Свято-благовещенский киржачский женский монастырь, владимирская область. Киржач. Благовещенский монастырь Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь

Благовещенский монастырь


Вид на монастырь в начале XX века

Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь - православный женский монастырь в Киржаче.

Согласно летописным источникам Троице-Сергиевой лавры в 1358 году преподобный Сергий Радонежский , покинув Троицкий монастырь, основанный им, из-за нежелания вступать в мелочную борьбу за власть со старшим братом Стефаном, Сергий отправился глухими лесами за полсотню верст к своему другу в Махру (примерно в 10 верстах от Александровской слободы), к настоятелю местного монастыря. Поделившись с ним своими горестями, Сергий попросил дать ему сопровождающего, чтобы найти под-ходящее пустынное место для закладки нового монастыря. Проводник вывел Сергия к реке Киржач в том месте, где на излучине противоположный берег круто вздымается над поймой. Полюбовавшись на перекате перед омутом серебристой рыбой, которой, как говорится в легенде, кишела река, путники перешли реку вброд, поднялись на кручу и тут заметили почти на вершине родничок с очень чистой водой. Сергий напился с удовольствием воды из него, огляделся окрест. Вокруг, насколько хватало глаз, - леса, тающие у горизонта в голубой дымке. Сверкающей змейкой среди лесов и заливных лугов извивается река. Рядом -вековые сосны упираются вершинами в голубое небо. Около золотистых могучих стволов деловито жужжит пчелиный рой. Огляделся еще раз Сергий, и душа его наполнилась покоем и светлой радостью, и он, помолясь Богу, воскликнул: "Вот то божественное место, какое я давно искал!" И тут же принялся за дело: начал строить скит, родничок заключил в колодец.
Монахи Троицкого монастыря, обнаружив исчезновение своего наставника, кинулись его разыскивать, и вскоре, выйдя на Стефана Махрищского, нашли, стали по-двое, по-трое переходить к нему. Как пишет летописец, в 1358 году Сергий вместе с переселившимися к нему монахами построил здесь деревянную церквицу, дав начало Киржачскому Благовещенскому мужскому монастырю, и тем самым заложил начало будущего города. Были ли здесь неподалеку поселения, жизнеописатель не разъясняет. Братией были построены кельи и деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. .
Житие Сергия Радонежского (1314-1392 гг.) утверждает, что преподобный с юности преуспевал в плотницком ремесле: мог срубить келью, поставить сени, построить церковь, а при строительстве церкви недостаточно умения рубить в паз и в лапу, требовалось умение завершить кровлю шлемовидным или луковичным куполом, укрепить на нем крест, смастерить иконостас. Искусными плотниками и столярами слыли и последователи Сергия, в особенности Роман Киржачский. Неустанно совершенствуя инструменты, расширяя их набор, все глубже познавая изобразительные возможности каждой древесной породы, пытливые мужики приобрели славу в Московской Руси как искуснейшие плотники и столяры. Одним лишь подбором дощечек из разных пород древесины они могли добиться того, что собранный ими паркетный пол расцветал изумительными букетами.
На киржачской Круче, судя по легенде, Сергий жил и строил около четырех лет. Затем по повелению митрополита Алексия, оставив за себя сведущего в строительстве монаха Романа, вернулся в Троицкий монастырь. К киржачскому монастырю он до конца своей жизни относился, как к любимому своему детищу и никогда связь с ним не прерывал. Все распоряжения митрополита, все царские грамоты, касающиеся Киржачского монастыря, поступали в Троицкий монастырь и оттуда препровождались в Киржачский.
Его ученик преподобный иеромонах Роман Киржачский занимался благоустройством Киржачского монастыря до самой смерти. Роман умножил монастырские здания и украсил Благовещенский храм. Преставился Роман 29 июня 1392 года и был похоронен в усыпальнице Благовещенского собора монастыря. В 1980 году Церковь причислила его к Собору Радонежских святых.
Был причислен к русским святым под именем Роман Киржачский. Сестры созданного в Киржаче в 1997-е годы Благовещенского женского монастыря отыскали могилу Романа Киржачского. В 1997 году были организованы торжественные мероприятия по поводу обретения мощей русского святого Романа Киржачского. В них принял участие патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Алексий II сказал: «За тысячелетнюю историю нашего государства церковь всегда - и в радостях, и в испытаниях - была со своим народом. И в нынешний нелегкий период она много делает, чтобы вернуть нравственные основы... Но мы сталкиваемся и с попытками разложить наш народ. С экранов телевизоров усиленно ведется пропаганда насилия и жестокости...»
Среди наиболее выдающихся строителей Киржачского монастыря в архивных документах упоминаются Сильвестр, Андроник (1492 г.), Иона Лопотуха (1519 г.), Арефа (1531 г.), Никандр и Вассиан (1544 г.), Пантелеймон (1557 г.) и другие.
Монастырь, изначально существовавший как мужской, находился в ведении Троице-Сергиевой лавры.
Косвенным подтверждением даты основания монастыря может служить надпись под сводами въездной церкви, сохранявшаяся до начала XX века: "Киржачский Благовещенский монастырь основан в XIV веке от 1354 до 1358 года. Преп. Сергий, игумен Свято-Троицкого монастыря, по благословению митрополита Алексия Московского чудотворца; по основании сего возвратился в свято-Троицкий монастырь, по увещеванию и умолению двух архимандритов, посланных святителем Алексием, вместо же себя оставил в Киржачском монастыре настоятелем ученика своего преподобного истмонаха Романа, которого мощи здесь находятся под спудом".
В XV веке, пока шло строительство киржачской обители, её братия управлялась настоятелями-строителями, назначавшимися, как правило, из числа монахов Троицкой обители, к которой была приписана обитель на Киржаче. При них в XVI в. были возведены две каменные церкви – Благовещения Пресвятой Богородицы (на месте старой деревянной) и большая трапезная церковь , освященная в честь преподобного Сергия Радонежского.
В "монастыре келья келарская да палатка казенная, да сушило, да ледник каменный, да 8 келий братских, поварня и хлебня каменные, изба и амбар. Вокруг монастыря ограда каменная длиной 100 сажен, а поперек 70 сажен, на святых воротах шатер, верх каменный". Вблизи монастыря расположилась подмонастырская слободка и неподалеку село Селиванова гора, где жили монастырские слуги и ремесленники.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы




В ходе строительства близ монастыря на месте непроходимых лесов появились селения и слободы. Благодаря славе своего основателя, Киржачский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских князей и бояр. Они одаривали его землями, селами и различными угодьями. Так что очень скоро он стал одним из богатейших монастырей северо-восточной Руси.
К середине ХVI века Киржачский Благовещенский монастырь являлся первым из 14 приписных монастырей Троице-Сергиевой обители. В нём подвизалось 90 монахов. Настоятель Киржачского монастыря занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. Владения монастыря разрослись и располагались уже не только в Переславском, но и в Дмитровском, Владимирском и Юрьевском уездах. Монастырь имел своих крестьян, собственные рыбные ловли, водяные мукомольные мельницы, солеварницы и доходы с ярмарок. Однако жизнь монастыря не была безоблачной. По писцовым книгам видно, что в это столетие на долю монастырской братии и населения прилегающих деревень выпали тяжелые испытания. В Киржачской земле свирепствовали то моровая язва, то неурожаи и голод, то пожары. Пережил монастырь и разорение от польско-литовских войск.
В XVII веке, в царствование Алексея Михайловича Романова, обитель оправилась от потрясений и еще более расцвела. В описи Троице-Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей 1642 года говорится, что храмы ее украшены благолепно, многие из святых икон в храмах обложены серебром, венцы имеют золоченые, а некоторые украшены жемчугом и драгоценными каменьями.


Церковь Спаса Всемилостливого


В 1656 году рядом с Благовещенским собором вознеслась каменная шатровая церковь-колокольня (Спасская церковь) , освященная в честь Всемилостивого Спаса. Ее «на поминок» своих родителей возвел боярин Иван Андреевич Милославский. Впоследствии это место стало фамильной усыпальницей Милославских. Внизу этого храма устроена семейная усыпальница рода Милославских.


Надвратная церковь. 1600 г.

Архивные документы свидетельствуют, что в средние века монастырь был окружён каменной оградой, за которой с северной стороны находилась часовня над колодцем, выкопанным Сергием Радонежским.

Надкладезная часовня. 1996 - 2004 гг.


Источник под часовней Сергия Радонежского

В XVIII веке Благовещенский монастырь продолжал процветать и расширяться.По переписным книгам 1678 года, владения Киржачского монастыря, кроме подмонастырской слободки и села Селиванова гора, только в Переяславском уезде, куда входил в то время Киржач, состояло из 26 деревень, в которых насчитывалось 354 двора крестьянских и 42 бобыльских.
По ревизии 1725 года, за Киржачским монастырем в подушном окладе значится 2307 человек мужского пола. Он владел 3256 четвертями пахотной земли, 3840 копнами сена и 296 десятинами леса.
В 1735 году иеромонахи Леонтий Яковлев и Питирим Фоминцев составили первый план монастыря и прилегающих к нему поселений, пашни и лугов. В этом плане указаны, кроме храмов Благовещенья, Спаса и Сергия Чудотворца, место расположения колодца на Круче, подмонастырская слободка, село Селиванова гора, погост с церковью Николая Чудотворца за болотом, поля монастырские.
Но 1764 год стал для него поистине трагическим – он был упразднен в числе 569 других великорусских монастырей Манифестом Екатерины II о передаче монастырских владений и населяющих их крестьян государству. Монастырское имущество передали в Троицкую Лавру, братию перевели частью туда же, частью в другие монастыри.
После закрытия Киржачской обители ее храмы стали приходскими. Некогда богатейшие, они обеднели и около ста лет пребывали в упадке по причине малочисленности и бедности прихожан. Из этого времени история донесла до нас лишь одно заметное событие – в 1823 году при проезде через Киржач древние храмы обители посетил император Александр I. В память о нем в ризнице Благовещенского собора хранилось пожертвованное царем позолоченное серебряное блюдо с вензелем «А I» и надписью по краям: «От Киржачскаго градскаго общества 1823 года», на котором киржачские граждане преподнесли ему хлеб и соль.
В середине XIX века из среды киржачских граждан явились замечательные люди, которые многое сделали для возрождения бывших монастырских храмов. В первую очередь это были представители торгового дома Соловьевых – глава семейства Александр Петрович, его сыновья Александр Александрович и Петр Александрович, внук Петр Петрович.
Александр Петрович с 1844 года в течение 17 лет являлся бессменным старостой Благовещенского собора. Много заботы и старания проявил он о благолепии киржачских храмов. Обучившись иконописному делу в Троице-Сергиевой лавре, он вместе со своим сыном Петром расписал стены Благовещенского собора и храма преподобного Сергия Радонежского, а также написал иконы для иконостаса. «За усердие к церкви» ему, а позже и его сыну Петру Указом Его Императорского Величества было объявлено благословение Святейшего Синода.
В 1862 году, после смерти Александра Петровича, церковным старостой Благовещенского собора был избран его сын Александр Александрович Соловьев. Он продолжал поддерживать в благолепии все храмы Благовещенского монастыря и прекрасным образом обустроил территорию внутри церковной ограды. В 1864 – 1869 годах Александр Александрович и Петр Александрович воздвигли недалеко от могилы своих благочестивых родителей величественны храм в честь Всех Святых с высокой пятиярусной колокольней. В храм ими же была пожертвована дорогая церковная утварь, а на колокольню – большой колокол весом в 549 пудов (8736 кг).


Церковь Всех Святых с колокольней

После Октябрьской революции 1917 года началось постепенное разорение древней обители. В 1918 году все строения на территории монастыря были национализированы и реквизированы военным ведомством, а потом отданы верующим в бесплатное пользование. Наиболее ценное церковное имущество было либо взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР, либо изъято в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья. В 1923 году древние храмы обители – Благовещенский, Сергиевский и Спасский – передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея.
В Благовещенском соборе и Спасском храме с 1924 года размещалась музейная экспозиция. После разорения музея в 1929 году Киржачский Горсовет начал их противозаконную «поломку», но по требованию Наркомпроса РСФСР она была прекращена. Чудом уцелевшие храмы около 30-ти лет оставались бесхозными и постепенно разрушались. Во время войны Благовещенский собор использовался под склад боеприсов. В нижних его помещениях в различные годы располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка.
Храм преподобного Сергия вместе с усыпальницей преподобного Романа музей по требованию властей сдавал в аренду обновленцам. Серьезно разоренный еще в «домузейный» период, при обновленцах он пришел в полное запустение. В 1928 году была разграблена усыпальница преподобного Романа. Вскоре после этого власти отказали обновленцам в аренде. Сергиевский храм опустел и несколько лет простоял заброшенным. В начале 30-х годов его взорвали. На месте этого, по мнению одного из авторов XIX века, самого богатого во Владимиро-Суздальской епархии храма, в 1990 году был установлен поклонный крест.


Всехсвятская церковь и прилегающая к ней пятиярусная колокольня в музейный комплекс не вошли. До 1928 года их арендовал православный приход. В отличие от обновленцев, прихожане Всехсвятского храма придерживались канонических православных принципов и поддерживали сначала патриарха Тихона, а потом его Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1930 года храм закрыли, а священнослужителей и наиболее активных прихожан осудили за антисоветскую деятельность. В опустевшем здании, которое местные власти сначала хотели продать «на щебень», открыли общественную столовую. Позже Всехсвятский собор – вместе с лишившейся своих колоколов колокольней и надвратной церковью – переоборудовали под пекарню Городской потребкооперации (ГорПО). Преобразованная в хлебокомбинат, она просуществовала до 90-х годов XX века.
До начала 60-х годов в древней обители царили запустение и разруха. В 1963 – 1964 годах были частично реставрированы Благовещенский собор и храм Всемилостивого Спаса. Над собором установили новый покрытый лемехом купол, обе церкви увенчали крестами. За ветхостью разобрали второй этаж соединявшей их галереи, построили лестницы, отремонтировали дверные и оконные проемы. Внутри зданий ремонтные работы не проводили, ограничившись их внешней побелкой.
В 1983 году городские власти Киржача решили использовать памятники архитектуры под общественные нужды. На первом этаже Спасской церкви предполагалось устроить молодежный клуб, на втором – установить игровые аппараты. В Благовещенском соборе планировалось открыть музей, а в западной части галереи расположить киоски для продажи сувениров и напитков. Но Господь не попустил свершиться очередному кощунству. Поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980 – 1990-х годов велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние. На защиту архитектурных ансамблей древнего монастыря, связанного с именем преподобного Сергия Радонежского, встала киржачская общественность. В 1990 году, после публикации серии статей журналиста Олега Шестакова, Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской Православной церкви.
С этого времени на территории обители возобновилась приходская жизнь. 1 июля 1990 года в храме Всемилостивого Спаса прошла первая с 1929 года Божественная литургия. Была надежда возродить мужской монастырь, но Промысел Божий судил иначе. Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в июле 1995 года Свято-Благовещенский монастырь был возобновлен как женский. Так, спустя 250 лет после закрытия древней обители, в ней вновь зазвучала монашеская молитва.




При Свято-Благовещенском Киржачском женском монастыре действует Сестричество милосердия во имя «Тихвинской иконы Божией Матери».

Материальная база

Помощь нуждающимся людям Сестричество оказывает безвозмездно. Ни монастырь, ни сестры милосердия не получают за свои труды никакой платы. Во славу Божию сестры трудятся в свободное от своей работы время. Для обслуживания Палат милосердия в дневное время, когда сестры в основном все работают, нанимается одна работница.
Средства для благотворительной деятельности сестер складываются из добровольных пожертвований. Собирают пожертвования сами сестры. Так, в обители в праздники стоит сестра милосердия с «кружкой», сбор от которой идет исключительно на дела Сестричества. Такая же «кружка» находится в больничной часовне. Кроме того, у Сестричества есть свои постоянные жертвователи. Если в какой-то момент имеющихся денег не хватает, Свято-Благовещенская обитель передает Сестричеству деньги из монастырской специальной Кассы для бедных. В отдельных случаях обитель также выделяет рабочих и помогает сестрам милосердия транспортом, строительными материалами, медикаментами, мебелью и прочим.
По благословению игумении Марии сестрам милосердия отведены две комнаты в старом монастырском корпусе. В одной – с иконным уголком, компьютером, духовной и медицинской библиотечкой – они работают, учатся, проводят собрания и отмечают собственные праздники. Во второй размещается склад вещей, предназначенных для раздачи нуждающимся.

Деятельность

В настоящее время Сестричество ведет работу по девяти направлениям:
· уход за нуждающимися больными в «Палатах милосердия» в Киржачской Центральной районной больнице (ЦРБ);
· дежурство в Тихвинской часовне при ЦРБ;
· патронажная помощь на дому одиноким людям;
· просветительская работа против абортов;
· оказание помощи малообеспеченным семьям и матерям-одиночкам;
· оказание помощи Киржачскому «Обществу слепых» и Геронтологическому центру «Ветеран»;
· переписка с заключенными и отправка посылок в тюрьмы;
· сбор и раздача одежды нуждающимся;
· катехизаторская деятельность.

Благовещенский монастырь. Киржач. Фотограф — Ceрдюк Тамара

На левом крутом и живописном берегу речки Киржач, в центре города расположен Благовещенский монастырь. Обитель основал преподобный Сергий Радонежский. Избегая вражды между родным братом, преподобный удалился из Троицкой обители и остановился в этих местах. Вскоре к нему присоединились несколько братьев из Троицкой обители. Прожив здесь четыре года, великий игумен вернулся в Троицкую обитель, а начальствовать над иноками оставил своего ученика, преподобного Романа.

Киржачский игумен отличался большой добротой и любовью к учению. До наших дней дошло несколько книг, переписанных братьями Благовещенского монастыря еще при игумене Романе.

В святцах XVII-XVIII вв. он именуется чудотворцем, чудеса по молитвам святому происходят и в наши дни. Скончался прп. Роман в 1392 г. Память его празднуется 29 июля (11 августа).

В 1997 г. состоялось обретение св. мощей прп. Романа, которые ныне хранятся в храме-усыпальнице.

Благовещенский монастырь все время оставался в подчинении Троице-Сергиевой лавре, хотя сам был многолюден и обеспечен. В 1562 г. уже существовали каменные церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь прп. Сергия Радонежского с трапезной. В 1656 г. здешний боярин Иван Андреевич Милославский над могилой своих родителей построил храм Всемилостивого Спаса с шатровой колокольней.

В 1764 г. монастырь упразднили, братию перевели в Троице-Сергиев монастырь.

В середине XIX в. здешние храмы с любовью расписывал Александр Петрович Соловьев (1862), который также являлся основателем местной шелковой промышленности.

В 1864-1869 гг. его наследники, Петр и Александр, у могил своих родителей построили огромный храм Всех Святых Божих с высокой шестиярусной колокольней, в стиле русского национального романтизма.

В советские годы монастырь подвергся разорению. Были взорваны церковь прп. Сергия Радонежского с трапезной, уничтожены монастырские стены, каменная часовня над источником, ископанным, по преданию, самим прп. Сергием. Во Всехсвятской церкви до последнего времени располагался хлебокомбинат.

20 июля 1995 года монастырь возобновлен как женский. В нем около 40 сестер. В настоящее время в монастыре три больших храма: главный — Благовещенский собор (действующий), церковь Всемилостивого Спаса и Всехсвятская церковь, в полуразрушенном состоянии.

Святыни: В Благовещенском соборе покоятся мощи прп. Романа Киржачского. Также на территории монастыря обустроен святой колодец, выкопанный прп. Сергием.

Источники: Золотое кольцо России. Справочник-путеводитель. Москва УКИНО «Духовное проебражение» 2006.


Основан Благовещенский монастырь Сергием Радонежским, в середине XIV века. Из-за конфликта со своим братом Сергий покинул Троицкую обитель, и удалился на берег реки Киржач. Место это он выбрал по совету своего друга, преподобного Стефана Махрищского, монастырь которого находится в нескольких километрах севернее (мы туда в то день не попали по причине несоответствия дресс-коду). Вскоре к Сергию присоединились еще несколько монахов из Троицы. Была поставлена церковь Благовещения, и возник новый монастырь. Позже преподобный вернулся в к Троице, но Киржачская обитель продолжала существовать. Первым ее игуменом был преподобный Роман Киржачский, почитаемый ныне в монастыре местночтимым святым.

Со времени своего основания и до упразднения монастырь находился в зависимости от Троице-Сергиевского, и официально назывался «Троице-Сергиева монастыря, монастырь Благовещенье Пресвятой Богородицы на Киржаче».

Благовещенскому монастырю Киржач обязан своим существованием. Именно из подмонастырской слободы в 1778 году екатерининским указом был образован город Киржач. Правда, сам монастырь к тому времени уже двенадцать лет как был упразднен после трехсотлетнего существования – в результате екатерининских же реформ. такая вот диалектика.

В 1995 году монастырь возрожден как женский.

Пройдя под воротами с иконой Преподобного основателя, начнем знакомиться с монастырскими строениями

Самое старое здание монастыря – Благовещенская церковь, воздвигнутая в середине 16 века.
Через сто с лишним лет после секуляризации, в 1876 году, приходская Благовещенская церковь была возведена в ранг городского собора.
Сейчас собор активно реставрируется, так что сфотографировать его всей красе не особо получилось

по-видимому, остатки галереи вокруг храма.

От допетровской эпохи в монастыре есть еще один интереснейший храм –
в честь Происхождения Честных древ Креста Господня, 1656 г.

Еще в прошлом веке на стене сохранялась надпись, гласящая:
в сей обители строил сию церковь Всемилостливого Спаса со всякою церковною утварью
Боярин Иван Андреевич Милославский своею казною над родителями своими
и по своей душе в вечный поминок и погребён он под сею церковью

Как известно, Милославские были родственниками первой жены царя Алексея Михайловича, и занимали при нем ведущие государственные посты.
Боярин Иван Андреевич Милославский (+1663г.) владел сельцом Федоровским недалеко от Киржачского монастыря.

Храм «иже под колоколы» довольно необычных форм выглядит очень выразительно. Постарался запечатлеть его со всех сторон

ворота с надвратной церковью были построены также в 17 веке, в 19 веке перестроены.

В 1865-1866 годах традиции боярина Милославского были продолжены. Братья-купцы Соловьевы, владельцы местной текстильной фабрики, возвели над могилой родителей Всехсвятскую церковь с колокольней
Сильно пострадавшая, она, к счастью, сохранилась

до середины XIX века внутри бывшей монастырской ограды хоронили жителей Киржача.
Сейчас у алтаря Спасского храма собраны немногие уцелевшие надгробия

Домик вратарниц – уже современное строение

справа от него - скорее всего, отремонтированный братский корпус, в основе которого постройка 17 века

Замечательные виды открываются от монастыря на долину Киржача.

На обрыве над колодцем, вырытым, по преданию, самими Преподобным Сергием, восстановлена часовня

ну вот собственно и все о Киржачском Благовещенском монастыре.
Напоследок - еще одна фотография