и затраты на этот процесс. Из-за особенностей производственных мощностей создание значительно удешевлено.

Единая среда

Разработкой и производством всех семейств самолетов Ту занимается КБ Туполева. Это уникальное предприятие. Как и многие мировые лидеры в нашем КБ разработка судов начиналась с нуля. Самобытное и уникальное самолетостроение делает это предприятие одной из основ российской суверенности и независимости.

История у предприятия непростая и интересная. Это не одна из корпораций, специализирующихся на Это частично военное предприятие. История этого конструкторского бюро началась с аэросаней для Красной Армии, а продолжилась производством боевых самолетов. Первые удачные модели военных самолетов пришлись на годы ВОВ и были скопированы с американского B29. Дальнейшие самолеты предприятия были уникальными отечественными разработками, в том числе и гражданские, оснащенные турбореактивными двигателями.

Современные реалии

В настоящее время КБ Туполева переживает сложные времена. Из-за ошибок в руководстве и позиционировании предприятия КБ сильно зависит от государственных субсидий. Предприятие ежегодно выходит в чистый убыток и оказывается нерентабельным. Даже для региональных предпочитают самолеты иностранных производителей, это связано с тем, что россияне не доверяют отечественному самолетостроению. Имидж КБ подорван, и для конкурентоспособного существования на международном рынке требуется проведение серьезной работы над позиционированием предприятия, нужна современная маркетинговая кампания.

Конструкторское бюро Туполева по праву можно считать одной из самых знаменитых не только в России, но и в мире. За 90 лет здесь выпустили более 18 тысяч самолетов и разработали более 300 проектов различных летательных аппаратов. Если бы не бюро Туполева, история гражданской авиации в России была бы совсем другой.

Сейчас «Туполев» готовится выпустить новый самолет - Ту -204 СМ.


В отличие от недавней разработки «Сухого» - Суперджета, к созданию которого Россия привлекла разные страны (из-за промышленного кризиса 90-х мы сами не могли произвести многие узлы нового лайнера), это будет уже гораздо более «русское» воздушное судно. Электронную начинку для него будет производить входящий в состав «Ростеха» концерн «Радиоэлектронные технологии».

Подробнее о новом самолете и истории «Туполева» можно прочитать ниже.

История началась 27 ноября 1946 года, когда совершил первый полет пассажирский Ту-70, модификация бомбардировщика Ту-4. Несмотря на то, что испытания прошли успешно, самолет не вышел в серию. Аэрофлоту такой самолет был ненужен, да и сами туполевцы были заняты военными заказами. В итоге, в 1954-ом Ту-70 был списан и утилизирован.


Спустя год, 17 июля 1955 года совершил свой дебютный полет первый советский и четвертый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104.


В 1956 Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в Лондон, туда же прилетел реактивный самолет советского производства. А уже в сентябре Ту-104 начал совершать регулярные рейсы по маршруту Москва – Омск – Иркутск.

Во время хрущевской «оттепели» появился колоссальный интерес к Советскому Союзу со стороны всего мира, расширялись и укреплялись международные связи. К тому же прошедший в 1957 году Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве стимулировали решение вопроса о создании в стране развитой системы международных воздушных сообщений, включая трансконтинентальные.

Ту-104 и Ил-18 годились для этого лишь отчасти. Они не могли перелететь океан, не подходили для дальних беспосадочных рейсов и имели сравнительно небольшуюпассажировместимость (89-100). Поэтому правительство выдало срочное задание по созданию дальнемагистрального пассажирского самолета.

Туполевцы оказались первопроходцами, имея опыт переделки военного самолета в гражданский, они взяли за основу бомбардировщик Ту-95 и построили новый Ту-114.



Сделали его очень быстро – всего за два года. Первый полет состоялся 15 ноября 1957 года. А уже в 1958-ом Ту-114 прилетел в Нью-Йорк. Производился он до 65-го, всего выпущено 31 серийных экземпляров.
Кстати, на случай непредвиденной задержки с Ту-114, в КБ перестраховались и построили два экземпляра Ту-116, вмещающих 20 человек. Сегодня такой самолет сохранился только один. Его можно увидеть в музее авиации в Ульяновске.


Следующий лайнер - Ту-124 (по кодификации НАТО:Cookpot - «Кастрюля») - самолёт для авиалиний малой протяжённости, вмещающий до 56 пассажиров. Фактически является уменьшенной копией Ту-104. Всего в 1960-1965 годах было произведено 165 экземпляров. Летающих в наше время не сохранилось.


Одной из легенд советского авиапрома по праву может считаться Ту-134 (по кодификации НАТО:Crusty- «Жёсткий») – предназначен для авиалиний малой и средней протяженности. За 23 года (1965-1984) выпустили 852 самолета. К моменту окончания серийного производства Ту-134 стал третьим по числу выпущенных экземпляров советским самолётом (уступая Як-40 и Ту-154) и самым массовым магистральным.


Для своего времени Ту-134 был очень надежным и экономичным, к 1990-ому 134-е перевезли около 500 млн. пассажиров. Но он считается одним из самых «громких» в мире, и в 2002-ом его эксплуатация в ЕС была запрещена. Сейчас используется только на внутренних рейсах России и стран СНГ, в эксплуатации находится 130 самолетов.


Особого внимания заслуживает первый в истории пассажирский авиалайнер, преодолевший звуковой барьер - Ту-144. Произошло это 5 июля 1969 года на высоте 11 000 метров.


3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Тем не менее, он стал совершать регулярные рейсы на маршруте Москва – Алма-Ата. Но 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, Аэрофлот прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы.Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полетов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшая неделей ранее. В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 пассажирских (было перевезено 3194 пассажира). Всего выпущено 16 машин.


Поистине легендарным представителем советского авиапрома является трехдвигательный реактивный Ту-154 (по кодификации НАТО:Careless - «Небрежный», на слэнге советских пилотов - «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка», или «Аврора»). Производился серийно с 1970 по 1998 годы, пережив несколько модернизаций. Это самый массовый советский самолет (1026 единиц).


С середины 2000-х годов авиакомпании начали постепенный вывод Ту-154 из эксплуатации. Основной причиной отказа от этого типа самолёта является не только выработка ресурса, но и низкая топливная эффективность двигателей. Всего на январь 2013 года в эксплуатации в мире остаются лишь 98 самолетов.


В конце 1980-х - начале 1990-х для замены устаревшего Ту-154был разработан самолет Ту-204. На основе базового варианта Ту-204 создано около 20 модификаций, отличающихся назначением, лётно-техническими характеристиками, типом двигателей и составом бортового оборудования.


Последней модификацией этого самолета стал Ту-204СМ. На нем установлен новый пилотно-навигационный комплекс ПНК-204, созданный концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), что делает Ту-204СМ самым современным авиалайнером российского производства.ПНК-204 позволяет избежать необходимости присутствия в экипаже бортинженера. Кроме того, благодаря разработке снижаются эксплуатационные расходы авиаперевозчиков. Также на лайнер установленболее экономичные двигатели ПС-90А2. В общей же сложности самолет получил более 20 новых систем и агрегатов. Большая часть их произведены на предприятиях «Радиоэлектронных технологий».


Совсем недавно Ту-204СМ получил cертификат Межгосударственного авиационного комитета, который позволяет эксплуатировать его по самым строгим европейским и американским авиационным правилам. По словам производителей, новый самолет должен составить реальную конкуренцию мировым бестселлерам А320 и Боинг-737.Есть все основания полагать, что самолет будет действительно успешным и затмит своих предшественников.

Самолёты Туполева.

Ту-134.

Тип- пассажирский самолёт;
Разработчик - КБ Туполева;
Производитель - ХАПО
Первый полёт - 29 июля 1963 года
Начало эксплуатации - 1967 год
Статус - эксплуатируется
Основные эксплуатанты - ЮТэйр (31)
Годы производства - 1966 - 1984
Единиц произведено - 852

Ту-134 (по кодификации НАТО: Crusty- «Жёсткий»)) - советский пассажирский самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1965 по 1985 годы на Харьковском авиационном производственном объединении. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего было построено 852 самолёта всех модификаций.



Предлагаем к продаже самолеты Ту-134А3М 2 единицы, Ту-134А3 6 единиц. 2 самолёта оборудованы дополнительными топливными баками (1600 кг), общий запас топлива на взлете доведен до 16 000 кг, что позволяет эксплуатировать их на маршрутах большой протяженности, например таких как Москва – Шарм-Эль Шейх. Ту-134А3М оснащен TCAS, СРПБЗ, аварийным кислородным оборудованием для пассажиров. Все самолеты переоборудованы в различные варианты «салон» для выполнения бизнес-перевозок класса VIP с высокой степенью комфорта, дополнительной шумоизоляцией, оборудованы кожаными диванами и креслами, современными бортовыми медиакомплексами.

Цена одной машины - 1 700 000 Евро.


Ту-154.

Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless - «Беззаботный») - трёхдвигательный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, разработанный в 1960-х в СССР в КБ Туполева для замены Ту-104. Первый полёт был выполнен 3 октября 1968. Производился серийно с 1968 по 1998, всего выпущено 935 самолётов. Темп выпуска иногда достигал 5 машин в месяц. С 1998 по настоящее время ведётся мелкосерийное производство самолётов на самарском заводе «Авиакор». Это самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который остаётся одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности в России. Самый короткий беспосадочный маршрут, на котором используется Ту-154, Баку - Актау (388 км), а самый протяжённый - Москва - Якутск (4868 км).












Производство, модель: Ту154М Дата выпуска: 1999
Эксплуатировался с 2000 г. - состояние отличное, в комплекте с зап.частями. Место нахождения Евросоюз.


ВС Ту-154М 2000г.в. СНЭ 1490ч.

Цена машины - 5.000.000 Евро.

1996 г.в.СНЭ-1954ч

Цена машины - 4.000.000 Евро.

к ним склад запчастей Салон + бизнес класс; двигатели обесшумлены. Согласно решению КБ Туполева 21.9-5 от 15.01.10.г. Ту-154М может летать до первого ремонта до 20лет. до 30 000 час. до 11 000 полётов.

Ту-204

Ту-204 - российский среднемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолёта Ту-154. Первый полёт совершён 2 января 1989 года, в эксплуатации с 1994 года. Производится серийно с 1990 года на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, а также с 1996 года и на КАПО имени С.П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214).Зарубежные аналоги - Boeing-757 и Airbus A321.


Поставляется под заказ новые ВС.

Цена машины - 35.000.000 Евро.

Продаются 3 пассажирских ТУ-204 1995-1996 г.в. и 2 грузовых Ту-204С 2001-2002 г.в. Возможна продажа вместе с авиакомпанией.

Цена одной машины - 15.000.000 Евро.

Ту-334

Ту-334 - российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный с целью заменить выводящиеся из эксплуатации Ту-134, Ту-154Б и Як-42. Имеет много общего с Ту-134, например, Т-образное хвостовое оперение, два двигателя, расположенных в хвосте, и пассажировместимость 102-138 человек. Фюзеляж Ту-334 основан на уменьшенном варианте Ту-204, с которым Ту-334 унифицирован на 60 %. Самолёт на 97% состоит из оборудования, которое выпускается российскими предприятиями.


Цена машины в стандартной комплектации - 17.000.000 Евро.

НЕТ В НАЛИЧИИ!!!