Церковь сент фуа в конке. Достопримечательности Селесты: романская церковь Св. Фе (Сент-Фуа). Главный западный фасад: башни

Романская церковь Святой Фе Аженской (Сент-Фуа) (Église Sainte-Foy de Sélestat/ St.-Fides-Kirche Schlettstadt ) была построена во второй половине XII века. Этот крупный памятник романской архитектуры является бывшей монастырской церковью бенедиктинского, а затем иезуитского ордена. Храм был основан Хильдегардой фон Эгисхейм (Эгисхайм ) (ум. 1095), прабабушкой императора Фридриха I Барбароссы.

Впечатляющая своей монументальностью и древностью церковь находится в самом центре эльзасского города (Sélestat ) (по-немецки - Шлеттштадт (Schlettstadt )), по соседству со знаменитой библиотекой гуманистов и готической церковью Св. Георгия . С 1862 года этот католический храм носит статус исторического памятника Франции.

Основную информацию о городе Селеста, его местоположении и достопримечательностях можно найти в заметке «Селеста, город гуманистов и родина новогодней ёлки » . А здесь мы расскажем об истории строительства церкви Св. Фе, особенностях ее архитектуры, скульптурного оформления и внутреннего убранства. Рассказ по традиции будет проиллюстрирован фотографиями , которые авторам сайта удалось сделать во время самостоятельного зимнего путешествия по Эльзасу и Швейцарии , и рядом других снимков.

1. История церкви Св. Фе в Селесте

1.1 Предыстория основания: покаянный дар

Всё началось с убийства. В 1089 году блестящий граф Гуго фон Эгисхейм , племянник папы римского Льва IX (эльзасского графа Бруно Эгисхейма-Дагсбурга), был убит в покоях страсбургского епископа Оттона Гогенштауфена (1082-1100), который пригласил его к себе в дом в знак примирения после вооруженного конфликта. Сам прелат, по всей видимости, был к этому преступлению непричастен, хотя это наверняка и не доказано. Предполагают, что убийство Гуго было совершено подручными другого его врага - Фридриха I фон Штауфена (ок.1050–1105), герцога Швабии и Эльзаса, того самого, который построил замок на горе Штауфен и стал родоначальником династии Гогенштауфенов . Фридрих был братом епископа Оттона, так что заказчиком убийства в любом случае выступил один из братьев Гогенштауфенов. Ведь и для Оттона, и для Фридриха Гуго фон Эгисхейм являлся серьезным противником, выступавшим на стороне папства в конфликте, получившем название «борьба за инвеституру » (т.е. за право вводить в должность епископов). Фон Штауфены же, в свою очередь, выступали на стороне императора.

Известно, что в 1092 или 1093 году братья Оттон и Фридрих совершили паломничество в Сантьяго-де-Компостела - надеясь, обрести прощение за свои грехи. Согласно легенде, мать Оттона и Фридриха, Хильдегарда (Hildegard von Egisheim ) (вдова рано умершего Фридриха фон Бюрена (Friedrich von Büren ) и прабабушка Фридриха Барбароссы), сама происходившая из одного с Гуго эльзасского рода фон Эгисхейм и, как и он, бывшая племянницей Льва IX, тоже терзалась угрызениями совести из-за содеянного ее отпрысками. Видимо, в знак покаяния Хильдегарда фон Эгисхейм в 1094 году передала свои земли на территории нынешней бенедиктинским монахам. Поэтому ее нередко называют Хильдегардой фон Шлеттштадт (Hildegarde von Schlettstadt ), то есть Хильдегардой из Селесты .

Но то были не простые монахи, а бенедиктинцы из далекой деревни Конк (Conques ), что на юге Франции, в историческом графстве Руэрг (Rouergue ). Живописный Конк, являющийся одной из важнейших во Франции остановок на паломническом пути св. Иакова, всегда привлекал верующих монастырской церковью (Abbatiale Sainte-Foy de Conques ), в которой почивают мощи святой Фе Аженской , украденные из Ажена одним монахом. Вероятно, выбор Хильдегарды пал именно на монахов из аббатства Св. Фе в Конке в связи с тем, что она, как и ее сыновья, тоже совершала паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Не менее важной причиной было и то, что в эпоху вышеупомянутого противостояния папы и императора эльзасские монастыри выступали на стороне папы и, следовательно, были противниками Гогенштауфенов - основной опоры императорских сил.

Итак, небольшая группа монахов-бенедиктинцев из южной Франции переехала в и создала здесь свою общину. Основу обители составила переданная им Хильдегардой часовня, которая на тот момент уже существовала в Селесте. Этот небольшой храм-ротонда, носивший имя Гроба Господня , был возведен по распоряжению Хильдегарды фон Эгисхейм еще в 1087 году и освящен ее сыном епископом Оттоном. (В связи с нападками на паломников в Иерусалиме церковь в то время поощряла повсеместное строительство различных культовых сооружений по образцу храма Анастасис, созданного императором Константином на месте погребения Христа; отсюда понятно, почему эта древняя церковь Селесты именуется в передаточных документах «храмом, построенным наподобие Гроба Господня», "ecclesiam ad instar dominici Sepulcri "). От того древнего храма Хильдегарды сегодня сохранилась лишь крипта и несколько скульптурных деталей.

Таким образом, в 1094 году вокруг храма Гроба Господня был основан монастырь-приорат (prieuré de Sainte Foy de Sélestat ), подчинявшийся аббатству Св. Фе в Конке . В скором времени церковь, как и монастырь, была названа в честь святой Фе Аженской . Эта почитаемая в католичестве святая происходила из очень богатой семьи и жила в эпоху правления римского императора Максимиана (285-310). Не пожелав отказаться от христианской веры, двенадцатилетняя девушка была приговорена к сожжению живьем на раскаленной решетке. Ниспосланная небом буря потушила огонь, однако юная мученица не избежала смерти и была казнена отсечением головы в 303 году.

Первоначально бенедиктинцам не слишком уютно жилось в незнакомой Селесте: в конце 1094 года в Германии, Франции и Италии разразилась страшная эпидемия чумы, одной из жертв которой стала, как считают, и сама Хильдегарда, а также ее сын Конрад и дочь Аделаида. Монахи страдали от холода и голода и даже подумывали вернуться в Конк. На тот момент им принадлежало в Селесте крайне мало владений, однако, по счастью, в скором времени четверо оставшихся в живых сыновей Хильдегарды решили пожертвовать аббатству в Конке все свои земли в . Тем самым они обеспечили монастырю богатство и процветание. Кроме того, епископ Оттон и другие братья Гогенштауфены пожаловали приорату прочие блага и привилегии. Их примеру последовали и другие состоятельные верующие.

1.2 Романская церковь бенедиктинского монастыря

Маленький храм быстро оказался слишком тесным для монахов, и в XII веке было начато строительство более крупной церкви Св. Фе в романском стиле . Благо разнообразные источники доходов позволяли приорату осуществлять масштабные строительные работы. Новая монастырская церковь была построена в 1152-1190 гг. (по другим данным - в 1145-1165 гг.). Строительство велось быстро и успешно, во многом благодаря пожертвованиям правнука Хильдегарды - императора Фридриха I Барбароссы . В тот же период император оказывал покровительство расположенному неподалеку от знаменитому эльзасскому монастырю на горе Сент-Одиль (Mont Sainte-Odile ). А церковь Св. Фе тогда же была украшена витражами с надписью "Tempore quo rediit superatis Mediolanis/Nos rex romanus fieri jussit Fridericus " («Нас приказал изготовить король римский Фридрих во время, когда он вернулся после покорения Милана» [т.е. после 1158 или 1162 года]). Об этой надписи нам известно благодаря воспоминаниям эльзасского гуманиста XVI века Беатуса Ренануса. Сами витражи были впоследствии демонтированы иезуитами и утрачены.

В качестве архитекторов для строительства нового храма были, как считают искусствоведы, приглашены мастера из Лотарингии. Не случайно по всем важнейшим архитектурным характеристикам церковь Св. Фе является «родной сестрой» (Saint-Dié-des-Vosges ).

Основание монастыря положило начало и развитию города Селеста как такового. Не случайно на гербе города изображен лев с герба Гогенштауфенов, так как именно благодаря этому семейству рос и расширялся монастырь, а вместе с ним и всё поселение. Приорату Св. Фе принадлежала верховная власть в городе до тех пор, пока в 1217 году император Фридрих II Штауфен не пожаловал статус вольного города, что привело к многолетним конфликтам монастыря с городом. Бенедиктинские монахи занимали обитель вплоть до начала XV века. Несмотря на комфортные условия и многочисленные источники доходов, монастырь не обладал в этой чуждой для себя местности должным влиянием. Французские послушники даже местным языком практически не владели, так что вряд ли можно было говорить об эффективном донесении до народа слова Божьего. Последний бенедиктинский приор, Раймон Ромигер (Raimond de la Romiguière ), покинул в 1424 году. Несомненно, что в XV веке, когда Эльзас еще не принадлежал Франции, это был единственный монастырь в регионе, где жили монахи, представлявшие французскую культуру и французский язык.

В 1498 году страсбургский епископ Альберт приобретает права на монастырь у кардинала Оливьеро Карафы (Oliviero Carafa ) (1430-1511), которого папа Александр VI назначил коммендатором , то есть лицом, имеющим право отчуждать доходы монастыря в свою пользу. После того как в 1503 году кардинал добровольно отошел от дел, доходы монастыря были включены в общие доходы епископства , и бенедиктинский приорат Св. Фе в Эльзасе прекратил свое существование.

1.3 Перестройки иезуитов

В 1615 году страсбургское епископство передает здание в распоряжение иезуитов для основания здесь иезуитского колледжа . В тот период орден иезуитов активно распространялся по Европе, и уже существовало два «стратегических поста» на территории Эльзаса. Третий был создан в по инициативе эрцгерцога Австрийского Леопольда (1586-1632), который сам в свое время учился у иезуитов и считал усиление этого ревностного католического ордена необходимым для противодействия угрозе протестантизма.

Иезуиты не были в восторге от доставшейся им скромной и тёмной романской церкви , которая совершенно не соответствовала их идеалам. Не понимая суровой красоты и уютного очарования этого древнего храма, они начинают в церкви спорные архитектурные преобразования в модном в то время стиле барокко . Рискуя исказить аутентичный облик церкви, иезуиты всеми силами пытаются сделать ее более просторной и светлой. Они расширяют характерные для романской эпохи узкие окна боковых нефов. (В итоге единственными сохранившимися от оригинальной постройки окнами остаются первое окно с правой стороны при входе в храм и окно над северным порталом). Восьмиугольная 43-метровая башня над средокрестием , по счастью, избежала перестроек.

Но особенно иезуитов заботила задача сделать церковь более просторной, чтобы иметь возможность проводить службы для более широкой аудитории. Ранее над боковыми нефами находились низкие галереи, темные и неудобные. В 1616-1617 годах они были преобразованы в галереи-«трибуны» с окнами, которые освещали внутреннее пространство церкви. Стены боковых нефов были надстроены до высоты центрального нефа и прорезаны большими высокими двойными окнами в стиле поздней готики. Это практичное, казалось бы, решение не лучшим образом отразилось на силуэте церкви , которая теперь стала напоминать огромный каменный куб, увенчанный тяжеловесной крышей. Последняя, к тому же, имела и ряд других эстетических недостатков: она не только частично закрывала башню средокрестия , но еще заменила собой фронтон западного фасада.

В 1680 году, чтобы сделать церковь еще более светлой, иезуиты убрали из главного алтаря старинные витражи XII века. В 1733 году была создана барочная кафедра проповедника , которую можно увидеть в церкви и по сей день. В 1734 году северная башня была надстроена на один ярус (не имевший ничего общего в архитектурном плане с остальными) и увенчана луковичным куполом. В 1742-1745 иезуиты выстроили по соседству с церковью новое здание своей школы (ныне там располагается налоговое управление). Кроме того, они неоднократно реконструировали монастырские постройки.

В 1761 году разразилось скандальное дело Ла-Валетта (Affaire La Valette ), которое привело к разгону всего ордена иезуитов во Франции . Французский иезуит отец Антуан Ла-Валетт (1708-1767) (Antoine La Vallette ), возглавлявший миссию на острове Мартиника, был обвинен в занятии коммерцией. Действительно, Ла-Валетт с 1741 года без разрешения высшего руководства ордена занимался весьма прибыльной торговлей на Мартинике, однако обанкротился после захвата его кораблей англичанами в 1755 году и не смог выплатить крупный долг.

Дело было передано для рассмотрения в парижский парламент, который обвинил орден иезуитов в невыполнении обязательств перед кредиторами. Для янсенистов и других многочисленных врагов иезуитов во Франции, убежденных в упадке нравов и необычайном лицемерии представителей данного ордена, это была отличная возможность обрушиться на «Общество Иисуса». В итоге 6 августа 1761 года парижский парламент постановил, что иезуитский орден является «зловредным для всего королевства». Иезуитам было запрещено набирать новых членов, их общины были распущены, а колледжи закрыты. Иезуиты были изгнаны со всех территорий французской короны , а указ Людовика XV от 26 ноября 1764 года провозгласил окончательный роспуск ордена во Франции.

В 1892 году старое напольное покрытие было заменено новым мозаичным с изображением символов евангелистов и знаков зодиака. В 1893 году, в ходе работ по замене покрытия, была обнаружена древняя крипта , засыпанная иезуитами в XVII веке. Тогда же был найден и знаменитый бюст «прекрасной незнакомки» (Dame inconnue de Saint-Foy ), который предположительно является портретным изображением (посмертной маской) Хильдегарды фон Эгисхейм или ее дочери Аделаиды.

Специалисты оценили проведенную реставрацию как слишком небрежную и обрушились на Винклера с ожесточенной критикой. Впрочем, реставратор мог бы избежать значительной части этих обвинений, если бы в ходе работы удосужился хотя бы изучить другие храмы, построенные в тот же период, и в первую очередь Кафедральный собор в Сен-Дье-де-Вож , который возводился предположительно теми же мастерами. В частности, Винклеру в вину ставят ошибочный выбор ромбовидной формы каменных глав, которая характерна для рейнского искусства, но почти не встречается в Эльзасе и особенно в Лотарингии, а между тем общий архитектурный облик церкви соответствует именно лотарингским образцам. Многие также критикуют решение Винклера об установке над фасадом неороманского треугольного фронтона из яркого песчаника между двумя башнями. Кроме того, искусствоведы сочли крайне неудачными неороманские капители, которые были добавлены Винклером к промежуточным опорам нефа, равно как и откосы, посредством которых он присоединил эти капители к стене.

Тем не менее, несомненная заслуга реставратора заключается в том, что он смог вернуть церкви оригинальный романский силуэт за счет приведения высоты боковых нефов к первоначальному уровню.

2. Описание архитектуры и наружного убранства церкви Св. Фе

2.1 Архитектурный облик и план церкви

Церковь Св. Фе в Селесте представляет собой гармоничное сооружение романского стиля второй половины XII века . Храм поражает своим монументальным характером и уравновешенностью пропорций, что придает ему величественный, грандиозный облик, несмотря на достаточно скромные размеры.

Здание выстроено по типу базилики , состоящей из трех нефов и слабовыраженного трансепта . Центральный неф состоит из трех двойных квадратов-травей , боковые нефы - из шести травей. Еще по одной травее приходится на трансепт и хор (алтарную часть). Последний завершается полукруглой апсидой , расположенной между двумя более мелкими апсидами (апсидиолами ) боковых нефов. Пространство перед нефом занимает портик с двумя башнями, а над средокрестием возвышается мощная восьмиугольная башня .

Церковь построена из местных вогезских материалов : розового песчаника , добываемого в эльзасском городке Ширмек (Schirmeck ), перемежающегося с серым гранитом из города Андлау (Andlau ). Оригинальные части здания выглядят значительно темнее, чем возведенные в ходе реставрации XIX века. Общая длина храма составляет 44,2 м, длина трансепта - 18,6 м, ширина трех нефов - 14, 85 м, высота центрального нефа - 11,1 м.

По стилю архитектуры церковь явно ближе к храмам Лотарингии и Бургундии, нежели к образцам рейнского романского искусства. Историки объясняют это тем, что церковь возводили мастера, перед этим работавшие на строительстве лотарингских церквей и в первую очередь Кафедрального собора в Сен-Дье-де-Вож , который даже называют «родной сестрой церкви Св. Фе в Селесте», настолько она схожа с ним по планировке и основным архитектурным чертам. Особенно стоит отметить такие характерные элементы декора, как слепые арки на апсиде и фасаде, а также капители с переплетениями точечного орнамента в виде жемчужин. О влиянии бургундской архитектуры, в свою очередь, свидетельствует фасад с двумя башнями, конструкция колокольни средокрестия и угловые арки больших аркад нефа. Кубическая форма капителей - одно из немногих проявлений рейнского влияния. Наконец, лангедокское влияние (не будем забывать, что бенедиктинцы пришли сюда с юга Франции) ограничивается двумя парными оконными проемами по сторонам главного портала.

После многочисленных перестроек и реставраций в церкви осталось не так уж много подлинно романских элементов: в первую очередь это фасад, апсида и башня средокрестия .

2.2 Главный западный фасад: башни

Тон всему западному фасаду задают две стройные башни квадратного сечения. Лишенная каких-либо украшений суровая нижняя часть храма контрастирует с декоративным богатством этих башен, состоящих из двух ярусов. Нижний ярус со всех сторон украшен тремя декоративными слепыми арками , опирающимися на небольшие колонны и прорезанными круглыми отверстиями. Верхний ярус оформлен по каждой из четырех граней большими парными окнами с богато декорированными двойными арками, которые опираются на группы из двух и трех небольших колонн. Арки опоясывает пояс, украшенный валиками (billettes ) в шахматном порядке, который, поднимаясь уступами, продолжается до самых углов башни. Каждая абака крайних капителей продлевается в стороны, подчеркивая горизонтальное членение башен .

Вдобавок к этому, ярусы разделены карнизом, который украшен расположенными в шахматном порядке выпуклыми валиками. Наконец, вдоль каменной главы, которая венчает каждую башню, тянется фриз с растительным орнаментом.

2.3 Башня средокрестия

Венчающая средокрестие церкви Св. Фе мощная восьмиугольная башня считается одной из самых красивых во всем Эльзасе . Она имеет 43 метра в высоту и напоминает по форме тиару. Если две вышеописанные башни размещены на фасаде, то эта установлена над средокрестием , то есть над пересечением главного и поперечного нефов.

Ее основание покоится на конических тромпах (нишеобразных сводчатых конструкциях), составленных из огромных блоков песчаника и обеспечивающих переход от квадратной в плане нижней части помещения к верхнему восьмигранному объему. С внешней стороны стыковка с крышей нефа и трансепта обеспечивается посредством треугольных откосов. По членению и декоративному оформлению два яруса этой башни в целом соответствуют колокольням фасада. Однако здесь использованы более разнообразные декоративные мотивы. Венчает башню высокая каменная глава со слегка выпуклыми сторонами. Башня никогда не перестраивалась и является шедевром романского искусства в Эльзасе .

2.4 Главный западный фасад: портик

Прежде чем попасть в неф, мы проходим через сводчатый портик , который можно рассматривать как своего рода нартекс - вестибюль, который в раннехристианскую эпоху предназначался для кающихся или новообращенных, а позднее, в романский период, мог служить «залом ожидания», где паломники ждали своей очереди для входа в храм.

Вход в портик оформлен аркатурой из трех декоративных слепых арок , которые обрамлены архивольтами, украшенными витыми орнаментами и опирающимися на стройные колонны. Центральная полуциркульная арка прорезана большим полукруглым проемом, боковые - сдвоенными окнами.

Замковые камни в вершине каждой арки и их нижние оконечности (пяты) удерживают на себе шесть тонких колонн, которые, в свою очередь, служат опорой для карниза с орнаментом. Вся эта сеть арок и колонн не выполняет никакой конструктивной функции, а играет исключительно декоративную роль, причем такой тип оформления распространен в первую очередь в храмах Лотарингии и практически не встречается в Эльзасе, что еще раз доказывает, что на строительстве работали не местные архитекторы. К тому же, благодаря чередованию розового песчаника и серого гранита, романскому мастеру удалось придать голым однообразным поверхностям фасада более живую, вибрирующую структуру.

При входе в церковь также стоит обратить внимание на изваяния двух львов , на которых опираются обрамляющие центральный проем колонны. Эти львы (работа XIX века, оригиналы хранятся в музее) являются эмблемой Гогенштауфенов , основателей бенедиктинского монастыря, которому принадлежала церковь, и покровителей города.

Таким образом, храм как бы символически опирается на Гогенштауфенов.

2.5 Порталы церкви

Главный западный фасад церкви датируется второй половиной XII века и сохранил оригинальное скульптурное оформление. (Исключение составляют створки деревянных дверей и живописный декор тимпана, выполненные в 1890 году по проекту реставратора Карла Винклера). В основаниях арки этого романского портала мы видим консоли в виде двух сидящих атлантов. На капителях колонн изображены ангелы, причудливые крылатые монстры, змеи и львы.


Поле тимпана украшает композиция «Христос в тетраморфе », изображающая Христа-Судию на престоле в окружении четырех символов евангелистов - четырех крылатых апокалиптических существ, каждое из которых держит книгу Евангелия. Архивольты украшены разнообразными растительными орнаментами.

Северный романский портал также состоит из колонн, консолей и скульптурных архивольтов второй половины XII века. Его тимпан украшен сценой бегства в Египет , выполненной в 1847 году Эмилем Зихлером (Émile Sichler ). В декоре капителей преобладают крылатые драконы и сложные переплетенные узоры.


Наконец, отметим готический портал , который датируют приблизительно концом XIV века. Этот портал ранее служил входом из клуатра монастыря в боковой неф церкви. Вероятно, он был заделан кладкой после разрушения клуатра иезуитами. Подпорки портала, несомненно, были переделаны в XIX веке.

Непосредственно под стрельчатой аркой портала помещены скульптурные изображения свиньи и орла (слева) и собаки (с правой стороны).

2.6 Апсида и ее скульптурный декор

Восточная оконечность церкви отличается уравновешенными пропорциями и является самой древней частью здания. Боковые капеллы завершаются апсидиолами, а хор - выступающей вперед центральной апсидой. Алтарная часть и боковые нефы оформлены с этой стороны треугольными фронтонами с каменным завитком на вершине.

Южная апсидиола является реконструкцией XIX века, что хорошо заметно по более яркому цвету камня. К тому же периоду относится и примыкающая к ней неороманская сакристия, а также вся верхняя часть северной апсидиолы.


Апсида оформлена аркатурой из трех больших полукруглых арок, распределенных по всему периметру барабана. Эта тройная аркатура обрамляет три прорезанных в апсиде витражных окна . Арки украшены выпуклыми валиками, расположенными в шахматном порядке. Выше мы видим целый ряд тонких гладких колонн, опирающихся на пяты нижних арок и на замковые камни в их вершинах.


Капители и консоли верхней аркатуры апсиды можно разделить на несколько категорий: 1) головы людей и животных (лев, бык, дракон, баран), одиночные или сдвоенные; 2) коленопреклонённые фигуры (в образе атлантов, а также спящих или идущих животных); 3) сражающиеся люди или животные (например, схватка кентавра с оленем; эти сцены имеют символический смысл, олицетворяя борьбу христианской души с дьяволом); 4) со стороны северного бокового нефа можно увидеть еще несколько скульптурных украшений (гротескный персонаж с гримасой, лев с человеческой головой в пасти, загнанный собаками заяц и др.).

2.7 Скульптуры во дворе церкви

Во дворе церкви, с южной стороны, можно увидеть две статуи. Одна изображает святого Игнатия Лойолу (1491-1556), неистово сокрушающего еретика. Эта барочная скульптура первоначально находилась на главном портала иезуитского колледжа, построенного при церкви в 1688-1689 гг., к западу от старых монастырских зданий. Правая рука святого, равно как и левая рука и часть лица еретика утрачены.

Вторая статуя была создана в XVIII веке и изображает святого Яна Непомуцкого, чешского мученика. В отличие от неистового Лойолы, этот святой застыл в более сдержанной и строгой позе. В руках у него пальмовая ветвь и распятие.

Скульптура Яна Непомуцкого установлена возле старинного готического портала, относящегося к концу XIV века.

3. Интерьер церкви: описание внутреннего убранства

3.1 Центральный неф, колонны и капители

Интерьер церкви достаточно темный (причем первоначально, до расширения окон был, разумеется, еще темнее), приглашающий к сосредоточенной молитве и размышлению. Стены отделаны розовым песчаником. Главный неф состоит из трех двойных квадратов-травей , которым соответствуют шесть продолговатых травей боковых нефов (см. план церкви). Над входом располагается органная трибуна , пространство над которой перекрыто цилиндрическим сводом. Небольшое видео , снятое нами в церкви:

Главный неф перекрыт романским крестовым сводом , характерным для эльзасских построек XII века. Это простейший вариант нервюрного (ребристого) крестового свода , имеющий 4 арки по периметру квадрата (щековые арки ) и 2 пересекающихся диагональных арки - оживы - полуциркульной формы. Боковые нефы перекрыты сомкнутым крещатым сводом, состоящим из двух пересекающихся под прямым углом цилиндрических сводов.

Боковые стены центрального нефа состоят из больших угловых аркад внизу и высоких окон верхнего яруса. Массивные пилоны (piles fortes ), на которые опираются своды главного и бокового нефа, чередуются с более стройными пилонами (piles faibles ), которые играют роль дополнительных опор (внутренние контрфорсы). «Сильные пилоны» образованы 4 полуколоннами, а «слабые» представляют собой более тонкие составные столбы четырёхлопастной формы в разрезе. Чередование сильных опор со слабыми было распространенной чертой рейнского искусства того времени. К новшествам можно отнести довольно необычную форму этих опор: в случае основных пилонов это квадратный центральный массив с четырьмя полуколоннами по бокам, а в случае промежуточных - пучок из четырех полуколонн. На пилонах, особенно в западной части церкви, можно заметить процарапанные на камне опознавательные знаки (личные метки, или грифы) средневековых каменщиков, считающиеся одними из самых древних в Эльзасе.

По всему периметру церкви тянется бордюр , опирающийся на ряд крупных выпуклых валиков. Этот бордюр охватывает в том числе и апсиду, являясь единственным элементом ее внутреннего декора . Подобного рода бордюры весьма распространены в храмах Лотарингии, но совершенно не встречаются в Эльзасе . После удаления добавленных иезуитами боковых галерей реставратор Винклер не ограничился тем, чтобы очертить этим бордюром промежуточные опоры, как это сделано в одной из церквей Сен-Дье , а решил оснастить их неороманскими капителями , которые многими искусствоведами были признаны крайне неудачными. Эти капители он присоединил к стене посредством откосов, также не самым удачным образом. Таким образом, капители колонн основных опор центрального нефа являются оригинальными романскими, а капители промежуточных опор - плод реставрации XIX века (предположительно мастер A. Gachon , 1891 год).

Капители и базы подлинных романских колонн украшены скульптурным декором . Здесь преобладает геометрическая орнаментация и в меньшей степени представлены фигуративные мотивы. Подобные орнаменты в виде узких листьев, перевернутых водяных лилий с заостренными лепестками, перевитых стеблей и т.п. не характерным для эльзасской традиции, зато часто встречаются в храмах Лотарингии.


Предполагают, что оригинальные романские капители созданы мастерами, работавшими над собором в Сен-Дье-де-Вож , который первоначально относился к ирландской церкви и литургия которого была в значительной степени пропитана кельтской символикой. Не случайно в декоре капителей собора в Сен-Дье обнаруживается заметное сходство с орнаментами из Келлской книги . Не исключено, что капители в виде листьев аканта сохранились от первоначальной церкви Хильдегарды и были затем повторно использованы при возведении нынешнего храма в XII веке.

Что касается неороманских капителей , то с южной стороны они изображают архитектора, скульптора и подрядчика (их имена выписаны на абаках), а с северной - гербы и эмблемы участвовавших в реставрации администраторов, политиков (например, тогдашнего наместника Эльзас-Лотарингии князя Хлодвига Гогенлоэ) и религиозных деятелей (памятные надписи на латыни размещены над капителями). Этим капителям явно недостает утонченности и стиля, зато предостаточно тяжеловатого имперского духа. Ниже представлены фотографии двух таких капителей: на первой изображен символ Германской империи орёл и эмблемы германского императора Вильгельма II, на второй представлен в процессе работы скульптор Арман Гашон (Armand Gachon ).


3.2 Витражи

Все имеющиеся в церкви витражи датируются XIX веком и были созданы в ходе реставрации.

Наиболее крупные витражи находятся в трансепте и алтарной части (хоре). Витражи выполнены в страсбургской мастерской Ott de Strasbourg .

В южном и северном рукавах трансепта стоит обратить внимание на витражи с изображением папы Льва IX (графа Эгисхейма) и святой Одилии, покровительницы Эльзаса, а также святых-покровителей бенедиктинского ордена.

В алтарной части находятся три витража. Центральный витраж изображает святую Фе Аженскую с ее атрибутами: решеткой, шпагой и пальмой.

По бокам представлены святая Елена с крестом (основательница храма Гроба Господня в Иерусалиме) и Хильдегарда (основательница церкви и монастыря Св. Фе в Селесте), которая держит в руках макет церкви.

3.3 Кафедра проповедника

Одним из интереснейших предметов внутреннего убранства церкви является кафедра проповедника, посвященная святому Франциску Ксаверию (1506-1552), который большую часть жизни занимался миссионерской деятельностью в отдалённых странах и, в частности, в Индии. Франциск Ксаверий, известный также как «индийский проповедник» (l"Apôtre des Indes ), был одним из основателей ордена иезуитов и одним из самых успешных миссионеров в истории христианства. Эта барочная кафедра является единственным элементом, сохранившимся в церкви от периода, когда ее занимали иезуиты.


Кафедра выполнена в 1733 году из полихромного дерева в соответствии с иконографической программой, разработанной иезуитом Игнатием Сен-Ло (Ignace Saint-Lô ), однако скульптор ее неизвестен. Трибуна и лестница кафедры украшены барельефами, напоминающими о важнейших эпизодах миссионерской деятельности св. Франциска Ксаверия в Индии, Индонезии и других регионах Ост-Индии.


Всего здесь представлено девять барельефов (справа налево и сверху вниз): (1) Франциск Ксаверий исцеляет одержимого бесами; (2) преподносит книгу Евангелия вождю племени; (3) проповедует перед туземцами; (4) проводит крещение; (5) обучает местное население; (6) тушит пожар; (7) несет на своих плечах, как Добрый Пастырь, одного из крещенных.

(8) На задней стороне кафедры, у стены, изображена сцена приезда Франциска Ксаверия в Индию (его спутники еще не сошли на землю, но он уже поклоняется кресту на глазах у явившихся к их паруснику туземцев). (9) Внизу, на дверце кафедры, изображен блаженный Пётр Канизий (1521-1597), наставляющий святого Алоизия Гонзагу (1568-1591). Сложенные на земле корона, кошелёк и лютня символизируют мирскую жизнь, оставленную этими иезуитами во имя служения Господу.

Навес кафедры украшают аллегорические фигуры четырех континентов. Под трибуной до недавнего времени размещались скульптуры животных, изображающие символы четырех евангелистов. (Также здесь ранее находились статуи четырех Отцов Церкви, однако две из них были украдены во время Второй мировой войны, одна - в 1970 году, а четвертую решено было поместить в охраняемое помещение).

В 2010 году кафедра была отреставрирована и стала выглядеть даже, пожалуй, чересчур ярко. Оценить кафедру в ее нынешнем виде можно на фотографии по ссылке .

3.4 Романский барельеф

Рядом с крестильней, в северном боковом нефе, можно увидеть интересный романский барельеф XII века , обнаруженный в ходе реставрационных работ в 1892 году архитектором Карлом Винклером. На этом месте барельеф находится с 1967 года.

Предположительно эта плита некогда являлась крышкой детского саркофага. По четырем углам плиты можно различить символы евангелистов.

3.5 Органы

Главный орган церкви, расположенный на трибуне над входом (Orgue de tribune ), заменил собой многочисленные прежние инструменты, которые были утрачены в предыдущие эпохи. Этот механический орган, имеющий 24 регистра, 2 мануала и педаль, был установлен в храме в 1892 году и является работой эльзасского органного мастера Мартина Ринкенбаха (Martin Rinckenbach ) (1834-1917). Орган находится в неоготическом дубовом корпусе, созданном в мастерской Klem по проекту архитектора Карла Винклера. Корпус украшен башенками и статуэтками ангелов. В 1910 году орган был переведен на пневматическую клавишную трактуру. В 1922 году был проведен ремонт органа после того, как часть труб была реквизирована в 1917 года немецкими властями. В 1950-х годах была добавлена электрическая регистровая трактура. В настоящее время (с 2001 года) орган не используется, поскольку по небрежности руководства лишился исторического пульта (его место занял электронный инструмент, быстро пришедший в негодность). Поэтому на богослужениях теперь играет второй орган церкви, о котором речь ниже.

Второй орган церкви Св. Фе установлен справа от алтаря, в хоре (Orgue de chœur ). Этот орган, ранее находившийся в больнице-приюте Сен-Кирен (l"hôpital Saint-Quirin ) (бывшем доминиканском монастыре), в 2002 году был отреставрирован, а его корпус обновлен и покрашен в яркие цвета. Первоначально данный орган был создан для больничной часовни на деньги, полученные госпиталем в 1877 году по завещанию одного из бывших пациентов. Инструмент создан в 1880 году мастером Матэусом Мёссмером (Matthaeus Moessmer ).

В 1917 году часть труб была реквизирована немецкими властями, и позднее они были заменены новыми трубами из цинка, а затем из олова. В 2000 году орган, находившийся на тот момент в плачевном состоянии, был преподнесен больницей в дар церкви Св. Фе. Торжественное открытие отреставрированного инструмента состоялось в сентябре 2002 года. Возможно, в будущем орган перенесут в соседнюю церковь Св. Георгия , где его неоготический облик лучше впишется в общую эстетику храма.

3.6 Крипта

Крипта - единственное, что осталось от первоначального храма Гроба Господня, построенного в 1087 году по распоряжению Хильдегарды фон Эгисхейм. Крипта располагается под средокрестием. Туда можно спуститься по одной из двух изогнутых лестниц, расположенных по обеим сторонам хора (алтарной части).

Продолговатый вестибюль крипты сохранился практически в нетронутом виде. Он ведет в пронаос (передний зал), или капеллу ангелов, которую, в отличие от вестибюля, реставраторам пришлось восстанавливать. Пронаос представляет собой перекрытый крещатым сводом подземный склеп квадратной формы (2,50 на 2,50 метра), в котором выставлена лишенная каких-либо элементов декора гробница. Историки утверждают, что это место может рассматриваться как копия места захоронения Христа в Иерусалиме (грота, именуемого tegurium ).

Во время реставрационных работ среди строительного мусора был обнаружен загадочный пустотелый слепок: бюст благородной дамы, которая, возможно, была похоронена под полом капеллы, а ее тело предварительно покрыто негашеной известью (таков был средневековый обычай - хоронить в извести, когда человек умирал от страшной болезни, в данном случае, видимо, от чумы). Затвердев, эта известь приняла форму тела. Эта женщина, умершая в возрасте около 30 лет, вероятно, и есть основательница храма Хильдегарда (ум. 1094/1095) или же ее дочь Аделаида , скончавшаяся около 1100 года. Возникшая таким образом посмертная маска может считаться единственным дошедшим до наших дней правдивым портретом человека средневековья , известного нам по имени.

Таинственная женщина, на губах которой навсегда застыла едва заметная последняя улыбка, получила прозвище «Прекрасная незнакомка из Селесты » (La belle inconnue de Sélestat ). На основе этого бюста было сделано четыре слепка, один из которых хранится под стеклом в самой крипте.

3.7 Мозаичное покрытие

Как уже было сказано, в 1892 году старинное покрытие из песчаника было заменено реставраторами на современное мозаичное.

При входе в церковь эта мозаика сделана в виде лабиринта , окруженного аллегорическими изображениями четырех райских рек .


Мозаика в трансепте изображает знаки зодиака , а мозаика в алтарной части - символы четырех евангелистов .

4. Практическая информация для туристов о посещении церкви

Церковь открыта для бесплатного посещения туристами: с 1 апреля по 31 октября с 8:00 до 19:00; с 1 ноября по 31 марта с 8:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00. Адрес церкви Св. Фе в Селесте: Place du marché Vert, Sélestat (см. местоположение церкви на плане Селесты

♦♦♦♦♦♦♦

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Селесты , Эльзас, Франция (это подробный план центра города, с названиями улиц и указанием основных достопримечательностей ). Чтобы загрузить план Селесты , щелкните на миниатюру карты внизу или перейдите по ссылке . Пешеходная зона Селесты обозначена на карте зелёным цветом. Розовыми стрелками обозначен пешеходный маршрут по Старому городу, рекомендуемый Офисом туристической информации Селесты. Основные достопримечательности Селесты (церкви, исторические здания, памятники ) обозначены розовыми кружками с цифрами.

Предлагаем вашему вниманию также еще один туристический план города Селеста . Это карта центральной части города, на которой обозначены названия основных улиц и местоположение свыше тридцати туристических объектов. Также на этой карте указано направление в сторону железнодорожного вокзала, расположенного примерно в 700 метрах от Старого города.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники .

Зрелая романика во Франции

К 1080 г. в Европе повсеместно обучились строительству сводчатой базилики. Особенная роль в формировании зрелой романской архитекутры принадлежит Франции, т.к. в это время Франция - это центр паломнических путей ведущих в Сантьяго де Компостела , на них были построены паломнические церкви. К этому моменту возникает практика паломнических обетов, которая подогревается новой сферой богословских представлений - о чистилище , т.е. том месте, где пребывают души умерших в ожидании суда. Восточно христианский мир идеи чистилища не знает, иуадизм также не развивал тему чистилища.

Обет давался, что в случае избавления от несчастья, будет совершено паломничество в святое место - или в Иерусалим, или в Рим, или в Сантьяго де Компостела, но Иерусалим был с 7 века в руках мусульман, а для паломничества в Рим надо было переходить через Альпы. В Сантьяго де Компостела можно было попасть через перевал, а не переходить через Пиринеи.

Во Франции и Галисии было пять больших паломнических базилик, из них сохранилось две - Сен Сернен в Тулузе, Сент Фуа в Конке, и сама базилика Сантьяго де Компостела, не сохранились две - Сен Мартен в Туре, Сен Марциал в Лиможе.

По плану Сантьяго де Компостела видно, что у паломнических базилик трехнефный транспет, т.е. они ориентированы на постоянное движение паломников, причем не на одном этаже, а на двух - есть эмпоры, которые увеличивают вместительность постройки. Способ перекрытия - перекрывается каждая ячейка (от циркуля или от квадрата), тогда как в готике перекрытие идет от центра. Ордер начинает отмечать ярусы.

В зрелой романике главной формой декора становится декор монументальный - скульптурный портал с тимпанной композицией - такой тимпан есть и в Конке, и в Тулузе. Для тимпанных композиций берутся темы, связанные или со Вторым Пришествием или со Страшным Судом.

Большинство церквей во Франции - аббатские, главную роль играет аббатстсво Клюни, это самостоятельное образование, которое подчиняется напрямую Папе, а не местному диоцезу или синьору. К 1088 году, т.е. через 100 лет после Клюни-2, начинается перестройка аббатства Клюни, которое завершено к 1135 году, т.е. совпадает с началом строительства Сен Дени и значит, совпадает с началом готики в Иль де Франс.

Т.о. романика и готика не сменяют друг друга, а по сути - это два параллельных стиля, один возникает в том регионе, где слаб другой.

Памятники бургундской школы

Аббатство Клюни

План - типа бенедиктинского креста - с двумя трансептами, с двумя средокрестиями и двумя световыми башнями. Нет обхода, т.о. понятно, что постройка не паломническая. Очень развита галилея. Ломаная арка - чуть стрельчатая арка - такую форму исследователь, воссоздавший образ Клюни - Кеннет Конант называл "бургундская полуготика". Масштабы базилики были сравнимы с масштабами базилики Святго Петра в Риме - около 170 м в длину, высота сводов - около 35 метров. Форма пилонов - усложененные.

Аббатство Клюни обросло дочерними постройками, они не повторяли его масштаб и не всегда были похожи в плане, но повторяли сводчатость.

Аббатство Сен Мадлен в Везле - сохранился интерьер - пример зрелого использования ордера, от Клюни отличается тем, что арки - полуциркульные (а не ломаные) и в нефе крестовые своды.

Базилика Сен Лазар в Отене - много перестраивалась в готическое время, но интерьер сохранился и внутри видны все нюансы использования ордерной системы. В перекрытии используют чуть стрельчатые арки.

Другие значимые постройки - Паре ле Мониаль - "старшая дочь Клюни", Ле Шаре де сюр Люар. Клюни - это масштаб и сводчатость. Ни одна из базилик не имеет эмпор, все они монастырские.

Нормандия - до Вильгельма и после него - это две разные области. Уже до Вильгельма появляются имперские амбиции и строится многобашенное аббатство Жемьеж, где пэры присягнули маленькому Вильгельму.

Две столицы Вильгельма - Руан и Кан, где он умер. Там он и его жена Матильда построил два аббатства - Сен Этьен и Санта Тринита, уже после того, как он стал королем Англии - они построены и перекрыты по новому способу - одной ячейке центрального нефа соответствуют две ячейки бокового, свод центрального нефа шестичастный, он имеет промежуточную опору и, таким образом, разгружается стена.

Своды Сен Этьен нервюрные, но не готические - нервюры не строятся заранее, как в готике, а накладываются на уже существующую кладку свода. "Нормандская толстая стена" - термин касается конфигурации окон - окно клеристория двухслойное, ранняя готика заимствует такое окно у романики. Конфигурация фасада - двубашенный и трехпортальный - станет классичесиким порталом для готики.

Англия

Такая архитектура пришла в Англию, в это время Вильгельм проводит там перепись населения, налаживает связи с местной знатью.

Собор в Дареме - нет особенностей паломнической церкви. Передовая сторона этой архитектуры в том, что английские романские постройки совмещают две функции - это и монастырская церковь, и храм - поэтому транспет делит здание почти пополам, т.к. в здание должны вместиться и миряне, и монахи. Интерьер - декоративный, орнамент "зубья пилы", пришедший в архитектуру через миниатюру. Дарем - это единственный неперестроенный собор в Англии.

Монументальная скульптура

Еще в постройках первого романского стиля были фрагменты монументального декора, но до 1090-х гг полноценной скульптуры не было. тот скульптурный декор который был до рубежа 11-12 веков называется "протороманика".

Главный из памятников - 1020 год - Сен Жени де Фонтен в Пиренеях - среди орнаментов при помощи врезанного рельефа изображены апостолы, предстоящие Вознесению.

Первые предвестники появления монументальной скульптуры - это памятники, которые не восходят к античной традиции, а попытка заново освоить технику рельефа не на основе античного образца. На востоке в 400 году было запрещено производство любых скульптурных изображений, а на западе скульптуре уже не было места, кроме каких-то очень локальных мест - лонгобарды в Чивидале (на северо-востоке Италии), где, возможно, работали греческие мастера.

В раннем 11 веке традиции монументальной скульптуры нет, есть только скульптура малых форм, они начинают изображать композиции, которых не было в раннем христианстве. Это попытка связать человеческую фигуру с архитуктурным декором.

К 1090 году появляется первый полноценный скульптурный монументальный декор - начинается с церкви Сен Сернин в Тулузе. Основан на книжной миниатюре каролингов. Рельеф Христос во славе - не сильно выступает за пределы стены, физиогномический тип восходит к школе Райхенау (евангелие Оттона 3) - Христос Эммануил с длинными волосами. Но в скульптуру такой тип, скорее всего, приходит не из миниатюры, а из малой формы типа книжного оклада - теория монументализации малых форм.

Соотношение между скульптурой и архитектурой в этой системе - принцип, когда архитектурное поле давит на композицию, фигуры в углах активно сжаты и уменьшены, центральная фигура больше и объемнее тех, которые на периферии.

Это рельеф с разной высотой, здесь все выступающие точки на разной высоте, объем в профильном изображении складывается из двух плоскостей. Теория классического рельефа - в греческом рельефе есть две плоскости - реальная и иллюзорная, есть четкое пространство существования скульптуры. Рельеф мраморный, т.к. рядом с Тулузой есть каменоломни и там еще осталась римская скульптура и архитектура.

Декор скульптурного портала и его элементы будут одними и теми же для романики и для готики. Романский портал - это тип перспективного портала, т.е. система арок, уходящих в перспективу, углубляющих вход. В сущности, это дверной проем с наложенными арками состоящими из опор (откосы портала) и архивольтов. Откосы портала будут в готике украшаться фигурами, в романике - пока нет. Если проем широкий, применяют разделительный столб - от французского называется "трюмо". Та часть трюмо, которая выходит на зрителя, украшается с трех сторон. Поле, ограниченное притолокой и архивольтами, называется тимпан, В романике форма тимпана полукруглая, в готике стрельчатая.

Каждый из архитектурных элементов портала может нести свое изображение. В тимпане изображается самая главная композиция, но и притолока, и архивольты, и капители тоже являются носителями фигуративных изображений. В романике поля давят на скульптурную форму.

Портал в Муассаке - церковь Сен Пьер строится в то же время -1110-е годы. Классическая структура со всеми элементами портала, которые декорированы либо декоративно, либо фигуративно. Это зрелый экспрессивный стиль. Существует теория Эмиля Маля о влиянии мосарабского стиля на порталы Лангедока. Здесь очевидна иерархия масштабов с огромным перепадом в размере, принцип магнита, когда и животные, и 24 старца устремили свои взгляды на Христа. Лик Христа экспрессивный, уходят человеческие характеристики, такие как черты лица, возраст.




В глубоком портике история о смерти богача и бедняка - поучительная история, которая могла быть связана с проповедью нищим, которые могли собираться внутри этого портика. Толковательная традиция описана М.Шапиро.

Разделительный столб - шесть львиц, пересеченных между собой и на боковых частях два персонажа - шагающий пророк Иеремия, он ни на что не опирается, т.е. тектоника уже ушла. И борода, и усы орнаментализированы - эта традиция восходит к римскому портрету эпохи Антонинов (рядом с Тулузой было очень много именно такой скульптуры).

Т.е. источников у этого рельефа было несколько и в том числе были и античные образцы. Человеческая фигура утратила пропорции, она, как и ордер, служит, чтобы отметить собой архитектурную форму, т.е. подчинена высоте яруса и длине столба. Архитектура оказалась важнее, чем пропорции, но и ордер, и человеческая фигура все-таки сохранились в романской традиции. Отсутствие пропорции - главная отличительная черта романского стиля. также нет тектоники - фигура ни на что не опирается.

История церкви началась с убийства. В 1089 году граф Гуго фон Эгисхейм, племянник папы римского Льва IX, был убит в покоях страсбургского епископа Оттона Гогенштауфена (1082-1100), который пригласил его к себе в дом в знак примирения после вооруженного конфликта. Сам прелат, по всей видимости, был к этому преступлению непричастен, хотя это наверняка и не доказано. Предполагают, что убийство Гуго было совершено подручными другого его врага — Фридриха I фон Штауфена (ок.1050-1105), герцога Швабии и Эльзаса, того самого, который построил замок на горе Штауфен и стал родоначальником династии Гогенштауфенов. Фридрих был братом епископа Оттона, так что заказчиком убийства в любом случае выступил один из братьев Гогенштауфенов. Ведь и для Оттона, и для Фридриха Гуго фон Эгисхейм являлся серьезным противником, выступавшим на стороне папства в конфликте, получившем название «борьба за инвеституру» (т.е. за право вводить в должность епископов). Фон Штауфены же, в свою очередь, выступали на стороне императора.

Известно, что в 1092 или 1093 году братья Оттон и Фридрих совершили паломничество в Сантьяго-де-Компостела — надеясь, обрести прощение за свои грехи. Согласно легенде, мать Оттона и Фридриха, Хильдегарда (Hildegard von Egisheim) (вдова рано умершего Фридриха фон Бюрена (Friedrich von Büren) и прабабушка Фридриха Барбароссы), сама происходившая из одного с Гуго эльзасского рода фон Эгисхейм и, как и он, бывшая племянницей Льва IX, тоже терзалась угрызениями совести из-за содеянного ее отпрысками. Видимо, в знак покаяния Хильдегарда фон Эгисхейм в 1094 году передала свои земли на территории нынешней Селесты бенедиктинским монахам. Поэтому ее нередко называют Хильдегардой фон Шлеттштадт (Hildegarde von Schlettstadt), то есть Хильдегардой из Селесты.

Но то были не простые монахи, а бенедиктинцы из далекой деревни Конк (Conques), что на юге Франции, в историческом графстве Руэрг (Rouergue). Живописный Конк, являющийся одной из важнейших во Франции остановок на паломническом пути св. Иакова, всегда привлекал верующих монастырской церковью (Abbatiale Sainte-Foy de Conques), в которой почивают мощи святой Фе Аженской, украденные из Ажена одним монахом. Вероятно, выбор Хильдегарды пал именно на монахов из аббатства Св. Фе в Конке в связи с тем, что она, как и ее сыновья, тоже совершала паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Не менее важной причиной было и то, что в эпоху вышеупомянутого противостояния папы и императора эльзасские монастыри выступали на стороне папы и, следовательно, были противниками Гогенштауфенов — основной опоры императорских сил.

Итак, небольшая группа монахов-бенедиктинцев из южной Франции переехала в Селесту и создала здесь свою общину. Основу обители составила переданная им Хильдегардой часовня, которая на тот момент уже существовала в Селесте. Этот небольшой храм-ротонда, носивший имя Гроба Господня, был возведен по распоряжению Хильдегарды фон Эгисхейм еще в 1087 году и освящен ее сыном епископом Оттоном. От того древнего храма Хильдегарды сегодня сохранилась лишь крипта и несколько скульптурных деталей.

Таким образом, в 1094 году вокруг храма Гроба Господня был основан монастырь-приорат (prieuré de Sainte Foy de Sélestat), подчинявшийся аббатству Св. Фуа в Конке. В скором времени церковь, как и монастырь, была названа в честь святой Фе Аженской. Эта почитаемая в католичестве святая происходила из очень богатой семьи и жила в эпоху правления римского императора Максимиана (285-310). Не пожелав отказаться от христианской веры, двенадцатилетняя девушка была приговорена к сожжению живьем на раскаленной решетке. Ниспосланная небом буря потушила огонь, однако юная мученица не избежала смерти и была казнена отсечением головы в 303 году.

Первоначально бенедиктинцам не слишком уютно жилось в незнакомой Селесте: в конце 1094 года в Германии, Франции и Италии разразилась страшная эпидемия чумы, одной из жертв которой стала, как считают, и сама Хильдегарда, а также ее сын Конрад и дочь Аделаида. Монахи страдали от холода и голода и даже подумывали вернуться в Конк. На тот момент им принадлежало в Селесте крайне мало владений, однако, по счастью, в скором времени четверо оставшихся в живых сыновей Хильдегарды решили пожертвовать аббатству в Конке все свои земли в Селесте. Тем самым они обеспечили монастырю богатство и процветание. Кроме того, епископ Оттон и другие братья Гогенштауфены пожаловали приорату прочие блага и привилегии. Их примеру последовали и другие состоятельные верующие.

Маленький храм быстро оказался слишком тесным для монахов, и в XII веке было начато строительство более крупной церкви Св. Фуа в романском стиле. Благо разнообразные источники доходов позволяли приорату осуществлять масштабные строительные работы. Новая монастырская церковь была построена в 1152-1190 гг. (по другим данным — в 1145-1165 гг.). Строительство велось быстро и успешно, во многом благодаря пожертвованиям правнука Хильдегарды — императора Фридриха I Барбароссы. В тот же период император оказывал покровительство расположенному неподалеку от Селесты знаменитому эльзасскому монастырю на горе Сент-Одиль (Mont Sainte-Odile). А церковь Св. Фуа тогда же была украшена витражами с надписью "Tempore quo rediit superatis Mediolanis/Nos rex romanus fieri jussit Fridericus" («Нас приказал изготовить король римский Фридрих во время, когда он вернулся после покорения Милана» [т.е. после 1158 или 1162 года]). Об этой надписи нам известно благодаря воспоминаниям эльзасского гуманиста XVI века Беатуса Ренануса. Сами витражи были впоследствии демонтированы иезуитами и утрачены.

В качестве архитекторов для строительства нового храма были, как считают искусствоведы, приглашены мастера из Лотарингии. Не случайно по всем важнейшим архитектурным характеристикам церковь Св. Фуа является «родной сестрой» Кафедрального собора в Сен-Дье-де-Вож (Saint-Dié-des-Vosges).

Главный западный фасад церкви датируется второй половиной XII века и сохранил оригинальное скульптурное оформление. (Исключение составляют створки деревянных дверей и живописный декор тимпана, выполненные в 1890 году по проекту реставратора Карла Винклера). В основаниях арки этого романского портала мы видим консоли в виде двух сидящих атлантов. На капителях колонн изображены ангелы, причудливые крылатые монстры, змеи и львы.

Основание монастыря положило начало и развитию города Селеста как такового. Не случайно на гербе города изображен лев с герба Гогенштауфенов, так как именно благодаря этому семейству рос и расширялся монастырь, а вместе с ним и всё поселение. Приорату Св. Фуа принадлежала верховная власть в городе до тех пор, пока в 1217 году император Фридрих II Штауфен не пожаловал Селесте статус вольного города, что привело к многолетним конфликтам монастыря с городом. Бенедиктинские монахи занимали обитель вплоть до начала XV века. Несмотря на комфортные условия и многочисленные источники доходов, монастырь не обладал в этой чуждой для себя местности должным влиянием. Французские послушники даже местным языком практически не владели, так что вряд ли можно было говорить об эффективном донесении до народа слова Божьего. Последний бенедиктинский приор, Раймон Ромигер (Raimond de la Romiguière), покинул Селесту в 1424 году. Несомненно, что в XV веке, когда Эльзас еще не принадлежал Франции, это был единственный монастырь в регионе, где жили монахи, представлявшие французскую культуру и французский язык.

В 1498 году страсбургский епископ Альберт приобретает права на монастырь у кардинала Оливьеро Карафы (Oliviero Carafa) (1430-1511), которого папа Александр VI назначил коммендатором, то есть лицом, имеющим право отчуждать доходы монастыря в свою пользу. После того как в 1503 году кардинал добровольно отошел от дел, доходы монастыря были включены в общие доходы епископства Страсбурга, и бенедиктинский приорат Св. Фе в Эльзасе прекратил свое существование.

В 1615 году страсбургское епископство передает здание в распоряжение иезуитов для основания здесь иезуитского колледжа. В тот период орден иезуитов активно распространялся по Европе, и уже существовало два «стратегических поста» на территории Эльзаса. Третий был создан в Селесте по инициативе эрцгерцога Австрийского Леопольда (1586-1632), который сам в свое время учился у иезуитов и считал усиление этого ревностного католического ордена необходимым для противодействия угрозе протестантизма.

Иезуиты не были в восторге от доставшейся им скромной и тёмной романской церкви, которая совершенно не соответствовала их идеалам. Не понимая суровой красоты и уютного очарования этого древнего храма, они начинают в церкви спорные архитектурные преобразования в модном в то время стиле барокко. Рискуя исказить аутентичный облик церкви, иезуиты всеми силами пытаются сделать ее более просторной и светлой. Они расширяют характерные для романской эпохи узкие окна боковых нефов. (В итоге единственными сохранившимися от оригинальной постройки окнами остаются первое окно с правой стороны при входе в храм и окно над северным порталом). Восьмиугольная 43-метровая башня над средокрестием, по счастью, избежала перестроек.

Но особенно иезуитов заботила задача сделать церковь более просторной, чтобы иметь возможность проводить службы для более широкой аудитории. Ранее над боковыми нефами находились низкие галереи, темные и неудобные. В 1616-1617 годах они были преобразованы в галереи-«трибуны» с окнами, которые освещали внутреннее пространство церкви. Стены боковых нефов были надстроены до высоты центрального нефа и прорезаны большими высокими двойными окнами в стиле поздней готики. Это практичное, казалось бы, решение не лучшим образом отразилось на силуэте церкви, которая теперь стала напоминать огромный каменный куб, увенчанный тяжеловесной крышей. Последняя, к тому же, имела и ряд других эстетических недостатков: она не только частично закрывала башню средокрестия, но еще заменила собой фронтон западного фасада.

В 1680 году, чтобы сделать церковь еще более светлой, иезуиты убрали из главного алтаря старинные витражи XII века. В 1733 году была создана барочная кафедра проповедника, которую можно увидеть в церкви и по сей день. В 1734 году северная башня была надстроена на один ярус (не имевший ничего общего в архитектурном плане с остальными) и увенчана луковичным куполом. В 1742-1745 иезуиты выстроили по соседству с церковью новое здание своей школы (ныне там располагается налоговое управление). Кроме того, они неоднократно реконструировали монастырские постройки.

В 1767 году, после изгнания иезуитов, монастырские здания были выкуплены городскими властями. На этом месте планировалось устроить прогулочную зону для офицеров, и церковь была обречена на снос, но кардинал Роган (cardinal de Rohan) спас храм от разрушения. Несмотря на все сомнительные перестройки, иезуиты поддерживали здание в отличном состоянии. К тому же, оно практически не пострадало во время Французской революции. В 1803 году в Селесте был создан второй церковный приход, и храм стал приходской церковью.
В 1882 году решено было очистить от пристроек западный фасад церкви, для чего потребовалось снести северное крыло павильона бывшего колледжа иезуитов, чтобы храм мог предстать во всем своем великолепии. В 1885 году церковь начали украшать новыми витражами. Также решено было убрать иезуитские алтари (часть скульптур с алтарей хранится в гуманистической библиотеке Селесты). Вскоре началась комплексная реставрация храма, которая продолжалась до 1893 года под руководством архитектора Карла (Шарля) Винклера (Karl Winkler/Charles Winkler).

В 1888 году была произведена перестройка башен западного фасада: были разрушены ярусы северной башни, добавленные при иезуитах, а два первоначальных яруса были увенчаны каменными главами с ромбовидными гранями — наподобие куполов церкви Сен-Лежер в эльзасском городе Гебвиллере (Guebwiller). Южная башня на тот момент имела всего один ярус в высоту и была увенчана крышей с двойным фронтоном. Из соображений симметрии было решено достроить эту башню по аналогии с северной. Между башнями появился остроконечный неороманский фронтон (обратите внимание на то, как он отличается по цвету от основной части фасада). В 1891 году были уничтожены построенные при иезуитах боковые галереи (на старой фотографии внизу они еще видны), а крыши боковых нефов опустили на первоначальный уровень. Снаружи и внутри храма в ходе реставрации были установлены неороманские скульптуры (авторы: Émile Sichler и P. Gachon). Ряд капителей с башен, а также два льва при входе были заменены копиями (оригиналы хранятся в музее Селесты).

В 1892 году старое напольное покрытие было заменено новым мозаичным с изображением символов евангелистов и знаков зодиака. В 1893 году, в ходе работ по замене покрытия, была обнаружена древняя крипта, засыпанная иезуитами в XVII веке. Тогда же был найден и знаменитый бюст «прекрасной незнакомки» (Dame inconnue de Saint-Foy), который предположительно является портретным изображением (посмертной маской) Хильдегарды фон Эгисхейм или ее дочери Аделаиды.

Специалисты оценили проведенную реставрацию как слишком небрежную и обрушились на Винклера с ожесточенной критикой. Впрочем, реставратор мог бы избежать значительной части этих обвинений, если бы в ходе работы удосужился хотя бы изучить другие храмы, построенные в тот же период, и в первую очередь Кафедральный собор в Сен-Дье-де-Вож, который возводился предположительно теми же мастерами. В частности, Винклеру в вину ставят ошибочный выбор ромбовидной формы каменных глав, которая характерна для рейнского искусства, но почти не встречается в Эльзасе и особенно в Лотарингии, а между тем общий архитектурный облик церкви соответствует именно лотарингским образцам. Многие также критикуют решение Винклера об установке над фасадом неороманского треугольного фронтона из яркого песчаника между двумя башнями. Кроме того, искусствоведы сочли крайне неудачными неороманские капители, которые были добавлены Винклером к промежуточным опорам нефа, равно как и откосы, посредством которых он присоединил эти капители к стене.

Тем не менее, несомненная заслуга реставратора заключается в том, что он смог вернуть церкви оригинальный романский силуэт за счет приведения высоты боковых нефов к первоначальному уровню.

Крипта — единственное, что осталось от первоначального храма Гроба Господня, построенного в 1087 году по распоряжению Хильдегарды фон Эгисхейм. Крипта располагается под средокрестием. Туда можно спуститься по одной из двух изогнутых лестниц, расположенных по обеим сторонам хора (алтарной части).

Продолговатый вестибюль крипты сохранился практически в нетронутом виде. Он ведет в пронаос (передний зал), или капеллу ангелов, которую, в отличие от вестибюля, реставраторам пришлось восстанавливать. Пронаос представляет собой перекрытый крещатым сводом подземный склеп квадратной формы (2,50 на 2,50 метра), в котором выставлена лишенная каких-либо элементов декора гробница. Историки утверждают, что это место может рассматриваться как копия места захоронения Христа в Иерусалиме (грота, именуемого tegurium).

Во время реставрационных работ среди строительного мусора был обнаружен загадочный пустотелый слепок: бюст благородной дамы, которая, возможно, была похоронена под полом капеллы, а ее тело предварительно покрыто негашеной известью (таков был средневековый обычай — хоронить в извести, когда человек умирал от страшной болезни, в данном случае, видимо, от чумы). Затвердев, эта известь приняла форму тела. Эта женщина, умершая в возрасте около 30 лет, вероятно, и есть основательница храма Хильдегарда (ум. 1094/1095) или же ее дочь Аделаида, скончавшаяся около 1100 года. Возникшая таким образом посмертная маска может считаться единственным дошедшим до наших дней правдивым портретом человека средневековья, известного нам по имени.

Таинственная женщина, на губах которой навсегда застыла едва заметная последняя улыбка, получила прозвище «Прекрасная незнакомка из Селесты» (La belle inconnue de Sélestat). На основе этого бюста было сделано четыре слепка, один из которых хранится под стеклом в самой крипте.

Информация взята с сайта.


Конк — деревня во французском департаменте Аверон с населением около 300 жителей. В Средние века — город в графстве Руэрг, живописно расположенный на склоне высокого холма на паломническом пути св. Иакова. Входит в Ассоциацию самых красивых деревень Франции.

Средневековых паломников в Конк привлекала святыня св. Фе, мощи которой, по легенде, монахи украли из Ажена. Церковь аббатства, где почивают эти мощи, выстроена в XI—XII вв. в романском стиле и представляет собой образец монастырской архитектуры того времени.




В 1424 г. она была закрыта, городок захирел и строительство в нём почти прекратилось. В XIX веке этот уголок Средневековья заново открыл для ценителей истории Проспер Мериме.


Городские ворота Конка - настоящее сокровище римской эпохи. Тропинка Сен-Жак выходит из города и направляется к часовне Святого Роха, высоко почитаемого паломниками. Его изображают в образе пилигрима с посохом и ракушкой. Вид на Конк с окрестных холмов завораживает.



Деревянные домики Конка, прилепившиеся к склонам зеленого холма, могут вполне служить красочной декорацией к картинам Средневековья.






Мост над р.Дордонь

Abbatiale Sainte-Foy de Conques.Аббатство Санта-Фуа

Из-за широкой известности, аббатство Сент-Фуа вошло в число мест, обязательных для посещения христианами на пути в Сантьяго-де-Компостела. Наплыв паломников и экономическое процветание позволили монахам предпринять строительство большой базилики, которую посвятили св. Вере. Строительство началось в середине XI в. и завершилось в 1-й половине XII в.


А точкой притяжения всех, кто сюда приезжает, является внушительная церковь Конка, посвященная святой Вере. Это фактические все, что осталось от некогда процветающего аббатства Конк. Есть легенда, которая гласит: когда в IX веке в только что отстроенное аббатство понадобилось привлечь паломников, здешние монахи украли мощи святой Веры в соседней обители. Это была золотая «голова-реликварий» с частичками мощей Святой Фе (святой Веры), изготовленная в V веке. Известно, что эта христианская мученица погибла в 303 году в городе Ажен (Agen), где долгое время и хранились ее мощи, которым поклонялись жители региона Аквитания. Она считается покровительницей заключенных и есть сведения о том, что некоторые бывшие заключенные, совершали паломничество к реликварию, чтобы отблагодарить святую за освобождение.

Со временем на пожертвования паломников к голове-реликварию добавилось тело, сделанное из драгоценных камней и дорогостоящих металлов. Сегодня эту истинную реликвию можно увидеть в местном музее.

Сама церковь XII века признана единственным храмом на пути Святого Иакова, сохранившимся в первозданном виде. Ее своды украшают старинные фрески, а фасад - выразительные статуи и скульптуры. Рядом сохранились древние стены аббатства с просторным клуатром.

В начале XII в., благодаря стараниям аббата Бегона III (1087-1107), монастырь достиг вершин процветания. Будучи достаточно могущественным, чтобы избежать зависимости от Клюни, Конк стал во главе собственной монастырской «империи».

Ему были подчинены обители от Сент-Фуа де Каваньоло в Пьемонте до Хоршэма в Англии, от Бамберга в Германии до Каталонии и Наварры. Влиятельность и богатство способствовали активизации духовной и художественной жизни Конка. При монастыре существовала школа, библиотека, скрипторий, работали ювелирная, строительная и скульптурная мастерские.

После смерти Бегона III начался застой и упадок Конка, прерываемый короткими взлетами хозяйственной и художественной деятельности. Появление в Руэрге владений новых влиятельных орденов (цистерцианцев, тамплиеров, иоаннитов) снизило популярность и авторитет бенедектинского монастыря. Если в XIII в. положение Конка относительно стабильно, то в XIV в. жизнь в обители постепенно затихает из-за сокращения потока паломников, «Черной смерти» 1348 г. и особенно из-за Столетней войны. Пренебрежение строгими правилами монастырской дисциплины привело к тому, что в 1537г. папа Павел III освободил монахов Конка от бенедиктинского устава. В настоящее время монастырь в Конке по-прежнему остается местом паломничества и туризма.


Святая Вера по-нашему.У французов звучит Фе...

Конк. Конк, кстати, находится в такой специальной местности, что вокруг что ни город, то крепость, а что ни крепость, то сплошная красота. В окрестностях, если любишь подобные виды, можно запросто провести пару недель, и не успеть увидеть все, что захочется

Так вот, Конк. Ну, что: каменный, вымощенный, на склоне, с церковью и собором, с улочками, лесенками, черепичными крышами, заросшими мхом,прекрасное место для любителей истории

Крыши у всех домов

Ну вот такое сохранившееся средневековье Франции...время застыло на этих улочках и крышах в ожидании лучших времен и своих почитателей

Город Сент-Фуа-ла-Гранд Начальник Экспедиции выбрал нашей базой для поездок по окрестностям. Мы провели в городе две ночи, не упустили возможности поужинать в кафе при отеле, один вечер посвятили прогулке по Сент-Фуа-ла-Гранд, который отмечен в путеводителе ДК, как достойный внимания. Но путеводитель – путеводителем, личные впечатления – личными впечатлениями. Их не заменят даже самые расчудесные (или самые негативные), но чужие отзывы.

Сент-Фуа-ла-Гранд. Причины заехать

Город лежит на удобном расстоянии от Каора до Перигё. От Сент-Фуа-ла-Гранд удобно путешествовать по окрестностям. , Сент-Эмильон и замок Монбазияк, находятся от него не слишком далеко. Но поскольку Сен-Фуа-ла-Гранд отнюдь не пользуется такой популярностью у туристов, как вышеперечисленные, соответственно, и гостиницы в нём не столь дороги. Поэтому, главной причиной нашей остановки в городе стало наличие недорогого отеля и небольшая удалённость выбранной точки от окрестных достопримечательностей.
Прежде чем обнародовать свой отзыв об отеле-кафе Де ла Гар, напишу пару слов о самом Сен-Фуа-ла-Гранд.

Сент-Фуа-ла-Гранд – что за название?

Небольшое поселение на месте современного города возникло в 1076 году. Расположилось оно недалеко от места паломничества к святой Фое – римской христианке, которая родилась в 290-м году и умерла за веру, когда ей было всего 13 лет. К названию Сент-Фуа добавили уточнение – ла Гранд в 1363-м году, чтобы отличить город от множества других поселений с таким же именем, ведь святую Фою широко почитали в Средние века.

Источником богатства города, в основном, была торговля вином и речное судоходство. Отсюда фляги с вином доставляли в Англию и Голландию.

Сент-Фуа-ла-Гранд. Прогулка по городу

Причина включения города едва ли ни во все более или менее приличные путеводители по Франции – его историческая значимость. Как и Монпазье, Сен-Фуа-ла-Гранд не просто город, а бастида (что это такое я подробно рассказала в статье о ). И также, как вышеупомянутый , был основан в незапамятном XIII веке.