Подводные клады в крыму. Какие подводные сокровища ищут в черном море Подводные клады черного моря

В 1790 году турецкий флот, действовавший на Черном море, держал весь свой золотой запас, всю свою казну на 74-пушечном корабле «Капитания». Это было новое судно, впервые участвовавшее в военных действиях. Оно по праву считалось и самым красивым, и самым быстроходным.

Командовал им опытный капитан Магомет-Мустафа-ага. Кроме того, на этом судне свой флагманский вымпел поднял знаменитый тогда трехбунчужный паша Саид-бей, присланный султаном в помощь двадцатидвухлетнему капудан-паше всего турецкого флота Гассану. Турецкий флот насчитывал 48 судов, и среди них было 15 громадных линейных кораблей, восемь больших фрегатов, а еще бомбарды, малые фрегаты, шебеки, лансоны… Одним словом, на «Капитании», за семью замками, в строго охраняемых трюмах стояло сто бочек с золотой и серебряной звонкой и отлично конвертируемой турецкой монетой…

В августе 1790 года Черноморская эскадра контр-адмирала Ушакова вышла из Севастополя с единственной целью: найти турецкий флот, завязать с ним бой и тем самым поставить точку в войне.

Знаменательная встреча состоялась в шесть часов утра. Выяснилось, что турецкий флот стоит между островом Тендрой и Хаджибеем на якорях. Черноморская эскадра шла по ветру. Это было как нельзя кстати, и на флагманском корабле появился сигнал: «Всем идти на сближение!»… На турецких кораблях быстро поняли, чем это им грозит, а поэтому тут рубили канаты, чтобы как можно быстрее уйти от невыгодного боя. Морской волк Саид-бей сидел на подушках возле бизань-мачты. Он велел передать Гассану, что одобряет это решение. Но вдруг, о, молодость, Гассан дал сигнал своим судам замедлить ход и выстраиваться в линию для боя! С его стороны это было опрометчиво: во время завязавшейся длительной пушечной дуэли русские имели преимущество в маневрировании.

Дуэль длилась до вечера, обедали и меняли вахты под несмолкаемый грохот орудий. Потери исчислялись в порванных парусах, разбитом рангоуте, снесенных мачтах как с той, так и с другой стороны. Но, наконец, русская эскадра воспользовалась даваемым ветром преимуществом: кильватерной колонной, оставив три фрегата в резерве, устремилась к турецкой линии. Та была смята, потеряла боевые порядки и стала уходить. Сумерки и крепчавший ветер остановили преследование: и турки, и русские бросили якоря.
Утром 29 августа турецкий флот снова выстроился в линию, и адская морская дуэль возобновилась. Кончилась она так же, как и предыдущая: эскадра Ушакова выстроилась в кильватерную колонну, а турецкий флот предпочел сняться с якорей и уйти мимо Хаджибея к Дунаю.

Корабли капудан-паши Гассана развивали скорость, недоступную судам Ушакова. Но… не все. В результате многочасовой дуэли были сильно повреждены «Капитания» (по другим источникам «Капитание») и «Мелеки Бхари». Они стали отставать от остального турецкого флота, и, в конце концов, 46-пушечный корабль «Иоанн Богослов» настиг «Мелеки», ударил в упор из орудий левого борта, сбил все мачты, и на верхней палубе «Мелеки» туркам ничего не оставалось, как махать белыми платками - они сдались, и над их судном был вскоре поднят Андреевский флаг.

Но «Капитания» сдаваться не думала. Присутствие любимца султана Саид-бея, курбач (кнут из крокодиловых ремней) капитана Магомета и, главное, наличие на судне казны всего турецкого флота заставляли надеяться на чудо, дарованное Аллахом. «Капитания» отстреливалась отчаянно. На ней были самые современные и только медные английские пушки. «Святой Андрей» к ней подошел первым, начал беглый огонь и сбил фор-марсель. А когда к замедлившей ход «Капитании» приблизились «Св. Георгий», «Преображение» и «Мария Магдалина», она была обречена. На флагмане «Рождество Христово» был поднят для авангарда сигнал: «Стараться взять в плен». Но «Капитания» сбила мачты на «Св. Андрее» и нанесла ощутимый урон другим кораблям. Тогда «Рождество Христово» приблизилось к неприятельскому судну почти на тридцать саженей и барабанной дробью предупредило турок о готовящемся ударе.

Но «Капитания» не унималась, и раздался роковой залп гранат и брандкугелей, после которого верхняя палуба турецкого корабля запылала так жарко, что русским пришлось отойти и поливать свои паруса водой, чтобы они не загорелись от сыпавших отовсюду искр. У турок началась паника: моряки бросились к шлюпкам, прыгали за борт. Саид-бей с офицерами успел занять одну из шлюпок, которая вскоре была пленена. Огонь выжигал «Капитанию», как яичную скорлупу, и вскоре волны с шипением сомкнулись над остатками палуб - золотой запас турецкого флота навсегда ушел на дно Черного моря.
Итак, господа акционеры будущей компании по подъему этого серебра и злата! Для вас, несомненно, представляет определенный интерес, сколько, хотя бы приблизительно, денег там покоится? Судя по всему, немало.

Во-первых, любой турецкий капитан считал свой корабль персональной собственностью. Он был феодалом на судне и свои запасы держал при себе. В его ведении были не только военные моряки, но также и вольнонаемные. Им платили звонкой монетой. Во-вторых, кампания 1790 года предполагала высадку войск в Крыму. Десант и действия на суше требовали не только хорошего запаса оружия, но также и денег. Так что сотня бочек пиастров - факт весьма реальный. Автору этих строк приходилось сталкиваться в архивах с упоминанием о сотнях бочек золота для армии Потемкина в 1790 - год захвата Измаила.

С приходом тепла археологи Крыма с новыми силами начинают искать и обследовать корабли, в свое время затонувшие в близлежащих водах.

Какие же сокровища покоятся под волнами Черного моря?

«АРМЕНИЯ»:

Раритеты из крымских музеев
Огромный санитарный корабль был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Вместе с ним погибли более 7000 человек - почти в пять раз больше, чем на «Титанике»! Люди эвакуировались из окруженного фашистами Крыма, они стояли на палубе «Армении» стеной, некоторые срывались в море - настолько было тесно. Но красные кресты на корабле не остановили немецкие истребители...

Есть серьезные основания предполагать, что в Севастополе, Балаклаве и Ялте на «Армению» погрузили множество ящиков с раритетами из крымских музеев, - говорит Сергей Воронов, директор крымского республиканского Черноморского центра подводных исследований. - Их должны были эвакуировать в порты Кавказа. Длина судна - 114,5 метра, есть огромные грузовые отсеки.

Крымские исследователи провели уже пять экспедиций, но «Армению» пока не нашли. Не хватало специальной техники - роботов, способных вести работы на глубине двух километров. Украина не спешила с поставками оборудования.

Теперь российские коллеги с «большой земли» помогут черноморским исследователям. - Осталось исследовать еще две точки: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от берега напротив Ласточкиного гнезда, - говорит Сергей Воронов. - Надеемся, что в этом году нам повезет.

«ЛЕНИН»:

Тонны драгоценных слитков
- Пароход «Ленин» в июле 1941 года эвакуировал из окруженной Одессы гражданское население, - рассказывает Сергей Воронов. - Люди лезли даже в иллюминаторы, лишь бы попасть на борт. Тогда небольшое судно, которое могло принять около тысячи пассажиров, по неофициальным данным, приняло около 2500 человек. Выжили только 272. Теплоход уже дошел до Крыма, когда подорвался на мине. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 96 метров в районе мыса Сарыч.

Считается, что «Ленин» также эвакуировал из Одессы активы Национального одесского банка. Точных данных о размерах перевозимых ценностей нет, но, по мнению исследователей, речь идет о тоннах цветных металлов в слитках. Однако проводить там исследования ученые не собираются. Ведь это братское кладбище, и искать ценности там кощунственно.

«ЛЭРИС»:

Целая картинная галерея
Зимой 1944 года немецкое судно «Лэрис» вывозило из Севастополя в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области.
- Часть ценностей Красная Армия успела эвакуировать, - рассказывает Сергей Воронов. - Но львиная доля таки досталась фашистам. Немцы погрузили все на «Лэрис».

Велика вероятность, что трюмы «Лэрис» заполнены картинами из галерей, церковной утварью, раритетными экспонатами и старинной керамикой. По пути корабль подорвала советская авиация. Точных координат, где может покоиться «Лэрис», нет. Ученые делали запрос в Институт военной истории Германии, но ответ так и не пролил света на его местонахождение.

СТАРИННЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ:

Первое издание Библии
Корабль около 50 метров длиной нашли несколько лет назад напротив мыса Форос. Благодаря натуральному консерванту, слою сероводорода, сохранилась не только внешняя часть судна, затонувшего примерно в XI - XII веке, но и весь груз.

Даже дерево на нем не повреждено, - рассказывает Воронов. - Груз по сей день находится на борту. Корабль похож на гору ила, но в трюмах и каютах могут находиться оружие, товары купцов. - Там мы надеемся найти первоисточники, связанные с документацией той эпохи, - делится планами Сергей Воронов. - Без преувеличения, возможно, наткнемся даже на одно из первых изданий Библии.

10 тысяч евро за монетку

Для крымских археологов и историков черные дайверы являются настоящей головной болью. Уж слишком шустро эти ребята, имеющие современную экипировку и технику, достают со дна моря артефакты, лишая крымские музеи ценных экспонатов.

Кто тащит находки себе на дачу, кто в гараж, чтобы потом хвастаться перед друзьями, - рассказали «КП» в одном из севастопольских дайв-центров. - Некоторые хотят подзаработать, продавая якоря, старинные монеты, амфоры через интернет. За ценные предметы, например за античную греческую или боспорскую монету, можно получить порядка 10 тысяч евро.
Иногда охотников наказывают.

Не так давно житель Севастополя нашел на дне советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны, - рассказывают севастопольские дайверы. - Сумел поднять его со дна, разместил в гараже и пытался продать через интернет иностранному коллекционеру за 165 тысяч евро. Раритетом заинтересовались не только коллекционеры, но и силовые структуры Севастополя. Самолет конфисковали, а ныряльщика оштрафовали на большую сумму. Самолет же передали севастопольскому военно-морскому музею.

Козни «Черного принца»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «Черный принц» шел в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошел - затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочесывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы ехидно за всем этим наблюдали. И неспроста!

Ученые установили точное место гибели судна. Но оказалось, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. Однако крымские дайверы с маниакальным упорством продолжают прочесывать дно Балаклавской бухты...

Как сообщает директор Института археологии Национальной академии наук Украины Денис Козак, в прибрежной акватории Чёрного моря обнаружено 494 затонувших объекта, принадлежащих к разному времени, из них 141 объект идентифицирован археологами, как остатки кораблей, относящихся к античным временам истории Причерноморья.

В Украине планируется составление государственного атласа объектов подводного культурного наследия и антиквариата Черного моря.

Директор Института археологии Денис Козак подготовил отчёт о результатах экспедиции, исследовавшей участки дна Черного моря от мыса Херсонес до мыса Меганом. За прошедшие тысячелетия в Чёрном море затонуло большое количество разнообразных судов — это и военные, и торговые, и прогулочные суда, совершающие морские круизы . Не всегда морские круизы в Чёрном море заканчивались счастливо, как далёком прошлом, так и в наши дни.
В 31 августа 1986 года у берегов Новороссийска затонул круизный пароход «Адмирал Нахимов» , построенное в 1925 году в Германии («Berlin», III). Пароход затонул в 4 километрах от берега, он и до сих пор покоится на морском дне. Подводная археологическая экспедиция провела фото и киносъёмку затонувших объектов, исторических памятников найденных в акватории прилегающей к крымскому побережью.
Как сообщает Lenta.ru, для исследования черноморского дна украинские археологи использовали поисковое оборудование Института археологии и океанографии США. Украина не предоставила средств на исследование, подводная экспедиция была профинансирована американской стороной, на экспедицию было израсходовано около $2,5 млн. долларов.

Активное участие в исследовании морского дна принимал доктор Роберт Баллард американский исследователь и ученый, известный в научных кругах, тем, что он обнаружил место катастрофы «Титаника».

На глубине около километра археологическая экспедиция обнаружила на дне Черного моря затонувшее византийское судно IX-X веков. От самого деревянного корабля почти ничего не осталось, кроме 200 амфор на дне.

Аквалангистами было обследовано пассажирский пароход «Ленин», затонувший в 1941 году, на борту которого было около 4 тыс. пассажиров. Среди затонувших объектов, обнаружен броненосец Российской империи «Екатерина II», эсминец «Дзержинский», который затонул в 1942 году, военный самолёт времён Второй мировой войны и военный вертолёт Черноморского флота СССР.

9 августа 2010 года во время испытаний экспериментального глубоководного научно-исследовательского аппарата «Софокл» с дистанционным управлением, Сергей Воронов заметил лежащий на дне корабль.
По мнению археологов, кораблю, по предварительным оценкам, около 1,2 тысячи лет. О возрасте амфор, лежащих на палубе, можно судить по их форме и размерам.

Корпус византийского военного корабля прекрасно сохранился, как целостный объект, оттого, что он частично погружён в морской ил. Длина корабля — около 50 метров, на нём уцелели две мачты, из уключинторчат около 15 весел.

Об этой находке сообщил Сергей Воронов — директор департамента подводного наследия Института археологии Национальной академии наук Украины.

Подобное судно в Чёрном море археологам еще не попадалось. На затонувшем корабле находится несколько тысяч артефактов «не старше VIII и не моложе XIII века нашей эры» — целый музей! Затонувшее византийское парусно-гребное судно лежит на глубине около 130 метров в 20 километрах от недалеко от курортного поселка Форос.

Раскопки и процесс поднятия корабля может затянуться до трех лет, то есть до 2013 года. Участники археологической экспедиции делают всё возможное, для успешного поднятия средневекового корабля и сожалеют о том, что летний сезон подводных раскопок на очень короткий и осенние штормы не дают возможности их продолжить. Планируется и восстановление корабля.

От разграбления чёрными археологами затонувший византийский корабль защищает не только глубина, на которой он находится, но и Служба Безопасности Украины и пограничники, которым известны координаты находки.
Лето 2011 года оказалось необычайно богатым на открытия и новые находки для российских археологов. Институт археологии РАН снарядил научные экспедиции на Кавказ, Урал и даже Чукотку.

Результатами археологических исследований явились уникальные открытия очага античной цивилизации в . В этом древнем античном городе обнаружены общественные и жилые здания древнего города, найдено большое количество разнообразных предметов из Средиземноморья.

На некрополе Фанагории археологи исследовали каменный склеп IV в. до н.э., никогда раньше в нашей стране не было обнаружено подобных архитектурных сооружений.

Как стало известно археологам, часть античной Фанагории находится под водой. По сообщению доктора исторических наук Владимира Кузнецова археологическая провела принесшие важные открытия. Проведя подводные раскопки аквалангисты обнаружили портовые сооружения Фанагории, фрагменты мраморных архитектурных деталей античных храмов, древнегреческие надписи, обломки мраморных статуй и постаменты, древнегреческая керамика и .

Если совочек и кисточка археолога опередят экскаватор грабителя и лопату «чёрных археологов», у нас появится шанс чуть больше узнать о быте наших далеких предков.

«АРМЕНИЯ»:

Раритеты из крымских музеев
Огромный санитарный корабль был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Вместе с ним погибли более 7000 человек - почти в пять раз больше, чем на «Титанике»! Люди эвакуировались из окруженного фашистами Крыма, они стояли на палубе «Армении» стеной, некоторые срывались в море - настолько было тесно. Но красные кресты на корабле не остановили немецкие истребители...

Есть серьезные основания предполагать, что в Севастополе, Балаклаве и Ялте на «Армению» погрузили множество ящиков с раритетами из крымских музеев, - говорит Сергей Воронов, директор крымского республиканского Черноморского центра подводных исследований. - Их должны были эвакуировать в порты Кавказа. Длина судна - 114,5 метра, есть огромные грузовые отсеки.

Крымские исследователи провели уже пять экспедиций, но «Армению» пока не нашли. Не хватало специальной техники - роботов, способных вести работы на глубине двух километров. Украина не спешила с поставками оборудования.

Теперь российские коллеги с «большой земли» помогут черноморским исследователям. - Осталось исследовать еще две точки: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от берега напротив Ласточкиного гнезда, - говорит Сергей Воронов. - Надеемся, что в этом году нам повезет.

«ЛЕНИН»:

Тонны драгоценных слитков
- Пароход «Ленин» в июле 1941 года эвакуировал из окруженной Одессы гражданское население, - рассказывает Сергей Воронов. - Люди лезли даже в иллюминаторы, лишь бы попасть на борт. Тогда небольшое судно, которое могло принять около тысячи пассажиров, по неофициальным данным, приняло около 2500 человек. Выжили только 272. Теплоход уже дошел до Крыма, когда подорвался на мине. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 96 метров в районе мыса Сарыч.

Считается, что «Ленин» также эвакуировал из Одессы активы Национального одесского банка. Точных данных о размерах перевозимых ценностей нет, но, по мнению исследователей, речь идет о тоннах цветных металлов в слитках. Однако проводить там исследования ученые не собираются. Ведь это братское кладбище, и искать ценности там кощунственно.

Целая картинная галерея
Зимой 1944 года немецкое судно «Лэрис» вывозило из Севастополя в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области.
- Часть ценностей Красная Армия успела эвакуировать, - рассказывает Сергей Воронов. - Но львиная доля таки досталась фашистам. Немцы погрузили все на «Лэрис».

Велика вероятность, что трюмы «Лэрис» заполнены картинами из галерей, церковной утварью, раритетными экспонатами и старинной керамикой. По пути корабль подорвала советская авиация. Точных координат, где может покоиться «Лэрис», нет. Ученые делали запрос в Институт военной истории Германии, но ответ так и не пролил света на его местонахождение.

СТАРИННЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ:

Корабль около 50 метров длиной нашли несколько лет назад напротив мыса Форос. Благодаря натуральному консерванту, слою сероводорода, сохранилась не только внешняя часть судна, затонувшего примерно в XI - XII веке, но и весь груз.

Даже дерево на нем не повреждено, - рассказывает Воронов. - Груз по сей день находится на борту. Корабль похож на гору ила, но в трюмах и каютах могут находиться оружие, товары купцов. - Там мы надеемся найти первоисточники, связанные с документацией той эпохи, - делится планами Сергей Воронов. - Без преувеличения, возможно, наткнемся даже на одно из первых изданий Библии.

10 тысяч евро за монетку

Для крымских археологов и историков черные дайверы являются настоящей головной болью. Уж слишком шустро эти ребята, имеющие современную экипировку и технику, достают со дна моря артефакты, лишая крымские музеи ценных экспонатов.

Кто тащит находки себе на дачу, кто в гараж, чтобы потом хвастаться перед друзьями, - рассказали «КП» в одном из севастопольских дайв-центров. - Некоторые хотят подзаработать, продавая якоря, старинные монеты, амфоры через интернет. За ценные предметы, например за античную греческую или боспорскую монету, можно получить порядка 10 тысяч евро.
Иногда охотников наказывают.
- Не так давно житель Севастополя нашел на дне советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны, - рассказывают севастопольские дайверы. - Сумел поднять его со дна, разместил в гараже и пытался продать через интернет иностранному коллекционеру за 165 тысяч евро. Раритетом заинтересовались не только коллекционеры, но и силовые структуры Севастополя. Самолет конфисковали, а ныряльщика оштрафовали на большую сумму. Самолет же передали севастопольскому военно-морскому музею.

Козни «Черного принца»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «Черный принц» шел в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошел - затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочесывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы ехидно за всем этим наблюдали. И неспроста!

Ученые установили точное место гибели судна. Но оказалось, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. Однако крымские дайверы с маниакальным упорством продолжают прочесывать дно Балаклавской бухты...

Зимой Черное море редко балует полным штилем. Начались грозные зимние шторма, море волнуется и бушует. Как ни странно, есть люди, которые с нетерпением ждут от МЧС «штормовых предупреждений», чтобы надеть непромокаемую куртку потеплее, резиновые сапоги и двинуть на зимний пляж искать потерянное летом товарищами отдыхающими украшения из золота.

«Моют золото» на пляже

На утреннее море сейчас стекаются не только поклонники здорового образа жизни. Для таких «товарищей не отдыхающих» — зимнее сочинское море своего рода клондайк. Штормовым утром эти сознательные и просвещенные граждане как бы прибегают к морю на зарядку «подышать йодом», однако релаксация — это тщательная маскировка. На самом деле, товарищи «моют» золото. Нет, не самородки, конечно, а украшения, которые дорогие курортники посеяли в море, не прислушавшись к рекомендациям спасателей, что «в золоте» нельзя купаться…

Сразу скажу: к предновогоднему штормовому морю количество забегов увеличивается. Не скрою, после шторма и я порой делаю кроссик на пляж. Вдруг волны и мне подкинут «золотишка». Например, мой товарищ Михаил Федоров из Санкт-Петербурга регулярно прикатывая в Сочи на Новый год и вовсе начинает свое пребывание на курорте с постштормового моря. Его первый вопрос в аэропорту всегда звучит одинаково: «Шторм вчера был?» Был! Стало быть мы сразу на пляж. Находили ли мы что-нибудь? Да! В прошлом году море поделилось замытой тысячной купюрой, и мы убедились, что на родине печатают очень качественные деньги. Смею, вас заверить, краска хорошая, водяные знаки не смываются даже морской водой. А совсем недавно море выбросило к моим ногам после шторма пластиковую бутылке, в которой таилось признание в любви барышне «Ире из Новосибирска». Ира, какой-то Гена вас очень любит, о чем написал «записку в бутылке» и выбросил ее на удалении от Черноморского берега. Спасибо, морю, вернуло послание к родным пляжам, о чем сибирячке и сообщаю: «Ира, вас любят и ваш Ромео очень оригинальный Дон Жуан». Сразу сообщу, если бы бутылка с запиской была с противоположного берега Черного моря, я бы патриотично на турецком читать не стал…

Ну вот два дня назад с другом Мишей были на зимнем пляже. Штатные «золотоискатели» с длиннющими палками разгребали прибрежную гальку. Как обычно эти люди проводили утренние часы в поисках потерянного золота, часов, колец и других нательных украшений. Кстати, у самых заядлых есть даже специальные приборы — они реагируют на металл в гальке. На банки металлоискатель тоже реагирует, хозяин «прибора» нет. Нештатные пляжные поисковики рассказали два любопытных случая прошедшего лета.

«Золотой ключик»

Один из искателей нашел в гальке ключи от дорогущей (судя по брелку) иномарки. Кто имеет всего несколько Porshe, понимает, что современные автомобили буквально напичканы электроникой — датчики, дождя, заднего хода, вида, речевой сигнализатор, светодиодные датчики и даже механическую женскую ручку, которая успокаивает водителя на скорости. И главное — вся противоугонная система «в одном ключе». Потерял ключ — разбирай машину, перепрограммируй компьютеры, узнавай коды на заводе-изготовителе. Звони в Париж-Мюнхен, ищи спеца, в худшем случае отсылай туда машину на эвакуаторе…
Так вот, наши поисковики такой золотой ключик обнаружили и вернули владельцу. Говорят, он плакал от счастья и накрыл такую поляну в прибрежном ресторане, что если можно было, обналичить закуски, то два года на пляже можно ничего не искать! Еще более уникальный случай был с ключами от сейфа. Для надежности бизнесмен, пошел купаться, спрятав ключи от сейфа у самого надежного места, которое скрывают плавки. Во время заплыва, порвалась резиночка, «золотые ключики» опустились на дно. Для решения проблемы хозяин сейфа поднял по тревоге на поисковые работы группы дайверов. Ключи нашли!!! Наверное, праздник, который устроил владелец сейфа для своих спасителей можно бы сравнить с Днем города…

Кстати, существует любопытная статистика: в период после курортного сезона, например, на пляжах Средиземноморья украшений и денег собирают на несколько сот тысяч долларов. Морское дно у элитных отелей «прибирают к рукам» профессиональные кладоискатели. Люди, надо сказать, не бедные. Да и наши пляжные поисковики, в булочную на такси не ездят. В худшем случае, они туда отправляются на собственных сияющих «баварцах»…
К сожалению, статистики потерянных в море и на пляжах юга России никто не ведет. Да и Нептун пока не организовал стол подводных находок. Ну а я перед Новым годом опять хожу на пляж. Как знать, может быть Царь морей золотишка подкинет к новогоднему празднику, все-таки в Новый год так хочется верить в чудо…