Иверский монастырь. Одесский иверский монастырь Ростовский иверский женский монастырь главная

История Свято-Иверского женского монастыря началась в 1903 г., когда по прошению монахинь Черноморского монастыря Екатерины и Александры Ростовская Управа отвела участок в две десятины земли в 20 верстах от г. Ростова для строительства женской обители. Попечителем монастыря стал купец С. И. Федоров, поэтому монастырь получил в народе название "Федоровский". Сохранилось предание, что купец строил монастырь для своей шестнадцатилетней дочери, пожелавшей удалиться от мира. Через несколько лет на монастырской земле поднялись деревянная часовня и кельи, которые впоследствии заменили каменными. Над целебным источником возвели каплицу, рядом - домик игуменьи. Разбили монастырский сад, ископали пруд. В 1095 г. по заказу С. И. Федорова известный архитектор Н. М. Соколов выполнил проект небольшого каменного монастырского храма. Строительство завершилось в 1908 г. Храм освятили в честь Иверской иконы Божией Матери, список которой подарил монастырю его благодетель купец Федоров. В годы Первой мировой войны в монастыре располагался приют для девочек-сирот, привезенных в Ростов из оккупированной Польши. Они жили здесь и обучались до начала 1920-х гг. После Октябрьской революции нависла угроза закрытия обители. Игуменья Анастасия нашла мудрое решение зарегистрировать общину как сельхозартель, что позволило сохранить монастырскую жизнь в годы гонений от безбожной власти.

Все оборвалось в 1929 году. Монастырь закрыли, имущество передали в собственность государства, послушниц и монахинь изгнали, а семидесятилетнюю игуменью с несколькими сестрами предали суду и выслали в Сибирь. После закрытия монастыря в здании храма разместили клуб свинооткормочного совхоза, в келейном корпусе - сначала детский дом, потом мастерские, затем склады. Прекрасный монастырский сад был вырублен, погибла пасека, разобрали на камень каплицу, игуменский домик. Пруд превратился в болото, святой источник был загажен. На всем царила мерзость запустения. Лишь более полувека спустя началось возрождение Свято-Иверской обители. В период архипастырства на Донской земле митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) постановлением Священного Синода РПЦ от 1991 г. в Ростовской епархии был учрежден Свято-Иверский женский монастырь. В этом же году возобновились богослужения в нижнем храме в честь свт. Димитрия Ростовского. С июня 1993 г. по август 1996 г. настоятельницей монастыря была монахиня Неонила (Сергиенко Нина Сергеевна, освобождена по состоянию здоровья). За это время был восстановлен верхний храм в честь Иверской иконы Божией Матери и колокольня. В 1996 г. игуменьей монастыря назначена монахиня Рахиль (Ковалева). За семилетний период настоятельства матушки Рахили оделись позолотой главки храма и колокольни, написаны иконостасы верхнего и нижнего храмов монастыря, построена надвратная часовня, благоустроен келейный корпус, разбиты цветники, вокруг обители возведены каменные стены, налажено монастырское хозяйство. Сейчас в монастыре более 30 насельниц. Они ежедневно совершают богослужения в монастырском храме, трудятся на огороде, в подсобном хозяйстве, в просфорне, несут другие монастырские послушания.

Иверский женский монастырь - женский монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери. История монастыря началась в 1903 году, когда определением Святейшего Правительствующего Синода постановлено учредить женскую общину на жертвуемом купцом Самуилом Федоровым земельном участке, состоящем близ г. Нахичевани. Участок располагался в двенадцати верстах от Ростова,на его территории находился родник, вскоре ставший известен своими целебными свойствами. Существует предание, что купец построил монастырь ради своей шестнадцатилетней дочери, которая пожелала удалиться от мирской жизни. Первой настоятельницей этой обители стала игумения Анастасия, под её руководством в монастыре проживало около пятидесяти сестер. Через несколько лет на территории монастыря была возведена деревянная часовня ― каплица и келии, которые впоследствии были заменены на каменные. Над целебным источником отстроили каплицу, рядом – домик игумении. В 1908 году строительство храма было завершено и его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери. В период Первой мировой войны помещения монастыря использовали как приют для девочек-сирот 9-11 лет из оккупированной Польши.

В 1919 году игуменья Анастасия из-за угрозы закрытия храма, перерегистрировала его как сельхозартель. Тем не менее, в 1929 году храм закрыли, а игуменью и нескольких сестёр выслали в Сибирь, передав имущество храма государству. Возрождение разрушенного храма случилось только после распада СССР. Постепенно были отстроены келии, очищен и благоустроен источник. К концу 1995 г была восстановлена монастырская церковь.

Святыни:

  • Иверская икона Божией Матери, написанная в келье Николая Буразери на Святой Горе Афон;
  • Плащаница Пресвятой Богородицы с частицей от гробницы Божией Матери из Гефсимании;
  • Икона Святого Николая со святым миром от мощей святителя из итальянского города Бари;
  • Ковчег с частицами мощей преподобных старцев Оптинских.

Крещение в монастырской церкви:

Постановочное фото

Постановочный кадр

Чтение Евангелие перед крещением

Парадный родительский портрет

Подготовка к крещению

Крещение через полное погружение

Помазание Миром

Миропомазание

Пострижение

Возложение креста

Облачение в белую рубашку

Свято-Иверский монастырь в Ростове-на-Дону (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Словно яркая жемчужина в невыразительной раковине, спрятался Свято-Иверский монастырский комплекс среди серых высоток Октябрьского района. Монастырь построен тут относительно недавно - в 1903 г. Святейший Синод выделил для церковных нужд землю в 12 верстах от тогдашнего Ростова. Долгое время новосозданная обитель пустовала - лишь деревянная часовенка и домик игуменьи говорили о том, что здесь живут монахини.

Строительство началось только в 1905 г. - на деньги некоего купца С. Федорова, ставшего попечителем монастыря.

Через 3 года возвели каменный ансамбль - хозяйственные здания, сестринский корпус и церковь Иверской иконы Божией матери. Десятилетиями храм стоял нетронутым несмотря на то, что после Октябрьской революции его закрыли, а монахинь сослали в Сибирь. В разные годы здесь располагались склады, мастерские или клубы совхоза - однако состояние святыни осталось неизменным до нашего времени.

В 2004 г. стали сооружать новые корпуса для послушниц - для них попросту не хватало места и принять удавалось едва половину желающих. А к лету 2016 г. на территории монастыря выстроили Свято-Троицкий собор, возведение которого планировалось еще в 1929 г., но было прервано февральскими восстаниями и последующей гражданской войной. На данный момент комплекс состоит из двух религиозных сооружений и нескольких зданий для нужд сестер.

Архитектура

Первое, что бросается в глаза - величественный пятиглавый собор, возвышающийся над пустырем. Здание способно вместить в себя около 900 человек, но пока в нем ведутся отделочные работы, поэтому осмотреть его полностью не получится. Впрочем, уже сейчас фасады украшены мозаикой, а внутри уже кое-где есть роспись.

Экстерьер небольшой монастырской церкви полностью выполнен в позитивной бело-синей гамме, от двухъярусной колокольни до золоченного пятиглавия.

Внутри украшений не так много и практически нет росписи, но зато имеется богатый иконостас, протяженностью во всю стену. Здесь и стоит та самая икона Иверской Божией матери - точный список с оригинала, хранящегося испокон веков в монастыре Святой горы Афон, в Греции.

Практическая информация

Адрес: Ростов-на-Дону, ул. Неклиновская, 4. Веб-сайт

На территории находится святой источник, он, как и монастырь, открыт с 7:00 до 19:00 ежедневно. Церковная лавка работает с 7:30 до 18:30, книжная и иконная лавки - в графике монастыря в будние дни, по субботам с 9:00 до 16:00, по воскресеньям - с 10:30 до 17:00.

К обители ходит общественный транспорт, доехать можно:

  • от главного ж/д вокзала, маршруткой до Будденовского проспекта, дальше автобусом № 83 до остановки «Совхоз»;
  • от Центрального рынка - тем же автобусом, до той же остановки;
  • со стороны Ворошиловского проспекта, автобусом № 78 до той же остановки.
На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе. Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов.

На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе.

Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. Они были учениками преподобного Афанасия и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами. Основателем обители некоторые учёные считают другого выходца из Иверии византийского военного Торникия.

Долгое время в Ивироне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки.

Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так преподобный Евфимий перевёл на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги.

Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». Именно в этой обители сразу после кончины преподобного Петра Афонского были выставлены для поклонения его Святые мощи. На территории монастыря существовал языческий храм Посейдона, который был перестроен и освящён в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Ныне существующий храм был перестроен в 1710 году. На его месте в ходе раскопок найдены древние фрески собора Лавры Климента.

Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Во времена иконоборчества вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалёку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. В это время благочестивому старцу Гавриилу было видение Божией Матери, повелевавшей ему подойти к иконе по воде и перенести её в соборный храм. В честь чудесного явления иконы сейчас воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы.

Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу монастыря и сказала:

Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею... Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют.

Тогда чудотворную икону поместили над вратами обители и стали называть «Вратарница».

Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьём. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нём и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.

В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая в Московском Кремле. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезённого насельниками Иверской обители в Москву.

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:

"В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие её чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами".

Предание монастыря повествует о чуде, сотворённом Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удручённый, он пошёл по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери. Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм, до которого вы сможете дойти минут за 10–15.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в чёрное Женщину. Она усердно подметала обитель.

Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметёный, – сказала Жена и сделалась невидимою.

Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания её обители.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:

– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остаётся там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;

– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;

– на Успение Пресвятой Богородицы.

Иверский монастырь оказал очень большую финансовую помощь восставшим против турецкого владычества грекам. На нужды освободительного движения монахи пожертвовали некоторые исторические реликвии своей обители. В том числе уникальный серебряный позолоченный подсвечник в виде лимонного дерева весом более шестидесяти килограммов. Восставшие, однако, отказались от дара и возвратили подсвечник обители, чтобы «он горел перед иконой Богородицы за православный народ». Интересна история этой реликвии. Лимонное дерево было подарено Ивирону жителями Москвы, о чем свидетельствует стихотворение на русском языке, выбитое на подсвечнике. На надписи указана и дата пожертвования – 30 апреля 1818 года.

С Ивироном тесно связана судьба священномученика патриарха Григория V. Рядом с обителью на месте келии, где он подвизался шестнадцать лет, возведён параклис в его честь.

По преданию, перед концом света и Афон погрузится в пучину страстей. И тогда икона таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору. Это будет одним из предзнаменований скорого Второго Пришествия Спасителя и знаком для святогорцев уходить с Афона. Ныне чудотворная икона пребывает в специальном параклисе Панагии-Портаитиссы, расположенном по левую руку от входа в святую обитель. Он был построен в XVII века, а к 1774 году относятся знаменитые росписи в его нартексе. На них, в частности, изображены: Платон, Аристотель, Софокл, Фукидид, Плутарх, Александр Македонский. Пред иконостасом, работы 1785 года, и помещена чудотворная икона Богородицы. На Портаитиссе серебряный позолоченный оклад, выполненный в Москве в 1819 году. Под ним находится более древний оклад 1701 года, изготовленный в Иверии. В пределе Портаитиссы находится чудотворная икона Святителя Николая, чудесным образом прибывшая из России в июне 1815 года.

Интересно, что Ивирон в отличие от других святогорских монастырей использует не византийское время, а унаследовал собственную систему исчисления времени от основателей монастыря. В соответствии с ней день начинается не с заходом, а с восходом солнца.

Главный собор обители основан в конце X века. Завершено строительство было при игумене Георгии, о чём свидетельствует сохранившаяся надпись на солее. Соборный храм реставрировался в XVI и в XIX веках, но многое сохранилось и от первого кафоликона. Обратить внимание также стоит на фрески, написанные в 1522 году. Их автор монах Марк, родом из Иверии. Сохранилось его совместное изображение с игуменом Гавриилом на фреске в восточной части собора. Над царскими вратами находится чудесная лампада. Она начинает раскачиваться, да так, что даже масло иногда выплёскивается через края, – либо накануне великих праздников, либо в преддверии мировых потрясений. Так Пресвятая Богородица напоминает людям о своем присутствии и заступничестве и зовёт их к покаянию. Главный собор Ивирона имеет два придела: свт. Николая и Святых Небесных Сил Бесплотных. В последнем хранится большинство святынь обители.

В Ивироне собрано, пожалуй, наибольшее количество мощей угодников Божиих и других святынь. Упомянем части хламиды, трости и губы, которыми был поруган жидами Господь Иисус Христос; часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, прав. Лазаря Четверодневного, свв. апп. Петра, Луки и Варфоломея, первомуч. Архидиакона Стефана, свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста, вмчч. Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Меркурия и Димитрия Солунского, сщмчч. Василия, еп. Амасийского, и Феодора, иже в Пергии, мчч. Никиты, Фотия и Нестора, свтт. Михаила еп. Синадского и Афанасия Великого, мцц. Фотинии, Евпраксии, Анастасии и Параскевы, прпп. Феодора Стратилата и Иерофея Иверского и многих других святых.

Исторической реликвией является саккос (основная часть праздничного одеяния) византийского императора Иоанна Цимисхия. Из художественных достопримечательностей особое впечатление производят изготовленное в персидском стиле паникадило, две древнегреческих колонны из храма Посейдона, когда-то стоявшего на этом месте, и золотое лимонное дерево с серебряными листьями, изготовленное в России.

В северо-западном углу соборного храма есть поразительная фреска, изображающая Господа Иисуса Христа во весь рост. Монастырское предание утверждает, что некто долго и усердно молился Богу, прося явить Спасителя в воплощённом виде, и тайный голос объявил неотступному молитвеннику:

Иди на Афонскую Гору, в Иверский монастырь. Там при северной двери, вводящей в притвор собора, ты найдешь Мое точное изображение во весь рост .

Поклонившись монастырским святыням (это можно сделать в любое время дня), можно остаться в обители на ночлег и обойти живописные окрестности монастыря, посетив упомянутые места явления Божией Матери, но можно и продолжить путь в сторону Кареи. Туда бывает легко добраться нередким попутным транспортом. При желании можно также держать путь к обители Ставроникита, хорошо видимой от Иверской пристани.