Православный стамбул. Православие в Турции. Стамбул: четыре жемчужины Царьграда Где находится храм христа в стамбуле

И это объяснимо - монастырь Хора некогда находился вообще за пределами стен Феодосия, а сейчас это район Эдирнекапы, находящийся в некотором удалении от района Ипподрома, где расположена София, Султан Ахмет, колонны, Цистерна Базилика и другие туристические магниты. В Хору (мечеть Карие, при османах), мы поехали без всяких экскурсий на городском автобусе.

Феодор Метохит преподносит Христу макет храма

Монастырь Хора был основан давно, еще при Юстиниане, и храм в нем, естественно, существовал, но это был еще совсем другой храм. В начале 11 века, при Алексее Комнине, его теща Мария Дука велела построить новый храм Христа Спасителя вместо старого, обветшавшего. Правда, вскоре он был разрушен землетрясением. Церковь еще несколько раз разрушалась и восстанавливалась.

В непосредственной близости к монастырю находился квартал Влахерны. Здесь был знаменитый храм Влахернской Богоматери, где по преданию Богородица явилась молящимся. В честь этого события в православии отмечается праздник Покрова Богоматери. В 11 веке, когда Византия ослабела после многочисленных войн (особенно, с Персией), было много желающих поживиться сокровищами распадающейся империи.

План Храма

Константинополь постоянно был под угрозой вторжения, и императоры перенесли свой дворец из центра города во Влахерну, в более безопасное место. Здесь был построен новый дворец. В храме Христа Спасителя в Хоре хранились самые важные реликвии, снесенные сюда для сохранности из всех храмов города. В первых двух десятилетиях 14 века императорский советник Феодор Метохит выделил большую сумму денег на ремонт церкви. Тогда она и приобрела нынешний вид, сохранившийся до наших дней практически без изменений. Чиновник, поэт и астроном Метохит заказал строителям покрыть стены храма чудесными мозаиками. На одной и них мы можем видеть его самого - коленопреклоненного, в огромном тюрбане, в роскошных ризах.

Карие на старой фотографии. Еще мечеть .

Удивительный факт - обнищавшую Византию в самом конце ее существования охватил настоящий строительный бум. Прекрасные, роскошные храмы возводились на территории империи в огромном количестве, правда, площадь ее к тому моменту существенно уменьшилась. Вообще, судя по многим изображениям, Византия, обедневшая и разграбленная крестоносцами, ... утопала в роскоши. Одежды и головные уборы императоров и вельмож ослепляли золотом, узорами, драгоценными камнями и мишурным блеском. Так, например, во время визита императора Иоанна Восьмого Палеолога (дядя ) в Рим и Феррару его вычурный раззолоченный наряд произвел такое сильное впечатление на итальянцев, что очевидец Беноццио Гонцоли запечетлил его на знаменитой фреске в Капелле Волхвов дворца Медичи - вот в этих пышных нарядах и странной шапке-короне.

Церкви и светские постройки тоже выглядели необычно, нарядно, иногда даже вычурно. Стиль именно этих построек до сих пор называют "византийским" и нередко используют при постройке современных церквей.
Мозаики, пришедшие в Византию из античности, полностью отвечали вкусу "поздних" византийцев, тяготевших к блеску и роскоши. Плоских живописных изображений было не достаточно, хотелось сияния и буйства красок.

Что было первичным, что вторичным - роскошь стала признаком упадка или его причиной, теперь сложно сказать. Наверное, правда где-то посередине, как обычно.


Константинополь на изображении конца 15 века

Не долго новый храм привлекал верующих и радовал глаз фресками и мозаиками. В мае 1453 года Константинополь пал. Турки разрушили стены вокруг Влахерны, пробили бреши и на других участках древних стен. Большинство храмов стали мечетями, не стала исключением и Хора. Мозаики густо заштукатурили. Именно это и спасло их от разрушительного воздействия времени и вандалов. Уже в наше время в Карие сделали музей, штукатурку счистили, и теперь каждый может любоваться старинными изображениями.


Дама в черном - не монашка, а ортодоксальная мусульманка

Я гуляла по церкви долго, с удовольствием. Рассматривала, фотографировала, сидела на скамье и размышляла - Карие для этого самое лучшее место. Думаю, сами волшебные изображения расскажут вам больше, чем скромный автор. Гуляйте, наслаждайтесь, любуйтесь!


Архитектура храма Хора - типичнейший образец позднего Византийского зодчества



Розы, розы - как и везде в Стамбуле


Сложное сочетание объемов и разноцветная кладка - визитная карточка византийских храмов


Не пытайтесь отковырнуть кусочек древнего скрепляющего раствора - он прочнее природного камня


Одно из огромных достоинств музея Карие - небольшое количество туристов

Приятно в жаркий день побродить по сумрачным прохладным залам. Фотографировать разрешено, но без вспышки.


Местами сохранилась ажурная каменная резьба. Как, например, над входом в один из нефов.


И еще резьба


Мечети здесь уже нет, но минбар остался. Немного в стороне от оси, как и в Софии


Островок аутентичного пола, обнаженный для осмотра туристов


Богоматерь Одигитрия с архангелами в одном из куполов




Еще одна Богоматерь


И еще одна


Святой Петр

МОЗАИКИ О ЖИТИИ БОГОРОДИЦЫ:


Благовещение святой Анны


Бездетный скорбящий Иоаким в пустыне


Встреча и целование Анны и Иоакима у Золотых ворот Иерусалима



Иоаким и Анна ласкают маленькую Марию


Часть потолочной мозаики "Введение Богородицы во храм"

Благословение Марии первосвященниками


Иосиф покидает Марию, отправляясь на работы


Ирод дает приказание начать избиение младенцев




И здесь избиение. Под живописные ужасы отведена почти целая стена.


Святая Елизавета и младенец Иоанн Креститель укрываются в скале от погони


Сон Иосифа и Бегство святого семейства в Египет

ДРУГАЯ БОЛЬШАЯ ГРУППА МОЗАИК - О ЖИТИИ И ДЕЯНИЯХ ХРИСТА:


Самаритянка у колодца




Исцеление тещи Петра


Исцеление глухого и немого



Мольба страждущих



Женщина, страдающая кровотечениями, молит Христа о помощи


Христос Пантократор и Богородица




Роспись "Сошествие в ад"



Эти безголовые фигуры привлекли мое внимание роскошными одеяниями:

Ну, вот. Экскурсия закончена. А кто смотрел и читал, тот молодец. Всем спасибо!

Если идти по улице Истикляль, то рано или поздно выйдешь на площадь Таксим.
Площадь была построена на некогда располагавшемся здесь армянском кладбище «Сурб Акоп» (Святого Акопа), основанном в XVI веке во времена султана Сулеймана.
Ныне тут происходят все наиболее интересные и массовые турецкие тусовки, как то бойня 1977г, или волнения 2013г. Так что в случае каких-либо беспорядков в Турции – старайтесь обходить ее стороной.
1.

2.

Для внутреннего туриста эта площадь как для нас Красная. Всем сюда надо приехать, сфотографироваться. Хотя, имхо, особых красот тут и нет.
3.

4.

В центре площади находится 12-метровый монумент «Республика», построенный в 1928г. Монумент символизирует армию-освободительницу и установление республики.
5.

Памятник на площади Таксим включает скульптуры маршалов Мустафы Кемаля Ататюрка, Мустафы Исмета Инёню и Февзи Чакмака и фигуры простых людей.
В группе на южной стороне монумента по левую руку от центральной фигуры Ататюрка расположены скульптуры Климента Ворошилова и Семёна Аралова. Включение этих лиц в скульптурную композицию выполнено по указанию Ататюрка в знак благодарности за помощь, оказанную Советской Россией в деле обретения Турцией независимости в 1923 году.
6.

7. Народ и армия едины.

Церковь Святой Троицы Константинопольской православной церкви. Построена в 1880 году и считается самым большим функционирующим православным храмом нынешнего Стамбула.
Участок, на котором стоит храм, до 1875 года был местом греческого кладбища и больницы, а также деревянного храма Св. Георгия, которые были снесены для новой стройки.
8.

Теперь свернем с прямой дорожки и пойдем вниз, к Босфору.
10.

11. Дорожки здесь узкие, но колоритные.

12. Вполне себе российская архитектура местами

13. И тут местами встречается средневеково-византийские сооружения разной степени сохранности.

14. Надо обязательно глядеть под ноги, ничего не стоит провалиться куда-нибудь.

15. Тут и вовсе свалку сотворили

Спустились вниз. Тут можно видеть павильон Топхане, 1850. Здание использовалось как летний павильон султана и как место встречи почетных иностранных гостей, прибывающих в Стамбул морским путём, например таких, как брата российского императора - великого князя Константина.
16.

17.

Бывший литейный завод, в течение более 450 лет производивший артиллерийские орудия для османской армии. Дошедшие до нашего времени цеха построили уже позже в 1803г, при султане Селиме III.
18.

Мечеть Кылыч Али-паши, 1580. Здание мечети с центральным куполом, поддерживаемым четырьмя колоннами, представляет собой уменьшенную копию Айа Софии.
19.

20. Вход на территорию

21.

22.

23. Фонтан Топхане, 1732.

24.

Чуть дальше можно увидеть православную церковь, находящуюся в состоянии ремонта.
Это храм довольно интересной структуры – непризнанной Турецкой православной церкви. Была создана в 1922г при поддержке турецкого правительства, которое пыталось создать национальную православную церковь, не связанную с греческим православием и оторвать живущих в Турции греков от связей с Грецией
25.

Возглавил церковь Павел Карахисаридис, туркоязычный грек из Малой Азии. Новосозданная структура не получила широкого распространения и кроме небольшого количества православных турок и минимума греков к ней никто не присоединился.
26. Странно написано – вроде и кириллицей, но толком непонятно…

Титул предстоятеля наследуется членами одной семьи - Эренеролов. Церковь имеет в собственности три церкви, и около четырх сотен верующих. Богослужения совершаются на турецком языке.
27. В храме можно увидеть подвешенный к потолку кораблик.

28. Шкафчик с иконами

Храм Христа в Хоре - один из немногих храмом в Стамбуле, где можно представить себе былое богатство внутреннего убранства православных святынь ушедшего Константинополя.

Константинополь постоянно был под угрозой вторжения, и императоры перенесли свой дворец из центра города во Влахерну, в более безопасное место. Здесь был построен новый дворец. В храме Христа Спасителя в Хоре хранились самые важные реликвии, снесенные сюда для сохранности из всех храмов города.

В первых двух десятилетиях XIV века императорский советник Феодор Метохит выделил большую сумму денег на ремонт церкви. Тогда она и приобрела нынешний вид, сохранившийся до наших дней практически без изменений. При этом с запада к храму был пристроен внешний нартекс, а с юга - галерея парэклессиона. Чиновник, поэт и астроном Метохит заказал строителям покрыть стены храма чудесными мозаиками.

Основное здание храма было построено на месте старого, в 1077–1081 годах по заказу Марии Дуканы, тещи императора Алексея I Комнина. Интересно, что такое утонченное здание было создано на закате Византийской империи, а не в пору ее расцвета.

Посетив церковь Христа Спасителя в Полях можно увидеть истоки мозаичного и иконописного искусства, которое, после гибели Византии, развивалось в России.

Фрески и мозаики XIV века, которые находятся в Церкви Христа Спасителя в Полях, считаются византийскими эталонами этого искусства. Эти настенные росписи и мозаики, завораживая туристов своим изяществом, появились в храме между 1315 и 1321 годами, когда он был реконструирован благодаря покровительству византийского поэта Феодора Метокхитеса.

Посетив эту сокровищницу византийского искусства, сможете себе представить, какое великолепие было внутри христианской святыни.

Церковь Влахерна - знаменитейшая церковь в истории восточного христианства. Известна церковь, прежде всего древней чудотворной иконой Богородицы, которая, как говорится в некоторых исторических источниках, написана евангелистом Лукой.

Возведение церкви начала императрица Пульхерия в 450 г. Место для церкви было выбрано не просто так, тогда эта территория славилась целебными источниками. Однако позже главной достопримечательностью церкви стала Риза Богородицы, которую привезли из Святой земли в 473 г. Специально для размещения Ризы Богородицы рядом с церковью построили особое здание. По одной из версий, автором Ризы Богородицы является евангелист Лука. Сегодня, икона, именуемая Влахернской, находится в Третьяковской галерее.

Сама Церковь Влахерна была разрушена еще в 1434 г. И только в 1867 г. на ее месте возвели греческую церковь, которая действует и сегодня. Находится церковь в северо-западном районе города, недалеко от пристани Айвансарай.

Церковь Богородицы Паммакаристы

Церковь Богородицы Паммакаристы (или мечеть Фетхие) - значительный памятник искусства, мозаичные панно которой, сохранившиеся до наших дней, уступают по своей красоте лишь мозаикам в храме Айя-Софья и в музее Карие.

Церковь Богородицы Паммакаристы расположена в районе Фатих на склоне у залива Халич. Предположительно она была построена в ХII веке. Пятиглавое здание - это пример поздневизантийской архитектуры. И всё-таки точная дата создания этой церкви до сих пор неизвестна. После падения Константинополя в 1455 году сюда был перенесен престол Вселенского патриархата. Однако здание служило оплотом христианской религии лишь до 1590 года, когда по приказу султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя) оно было перестроено в мечеть. Таким образом султан отметил завоевание Кавказа, что отразилось в названии - Мечеть Завоевания. Внутренние перегородки храма были полностью снесены, а убранство уничтожено.

В середине XIX века мечеть была отреставрирована и выполняла роль культового здания вплоть до 30-годов XX века. В 1949 году пареклесия (южный придел храма, посвященный Иисусу Христу), расположенная рядом со зданием мечети, была восстановлена Американским институтом Византийских исследований. Во время расчистки поверхностей реставраторы обнаружили удивительной красоты мозаики и фрески. После реставрации эти помещения функционируют как музей.

Церковь Святой Марии Драперис

Католическая церковь имеет строго централизованную организацию. Во главе римской церкви стоит папа, что по-гречески означает «отец». В Турции тоже есть католики, одна и католических церквей запечетлена на фото.

Католическая церковь святого Антония

Итальянская католическая церковь святого Антония - главная и самая большая католическая церковь Стамбула. Службу в церкви проводят итальянские священники. Эта церковь является примером религиозной толерантности в Стамбуле.

Церковь святого Антония расположена на проспекте Истикляль в районе Бейоглу. Строилась церковь на протяжении 6 лет, а открылась для прихожан в 1912 г. Архитектором церкви стал итальянец Джулио Монджери. Здание принадлежит к неоготическому архитектурному стилю. Внешний фасад церкви выстроен с красного кирпича, внутри стены украшены мозаичными плитками. Потолок церкви расписан изумительными фресками, на них изображаются отрывки из Священного Писания. Церковь довольно большая, ее размеры - 20 на 50 м, а ширина фасада, который выходит на проспект Истикляль, - 38 м.

Службы в церкви святого Антония проводятся на нескольких языках, включая итальянский, английский, и, разумеется, турецкий. Мессы проводятся в главной части церкви. Итальянская католическая церковь святого Антония - интереснейшая достопримечательность Стамбула.

Церковь Св. Стефана

Церковь Святого Стефана, также называемая «Болгарской Церковью», расположена на улице Мюрсель Паша на берегу бухты Золотого Рога. Здание церкви, как и внутренние колонны, и мезонины, выполнено из листового железа. Железо было выковано в Вене в 1871 году и доставлено в бухту Золотой Рог водным путем. Конструкция церкви выполнена в мобильном варианте, в случае необходимости она может быть разобрана, перевезена на другое место и собрана опять.

Церковь является творением известного архитектора того времени - Азнавура. Она была построена для болгарского меньшинства, отколовшегося от Греческой Патриархии, и по-прежнему используется той же общиной. В саду находятся могилы первых болгарских Патриархов. Церковь притягивает посетителей прекрасным садом, утопающим в зелени, и расположением на берегу бухты Золотого Рога.

Музей Мозаик в церкви Хора

Музей Мозаик в церкви Хора славится богатой и редчайшей колекцией византийских фресок и мозаик. Росписи, которые хранятся здесь не имеют себе равных среди всех византийских церквей. Кроме мозаик и фресок, в церкви Хора сохранились мраморные плиты и каменная резьба.

Церковь Хора построили в IV - V вв. Древнегреческое «chō ra» и турецкое слово «kariye», переводится как «пригород». Расположена церковь в квартале Эдирнекапы, рядом с одноименными воротами. На протяжении веков церковь много раз разрушалась и отстраивалась. Полностью здание было перестроено в XI в. и, соответственно, никаких черт византийского стиля не сохранило.

Однако здание примечательно вовсе не архитектурой: главная особенность церкви - мозаики и росписи, которыми храм украсили с 1315 по 1321 гг. Считается, что росписи сохранились до наших времен потому, что после завоевания Константинополя, по приказу султана Баязиде II церковь перестроили и превратили в мечеть. Фрески и мозаики в то время просто скрыли под слоем штукатурки. При реставрации Церкви Хора в 1948 г. росписи очистили и восстановили.

Сегодня же Церковь Хора действует, как музей, службы здесь не ведутся.


Достопримечательности Стамбула

Стамбул – город многонациональный, где мирно уживаются многочисленные представители различных концессий и национальностей. Почти половина всех приезжающих в Стамбул – люди православной веры, реже посещают город католики. Тем интереснее будет совершить экскурсии по православным местам Стамбула.

Вконтакте

Одна из известных достопримечательностей Стамбула, включенная во многие экскурсии по городу, находится на территории Дворца Топкапы. Является самой древней церковью на территории города – ее основание относится к времени правления императора Константина. В 4 веке была сожжена дотла, но по велению Юстиниана отстроена заново почти с нуля.

После падения Константинополя в здании находился арсенал янычар, а затем помещение использовалось как вещевой склад. Согласно преданию, именно здесь находится саркофаг с останками императора Константина. Сегодня храм Святой Ирины открыта для экскурсий, здесь часто проводятся культурные мероприятия и выставки различной направленности.

Адрес: Турция, Стамбул, Fındıklı Mah.Hancıoğlu cad. Yalcın Sokak.21.7. Время работы: все дни (кроме понедельника). Только для групповых экскурсий, по предварительной записи.

Когда-то в древние времена именно она, известная всему христианскому миру, стояла в Константинополе у самого императорского дворца, в поместье Влахерны. Инициатор строительства – императрица Пульхерия. Неподалеку был выстроен дворец, который стал основной императорской резиденцией. Святыня привлекала многочисленных паломников. К сожалению, сегодня от уникального строения остались лишь руины.

Здесь была икона Пресвятой Богородицы, с которой связывают немало чудес. Одно предание гласит, что однажды местный юродивый по имени Андрей увидел идущую по небу Богородицу, которая молилась и плакала, а затем сняла с себя легкое покрывало и распростерла его над городом, словно укрывая его. Этот праздник впоследствии стал отмечаться как Покров Богородицы, а икона в 17 веке была преподнесена в дар русскому царю Алексею Михайловичу (ныне икона хранится в Третьяковской галерее).

Адрес: Bostan sok., 47. Время работы: ежедневно с 10 до 17 часов. Вход свободный.

Святых Сергия и Бахуса

Будучи очень древней, она была построенна еще в далекие времена, когда правил император Юстиниан (в 527 году). У этого религиозного сооружения тоже имеется свое название – «малая Святая София». По форме здание тоже не напоминает традиционную церковь – восьмиугольник вписан в прямоугольник.

Когда-то она была щедро украшена мозаикой, но от многочисленных войн и землетрясений от мозаики практически ничего не осталось. В 16 веке после завоевания Константинополя ей был присвоен статус мечети, сегодня она открыта для своих прихожан ежедневно.

Адрес: Турция, Стамбул, Demirci Reşit Sokak 28. Вход бесплатный.

Сегодня она носит иное название — Kariye Cami. В переводе с греческого «хора» (как и «карие» с турецкого) означает «пригород». Ранее она находилась за пределами города, сейчас входит в стамбульский район Эдирнекапы. Мировую известность Хора (как ее еще называют) приобрела благодаря искусно выполненным мозаикам и фрескам.

К сожалению, не все из них сохранились до наших дней, но уцелевшие образцы имеют глубокое религиозное значение (сцены из христианской жизни, а также изображение Иисуса Христа и Марии с младенцем). Помимо фресок она примечательна уникальной резьбой по камню.

Адрес: Стамбул, Kariye Mh., Kariye Cami Sk 6. Время работы: ежедневно (кроме среды) с 9 до 19 часов, зимой с 9 до 16.30 часов. Стоимость билетов: 10-12 турецких лир.

Святого Иоанна Крестителя

Была основана римлянином по имени Студиус в 5 веке. Имела очень большую ремесленную мастерскую: здесь писались иконы, более 700 монахов занимались древними манускриптами текстами, переводами с древних языков.

В начале 15 века в здании разместился университет, но спустя столетие она была превращена в мечеть. Сегодня от церкви осталась только базилика – сказалось разрушительное землетрясение, которое случилось в этих краях в 1894 году.

Адрес: Balat Mh., Koltukçu Sokak No:3, 34200 Fatih. Время работы: ежедневно (кроме понедельника и вторника), с 10 до 18 часов.

Находится в районе Таксим, название на турецком звучит как «Айя-Триада» . Первоначально задумывалась как церковь для русских прихожан, но позже стала греческой. На сегодняшний день является самой большой в Стамбуле. Некоторые иконы внутри храма датируются византийским периодом, фрески на пололке более позднего периода.

Найти ее легко. Достаточно с площади Таксим пройти по улице Истикляль и сразу можно увидеть Айя-Триада. Адрес: İstiklal Caddesi, Стамбул, Турция. Время работы: ежедневно с 9 до 17 часов.

Святого Димитрия

Греческая православная церковь, которую можно найти в районе Куручешме. Она знаменита своим целебным источником. Чтобы добраться до источника, нужно пройти под темными сводами пещеры, причем чем ближе к источнику, тем идти становится все труднее, приходится пробираться практически согнувшись. Но терпение будет вознаграждено – вода источника обладает целебными свойствами и дарует излечение от многих недугов.

Небольшая по размеру и напоминает, скорее, жилой дом, нежели религиозное строение. Службы проходит только по субботам, в утреннее время, но на стук откроют в любое время и примут, словно самых желанных гостей.

Находится по адресу: Kırbas sok., No 52, Kuruсesme. Открыта ежедневно (кроме среды) с 9 до 17 часов.

Ее называют также Болгарской церковью. Находится в бухте Золотой Рог, на улице Мюрсель паша. Отличается от других тем, что обита листовым железом .

Причем вся конструкция выполнена таким образом, чтобы в случае необходимости ее можно было быстро собрать и перевезти на другое место. Построена она была для болгарского меньшинства, проживающего в Стамбуле – да и сегодня среди прихожан в основном болгары. На территории находится небольшое кладбище, где захоронены первые болгарские Патриархи.

Адрес: Balat Mh., Ayvansaray Caddesi, 34200 Fatih, Стамбул. Время работы: ежедневно, с 10 до 01.00 часов.

Святой Марии Монгольской (Кровавая)

Ее называют еще церковью Богоматери Панагиотоссы. А прозвище Кровавая она получила за кроваво-красный цвет здания, сложенного из красного кирпича.

Построена она была по инициативе Марии, дочери императора Михаила XVIII Палеолога. Марию выдали замуж за знатного монгольского хана, но и после замужества она не утратила связи с домом и пожертвовала средства на строительство.

Находится она в стороне от стандартных экскурсионных маршрутов, в туристических проспектах тоже не обозначена, так что нужно заказывать специальную экскурсию, чтобы попасть в это место. Примечательна тем, что никогда не была мечетью.

Адрес: Firketeci Sokak No. 5 Fener İstanbul. Время работы: ежедневно (кроме понедельника), с 10 до 17 часов.

Святого Пантелеймона

Была построена в 19 веке в честь святого целителя Пантелеймона. Пережила не один пожар, но каждый раз возрождалась вновь. Находится в портовом районе Каракёй. Правда, месторасположение имеет необычное – на крыше многоквартирного дома. Турки так ее и называют – «храм на крыше».

Дом этот был построен специально для христиан-паломников, совершающих путешествие по святым местам. В начале 20 века здесь размещались русские эмигранты. Церковь действующая, службы здесь совершаются регулярно, начиная с 1999 года. Адрес: Адрес: Hoca Tahsin Sоk. N:19, Karaköy, İstanbul.

Церковь ключей

Она же носит названия – Церковь исполнения желаний, или одного дня. Есть одна особенность, присущая ей – посетить ее можно только лишь первого числа каждого месяца, в любой другой день она закрыта для посещений. Несмотря на то, что она христианская, более 80% посетителей – мусульмане.

При посещении проводится любопытный ритуал. Если кто–то решит загадать желание, нужно взять небольшой ключик со столика (стоимость ключика – 1 турецкая лира) и символически закрыть им коробки, стоящие перед иконой Девы Марии, загадать желание и зажечь свечу. Говорят – все сбывается.

Адрес: Katip çelebi cad., Hacıkadın Bostanı sok No 13/15, Unkapanı, istanbul. Время работы – 1-е число каждого месяца. Стоимость билета – 5 лир, ключ и свечи – по 1 турецкой лире.

Немало любопытных фактов можно узнать из экскурсий по православным святыням, каждая церковь в состоянии поведать об истории древнего Константинополя, истории городской архитектуры. А сохранившиеся до наших дней древние фрески и мозаики доставят эстетическое наслаждение.