Израиль с высоты: Тель-Авив, Иерусалим и Мёртвое море. В чем польза последней резолюции юнеско? Россиян шокировала новость продавать еду в кредит

Gelio (Степанов Слава)

У Израиля много граней и контрастов. Бесплодные мёртвые пустыни соседствуют с цветущими морскими побережьями, а тысячелетние руины с модерновыми высотками. Эта довольно небольшая страна на Ближнем Востоке занимает 148-е место в мире по площади. В то же время её омывают воды сразу трёх морей — Средиземного, Красного и Мёртвого.

По меркам государства Израиль очень молод — в 2018-м году ему исполнится только 70 лет. До сих пор в мире даже нет окончательной ясности с тем, что считать столицей Израиля — Тель-Авив или Иерусалим. Зато единодушны приверженцы сразу трех основных мировых религий: они почитают здешние древние земли в качестве святых.


1. Тель-Авив.
Город на берегу Средиземного моря был основан в 1909 году, а спустя 40 лет здесь была провозглашена Декларация независимости нового государства — Израиля.

2. В самом Тель-Авиве проживает около 430 тысяч человек, это второй по величине после Иерусалима город Израиля. А население агломерации превышает 3,5 миллиона человек (Тель-Авив-Яффа).

3. Вдоль береговой линии город протянулся более чем на 13 километров. Популярные песчаные пляжи 10-километровой набережной Таелет (Променад) от вымывания Средиземным морем защищены волнорезами.

4. Современные жилые и деловые небоскрёбы соседствуют с малоэтажной частной застройкой начала XX века. Тель-Авив иногда называют самым эклектичным городом контрастов Ближнего Востока.

5. Белый город - это название, которое получил Тель-Авив из-за большого количества белых зданий, построенных между 1920-50 гг. в стиле Баухаус. Благодаря этому город внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

6. Марина. Рукотворная бухта — «парковочный карман» для частных яхт.

7. Яффа (Яффо).

Морской порт, крепость и торговый центр древнего мира. Историки относят Яффу к числу старейших городов с так называемым непрерывным населением, то есть тех, где люди жили постоянно с момента основания.

8. История города началась около 4000 лет назад. Поселение и порт поочередно попадали в руки египетских фараонов, древнеримских императоров, арабских султанов, европейских крестоносцев — и даже Наполеона Бонапарта. Объединённая в середине прошлого века с Тель-Авивом, Яффа расположена на юго-западе агломерации.

9. В Яффе находится большое количество памятников истории, храмов, музеев и прочих объектов культурного наследия. Во многом из-за этого неповторимого духа Яффу облюбовали для жительства представители творческой богемы со всего мира — художники, скульпторы и так далее. Соответственно, старый город может похвастать обилием разнообразных выставочных залов.

10. Израиль располагает отлично развитой дорожной сетью, строить которую начали ещё в первые десятилетия прошлого века, когда территорию Палестины контролировала Британская империя. Общая протяженность магистралей превышает 18,5 тысяч километров, из которых около 450 километров это скоростные автострады.

11. Главная автомагистраль Израиля — Шоссе №1 «Тель-Авив — Иерусалим», протяженностью почти 100 км.

12. Иерусалим — столица Израиля.

Один самых древних городов мира. Первое поселение на уединенном скалистом плато в Иудейских горах между Средиземным и Мёртвым морями появилось еще во время бронзового века приблизительно в 4500 - 3200-м годах до нашей эры. Город, ранее известный как Салим, в конце III тысячелетия основали жители исторической области Ханаан. Около 1000 года до нашей эры евреи под водительством легендарного царя Давида завоевали город и основали свою столицу. В святое для евреев место Иерусалим превратился после того, как сюда привезли Ковчег Завета с Десятью заповедями.

13. Храмовая гора.

На священной для иудеев возвышенности в разное время были построены и разрушены завоевателями Храм Соломона и Второй Храм (он же Храм Ирода). Мусульмане считают Храмовую гору третьей по важности святыней, после Мекки и Медины: сегодня здесь расположены мечеть Эль-Акса и Купол Скалы.

14. Купол Скалы.

Построен в конце VII века н.э. дамасским халифом — над камнем, с которого, согласно мусульманскому преданию, на небеса вознёсся пророк Мухаммед.

15. Накрытый куполом фрагмент скалы на месте Первого Храма является в то же время и иудейской святыней: считается, что это краеугольный камень мироздания, на который устанавливали Ковчег Завета. А пророк Авраам на этом месте едва не принёс в жертву своего сына Исаака.

16. Стена Плача.

Одна из величайших святынь иудаизма. Это фрагмент западной стены Второго Храма длиной около полукилометра. Он уцелел после разрушения храма римлянами в первом веке нашей эры после жестокого подавления еврейского восстания (Иудейской войны). Стена Плача является традиционным местом паломничества иудеев, где они оплакивают разрушение Храма, молятся и оставляют в стене письменные воззвания к богу. Стена плача делится на два сектора для молящихся раздельно мужчин и женщин.

17. Христианский квартал.

Древний Иерусалим — святой город сразу для трёх мировых религий. Буквально в 500 метрах от Храмовой горы находится Голгофа — легендарное место распятия Христа, а также Храм Гроба Господня — там, где Иисус был погребён, а позднее воскрес и вознёсся на небо.

18. Площадь Старого города составляет менее квадратного километра, на этой территории компактно уместились важнейшие святыни почти всех основных мировых религий. Однако длительная и непростая история города стала одной из главных причин того, что на эту землю никак не придет мир. Иерусалим — перекресток и политических противоречий.

19. Своей столицей Иерусалим сегодня называет как Государство Израиль, так и Палестина.

Неурегулированный статус города стал причиной нескольких крупных вооруженных столкновений и постоянной напряженности. Именно по этой причине большинство дипломатических миссий стран мира расположены в Тель-Авиве. Меж тем, в декабре 2017 года президент США Дональд Трамп заявил о признании столицей Израиля Иерусалима и о переносе туда посольства США. Этот шаг вызвал очередной всплеск арабо-израильского конфликта.

20. В Старый город ведет всего 8 ворот.

21. Яффские ворота.

Главный проход в христианский и армянский кварталы Старого города. Сам портал ворота расположен перпендикулярно относительно крепостной стене. Это было сделано, чтобы затруднить продвижение неприятеля.

22. Ворота Ирода.

Вход в мусульманский квартал Иерусалима. Это одни из самых «молодых» ворот города, созданы в XIX веке в северной стене Старого города. Евреи называют их «Цветочными»: по одной версии, из-за неправильного перевода арабского названия, по другой, — из-за украшающей ворота орнаментальной розетки. Христианское название «Ворота Ирода» также возникло в результате исторического недоразумения, по ошибке считалось, что рядом находился дворец одного из сыновей царя Ирода Великого.

23. Древнее еврейское кладбище — самое древнее кладбище в мире.

Его история восходит к эпохе Первого Храма. Здесь находятся гробницы ряда ветхозаветных пророков (Аггей, Малахия, Захария), а также сына царя Давида принца Авессалома (хотя её подлинность ученые и подвергают сомнению).

24. Это еще и самое большое еврейское кладбище. Здесь насчитывается до 150 тысяч захоронений. Быть погребённым на Елеонской горе особая честь. А ещё, согласно библейскому преданию, именно в этих местах произойдёт Страшный суд, и похороненные здесь люди попадут на него в числе первых.

25. Православный женский Горний монастырь.

Расположен в 7 километрах от Старого города на юго-западе Иерусалима. Был открыт на выкупленном участке земли в 1871 году. Находится в ведении Духовной миссии Русской православной церкви в Иерусалиме. Обитель действующая; в монастыре живёт около 60 женщин.

26. Иерусалим в своём развитии вышел за границы стен Старого города сравнительно недавно, в 1860 году. Долгое время город оставался лишь плотным средоточием святынь и древностей. Нынешний Иерусалим живёт не одним лишь туризмом: к примеру, здесь открываются офисы мировых хай-тек компаний и научно-исследовательские центры, идёт современная застройка.

27. «Струнный мост» — первый подвесной мост в Иерусалиме, известеный также под названием «Арфа Давида». Он держится за счет пилона высотой в 119 метров, что делает эту конструкцию самым высоким сооружением города. Вантовый мост был построен по проекту всемирно известного архитектора Сантьяго Калатрава и предназначен для передвижения трамваев и пешеходов.

28. «Яд ва-Шем» — израильский национальный мемориал Катастрофы и Героизма. Организован в 1953 году в память о жертвах Холокоста. Ежегодно «Яд ва-Шем» посещает свыше миллиона человек.

29. Национальный Музей Израиля

Это крупнейшее культурное учреждение страны и один из самых больших археологических и художественных музеев мира. Коллекция насчитывает около полумиллиона экспонатов от доисторических времён до образцов современного искусства.

30. В состав комплекса Музея Израиля входит Храм Книги с характерными белым шатром и чёрной стеной (большая часть помещений находится под землёй). Его построили в 1965 году специально для хранения Кумранских свитков Мёртвого моря, древнейших рукописей Библии. Здесь же выставлен для обозрения макет Иерусалима из известняка в масштабе 1:50. Это реконструкция вида Иерусалима времён его расцвета в эпоху Второго Храма в начале нашей эры, до разрушения римлянами.

31. Большую часть территории Иерусалима занимает 2-3 этажная застройка. Обусловлено это тем, здесь случаются землетрясения.

32. Разделительный барьер общей длиной более 70 километров и высотой до 8 метров служит границей между еврейскими и арабскими территориями, между Израилем и Палестинской автономией. Слева от стены — пригород Восточного Иерусалима, селение Аль-Азария. В библейской традиции более известное как Вифания. Расположенная здесь гробница Лазаря привлекает множество христиан-паломников.

33. В Аль-Азарии построена вторая крупнейшая (после аль-Аксы на Храмовой горе) мечеть Палестины. Мечеть возводилась при финансовой поддержке Объединённых Арабских Эмиратов и носит имя президента этой страны, одного из богатейших людей мира шейха Халифа ибн Зайд.

34. Кладбище автомобилей.

35. Палестинская территория в районе Иерусалима носит название Западный берег реки Иордан. В исторических источниках эти области известны также как Иудея и Самария.

36. Ручей Кедрон и начало Кедронской долины.

Разделяя Храмовую и Елеонскую горы, она проходит с севера на юг по территории Иерусалима и далее по территории Иудейской пустыни на юго-восток к Мёртвому морю. В Библии фигурирует как Иосафатова долина — место Страшного суда.

37. Безжизненные холмистые места с древних времен служили прибежищем для отшельников, которые часто селились в пещерах.

38. Монастырь Мар Саба в Иудейской пустыне.

Также известен как Лавра Саввы Освящённого. Это один из древнейших в мире православных мужских монастырей, он был основан в долине Кедрон в конце V века. В монастыре не используют электричество (кроме ручных фонарей). Монахи живут за счёт пожертвований и принципиально не едят яблок: в память о духовном подвиге основателя Саввы, который в необеденное время поборол мощное искушение съесть красивое спелое яблоко.

39. Иудейская пустыня.

40. Ущелье Кедрон.

41. Долина Хуркания. Когда-то в этих местах действовали крепость Гиркания и монастырь Кастельон, основанный всё тем же Саввой.

42. Мёртвое море.

Самое известное в мире солёное озеро и одно из самых солёных. В литре его воды минералов растворено в семь раз больше, чем в таком же объёме воды из Средиземного моря.

43. «Мёртвым» море назвали потому, что в его соленой воде нет жизни, кроме нескольких видов бактерий.

44. Уникальный состав воды и целебные грязи превратили Мёртвое море в природный курорт. Сюда едут люди, которые страдают от заболеваний кожи, астмы, воспалений суставов, ревматизма и прочих недугов.

Есть у Мёртвого моря еще одна особенность: вода здесь значительно тяжелее обыкновенной морской воды Утонуть в такой тяжелой жидкости нельзя так как человеческое тело легче ее.

45. Масада.

Крепость на плоской вершине 450-метровой скалы. Построена в I веке до нашей эры царём Иродом Великим в качестве убежища для своей семьи и сокровищницы. Практически отвесные стены и мощные крепостные сооружения делали Масаду трудноприступной.

46. Масада входит в число самых популярных туристических объектов Израиля. Здесь обустроены смотровые площадки и канатная дорога для подъема.

47. В первом веке нашей эры Масаду захватили участники еврейского восстания против римлян. Осада крепости продолжалась несколько лет, римлянам (а точнее, их рабам) пришлось насыпать вокруг скалы высокий осадный вал. Осознав безнадёжность своего положения, повстанцы вошли в историю героически: мужчины убили своих жён и детей, потом случайно выбранные десять человек закололи всех остальных; наконец, жребий вытянул еще один: он перебил оставшихся девятерых, поджёг крепость и покончил с собой. Римляне были потрясены.

48. На вершине скалы сохранились фрагменты дворца Ирода, синагоги, резервуаров для воды, бани и бассейна.

49. На побережье Мёртвого моря расположена самая низкая часть суши на Земле — минус 416 метров от уровня моря. Само же бессточное озеро не имеет связи с Мировым океаном.

50. Согласно историческим преданиям, в древности на Мёртвом море было довольно активное судоходство, промышляли пираты, случались даже морские сражения. Сейчас коммерческое судоходство на Мёртвом море мало того, что затруднено из-за свойств воды, но и запрещено соглашением между Израилем и Иорданией. Ходят по Мёртвому морю на малых судах лишь спасатели, пограничники да порой исследователи.

51. Самому морю грозит гибель: вода уходит в провалы, сейчас на побережье насчитывается уже порядка трех тысяч карстовых воронок, глубина которых достигает нескольких десятков метров.

52. Ущелье Хардуф в Иудейской пустыне — один из каньонов в окрестностях Мёртвого моря. Когда-то тут протекали реки.

53. Ущелье Кедрон.

54. Кедронская долина.

55. Латрунский монастырь Богородицы на холмах в 15 километрах к западу от Иерусалима. Сейчас принадлежит христианскому ордену траппистов. Из-за того, что здешние обитатели крайне неохотно общаются с окружающим миром, обитель прозвали «монастырём молчальников».

56. Еврейское кладбище на Масличной горе.

57. Когда Иерусалим в 1099 году захватили крестоносцы и устроили в городе тотальную резню, на куполе Скалы укрывались местные сарацины. Многие срывались, падали с 30 метровой высоты и разбивались.

58. Иерусалимский театр — центр исполнительского искусства, открытый в 1971 году.

59. Парк «Мини-Израиль».

Экспозиция состоит из более 350 макетов самых известных зданий и достопримечательностей Израиля.

60. Музей бронетанковых войск «Яд ле-Ширьон».

Коллекция содержит более 200 экспонатов, многие из которых участвовали в реальных сражениях. На территории музея приносят присягу молодые танкисты.

61. Ришон ле-Цион. Самый «молодой» город страны — средний возраст жителей едва превышает 30 лет.

В четверг 13 октября на очередной сессии ЮНЕСКО была принята резолюция, в которой Храмовая гора в Иерусалиме описывается как мусульманская святыня, сообщает израильское издание Haaretz.

Вопреки критике со стороны Израиля, в документе отсутствует упоминание о том месте, которое занимает Храмовая гора в религиозной традиции иудаизма. За этот документ проголосовали представители 24-х государств-членов ЮНЕСКО, в то время как шесть стран - США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Литва и Эстония - выступили против, 26 воздержались, а еще два голоса по неустановленным причинам отсутствовали в результатах голосования.

Проект резолюции, которая содержит осуждение позиции Израиль по ряду вопросов, касающихся Иерусалима и его святынь, был выдвинут делегацией Палестинской автономии и поддержан представителями Египта, Алжира, Марокко, Ливана, Омана, Катара и Судана.

В резолюции утверждается, что Иерусалим является священным городом для трех монотеистических религий - иудаизма, христианства и ислама. Однако документ включает в себя специальный раздел, посвященный Храмовой горе, в котором говорится, что это место является священным только для мусульман и не упоминается о его почитании среди иудеев.

В резолюции не упоминается ни еврейское название Храмовой горы - Хар а-Баит (ивр. ‏הַר הַבַּיִת‎‏‎‎, англ. Har HaBayit), ни само английское название - Temple Mount. Документ использует лишь мусульманские названия этого места - «мечеть Аль-Акса» и «Харам аль-Шариф».

С заявлением в связи с принятой резолюцией выступила генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. В нем она напомнила, что Иерусалим является священным городом трех монотеистических религий - иудаизма, христианства и ислама, и именно в знак признания этого исключительного разнообразия и этого культурного и религиозного сосуществования Иерусалим был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Наследие Иерусалима неделимо, и каждая из общин имеет право на открытое признание ее истории и связи с городом. Отрицать, скрывать или вычеркивать из памяти какие-либо из иудейских, христианских или мусульманских традиций означало бы подрывать целостность объекта и идти вразрез с основаниями для включения данного объекта в Список всемирного наследия ЮНЕСКО», - отметила она.

И. Бокова призвала Израиль и Палестину, а также страны-члены ЮНЕСКО преодолеть разногласия, которые наносят ущерб многоконфессиональному характеру Старого города.

«Когда эти разногласия переносятся в ЮНЕСКО, организацию, созданную для диалога и поиска мирных решений, они мешают нам в осуществлении нашей миссии», - подчеркнула она.

Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху выступил с резкой критикой позиции ЮНЕСКО, назвав происходящее «театром абсурда».

«Заявить, что Израиль не имеет никакого отношения к Храмовой горе и Западной стене - все равно что сказать, что Китай не имеет отношения к Великой Китайской стене, и что Египет не имеет отношения к пирамидам», - цитирует его слова Haaretz.

«С этим абсурдным решением ЮНЕСКО потерял те остатки легитимности, которые у нее сохранялись, - добавил Б. Нетаньяху. - Но я считаю, что историческая правда сильнее и правда победит.

Аналогичная резолюция ЮНЕСКО была принята на предыдущей сессии в апреле этого года. Резолюция была принята при поддержке целого ряда европейских государств во главе с Францией. Это вызвало острый дипломатический кризис в отношениях между Израилем и Францией. В частности, имел место довольно резкий телефонный разговор премьер-министра Биньямина Нетаньяху и президента Франции Франсуа Олланда.

Этот демарш израильского премьера привел к тому, что позиция Франции в этом вопросе впоследствии смягчилась; было заявлено, что в будущем французская делегация не будет поддерживать подобные резолюции.

Заявить, что Израиль не имеет никакого отношения к Храмовой горе и Западной стене - все равно что сказать, что Китай не имеет отношения к Великой Китайской стене, и что Египет не имеет отношения к пирамидам.

Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху

Кроме того, издание приводит комментарий неназванного высокопоставленного израильского чиновника, который отметил, что благодаря усилиям израильских дипломатов удалось серьезно изменить отношение к данному вопросу многих европейских государств. По этой причине, рассказал собеседник издания, во время последней сессии ЮНЕСКО делегации таких стран как Франция, Швеция, Словения, Аргентина, Того и Индия воздержались от голосования.


Палестинская администрация: Израиль организовал «запугивающий пиар»

Со своей стороны, представители палестинской администрации выразили удовлетворение результатами голосования, поскольку, по их словам, основное содержание обсуждаемой резолюции заключается не в признании места Храмовой горы в традициях авраамических религий, но в констатации факта аннексии Израилем Восточного Иерусалима.

В заявлении официальных представителей Палестинской автономии выражается сожаление тем, что «некоторые страны уступили запугивающему пиару, организованному Израилем, который сместил фокус с незаконных и колониальных действий Израиля в оккупированном Восточном Иерусалиме на вопросы, не имеющие отношения к содержанию и целям резолюций, призванных положить конец опасным и незаконным действиям Израиля, направленным против святых мест в Иерусалиме и [против] прав палестинцев, включая право на поклонение [святыням]».

«Это особенно прискорбно, поскольку эти государства-члены [ЮНЕСКО] хорошо осведомлены об опасной ситуации в Иерусалиме», - говорится в заявлении.


Храмовая гора и Восточный Иерусалим

Храмовая гора - прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима. Обнесена высокими стенами. Длина северной стены - 321 м, восточной - 497 м, южной 238 м и западной - 490 м. Высота горы составляет 774 метра над уровнем моря.


Фото: yeowatzup (CC by 2.0) На территории Храмовой горы находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский Храмы. Первый жертвенник здесь построил легендарный израильский царь Давид. Здесь же, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм. Западная стена Храмовой горы носит название «Стена плача». Данное место пользуется в иудаизме всеобщим почитанием.

В ходе Первой мировой войны Иерусалим оказался под властью Британского мандата. В это время активизировались националистические течения среди арабов, проживающих на территории Израиля. С подачи муфтия Иерусалима Амин аль-Хусейни Храмовая гора была объявлена национальным символом палестинских арабов.

В 1948 году Храмовая гора как часть Восточного Иерусалима оказалась захвачена Трансиорданией в ходе Арабо-израильской войны. В 1958-1964 годах в ходе ремонтных работ, проводимых на Храмовой горе, серый свинцовый купол Аль-Аксы был заменен на золоченый алюминиевый купол и Храмовая гора приобрела вид, сохранившийся по сей день.

Наследие Иерусалима неделимо, и каждая из общин имеет право на открытое признание ее истории и связи с городом. Отрицать, скрывать или вычеркивать из памяти какие-либо из иудейских, христианских или мусульманских традиций означало бы подрывать целостность объекта и идти вразрез с основаниями для включения данного объекта в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из заявления Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой

В результате Шестидневной войны (1967 г.) Храмовая гора была захвачена израильской десантной бригадой. Однако вскоре, под давлением арабского мира, управление Храмовой горой было возвращено мусульманам. С этого времени доступ к Стене плача и на Храмовую гору в целом был предоставлен всем желающим, в том числе и иудеям, которые до этого были лишены такой возможности.

Ни трансиорданская, ни израильская аннексии не были признаны большинством стран мира. На сегодняшний день статус Восточного Иерусалима в международном праве остается неопределенным. На него претендуют Израиль, принявший в 1980 г. Закон об Иерусалиме - его «единой и неделимой столице», и Палестинская национальная администрация. Международное сообщество не признает суверенитета над ним ни Израиля, ни Палестины.

Фактически Восточный Иерусалим является частью израильской столицы, а не самостоятельным муниципальным образованием. Будущий статус Восточного Иерусалима является одной из главных тем арабо-израильского конфликта в связи с уникальным религиозным значением города и расположенных в нем святынь как для евреев, так и для мусульман.

В настоящее время на Храмовой горе продолжаются археологические раскопки, начало которым было положено еще во второй половине XIX века.

Среди множества отрывочных детских воспоминаний сохранилось одно – о папе, держащем в руках свежий номер журнала «Вокруг света» и рассержено объясняющем маме что-то мне совсем непонятное про ЮНЕСКО и Израиль. Значение обоих понятий я примерно понимал, но связь между ними уловить не сумел, тем более что родители говорили вполголоса.

Мама прагматично предлагала вовсе отказаться от подписки на журнал — раз уж от него столько нервотрепки. В итоге выписывать «Вокруг света», конечно, не перестали, но и мне разъяснить причину папиного раздражения, несмотря на мои настойчивые просьбы, отказались. Возможно, благодаря возникновению этой маленькой тайны вся история и засела в памяти так прочно.

Теперь, спустя почти сорок лет, я полагаю, что рассердила папу тогда заметка о «злостных нарушениях» Израилем очередных резолюций ЮНЕСКО. Ведь за несколько лет до того, в 1974 году, еврейское государство вообще было изгнано из этого учреждения ООН за археологические раскопки, проводимые на… Храмовой горе в Иерусалиме. Да-да, обвинения ЮНЕСКО не особенно изменились за последние полвека.

К слову, именно в 1974 году во главе ЮНЕСКО впервые вместо представителя Запада оказался посланник «исламского мира» из африканского Сенегала. Вполне возможно, что именно это и предопределило исключение Израиля.

Правда, спустя пять лет, в 1979, Израиль был возвращен в состав организации под давлением США, пригрозивших в противном случае отказаться от гарантий по финансированию проектов ЮНЕСКО. Однако процесс уже пошел, предрешив неизбежную нравственную деградацию этой и других подобных ей международных структур, отданных Западом на откуп представителям откровенных и замаскированных диктатур из «лагеря социализма» и «исламского мира».
***

Хеврон. Гробница Патриархов (Меорат а-Махпела)

Нынешняя скандальная резолюция, принятая исполкомом ЮНЕСКО, посвящена «оккупированной Палестине». Помимо Храмовой горы с прилегающими к ней объектами, она касается Гробницы патриархов в Хевроне и могилы Рахели в Вифлееме и преимущественно состоит из стандартных антиизраильских клише.

В частности, она осуждает еврейское государство за проведение археологических раскопок и других работ в Иерусалиме, одновременно упрекая израильские власти в том, что те препятствуют деятельности иорданского ВАКФа (структуры, управляющей мусульманской собственностью), по сути, занимающейся планомерным уничтожением археологических свидетельств домусульманской эпохи на Храмовой горе.

Она также обвиняет Израиль в «агрессии», подразумевая меры, которые израильские службы безопасности вынуждены принимать, чтобы оградить евреев, посещающих свои святыни, от нападений исламских экстремистов или других арабских террористов.

Однако под слоем канцелярита и лживого новояза, призванного обеспечить антиизраильскую коннотацию, кроется то, что безусловно выделяет именно эту резолюцию среди многочисленных вздорных обвинений против еврейского государства, регулярно генерируемых ЮНЕСКО и другими институтами ООН.

Гробница Праматери Рахели

В отличие от Гробницы патриархов и могилы Рахели, которые, по крайней мере, упомянуты в резолюции и под мусульманскими и под библейскими (еврейскими) названиями, Храмовая гора и прилегающие к ней места, включая Западную стену (Стену плача), обозначены исключительно как мусульманские объекты. Намеренный отказ от использования еврейских наименований, служит тому, чтобы напрочь отвергнуть связь евреев с Иерусалимом вообще и Храмовой горой в частности.

Вызывающая абсурдность документа заметна не только любому ученому, историку или тому, кто хоть немного знаком с библейскими сюжетами, но даже просто образованному человеку. Недаром, в ответ на принятие резолюции, израильский МИД запустил в социальной сети «Фейсбук» серию шутливых «отредактированных согласно ЮНЕСКО» библейских цитат, где упоминания Иерусалимского храма заменены на использованные в документе мусульманские названия.

Столь вопиющее искажение известных исторических и культурных фактов прежде всего дискредитирует саму организацию, ответственную за публикацию документа, куда больше подобающего пресс-службе «Исламского государства» или канцелярии рейхсминистра Геббельса.

Неслучайно гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова уже на следующий день попыталась исправить конфуз . Правда, вышло это у нее не слишком удачно. Великодушно сообщив о том, что Храмовая гора священна также и для евреев, она тут же продемонстрировала собственное незнание предмета, заявив, будто Иерусалим упоминается в Коране в качестве третьего по важности священного места. Истина, однако, заключается в том, что Иерусалим в Коране вообще не упоминается. Его там просто нет. В священном для мусульман тексте есть упоминание так называемой «отдаленной мечети» («Аль-Акцы»), располагавшейся в те времена неподалеку от Мекки.
***

Мордехай Кейдар — справа

«В конце седьмого века, — объясняет профессор кафедры арабского языка в университете Бар-Илан, востоковед Мордехай Кейдар, — восставший правитель Мекки лишил дамасских халифов из династии Омеядов возможности совершать хадж к святому камню Каабы и таким образом выполнять одну из важнейших религиозных заповедей.

Именно тогда история о чудесном перенесении Мухаммеда из Мекки в «отдаленную мечеть» («Аль-Акцу») и была интерпретирована выполняющими политический заказ халифа придворными дамасскими богословами как перелет на Храмовую гору в Иерусалим. Так вместе с еще несколькими соответствующими хадисами (устными преданиями) была подведена религиозная база под замену хаджа в Мекку хаджем в Иерусалим. Однако уже десять лет спустя, сразу после освобождения Мекки от повстанцев, хадж в Иерусалим был прекращен».

«Затем, — продолжает Кейдар, — через пятьсот лет, тот же нарратив был вновь использован Салах ад-Дином, которому, опять же, по сугубо политическим соображениям требовалось укрепить боевой дух своего войска в боях с крестоносцами и захвате столицы их королевства. И снова, сразу же после изгнания крестоносцев из Иерусалима, ведущие исламские богословы не жалели сил, убеждая праведных мусульман, что никакой особой святостью Иерусалим, в отличие от Мекки и Медины, не обладает. Поэтому до начала двадцатого века город утратил для мусульман какое-либо значение, оставаясь при этом важнейшей святыней для евреев, составлявших большинство его жителей, и для христиан».

«С началом сионистского возрождения, - подводит итог Кейдар, - арабские политические лидеры вновь разыграли старую карту своих претензий на Иерусалим. А в наше время довели их до совершенно абсурдных утверждений, вплоть до того, что первого и второго иерусалимских храмов на Храмовой горе вообще не существовало, а связь евреев с Землей Израиля изобретена сионистами в 1948 году».

По мнению Мордехая Кейдара, принятие исполкомом ЮНЕСКО последней резолюции является результатом деятельности Катара, создавшего три с половиной года назад специальный фонд для укрепления арабского и мусульманского характера Иерусалима и вложившего в него сотни миллионов долларов. Подобные дипломатические диверсии, пытающиеся подорвать связь еврейского народа с Иерусалимом и Храмовой горой являются лишь частью многочисленных амбициозных проектов карликового эмирата, финансирующего, в том числе и движение «Братьев-мусульман», и канал их «информационного джихада» — канал «Аль-Джазира».

Следует заметить, что с тех пор, как в 2011 году ЮНЕСКО, в нарушение соглашений между Израилем и ООП (соглашений Осло), приняло в свои ряды палестинскую автономию, США прекратили финансирование этого учреждения. С тех пор ЮНЕСКО, чей годовой бюджет сократился до 200 миллионов долларов, испытывает серьезные финансовые трудности.

Более того, 14 октября и Япония сообщила о приостановлении финансирования ЮНЕСКО в связи с тем, что по инициативе Китая в наследие ЮНЕСКО были внесены документы о так называемой Нанкинской резне, устроенной японцами на территории Китая в 1937 году. Учитывая, что с уходом США именно Япония была главным донором организации, не исключено, что в скором времени ЮНЕСКО придется уповать исключительно на щедрость Катара.
***

Как заметил один из высокопоставленных представителей ЮНЕСКО израильскому порталу «Мида», никакого практического смысла резолюция, принятая исполкомом организации, не имеет. Как, впрочем, и все остальные десятки антиизраильских резолюций, порождаемых арабами и мусульманами в недрах многочисленных комитетов и комиссий ООН.

Но дело даже не столько в том, что сама по себе резолюция изначально не подразумевает каких-либо действий, сколько в нынешнем безразличии — как Запада, так и арабских стран — к происходящему в Израиле. Арабские государства, зажатые в тиски между джихадистскими движениями вроде «Братьев-мусульман» или «Исламского государства» с одной стороны, и наращивающим региональную экспансию Ираном с другой, заняты исключительно вопросом собственного выживания.

Аналогично, европейские страны, подминаемые сотнями тысяч мусульманских инфильтрантов, все больше расположены думать о своих насущных проблемах. А потому претензии арабских террористов к Израилю стремительно теряют свою актуальность в глазах международного сообщества. Другими словами, ничего кроме позора и дискредитации самой организации ЮНЕСКО последняя резолюция не принесла.

К слову, в апреле ЮНЕСКО уже приняло схожую антиизраильскую резолюцию, о которой с тех пор все уже благополучно забыли. Более того, семь стран, проголосовавших весной в поддержку решения, игнорировавшего связь евреев с Храмовой горой, на этот раз воздержались. Таким образом, организаторы антиизраильской резолюции, по сути, потерпели поражение.

В компании из 24 стран, поддержавших резолюцию, отрицающую как связь евреев с Иерусалимом, так и библейский сюжет, то есть, по сути основы христианства, вместе с Алжиром, Суданом, Южной Африкой и другими аналогичными странами, оказалась Россия. Это выглядит весьма забавно на фоне ревностного распространения православия в этой стране, лоббируемого на официальном уровне.

США, наоборот, были среди 6 стран, здраво проголосовавших против нелепой резолюции. Вместе с тем, США по-прежнему отказываются признавать Иерусалим не только столицей Израиля, но вообще городом, расположенным в еврейском государстве. Так американским гражданам, родившимся в Иерусалиме, записывают в свидетельстве о рождении местом их рождения Иерусалим, без указания страны. Аналогично, в документах госдепартамента не написано, на территории какой страны расположено американское консульство в Иерусалиме. Да и президент Обама, побывав на похоронах Шимона Переса в Иерусалиме, как выяснилось из официальных сообщений его пресс-службы, в Израиле, оказывается, и не был.

Собственно и в самом Израиле хватает радикалов, призывающих к разделению Иерусалима. Однако, судя по реакциям израильских политиков, в своем большинстве осудивших последнюю резолюцию ЮНЕСКО, похоже, что попытка отвергнуть само право евреев на связь с Храмовой горой изумила многих, включая даже представителей лагеря сторонников уступок арабам.

Может статься, в этом как раз и заключается польза этой резолюции. Методом доведения до абсурда она всколыхнула израильское общественное мнение и обратила его внимание на вопиющую проблему отсутствия израильского суверенитета на Храмовой горе, где, вопреки здравому смыслу и правам человека, право евреев на молитву в самом святом для них месте позорно и унизительно попирается в угоду исламским фанатикам. Ситуация действительно требует изменения, и время пришло.

ЮНЕСКО оскорбила Израиль, отвергнув связь евреев с Храмовой горой

Храмовая гора в Иерусалиме © Фото Дениса Гольдмана

ЮНЕСКО проголосовала за резолюцию, отрицающую связь еврейского народа с Храмовой горой, у которой находится Стена плача. Документ об «оккупированной Палестине» поддержали 24 государства-участника, в том числе Россия. Против проголосовало шесть стран, 26 воздержались.

Авторы резолюции осудили ограничение доступа мусульман к святым местам Иерусалима. В тексте резолюции святые места древнего города называются лишь мусульманскими названиями, отмечает BBC .

Гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова заявила, что наследие Иерусалима неделимо и попытки отрицать его значимость для какой-либо конфессии разрушает его целостность и противоречит принципам, на основании которых город внесли в список объектов всемирного наследия.

В ответ на это израильский министр образования Нафтали Беннет, который возглавляет национальную комиссию по связям с ЮНЕСКО, направил Боковой письмо с обвинениями ЮНЕСКО в том, что организация игнорирует тысячелетние связи иудеев с Иерусалимом. Беннет также известил свою комиссию о прекращении всех профессиональных взаимодействий с ЮНЕСКО. Он обвинил ЮНЕСКО в «забвении истории» и «поддержке исламского террора», сообщает портал «Курсор» .

«Заявлять, что Израиль не связан с Храмовой горой и Стеной плача — это как заявить, что Китай никак не связан с Великой китайской стеной, а Египет не имеет отношения к пирамидам», — прокомментировал решение ЮНЕСКО премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху.

В свою очередь в Палестине резолюцию расценили как призыв к Израилю признать существование независимого палестинского государства.

В Старом городе Иерусалима располагаются такие святые места, как Храмовая гора и Стена плача для иудеев, Храм Гроба Господня для христиан, Купол скалы и мечеть Аль-Акса для мусульман.

Президент Совета раввинов Европы (СРЕ) и главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт осудил резолюцию ЮНЕСКО о Стене Плача. Об этом сообщили сегодня в пресс-службе СРЕ.

"16 апреля ЮНЕСКО приняла резолюцию, в которой заявлено об отсутствии связи Храмовой горы и Стены плача с иудаизмом. В тексте резолюции Храмовая гора упоминается исключительно по ее арабскому названию - Аль-Харам аш-Шариф, или мечеть Аль-Акса. Молельная площадь упоминается лишь как площадь Аль-Бурак, кроме двух случаев, когда в скобках вынесено ее название - Стена Плача (Западная стена, Western Wall Plaza)", - говорится в сообщении.

По словам Гольдшмидта, резолюция "не просто опровергает еврейскую историю и историю Храмовой горы, но и может повлечь за собой самые серьезные последствия, в том числе и всплеск террористической активности в Израиле".

"Документ вызвал нарекания как со стороны главы государства Израиль, так и со стороны представителей еврейских общин", - отмечается в сообщении пресс-службы.

Резолюцию, принятую 16 апреля, поддержали 33 из 58 членов административного комитета ЮНЕСКО. Резкой критике подверг документ премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху.

По его словам, "речь идет еще об одном абсурдном решении ООН. ЮНЕСКО пренебрегает особой исторической связью еврейства с Храмовой горой, того места, на котором стояли оба храма в течение тысячи лет, места, в сторону которого евреи молились тысячи лет. ООН переписывает историю человечества, и мы убеждаемся в который раз, что эта организация может пасть все ниже и ниже", - цитирует израильского премьер-министра Forumdaily.com .

Председатель партии "Еш атид" Яир Лапид направил жесткое письмо председателю ЮНЕСКО Ирине Боковой, в котором потребовал отменить резолюцию, отметив, что этот документ приведет к кровопролитию. Он осудил решение ЮНЕСКО, заявив, что ответственность за кровь будет нести именно эта структура.

Напомним, что в октябре 2015 года сообщалось о том, что МИД Израиля во взаимодействии с "дружественными странами" пытается не допустить принятия в ЮНЕСКО резолюции, которая бы провозглашала иерусалимскую Стену Плача, главную святыню иудаизма, мусульманским объектом.

"В свете палестинских попыток провести через ЮНЕСКО резолюции, которые извращают реальность и фальсифицируют исторические факты в Иерусалиме, представляя Стену плача мусульманской святыней, МИД... активно работает над тем, чтобы сорвать эти коварные замыслы", - приводило заявление МИД Израиля РИА "Новости" .

С осуждением идей, которые могли бы привести к "смене статуса Старого города в Иерусалиме", выступила тогда и генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Она призвала исполнительный совет организации "принимать решения, которые не будут способствовать росту напряженности на месте и которые будут поощрять уважение святости этих мест".

О Храмовой горе

В посвященной Храмовой горе статье русскоязычного "Путеводителя по Израилю" о ней говорится как о самом святом для евреев месте. Религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Храмовая гора традиционно отождествляется с горой Мория - местом, указанным Аврааму Богом для принесения в жертву Исаака. На этом же месте впоследствии видел свой знаменитый сон праотец Иаков.

Между X веком до н. э. и I веком н. э. на Храмовой горе стоял Иерусалимский храм, который служил единственным разрешенным местом жертвоприношений Единому Богу, а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах, Шавуот и Суккот).

В настоящее время на месте Храма Соломона находится мечеть Куббат ас-Сахра (Купол Скалы).

От храма Ирода до настоящего времени дошли всего две руины: западная опорная стена Храмовой площади (южная часть которой известна как Стена Плача , превратившаяся в символ веры и надежды многих поколений евреев) и заложенные блоками и застроенные так называемые Золотые ворота - бывшие входные арки в восточной стене. Утверждается, что эти ворота сами собой откроются в момент прихода Мессии.

Согласно прорицаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий храм, который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.

Кроме того, с Храмовой горой связано ожидание страшного суда.

В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая святых Храма был разрешен только первосвященнику и только в Йом-Киппур для ведения службы.

Внутрь Храма могли заходить лишь коэны (представители сословия священнослужителей в иудаизме. - Прим. сайт ).

Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, - вообще вступать на Храмовую гору.

Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными целями кроме религиозных, или в непристойном виде.

Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма.

Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешен.

Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать запрещенную территорию. Вместе с тем по периметру Храмовой горы располагается зона, в которой, согласно всем мнениям, не располагался Храм.

Обход Храмовой горы по периметру в соответствии с галахой организуется рядом общественных организаций, в частности Институтом Храма, ассоциацией "Место встречи" и др.

Согласно галахе, заповедь построения Храма должны выполнять ритуально чистые люди, но если таковые отсутствуют, строить Храм имеют право ритуально нечистые.