Ирландская история. Описание, история и площадь ирландии. История Ирландии кратко

Ирландские племена.

Поскольку Ирландия лежит на окраине европейского мира, некоторые из волн, проходивших по континенту, не достигали его отдаленных границ. На ирландской земле не найдено никаких ископаемых остатков видов, которые бы предшествовали человеку разумному. С другой стороны, средиземноморский тип Homo sapiens не только породил высокоразвитую неолитическую культуру, но и оставался господствующим на острове в течение всего бронзового века (ок. 1800 до н.э. – ок. 350 до н.э.). Какие бы дополнительные влияния на состав этого населения ни происходили на протяжении этого долгого периода, вряд ли завоевания кельтоязычных племен имели место ранее 4 в. до н.э. Неясно, имело ли место до начала христианской эры сколько-нибудь широкое нашествие кельто-германских племен, с которыми столкнулся на континенте Юлий Цезарь. В любом случае именно кельты (гаэлы) вторглись в Ирландию как завоеватели, принесли гаэльский язык и культуру железного века. Прежнее население все еще существовало практически во всех частях острова и сохраняло свой строй и обычаи еще долгое время после того, как начинается писаная история Ирландии. Живучесть древних ирландцев периода до вторжения объясняет больший удельный вес докельтского населения в общем составе современной Ирландии, чем где-либо еще в Великобритании, за исключением Уэльса.

Брегонские законы.

Этот свод законов и судебная система явно имеют весьма древнее происхождение. Некоторые центральные его элементы, возможно, принадлежат докельтскому периоду, поскольку характеризуются чертами, которых нет у древних кельтов. Общественная жизнь населения, если судить по этим законам, уже носила сложный и иерархический характер. Самой мелкой экономической, а также политической и социальной единицей являлся клан. Вся земля находилась в общем владении клана, который отдавал участки земли в собственность тем, кто являлся полноправным и свободным членом родового сообщества. Статус тех, кто входил в клан, но не вполне принадлежал роду, имел свои градации. На дне иерархии находились бродяги и рабы. Количество земли, выделявшееся полноправным членам клана, зависело от значимости функций, которые ими выполнялись. Клан выбирал вождя, который отвечал за распределение и перераспределение земли. Со временем вождь, как и следовало ожидать, начинал рассматривать землю как свою собственность и наделял членов клана только правом распоряжения землей. Однако на всем протяжении языческого периода регулярно собиравшиеся сходы кланов осуществляли высшую власть в рамках родовых союзов. Время от времени земля клана перераспределялась, однако если тот иной участок в течение долгого времени оставался в распоряжении семьи, стоявшей у власти из поколения в поколение, его начинали рассматривать как собственность, а не просто как временное владение. При этом количество земли указывало на положение семьи внутри клана, а количество принадлежавшего ей скота определяло, насколько она богата. Значительная часть брегонских законов затрагивает права собственности. Переход собственности из одних рук в другие обставлялся сложнейшими процедурами в зависимости от того, происходила ли передача земельной или личной собственности добровольно или в силу закона. Эти процедуры варьировали также в зависимости от положения участвовавших в деле лиц. Прежде чем истец мог вступить во владение собственностью, ранее принадлежавшей превосходившему его по рангу лицу, он должен был пройти через период воздержания от пищи. Если в течение этого времени истец умирал, ответчика могли обвинить в убийстве. Не существовало четкой грани между гражданским и уголовным правом. Если речь шла о преступлении, потерпевшая сторона или ближайшие родственники потерпевшего должны были обеспечить предъявление обвинения и само наказание, однако в этом им помогали все члены сообщества. Существенно важную роль в судебном процессе играли брегоны (судьи), существовавшие по крайней мере с начала христианской эры. Брегон был профессиональным толкователем законов и за плату, пусть и не официальную, выносил решения в делах, которые под них подпадали.

Ирландские королевства.

Прослеживаются и более широкие, чем кланы, политические объединения. Первым союзом в рамках всего острова была, по-видимому, Пентархия, или пять королевств (туатов) (традиционных «пяти пятых Ирландии»), скорее всего уже существовавших на заре христианской эры. В результате постоянной борьбы различных династий к 400 н.э. возникло семь независимых королевств, которые существовали, с небольшими изменениями, вплоть до конца гаэльского периода в начале 17 в. Важнейшей на юге была территория, которой владела династия Кашелов, а на севере – территория династии Тара. С последней были тесно связаны три других государства, короли (риаги) которых происходили из этой династии; все вместе они образовывали конфедерацию, главенство в которой давало главному королю четырех государств титул верховного короля (ард-риага) всей Ирландии. Именно объединенные силы этих королей нападали на римлян в Британии и на континенте в 4 в.; в ходе одного из таких разбойничьих нападений был взят в плен св. Патрик, которому суждено было обратить Ирландию в христианскую веру. Тем не менее в каждом из ирландских королевств непосредственная власть короля распространялась только на членов его собственного клана; власть над подчиненными кланами выражалась только в уплате ими дани.

Возникновение Ирландской церкви.

В начале 5 в. большая часть населения продолжала поклоняться богам друидов. В стране находились и немногочисленные христиане, и в заботе о них папа Целестин I послал в 431 в Ирландию римлянина Палладия в качестве епископа. После смерти последнего в следующем году аналогичная миссия была поручена св. Патрику, который в течение следующих 30 лет обратил почти весь ирландский народ в христианство и основал Ирландскую церковь с архиепископским престолом в Арма. Национальная церковь, хотя и служила дальнейшему объединению страны, развивалась прежде всего в рамках кланов и монастырей. Каждый клан имел свой клир, который жил в монастыре во главе с аббатом. Часто прямой наследник клана становился аббатом, а многие аббаты посвящались в епископы, что снижало влияние внемонастырских епископов. Хотя Ирландская церковь отличалась в течение какого-то периода от Римской в вопросе о дне празднования пасхи и тонзуре, в 7 в. она все же приняла латинскую форму в 7 в.; в вопросах же вероучения между церквями никогда не существовало разногласий. Самым замечательным результатом обращения Ирландии в христианство было широкое распространение религии и образованности по всей стране благодаря деятельности монастырей. Интеллектуально Ирландская церковь пополнялась теологами с континента, спасавшимися от варварских вторжений, однако ключевые фигуры христианского просвещения были ирландцами. Вплоть до конца 8 в. Ирландия была одним из главных центров христианской образованности. Монастырские школы не только способствовали развитию культуры в стране и обучали студентов из других стран, но и посылали монахов с миссиями в Шотландию, Англию и на континент. Выдающимися в этом отношении монахами были святые Колумба и Колумбан. В 563 св. Колумба основал близ побережья Шотландии монастырь Ионы, ставший центром христианства на севере Британии. Еще более важными были деяния св. Колумбана, основателя монастыря Люксей (Luxeuil) в Бургундии (590) и монастыря Боббио в северной Италии (613). От монастыря Люксей произошло не менее 60 других монастырей. В эти центры приходили будущие священники из Ирландии, отсюда в теченеие последующих 500 лет расходились миссионеры в страны Западной Европы.

Викинги.

В сравнении с остальной Европой южная Ирландия жила в мире в течение периода от прихода св. Патрика до конца 8 в.; однако на севере шла постоянная борьба между королевствами и внутри самих королевств. Хотя существовала практически нерушимая линия наследования верховных королей, никто не был способен установить единую власть на всем острове. Начиная с 795 появился еще один фактор разлада – викинги, от которых Ирландия страдала в течение более чем двух столетий. К 850 датчане, как называли викингов ирландцы, захватили Дублин, Уотерфорд и Лимерик, которые превратили в центры торговли и опорные пункты для набегов на другие районы страны. Столетие спустя, когда некоторые из потомков завоевателей приняли христианство и были ассимилированы ирландцами, на страну обрушилось самое страшное нашествие «датчан». Вызов принял Бриан Бороиме, который возвысился на юге и в 1002 стал ард-риагом. Армия юга напала на армию севера в Дублине и разбила ее в сражении при Клонтарфе 1014. Сам Бриан был убит, однако эта победа ознаменовала конец эпохи разбойничьих рейдов викингов на всей территории Британских островов.

Национальная консолидация.

Кроме того, Бриану удалось зажечь в ирландцах, уже обладавших чувством национального культурного единства, стремление к политическому объединению. В течение полутораста лет между его смертью и вторжением англо-нормандских завоевателей (1169) шел процесс освобождения подчиненных кланов от власти старых «местных» королей (исключение составлял Коннахт); появился подлинно национальный король – Рори О"Коннор, который обосновался в Дублине. В Ирландской церкви проходили аналогичные процессы. Период завоеваний викингов привел к деморализации в ирландской церкви в результате опустошений, чинившихся как завоевателями, так и местными королями. Кроме того, епископы в занятых датчанами Дублине, Уотерфорде и Лимерике считали церковным начальством не архиепископа в Арма, а архиепископа Кентерберийского. После основания обителей новыми орденами с континента, особенно цистерцианцами, началось настоящее возрождение религиозной жизни. Замена старых клановых епископов священниками местных епархий, признававших верховенство престола в Арма, и образование четырех церковных митрополий (1152) привели к возникновению по-настоящему сильной национальной церкви, включившей гаэльское и нормандское население и независимой от любой внешней власти, за исключением папской. Параллельно событиям в политической области происходило развитие торговли с другими странами; церковная реформа привела также к возрождению наук и образованности.

Изумрудная Ирландия, наполненная мифами о лепреконах и эльфах, всегда вызывала интерес у ученых и археологов. Ведь остров считается одним из тех мест, где люди поселились очень давно - за восемь тысяч лет до нашей эры. А площадь острова Ирландия составляет 84 тыс. кв. км, что позволяет ему занимать третью строку в списке К тому же до сих пор археологи не сумели раскрыть предназначение мегалитических сооружений и дольменов, которые в большом количестве встречаются на территории страны. Невероятно, но до сих пор площадь Ирландии все еще не исследована полностью, а это значит, что история этих удивительных земель может пополниться интересными фактами.

Первые жители Ирландии

Ученые считают, что первое пришло сюда сразу после окончания Ледникового периода, когда климат позволил комфортно чувствовать себя на этих землях. Довольно быстро была заселена вся площадь Ирландии, а местные жители якобы принялись строить различные До сих пор неизвестно, зачем древние ирландцы возводили эти странные строения. Но, к примеру, дольмены считаются погребальными памятниками. Хотя некоторые ученые утверждают, что они имеют сакральное значение, и с их помощью островное население связывалось с духами. Кстати, в одном из мегалитических строений археологи нашли самую древнюю каменную карту звездного неба, на которой очень подробно была изображена Луна и ее рельеф.

Ирландия в дохристианскую эпоху

Приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры на острове высадились племена кельтов. Они начали миграцию из Восточной Европы и постепенно расселились не только на материке, но и на близлежащих островах. Вся площадь Ирландии была освоена кельтами очень быстро, они пользовались железным оружием, отличались воинственностью и страстью к военным походам. Часть местного населения они уничтожили, а остальные островитяне постепенно слились с кельтами в одну нацию. Стоит отметить, что завоевание острова очень хорошо сказалось на его культуре и развитии. Кельты принесли с собой новые технологии, язык, письменность и религию. Практически все ирландские мифы являются некоторой интерпретацией кельтской истории и поверий.

Именно с кельтами связаны племена друидов, которые оставили глубокий след в культуре многих европейских народов. Некоторые историки утверждают, что именно друиды принесли в Ирландию свои обширные знания и обучали детей местных жителей своей культуре и религии. До сих пор большая часть легенд рассказывает о мудрых и справедливых волшебниках, которые помогли ирландцам развить земледелие и щедро делились глубокими познаниями в космологии, сельском хозяйстве и целительстве.

Христианизация Ирландии

Приблизительно в начале пятого века в Ирландию стали попадать первые миссионеры, пытающиеся обратить местное население в христианство. Стоит отметить, что кроме святого Патрика, который считается самым главным ирландским святым, свой вклад в христианизацию острова внесли и другие служители церкви - святой Колумб, к примеру, или святой Кевин. Но официальным крестителем Ирландии все же признан святой Патрик, рожденный в Британии и более пяти лет проведший в ирландском рабстве.

Так как площадь Ирландии достаточно велика, а население многочисленно, то христианизация проходила в несколько этапов в течение нескольких веков, обретая в процессе свои характерные черты. Для Ирландии не было характерно уничтожение язычников и насаждение новой веры. Миссионеры постепенно убеждали местное население, строили монастыри и активно просвещали ирландцев. Это привело к тому, что в период культурного упадка Европы Ирландия стала процветающей страной, где христианство не ограничивало население, а наоборот - поддерживало его. Монахи вносили свой вклад в развитие письменности, создавали неповторимые иллюстрации к церковным сюжетам и потрясающие скульптуры. Многие археологи и историки называют 5-6-й века "золотым веком" Ирландии.

Набеги викингов

Ирландия (площадь, территории и благоприятный климат способствовали тому) постоянно привлекала к себе вниманий соседей. В 8-9-м веках ирландцы стали подвергаться постоянным набегам викингов.

Они разоряли поселения и монастыри, многие из которых были разрушены до основания. Чтобы усилить свое влияние, викинги начали основывать свои города и постепенно ассимилировались среди коренных жителей острова. Приблизительно в 988 году был основан город Дублин, который стал играть очень важную роль в развитии острова. Параллельно викинги закладывали портовые города, которые имели для их образа жизни огромное значение. Постепенно на острове начали восстанавливаться монастыри, и завоеватели перестали относиться к монахам с недоверием. Они научились мирно сосуществовать.

Ирландцы не раз пытались остановить вторжение викингов, но лишь в начале 11-го века Бриан Бору (верховный король) сумел разгромить армию завоевателей.

Установление власти англичан

Обширная площадь Ирландии (в кв. км - 84 тыс.) не могла рано или поздно не привлечь внимания англичан. С 11-го века они начали подбираться к крупным ирландским городам, постепенно завоевывая их. С начала 12-го века король Генрих II объявил себя лордом Ирландии и установил свою власть над некоторой частью острова. Англо-норманнские лорды тоже не преминули получить большой кусок ирландской земли и начали собирать ее под своей властью.

К началу 17-го века англичане уже прочно обосновались на острове и уверенно устанавливали свои порядки. Постепенно вытеснялся традиции и обычаи. Но в данный период времени эта тенденция еще не приобрела массовый характер, поэтому ирландцы терпеливо сносили порядки новой власти.

Удивительно, но разделение населения на старое и новое очень четко проявилось в 17-м веке. Исконные ирландцы и первые английские католики составляли основу этого общества, но именно они и стали изгоями. Переселенцы-англичане, относящие себя к новой власти, сторонились местного населения, которое с каждым годом становилось все беднее.

Притеснение ирландцев: развитие страны под руководством англичан

Англичане, являющиеся в своем большинстве протестантами, активно притесняли католиков, которыми были практически все ирландцы. К 17-му веку это приняло поистине чудовищные формы. Католикам запрещалось покупать земли, иметь свои церкви, получать высшее образование и говорить на своем языке. В стране начались восстания, которые вылились в долгий межрелигиозный конфликт, приведший к разделению страны.

К концу 18-го века у католиков осталось не более пяти процентов земель, а культура сохранилась только благодаря усилиям подпольных обществ, которые собирались по выходным дням и проводили обучающие уроки для подрастающего поколения.

В первой четверти 19-го века наметилось потепление в отношениях между Ирландией и Великобританией. Оно стало возможным благодаря деятельности Даниела О"Коннелла, который убедил английский парламент принять несколько законов, облегчающих жизнь ирландских католиков. Этот патриот с большим энтузиазмом отстаивал права своих сограждан и стремился воссоздать ирландский парламент, который позволил бы жителям острова самим влиять на политику страны.

Предпосылки войны за независимость

Возможно, история Ирландии пошла бы по иному пути, но в середине 19-го века в стране три года подряд был неурожай картофеля, который являлся основным источником питания ирландцев. Население начало голодать, но по законам, установленным англичанами, они должны были экспортировать в другие страны зерно. С каждым годом население Ирландии уменьшалось, в надежде на лучшую жизнь островитяне начали эмигрировать из страны. Большая часть из них осела в США, некоторые попытали счастья в Англии. За небольшой период времени Ирландию покинуло около двух миллионов семей.

В конце 19-го века ирландцы все настойчивее стали добиваться самоуправления. Но именно тогда отчетливо проявились религиозные различия между населением страны - северная часть Ирландии была представлена протестантами, тогда как основное население так и оставались католиками. Протестанты выступали против самоуправления, что вызывало рост напряженности в стране.

Несмотря на то что англичане согласились на некоторые послабления для ирландцев и подписали документ о самоуправлении, Ирландия так и оставалась под тотальным контролем Британии. Это очень беспокоило сторонников отделения от короны, и 24 апреля 1916 года в Дублине было поднято восстание, продолжавшееся шесть дней. По его окончании практически все лидеры движения были казнены, что вызвало подъем революционного движения в Ирландии. В 1919 году было объявлено о создании ирландского парламента и независимой республики.

Остров Ирландия: площадь, территории сегодня

Стремление ирландцев к независимости привело к военным действиям с англичанами, которые длились с 1919 по 1921 год. В итоге повстанцы добились желаемого и стали абсолютно независимы от Британии, но ценой свободы стал раскол страны и общества.

В итоге на карте образовалось два государства - Ирландское свободное государство и Северная Ирландия. Причем большая часть острова принадлежит именно Ирландскому свободному государству, северяне занимают всего лишь одну шестую территории острова.

Какая площадь Ирландии (республики): краткая характеристика

С момента объявления независимости приняла в свой состав 26 графств, и площадь страны составляет 70 тыс. кв. км. Это самое большое государство на острове.

До 80-х годов прошлого века страна испытывала серьезные экономические трудности, население продолжало уезжать из республики, а найти работу в Ирландии было крайне сложно. Но вот уже более 20 лет, как ситуация стабилизировалась. Экономика переживает стабильный рост, а уехавшая когда-то молодежь снова потянулась на родину. По последним данным, в Ирландию вернулось уже более 50 процентов переселенцев. А это свидетельствует о том, что впереди страну ждут только позитивные изменения.

Северная Ирландия: описание и особенности

Если рассматривать общую Ирландии там выделено не такое уж важное место (240.5 тыс. кв. км и 84 тыс. кв. км соответственно). Но жители северной части острова были крайне довольны сложившимся положением вещей в 1920 году.

Площадь Северной Ирландии составляет чуть более 14 кв. км, в состав страны вошло всего лишь 6 графств. Стоит отметить, что вплоть до 1998 года в Северной Ирландии продолжались конфликты между католиками и протестантами. Довольно часто они сопровождались вооруженными столкновениями, и Великобритания не единожды вводила свои войска на территорию страны, чтобы урегулировать конфликты.

Почти за 30 лет на религиозной почве погибло свыше трех тысяч человек. Лишь в начале 21-го века в стране наступило мирное время, враждующие стороны примирились и сумели договориться о сотрудничестве. В последние годы часть выступает за воссоединение с республикой и возвращение к единому государству на территории острова. Но данное предложение поддерживают далеко не все в парламенте страны, что, возможно, послужит поводом к очередному затяжному конфликту в будущем.

Заключение

Ирландия за всю свою историю пережила немало тяжелых моментов и кровавых вооруженных конфликтов, тем не менее дух народа остался непокоренным ни одними из завоевателей. Ведь в каждом ирландце течет кровь кельтских воинов, умевших отстаивать свою свободу и традиции.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

[[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. История Ирландии Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. История Ирландии Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. История Ирландии

Отрывок, характеризующий История Ирландии

Скорбящая Магдалина в пещерах...

– Покажи мне её, Север!.. – не выдержав, попросила я. – Покажи мне, пожалуйста, Магдалину...
К моему величайшему удивлению, вместо суровых каменных пещер, я увидела ласковое, голубое море, на песчаном берегу которого стояла женщина. Я тут же узнала её – это была Мария Магдалина... Единственная любовь Радомира, его жена, мать его чудесных детей... и его вдова.
Она стояла прямая и гордая, несгибаемая и сильная... И только на её чистом тонком лице жила жгучая затаённая боль... Она была всё ещё очень похожа на ту дивную, светлую девочку, которую когда-то показал мне Север... только теперь её смешливое, милое лицо уже омрачала настоящая, «взрослая» печаль... Магдалина была красива той тёплой и нежной женственной красотой, которая одинаково поражала и молодых, и старых, заставляя почитать её, оставаться с ней, служить ей, и любить её, как можно любить только лишь мечту, вдруг воплотившуюся в человека.... Она стояла очень спокойно, сосредоточенно всматриваясь куда-то вдаль, будто чего-то ожидая. А рядом с ней, цепко обняв её колени, жалась крохотная девчушка – вторая маленькая Магдалина!.. Она была потрясающе похожа на свою мать – такие же длинные золотые волосы... такие же лучистые голубые глаза... и такие же забавные, весёлые ямочки на нежных улыбающихся щеках. Девочка была удивительно хороша и смешлива. Вот только мама казалась настолько грустной, что малышка не решалась её беспокоить, а лишь тихо стояла, тесно прижавшись, будто ждала, когда же уже пройдёт эта странная, непонятная мамина печаль... Ласковый ветерок лениво играл в золотых прядях длинных волос Магдалины, временами пробегая по её нежным щекам, осторожно касаясь их тёплым морским дуновением... Она стояла застывшая, точно статуя, и лишь в её грустных глазах явно читалось напряжённое ожидание... Вдруг очень далеко на горизонте показалась белая, пушистая точка, медленно превращавшаяся в далёкие паруса. Магдалина тут же преобразилась и ожила, крепко прижимая к себе дочурку, и как можно веселее сказала:
– Ну, вот мы и дождались, моё сокровище! Ты ведь хотела увидеть, откуда мама пришла в эту страну? Хотела ведь?.. Вот и поплывём мы с тобой далеко-далеко, пока не достигнем самого дальнего берега, где есть наш ДОМ... Ты полюбишь его так же сильно, как любила я. Обещаю тебе.
Наклонившись, Магдалина обвила руками свою крохотную дочурку, как бы желая защитить её от тех бед, которые зрела в их будущем её утончённая, ласковая душа.
– Мамочка, скажи, папа ведь тоже поплывёт с нами? Мы ведь не можем его здесь оставить? Правда? – и вдруг спохватившись, удивлённо спросила, – А почему его так долго нет?.. Уже почти два месяца мы его не видели... Мама, а где папа?
Глаза Магдалины стали суровыми и отрешёнными... И я тут же поняла – её малышка дочь ещё не знала, что папа уже никогда больше никуда с ними не поплывёт, так как те же самые два месяца назад он закончил свою короткую жизнь на кресте... Ну, а несчастная Магдалина, видимо, никак не могла отважиться сказать этому маленькому, чистому человечку о такой страшной, бесчеловечной беде. Да и как она могла сказать об этом ей, такой крошечной и беззащитной? Как объяснить ей, что были люди, которые ненавидели её доброго, светлого папу?.. Что они жаждали его смерти. И что никто из рыцарей Храма – его друзей – не смог его спасти?..
И она отвечала всё так же ласково и уверенно, стараясь успокоить свою встревоженную малышку.
– Папа не поплывёт с нами, ангел мой. Так же, как и твой любимый братик, Светодар.... У них есть долг, который они должны исполнить. Ты ведь помнишь, я рассказывала тебе, что такое – долг? Помнишь ведь?.. Мы поплывём вместе с друзьями – ты и я... Я знаю, ты их любишь. Тебе с ними будет хорошо, моя милая. И я буду всегда с тобой. Обещаю тебе.
Девчушка успокоилась, и уже веселее спросила:
– Мама, скажи, а в твоей стране много маленьких девочек? У меня там будет подруга? А то я всё с большими и с большими... А с ними не интересно. И играть они не умеют.
– Ну что ты, милая, а как же твой дядя, Радан? – улыбнувшись, спросила Магдалина. – Тебе ведь всегда бывает с ним интересно? И сказки он тебе рассказывает забавные, правда ведь?
Малышка с минуту подумала, а потом очень серьёзно заявила:
– Ну, может не так уж с ними и плохо, с взрослыми. Только я всё равно скучаю по друзьям... Я ведь маленькая, правда? Ну вот и друзья мои должны быть маленькими. А взрослые должны быть только иногда.
Магдалина удивлённо на неё посмотрела, и неожиданно схватив дочку на руки, звонко расцеловала в обе щеки.
– Ты права, золотце! Взрослые должны играть с тобой только иногда. Я обещаю – мы найдём тебе там самую хорошую подругу! Тебе придётся только чуточку подождать. Но ты ведь умеешь это? Ты у нас самая терпеливая девочка на свете, правда ведь?...
Этот простой, тёплый диалог двух одиноких любящих существ, запал мне в самую душу!.. И так хотелось верить, что всё у них будет хорошо! Что злая судьба обойдёт их стороной и что жизнь их будет светлой и доброй!.. Но, к сожалению, так же, как и у меня, у них, я знала, не будет... За что платили мы такую цену?!.. За что наши судьбы были столь безжалостны и жестоки?
Не успела я обернуться к Северу, чтобы задать следующий вопрос, как тут же появилось новое видение, от которого у меня просто захватило дух...
В прохладной тени огромного старого платана на смешных низких скамеечках сидели четверо человек. Двое из них были совсем ещё молодыми и очень похожими друг на друга. Третий же был седовласый старец, высокий и сильный, как защитная скала. На коленях он держал мальчика, которому от силы было 8-9 лет. И конечно же, Северу не понадобилось объяснять мне, кто были эти люди...

Радомира я узнала сразу, так как в нём оставалось слишком много от того чудесного, светлого юноши, виданного мною в первое посещения Мэтэоры. Он лишь сильно возмужал, стал суровее и взрослее. Его синие, пронизывающие глаза теперь смотрели на мир внимательно и жёстко, как бы говоря: «Если не веришь мне – послушай меня ещё раз, ну а если и тогда не поверишь – уходи. Жизнь слишком ценна, чтобы отдавать её не стоящим».
Он уже не был тем «любвеобильным», наивным мальчиком, которому казалось, что он в силах изменить любого человека... что в силах изменить весь мир... Теперь Радомир был Воином. Об этом говорил весь его облик – внутренняя собранность, аскетически тонкое, но очень сильное тело, упорная складка в уголках ярких, сжатых губ, пронизывающий взгляд его синих, вспыхивающих стальным оттенком, глаз... Да и вся бушующая в нём, невероятная сила, заставлявшая друзей уважать его (а врагов считаться с ним!) явно показывала в нём настоящего Воина, и уж ни в коем случае не беспомощного и мягкосердечного Бога, коим так упорно пыталась показать его ненавидимая им христианская церковь. И ещё... У него была изумительная улыбка, которая, видимо, стала всё реже и реже появляться на усталом, измождённом тяжкими думами лице. Но когда она появлялась – весь окружающий мир становился добрее, согреваемый его чудесным, безграничным теплом. Это тепло заполняло счастьем все одинокие, обделённые души!.. И именно в нём раскрывалась настоящая суть Радомира! В нём открывалась его истинная, любящая Душа.

4.2k (39 за неделю)

С чего начиналась Ирландия

Первой колонией на «изумрудном острове» стал в 12 веке город Пейл , основанный прибывшими сюда норманнами. С конца 16 века над ирландской территорией было установлено норманнское господство, а местное население было лишено практически всех прав. В 1366 году , с принятием «Киллкеннийских статутов» положение ирландцев существенно ухудшилось. Согласно законам, все были обязаны разговаривать только на английском языке и носить одежду на британский манер. Запрещалось продавать ирландцам оружие и лошадей, а во время военных действий даже продукты питания. На английских территориях ирландцы не допускались к церковным должностям, нельзя было им предоставлять также помещения в религиозных целях. Англичанин мог безнаказанно убить ирландца, за такое преступление убийце не грозил даже штраф.
С конца 16 века церковные, монастырские и частные земли ирландцев конфисковывались в пользу английских колонистов. Запрет на свободное вероисповедание привело к волне восстаний, прогремевших по всей стране. В период знаменитой Английской буржуазной революции ирландские мятежи и волнения не утихали около 10 лет , пока на остров для борьбы с восставшими не прибыл амбициозный и жестокий Оливер Кромвель . Он устроил настоящий террор в отношении католиков, которых беспощадно грабили и убивали. Законодательный акт «О поселении», 1653 года лишил всех участвовавших в восстании ирландцев земель , они были переданы в Парламент и распределены среди его членов. Католические священники были изгнаны из Ирландии, а государственной религией был провозглашен протестантизм. Такое решение было санкционировано после якобитских войн Вильгельмом Оранским, с его подачи католики больше не имели права арендовать или приобретать землю, давать своим детям образование, а налоги на содержание англиканской церкви были просто разорительными. Правление Вильгельма привело к ухудшению экономического положения , промышленность пришла в упадок, а отрасли, составлявшие конкуренцию английским, прекратили свое существование. Но именно этот период характеризуется развитием ирландского национального самосознания.

Борьба за независимость


С конца 17 века на территории Ирландии появляются различные общества, выступающие против несправедливого отношения англичан к ирландцам.
В обществе и парламенте росло недовольство, а оппозиция набирала обороты, продвигая программы, дающие Ирландии свободу и политическую автономию. Следующим шагом стало объявление бойкота английским товарам, что вынудило британское правительство снять ограничения на торговлю. Первой победой стало достижение законодательной независимости ирландским парламентом в 1782 году. Первыми законами стало возвращение католикам права голоса, затем было подписано соглашение, унифицирующее взаимоотношения ирландского и английского парламентов. С этого момента в Палату Общин были делегированы члены из состава парламента Ирландии. Однако, полной свободы достичь так и не удавалось вплоть до 1829 года, когда католикам было разрешено занимать государственные посты. Ирландцы всеми силами старались достичь самоуправления и стремились к полной независимости, но и в 19 веке им этого сделать не удалось. Неоднократно предлагались программы о создании собственных органов исполнительной власти, но все предложения были отклонены. В 1912 году одна из продвигаемых инициатив была приравнена Палатой лордов к закону.
Обстановка в стране продолжала накаляться, но подготовка к протестантско-католическим выступлениям была прервана началом Первой мировой войны. В 1916 году произошло «пасхальное восстание» , в ходе которого были взяты под контроль правительственные здания. Мятеж был жестко подавлен морской артиллерией Британии, но народные волнения стали толчком к дальнейшим полномасштабным выступлениям против английских завоевателей. В 1918 году ирландские республиканцы получили в парламенте большинство мест, провозгласив независимость Ирландии с одновременным формированием собственного парламента. Это решение послужило поводом к трехлетней Англо-Ирландской войне, продолжавшейся с 1919 по 1921 год . После окончания конфликта, Британия дала независимость 26 ирландским графствам, а 6 графствам было дано право на самоопределение и возможность отделиться от Великобритании. Северная Ирландия выступила за союз с Соединенным Королевством, что стало началом Ольстерского противостояния.

Северная Ирландия в 20 веке


После разделения двух Ирландий, территорию «изумрудного острова» захлестнула волна терактов
, ответственность за которые взяла на себя Ирландская республиканская армия. Целью ИРА было дестабилизировать ситуацию в Северной Ирландии с целью пресечь попытки североирландского правительства держать под контролем обстановку в стране. Масштабные нападения ИРА на Северную Ирландию были с 1930 го по 1945 год, в начале 1950-х и с 1956 по 1961 года.
Парламентское преобладание протестантов над католиками вызывало недовольство последних. Приверженцы католической веры в 1967 году создали ассоциацию, требованием которой было гражданское равноправие для обеих религиозных групп . Митинги членов сообщества привели к обострению отношений между конфессиями, последствием волнений стал затянувшийся конфликт в Северной Ирландии.
Апогей столкновений пришелся на 1969 год , когда по стране прокатилась волна беспорядков - от Лондондерри и до Белфаста. Во избежание повтора смуты, в страну были введены регулярные войска, однако ситуация продолжала ухудшаться пока в Северной Ирландии не было введено прямое правление, это вызвало сопротивление со стороны населения. В конце января 1972 года протесты вылились в «Кровавое воскресенье» , когда военными были убиты 13 католиков, вышедших на митинг. Протестующие ворвались в здание Посольства Британии и сожгли его. За период с 1972 по 1975 года погибли около 500 североирландцев , после чего английским правительством было принято решение о проведении референдума, однако католики его бойкотировали. Еще одной попыткой стабилизировать положение стало подписание в 1973 году Саннигделийского Соглашения между британскими и ирландскими лидерами , но реальные результаты принес договор 1985 года. В документе было указано, что Северная Ирландия является британской административной частью до тех пор, пока с этим согласны жители страны.
В 1993 году на Даунинг-стрит была заключена декларация, в которой отражалось желание обеих сторон прийти к политическому консенсусу, при этом, оговаривалось отсутствие насилия при решении любых вопросов. Результатом стало прекращение огня со стороны ИРА, а затем и вооруженных протестантов. Новый виток терактов , осуществленных ИРА в 1996 году , поставил на перемирии точку.
В 1997 году победу на выборах одержала Лейбористская партия , в предвыборной кампании которой планировалось признание всех соглашений между Британией и Северной Ирландией. Итогом стало заключение в 1997 году мирного Белфастского соглашения между всеми североирландскими и британскими политическими силами.

(гл.1-4)

М.: Мысль. 1980. 390 с.

Аннотация издательства:

В монографии излагается многовековая история Ирландии с древнейших времен до наших дней. В книге дается картина социально-экономического и политического развития страны, рассматриваются важнейшие факты и события, характеризующие это развитие. Особое внимание уделяется показу героической борьбы ирландского народа за независимость и национальное самоопределение.

I. Ирландия в период раннего средневековья

Материальная культура ирландцев
Общественный строй Ирландии
Возникновение феодальных отношений
Возникновение государства
Принятие христианства
Культура Ирландии
Вторжение норманнов в Ирландию
Битва при Клонтарфе

II. Вторжение в Ирландию англо-нормандских феодалов. Пейл и непокоренная Ирландия

Английское вторжение в Ирландию
Генрих II в Ирландии
Борьба ирландцев против завоевателей
Пейл - английская колония
Пейл - оплот агрессии английских феодалов в Ирландии
Непокоренная Ирландия
Возвышение англо-ирландской знати
Упадок Пейла в XIV - XV вв.

III. Ирландия при Тюдорах и первых Стюартах

Начало усиления власти английского короля в Ирландии
Политика сдачи и нового пожалования поместий и начало массовых земельных конфискаций
Колонизация Манстера и «устроение» Коннота
Национально-освободительная война (1594-1603 гг.)
Колонизация Ольстера
Отмена в 1605 г. клановой системы
Проверка и исправление титулов на землю
Политика Страффорда в Ирландии
«Новые англичане» в Ирландии
Обострение противоречий в Ирландии в первой половине XVII в.

IV. Ирландское восстание 1641-1652 гг. и завершение английского завоевания Ирландии

Начало английской буржуазной революции и назревание Ирландского восстания
Начало Ирландского восстания
Долгий парламент и Ирландское восстание
Образование Ирландской конфедерации католиков
Перемирие 1643 г. и его последствия
Обострение внутренней борьбы в Ирландии
Ирландия - оплот роялистских сил
Завоевание Ирландии Кромвелем
Новое «устроение» Ирландии и его последствия
Ирландия после реставрации монархии в Англии. Второе ирландское восстание 1689-1691 гг.

V. Период действия карательных законов (1692-1776 гг.)

Нарушение Лимерикского договора
Карательные законы
Разорение ирландской промышленности
Аграрные отношения. Положение трудящихся масс
Законы против союзов подмастерьев и рабочих
Управление Ирландией в XVIII в.
Первые симптомы недовольства англо-ирландцев. Памфлеты Свифта
Либеральная оппозиция
Католический комитет. Формирование национального движения
Народное сопротивление. Тори и раппари
Усиление крестьянского движения в 60-70-е годы. «Белые ребята» и другие тайные общества

VI. Подъем национально-освободительной борьбы в конце XVIII в. (глава подготовлена отдельным файлом)

Американская война за независимость и Ирландия
Движение волонтеров
Генри Граттан
Первые успехи национального движения
Завоевание парламентской автономии
Неудача кампании за реформу. Раскол среди волонтеров
Ирландия во второй половине 80-х годов. Навстречу новым бурям
Углубление социальных конфликтов в ирландской деревне
Влияние французской буржуазной революции на Ирландию
«Объединенные ирландцы»
Уолф Тон
Переход реакции в наступление. Террор и провокации
Под знаменем независимой республики
Восстание 1798 г.
Уния 1801 г.
Заговор Эммета

VII. Ирландия в первой половине XIX в. (1801-1848 гг.)

Ирландия после введения унии
Движение за «эмансипацию католиков». Билль 1829 г. Личфильдхаузское соглашение
Крестьянская «война против десятины» и ее результаты
Начало организованного рабочего движения. Социалист-утопист Уильям Томпсон
Национальное движение 40-х гг. Рипилеры. «Молодая Ирландия»
Складывание революционной ситуации. Ирландская конфедерация
1848 год в Ирландии

VIII. Аграрный переворот. Движение фениев
Ирландия после 1848 г.
Аграрный переворот
Борьба крестьян против сгона с земли
Попытки решить аграрный вопрос конституционным путем. Лига защиты прав арендаторов
Движение фениев
«Ирландский народ». Репрессии против фениев
Восстание 1867 г.
«Манчестерские мученики»
Движение за амнистию ирландским заключенным
Первый Интернационал и борьба за независимость Ирландии. Ирландские секции Международного Товарищества Рабочих
К новым рубежам освободительной борьбы

IX. Ирландия в последней трети XIX в.
Обострение ирландского вопроса в 70-е годы XIX в. Гомрулеры. Чарлз Парнелл
Новая программа национального движения. Майкл Девитт
Ирландская национальная земельная лига. Вступление в борьбу широких крестьянских масс (1879-1882 гг.)
Первая попытка введения гомруля. Оранжизм (1885-1886 гг.)
Наступление реакции (1887-1891 гг.). Гэльская лига
Союзники ирландского народа в Англии
Аграрная реформа
Ирландия на рубеже XX в. Рабочее движение. Начало распространения идей марксизма

X. Ирландия в 1900-1918 гг. Назревание освободительной революции
Экономические и социально-политические сдвиги в ирландском обществе в начале XX в.
Основные политические группировки в Ирландии начала XX в.
Массовое движение в начале XX в.
Завершение формирования ирландской нации. Ольстерский кризис 1912-1914 гг.
Усиление эксплуатации Ирландии британским империализмом в годы империалистической войны. Созревание предпосылок национально-освободительной революции
Дублинское восстание 1916 г. и его последствия
Великая Октябрьская социалистическая революция в России и Ирландия.
Складывание национальной антиимпериалистической коалиции
Организация Ирландских волонтеров - ядро национальной повстанческой армии
Рабочее и крестьянское движение в последние годы первой мировой войны

XI. Ирландская национально-освободительная революция 1919-1923 гг.
Англо-ирландская война 1919-1921 гг.
Ирландский рабочий класс в борьбе за независимость страны. Классовая борьба в период Англо-ирландской войны
Англо-ирландский договор 6 декабря 1921 г. и образование Ирландского свободного государства
Второй этап революции. Гражданская война 1922-1923 гг.
Итоги ирландской революции
Ольстер в период революции. Раскол Ирландии

XII. Ирландия 20-50-х годов. Попытки обрести независимость на капиталистическом пути
Ирландия под властью Кумман на Гэл 1923-1931 гг.
Массовая борьба против режима Косгрейва
Национально-буржуазные преобразования и социально-политическая борьба в первой половине 30-х годов
Ирландский фашизм и его крах
Ирландия накануне второй мировой войны
Ирландия в годы второй мировой войны и в первое послевоенное десятилетие
Северная Ирландия - колония британского империализма

XIII. Современная Ирландия (конец 50-х-70-е годы)
Внутриполитическая борьба вокруг «нового курса»
Социально-экономические и политические проблемы Ирландской республики 60-х-70-х годов
Рабочее движение на современном этапе
Внешняя политика Ирландской республики
Североирландский кризис