Руанский собор, храм нормандских герцогов. Руанский собор нотр-дам Руанский собор

В историческом центре столицы Нормандии Руана, носящего выразительный титул города ста шпилей, находится великолепное здание готической архитектуры, главная достопримечательность региона. Это кафедральный собор Руанской Богоматери, чаще именуемый Руанским собором, резиденция архиепископа Руана и самый высокий храм Франции. Собор – одна из самых известных достопримечательностей страны, благодаря своей неповторимой архитектуре, историческим реликвиям и, не в последнюю очередь, серии картин великого художника-импрессиониста Клода Моне.

История постройки

Первая христианская базилика на месте современного собора была построена ещё в римский период и датируется концом IV века. После распада империи Карла Великого в IX веке Франция подвергается опустошительным набегам викингов-норманнов. Особенно уязвимой в силу своего географического положения была приморская часть Нейстрии, как называлась тогда северо-западная Франция. В 841 году викинги захватили Руан, и базилика была сожжена. В условиях постоянной норманнской угрозы и хаоса в стране восстанавливать храм не стали.

Новое строительство по иронии судьбы начали те, кто сжёг базилику – викинги. В 911 году один из вождей викингов Роллон получил Нормандию в лен с титулом герцога от короля Карла Простоватого при условии перехода в христианство. Церковь восстановили, а в 1020 году началось возведение нового собора в романском стиле.

Строительство велось очень долго, поскольку осуществлялось в основном на пожертвования прихожан. Этим объясняется эклектичность архитектуры здания. В XII веке входит в моду готический стиль, и достраивался собор уже в соответствии с новыми веяниями.

















Первой готической частью здания стала северная башня Сен-Ромэн, возведение которой завершилось в 1145 году. Во время пожара 1200 года обрушился неф храма, поэтому потребовалась радикальная перестройка всего здания. В 1202 году были начаты масштабные работы на фундаменте Романского собора, и новое здание было выполнено уже в готическом стиле. От романской постройки до нашего времени дошла лишь крипта.

В период зрелой (высокой) готики был отстроен трансепт собора (начало работ в 1280 г.). Вторая южная башня была сооружена значительно позднее, в 1485 году, когда господствовала поздняя, «пламенеющая» готика. Этим объясняется значительная стилистическая разница между разными частями храма. Известняк для новой башни везли из Уэльса, поэтому она отличается по цвету от остальных частей собора отчётливым жёлтым оттенком. По самой популярной версии, именно это обстоятельство послужило причиной того, что башня получила название «Масляной».

Есть и другое объяснение. По некоторым данным, на постройку башни ушли деньги, уплаченные состоятельными горожанами в качестве налога за право есть сливочное масло во время Великого поста, что и породило это ироничное прозвище.

Центральная башня собора была сооружена в 1514 году. В 1557 году к ней добавили шпиль, изготовленный из дерева и покрытый оловом. В 1822 году шпиль сгорел от удара молнии. Было решено соорудить новый, но с полным соблюдением канонов XII века. В 1825 году утвердили проект, однако его реализация растянулась на пять десятилетий. Наконец, в 1876 году шпиль был готов. Масса его превысила 1200 тонн, а высота собора вместе со шпилем составила 151 м. Это сделало Руанский собор самым высоким зданием в мире, каковым он оставался до 1880 года, когда на первое место вышел Кёльнский собор.

Последние масштабные работы в соборе проводились после Второй мировой войны. В ходе высадки союзных войск в Нормандии в 1944 году британские и американские пилоты, среди которых были потомки спаливших первую базилику викингов, обрушили град бомб на Руан. Собору был нанесён огромный ущерб. Особенно пострадали неф и капеллы, а от башни Сен-Ромэн остались лишь внешние стены. Несмотря на серьёзные повреждения, собор был быстро восстановлен благодаря значительной финансовой помощи англичан, для которых по историческим причинам Нормандия имеет особое значение.

В послевоенный период собор не страдал от серьёзных катаклизмов и периодически нуждался разве что в косметическом ремонте. Исключением стал ураган 1999 года, снёсший одну из башенок, окружающих центральный шпиль.

Памятник пяти столетий

Руанский собор является уникальным памятником архитектуры, на примере которого можно проследить эволюцию развития готического стиля, от ранней готики (башня Сен-Ромэн) до поздней «пламенеющей» (центральная и Масляная башни). Это величественный и вместе с тем изящный храм, доминирующий над всем городом.

Размеры собора впечатляют. Длина его составляет 137 м, ширина по фасаду 61,6 м, высота потолка под главной башней 51 м. Высота обеих фасадных башен изначально составляла 75 метров, однако после надстройки колокольни над башней Сен-Ромэн её высота возросла до 82 метров.

Знакомство с собором начинается с фасада. Это типично готическое сооружение, украшенное ажурной резьбой и многочисленными устремленными ввысь арками. Обращают на себя внимание великолепные порталы, украшенные статуями и рельефами. Центральный портал посвящён Деве Марии, левый представляет сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя, правый возведён в честь Стефана Первомученика. Из трёх порталов лишь портал Иоанна Богослова сохраняет первозданный вид с первых лет существования собора. Остальные два сильно пострадали в ходе религиозных войн XVI века и были радикально перестроены.

Интересный контраст представляют две башни фасада. Помимо бросающегося в глаза различия в цвете, они созданы в разных архитектурных манерах. Сен-Ромэн выполнена в строгом лаконичном стиле ранней готики. Масляная башня создавалась в соответствии с требованиями «пламенеющей» готики и отличается вычурностью, обилием узоров и орнаментов, сильно удлинёнными арками и фронтонами.

Древнейшая часть собора, романская крипта, расположена под башней Сен-Ромэн. План нынешнего собора полностью повторяет своего романского предшественника, поскольку строился на его фундаменте. Центральный неф отделён от боковых проходов арочными перегородками. Углы поперечного нефа, трансепта, украшены наружными башнями. Это черта типично нормандской архитектуры. Обширное алтарное пространство окружено колоннами, что является наследием романского стиля, развившегося на основе римских традиций.

Руанский собор всегда славился своими витражами. Многие из них чудом сохранились с XIII века, когда стекло из Нормандии считалось одним из лучших в Европе. Витражи отличаются чудесным лазурным цветом, благодаря которому нормандское стекло и получило признание. Искусствоведы называют этот оттенок «шартрским голубым». Сюжеты витражей посвящены жизненному пути и подвигам почитаемых святых.

Вообще, интерьер собора не отличается многоцветьем. Многогранные колонны, арки, светлые своды почти не украшены и характеризуются классической готической сдержанностью.

Достопримечательности собора

Главной реликвией Руанского собора считается саркофаг короля Англии Ричарда I Львиное Сердце, бывшего также герцогом Нормандии. По сообщениям хроник, король завещал похоронить своё тело в Анжу, мозг в Пуату, а сердце в Руане. Любопытно, что саму Англию Ричард обделил.

Свинцовая шкатулка с сердцем Ричарда была привезена в Руан и помещена в саркофаг, где и пролежала семь веков. Во время послевоенной реставрации учёные решились вскрыть шкатулку, в которой не обнаружили ничего, кроме горстки пыли. Сейчас шкатулка находится в одном из подземных хранилищ собора, а саркофаг пуст.

В соборе похоронены предки Ричарда - первый герцог Нормандии Роллон и его сын, герцог Вильгельм I Длинный Меч. Саркофаги этих трёх властителей Нормандии украшены великолепными фигурами самих погребенных и привлекают множество любителей истории. В храме также похоронены потомки Роллона, архиепископы Руана из рода Амбуаз и другие выдающиеся личности.

Главные иконы собора выставлены в удивительной по красоте часовне Девы Марии. Льющийся через узкие витражные окна голубой свет, узорчатые своды, резные панели и скамейки вселяют умиротворение и покой.

В одной из капелл храма установлена статуя Жанны д’Арк. Изваяние создано по заказу Англии, и это неслучайно. Это своего рода извинение перед Францией – ведь именно в Руане легендарная дочь Франции была сожжена англичанами на костре 30 мая 1431 года.

Руанский собор входит в список памятников национального наследия Франции. Взглянуть на великолепный храм приезжает множество туристов, посещающих Францию. Красноречивым свидетельством неизгладимого впечатления, производимого собором на зрителя, служит серия замечательных живописных полотен знаменитого Клода Моне, которого собор вдохновил на создание 30-ти картин. Здание запечатлено в разные сезоны, разное время суток и с разных сторон, таким образом, цикл создаёт неповторимую галерею видов этого символа столицы Нормандии.

Вспоминая Моне, нельзя не упомянуть об акции, прошедшей 6 июня 2010 года на площади перед ратушей. Более 1000 местных жителей и туристов одновременно подняли над головой увеличенные фрагменты одной из картин Моне цикла «Руанский собор». Всё действо было заснято с вертолёта, после чего было включено в Книгу рекордов Гиннеса как самое масштабное живое изображение картины.

Дарья Нессель | Апр 18, 2019

Руанский Собор - один из высоких соборов в мире, находящейся в столице ста шпилей городе Руан. Если вы решили отправиться в путешествие по Франции, обязательно стоит заглянуть в этот город.

Центральная башня возвышается над городом на 151 метр. Строение восхищает готическим фасадом, великолепным внутренним убранством и многовековой историей.

Итак, давайте познакомимся поближе с одной из почётных французских достопримечательностей.

История Руанского собора

До постройки на этом месте находилось подворье и две церкви, где проходили тайные крещения. Как выглядели эти сооружения, уже не представится возможность увидеть, в 841 году на город произошёл набег викингов. У этого сурового народа была одна нехорошая привычка, после завоеваний новых территорий или набегов, они оставляли лишь пепелище. Поэтому церквушки и подворье были полностью стёрты с лица земли, оставляя за собой лишь упоминания на бумаге.

Слухи о жестоких расправах викингов прошлись по всей Франций, поэтому королю пришлось сделать Нормандию одним из герцогств, выдав дочь за одного из самых известных викингов Роллана Пешехода, но взамен король приказал ему принять крещение. Новоиспечённый герцог крестился в маленькой базилике, взяв себе имя Роберта.

Основав собственную династию он, а потом его потомки начали строительство собора. До сегодняшнего дня от первоначальной постройки осталась крипта.

Старейшей считается башенка под названием Сан-Ромэн, её строительство началось в 1145 году, простояв почти восемьсот лет во время разрушительной Второй мировой войны под ударами бомб она была полностью разрушена.

Руанский собор будто собран по частям. Его южная башня под названием Масляная возведена в 1485 году. Такое название она получила из-за строительного материала, а именно жёлтому известняку, который завозился в город из Уэльса. Почему строители решили строить башню из другого камня, так и осталось загадкой.

Соборный неф - это прямоугольное вытянутое помещение, ограниченное с одной стороны колонными рядами, построен в 1200 году, когда предыдущей уничтожил пожар.

Самый высокий шпиль Франции был возведён лишь в XIX веке, высота 151 метр. После постройки он несколько лет являлся самым высоким в мире, а затем уступил своё почётное место Кафедральному собору в Кёльне (Германия).

Внутреннее убранство Руанского собора

Украшают собор узорчатые витражи, чудом сохранившиеся с XIII века. Они стали столь известными из-за необычного лазурного цвета. Со времён строительства именно витражное стекло из Нормандии считается самым лучшим и качественным в Европе. Витражи рассказывают о жизни какого-либо святого, его главные этапы жизни и священные деяния.

Интересная и поистине священная реликвия Руанского собора - это настоящий саркофаг, в которое поместили сердце английского короля, храброго и доблестного рыцаря Ричарда, именуемого Львиное Сердце. Согласно летописям Ричард I завещал своим подданными похоронить его в разных местах: тело в Анжу, мозг в Пуата, сердце в Руане.

Сердце привезли в коробочке из свинца, которую не открывали несколько веков. При реставрации в послевоенные годы учёные все же решили открыть коробку, в ней находилась лишь горсть пыли. Обратно в саркофаг коробку не положили, она хранится в одном из подземных посещений. Сейчас саркофаг пуст.

Если вы зайдёте внутрь собора, то не увидите множество красок и цветов. Многогранные колонны, массивные арки под потолком, своды в светлых тонах, во всём этом отражаются сдержанные и строгие готические нотки. Длина главной галереи достигает 137 метров, а это, в среднем, расстояние между двумя автобусными остановками. Впечатляет, не правда ли?!

В одном из залов есть небольшая, но удивительной красоты, часовенка Девы Марии. Резные лавочки, узорчатые своды, немного голубого света через узкие витражи и небольшой постамент с главными иконами собора, вот что можно здесь увидеть.

В боковой капелле установлена статуя Жанны д’Арк и выбита надпись, написанная англичанами. Статую установили здесь неслучайно, ведь в Руане на площади Старого рынка была сожжена командующая французскими войсками и великая девушка.

На территории есть несколько захоронений, которые принадлежат наследникам первого герцога.

Руанский собор на картинах

Французский живописец Клод Моне был приятно поражён и очарован собором. В XIX веке создал целый цикл полотен, с его изображением в различное время года и суток. За два года непрерывного творчества создано более пятидесяти картин. Полотна изображают строение с разных сторон, что даёт совершенно неповторимые живописные виды.

В 2010 году тысячи жителей Руана и туристы вышли на площадь ратуше. Каждый человек держал фрагмент одной из самых известных картин цикла полотен Клода Моне. Живая картина была сфотографирована, и снята с вертолёта на видео. Это стало доказательством внесения данного мероприятия в книгу рекордов Гиннеса, как самое масштабное изображением картины по фрагментам.

Также Руанский собор изображён на триптих (произведение искусства, которое состоит из трёх полотен, объединённых единым сюжетной, темой или идеей) художника Роя Лихтенштейна в 1969 году.

Световое шоу

Приехав в Руан с июля по сентябрь, вы точно не пожалеете. Не упустите возможность остаться в городе на ночь, чтобы посмотреть на световое шоу из тысячи разноцветных лазеров с музыкальным сопровождением. Когда увидите это удивительное зрелище и захватывающее дух шоу, в вашем воображении оживут картины Моне.

Страница 3 из 3

Или Собор Руанской Богоматери - кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Этот великолепный готический собор является памятником национального наследия Франции.

В конце IV века на месте современного собора была сооружена христианская базилика. В 841 году при набеге викингов она была уничтожена. Около 1020 года началось строительство нового собора в романском стиле. От него в сейчас сохранилась лишь крипта. Позднее началось возведение сорбора в готическом стиле.

Древнейшей частью Руанского собора является северная башня Сен-Ромен, возведенная в 1145 году. Башня сильно пострадала во время бомбардировок в июне 1944 года.

Южная башня зовется Масляной и была построена в 1485 году.

Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется пламенеющей готикой . Обе башни имеют мало общего между собой в плане внешнего вида. Южная башня имеет более желтый цвет. По какой-то причине её строили не из местного известняка, а из более желтого камня, который везли аж из Уэльса. За свой более желтый цвет башню и прозвали Масляной.

Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара. Центральный шпиль пристроен позже всех в середине XIX века. Его высота 151 метр. После его сооружения с 1876 по 1880 год собор был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив затем этот титул Кёльнскому собору. Весит шпиль 1200 тонн и до сих пор считается самым высоким во всей Франции.

Башня со шпилем расположена примерно на 70 метров вглубь от фасада и находится прямо над точкой пространственного центра собора. Высота потолка здесь составляет 51 метр, что сопоставимо с размерами 20-этажного дома.

Собор знаменит своими витражами. Некоторые окна собора до сих пор украшены витражами XIII века, ставшими знаменитыми благодаря специфическому голубому цвету, известному как «шартрский голубой». С XIII века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе.

Все части сооружения неоднократно реставрировались и перестраивались, восстанавливались после пожаров, ураганов и бомбардировок ХХ века.

В Руанском соборе находится подлинный саркофаг, в который много веков назад поместили сердце великого рыцаря - Ричарда Львиное Сердце . Великий воин, король Англии умер в своей постели на руках у матери Алиеноры Аквитанской, которая его пережила. Согласно своего завещания, Ричард Львиное Сердце был похоронен в трех местах: тело в провинции Анжу, мозг в Пуату, а свое сердце в саркофаге в Руанском соборе.

Сердце Ричарда изначально находилось в небольшой свинцовой коробке. В ходе реставрации собора в послевоенный период коробочку решили открыть. Вместо сердца великого воителя ученые обнаружили лишь горстку пыли.

Назад в саркофаг коробочку класть не стали. Она хранится где-то в служебных помещениях собора. Так что руанская могила Ричарда Львиное Сердце пуста.

На территории Руанского собора также находится могила Роллона (Хрольфа Пешехода или Роберта I), одного из последователей Ричарда, первого правителя Нормандии.

Руанский собор изображен на 47 набросках и более чем на 30 картинах Клода Моне . Cобор изображен на них при разном освещении. Художник работал над своей серией тайно в течение двух лет. Сейчас эти его работы разбросаны по всему миру.

Основные моменты

Католический храм поднимается на 151 метр и в настоящее время является четвертой по высоте церковью планеты, уступая лишь Ульмскому (161,5 м) и Кельнскому (157,4 м) соборам в Германии, а также собору Норт-Дам-де-ла-Пэ в Кот-д’Ивуаре (158 м). Кроме того, Руанский собор – один из самых древних христианских храмов Европы. Его история началась еще в IV веке. Сохранившийся до наших дней готический храм начали возводить в 1145 году, и его строительство продлилось до 1506 года.

На долю Руанского собора выпадали различные бедствия. Он неоднократно горел в пламени пожаров. В XVIII веке храм пострадал от мощного урагана. Изрядно разрушили собор и бомбежки Второй мировой войны. Кварталы Руана испытали множество воздушных налетов. Из-за взрывов бомб и последовавших за ними возгораний были значительно повреждены неф, башня Сен-Ромен и капеллы. В конце 1999 года по северным регионам Франции прошел ураган, и мощные порывы ветра разрушили одну из четырех башенок на высоком шпиле Руанского собора.

Сегодня Нотр-Дам в Руане прекрасно отреставрирован и очень популярен у туристов. Сюда приезжают, чтобы полюбоваться высоким металлическим шпилем, правильными готическими пропорциями и торжественным декором интерьеров. Путешественники приходят в этот храм ради цветных средневековых витражей и надгробных памятников над захоронениями знаменитостей.

Ежегодно на фасадах Руанского собора организуют зрелищные лазерные шоу. В темное время суток башни и стены католического храма становятся фоном, где высвечивают фрагменты знаменитых полотен французского художника Клода Моне, прославившего Руанский собор серией своих картин.

Летом 2010 года перед зданием городской ратуши провели любопытный перфоманс. На площадь вышли 1250 человек, державших увеличенный фрагмент картины Клода Моне. Они образовали большой прямоугольник, который сверху был похож на одно из полотен известного импрессиониста из серии «Руанский собор». Массовую акцию засняли с вертолета и включили в Книгу рекордов Гиннесса.

История Руанского собора

Первые документы, в которых упоминается епископ Руана, датируются 314 годом, а первую христианскую базилику в городе построили в конце IV века. Когда археологи провели здесь раскопки, они установили, что в древний в соборный комплекс входило два храма, посвященных Деве Марии и Святому Стефану.

В 841 году викинги вторглись в Руан и полностью разрушили обе церкви. Положение города, как и региона в целом, оставалось неопределенным, поэтому было принято решение не восстанавливать утраченные христианские святыни. В начале X века король Франции решил уступить викингам и сделал Руан столицей герцогства Нормандия.

Чтобы умилостивить завоевателей, он отдал свою дочь за их предводителя – Роллона, которого называли «Пешеходом». Такое прозвище викинг получил за высокий рост и могущее телосложение. По преданию, Роллон был настолько тяжел, что лошади не выдерживали его вес, поэтому герцогу приходилось много ходить пешком. Возведение в сан герцога происходило в простой базилике, и Роллон получил имя Роберта I. Предводитель Нормандии стал основоположником знаменитой Нормандской династии, правившей на территории Нормандии и Англии до первой половины XII века.

Большой по размерам Руанский собор строили и реконструировали в течение нескольких веков. Первый храм в романском стиле возвели в 1020 году. Эта церковь имела обходную галерею и капеллы, расходящиеся вокруг алтаря. Однако, до наших дней от первоначальных романских построек сохранилась только крипта. Остальной храм строили по той же планировочной схеме, но уже в традициях готики.

Самая древняя часть Руанского собора расположена с северной стороны башни Сен-Ромен (1145 год). Северную башню ждала трагическая судьба. Во время Второй мировой войны Руан интенсивно бомбили, и после пожаров летом 1944 года Сен-Ромен выгорел почти целиком, за исключением прочных каменных стен. Неф Руанского собора возвели в 1200 году после того, как из-за пожара рухнул неф более старого романского храма. Высота готического нефа составляет 28 м, ширина – 11,3 м, а длина – 60 м.

Башню с южной стороны принято называть Масляной (75 м). Она появилась позже других частей Руанского собора, в 80-е годы XV века. Строительство башни заняло 20 лет. По преданию, на него были потрачены деньги, собранные за церковные индульгенции. Больше всего индульгенций священники продавали тем, кто нарушал постные дни и, несмотря на запрет, ел сливочное масло, поэтому южную башню собора назвали Масляной.

Архитектурные особенности

Соборный комплекс включает сам храм и архиепископский дворец. Несмотря на то, что Руанский собор возводился несколько веков, все его части выглядят как гармоничный архитектурный ансамбль. Здание французского собора так велико, что находясь рядом с ним, невозможно окинуть храм одним взглядом. Он не помещается в поле зрения целиком.

Первоначально готический собор имел три портала, но два из них были сильно разрушены в XVI веке. До наших дней сохранился единственный портал с северной стороны, посвященный Иоанну Богослову. Над ним можно увидеть резной барельеф со сценами крещения Иисуса Христа. Начиная с 1760-х годов, эту часть Руанского собора неоднократно реставрировали.

Высокий центральный шпиль построили в 1557 году. В те времена он был сделан из дерева и покрыт оловянными пластинами. Но в 1822 году в результате попадания молнии деревянный шпиль сгорел. Тогда городские власти приняли решение построить новый шпиль из металла в стиле средневековой готики. Возведение нового шпиля продолжалось с 1829 по 1876 год. В течение 4 лет собор в Руане считался самым высоким в мире, пока в 1880 году пальма первенства не перешла Кельнскому собору.

За счет темного цвета металлический шпиль заметно выделяется над светлыми фасадами. Он продолжает оставаться самым высоким соборным шпилем на территории Франции. Массивная конструкция весит 1200 т, а чтобы подняться к ее вершине, нужно преодолеть 813 ступеней.

Уроженец Руана писатель Гюстав Флобер имел возможность наблюдать за возведением шпиля и с иронией называл его «капризом взбесившегося строителя паровых котлов». Если присмотреться к шпилю с близкого расстояния, он действительно выглядит чересчур «техногенно».

Обилие декоративных элементов и скульптур на фасадах появилось в период, который принято называть «пламенеющей готикой». Под резными тимпанами Руанского собора установлены фигуры христианских святых. А над ажурным порталом расположено типичное для готической архитектуры круглое окно-роза.

Интерьер Руанского собора

Внутреннее оформление Руанского собора поражает не меньше его стен и башен. Просторный алтарь окружает колоннада. В центре, под шпилем своды поднимаются на максимальную высоту – 51 м. В интерьерах нет того многоцветья, которое бывает в барочных церквях. Цветовая гамма выдержана в приглушенных, строгих тонах, и общее впечатление гармонично дополняют монохромные скульптуры и светлые своды.

Готические окна украшены старинными витражами XIII века, которые имеют голубой цвет. Характерный оттенок принято называть «шартрским голубым», так как технология изготовления готических витражей впервые была применена в католическом храме города Шартр. Красота ярких витражей Руанского собора подробно описана в романе Гюстава Флобера «Мадам Бовари». Интересно, что некоторые витражи подписаны именами сделавших их мастеров. Восемьсот лет назад технология литья цветного стекла только развивалась, поэтому витражная работа считалась высоким искусством.

В Руанском соборе находится несколько почитаемых гробниц. Здесь нашли свой последний приют первый герцог Нормандии Роллон Пешеход и его сын. В соборе стоит саркофаг, где лежит сердце другого герцога Нормандии и английского короля Ричарда I Львиное Сердце, правившего с 1189 по 1199 год.

В одной из капелл можно увидеть статую Жанны д’Арк. Скульптура французской героини с памятной надписью от англичан появилась здесь не случайно. На территории Руанского собора проходил суд над Жанной д’Арк, и ей был вынесен смертный приговор. В 1431 году девушку обвинили в ереси и казнили, но спустя 25 лет эти обвинения были сняты. Об исторических событиях свидетельствуют таблички, установленные на улице Сен-Ромен.

Руанский собор на картинах художников

Строгий и одновременно изящный готический облик Руанского собора вдохновлял многих художников. В конце XIX века французский импрессионист Клод Моне написал более 30 полотен с видами готического собора. Он изобразил старинный храм с трех точек при разном естественном освещении и с изумительной точность передал изменчивость света. Над живописной серией Моне работал около двух лет, неоднократно приезжая в Руан и снимая комнату напротив собора.

Часть картин и эскизов художник создавал на месте, а над некоторыми заканчивал работу в своей мастерской в местечке Живерни. Полотна были связаны единым сюжетом и органично дополняли друг друга, показывая изменения, происходящие в природе от рассвета до заката. Искусствоведы считают картины с Руанским собором одной из вершин импрессионизма.

Известно, что серию полотен о Руанском соборе художник поначалу скрывал даже от своих друзей. Только в 1895 году большая часть из 30 картин была выставлена в галерее Дюнар-Рюэля, и проведенная выставка вызвала ажиотаж публики. Однако, Клоду Моне не удалось продать серию целиком, поэтому картины разошлись по одной в разные страны мира. Сегодня они находятся в частных коллекциях и в галереях России, Франции и США.

В 1969 году живописец Рой Фокс Лихтенштейн создан триптих, посвященный Руанскому собору. Американский мастер работал в стиле поп-арт и также изобразил фасад готического храма. За основу Лихтенштейн взял работы Клода Моне, наложив на них типографский растр.

Часы работы

Для туристов Руанский собор открыт без выходных. Со вторника по субботу в него можно попасть с 9.00 до 19.00, по воскресеньям – с 8.00 до 18.00, а по понедельникам – с 14.00 до 18.00.

Как добраться

Руанский собор расположен в исторической части города. Он возвышается на правобережье Сены, на улице Сен-Ромен, 3, названной в честь покровителя Руана – Святого Романа.

В Руан удобно добираться из Парижа. За 1,5 часа до города можно доехать на поездах, отправляющихся с парижского вокзала Сен-Лазар. За 2.40 ч из Парижа в Руан приезжают рейсовые автобусы. Кроме того, Руан связан железнодорожным сообщением с Цюрихом, Ниццей, Страсбургом и Марселем. А на автобусах в этот город можно попасть из Лондона, Лиссабона и Мадрида.

Руанский собор (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Памятник национального наследия Франции, архитектурная доминанта Руана и просто невероятно величественный, изящный и торжественный храм, Руанский собор - одна из французских достопримечательностей почётной категории «must-see». Строительство собора велось ни много, ни мало семь веков, и под готическим фасадом кроются черты древнего романского стиля. Не в последнюю очередь Руанский собор известен благодаря живописным полотнам импрессиониста Клода Моне - художник не уставал черпать вдохновение в игре света и тени на его фасаде и создал здесь более пятидесяти полотен.

Немного истории

История Руанского собора восходит к 4 веку - тогда на месте нынешнего храма существовала базилика. Нестабильная политическая ситуация в Европе раннего Средневековья, однако, послужила причиной её скорого разрушения: в середине 9 века огнём и мечом по территории Нормандии пронеслись викинги, и от базилики не осталось и следа. Лишь в начале 10 века, когда Руан стал столицей Нормандского герцогства здесь начались работы по возведению собора в романском стиле (до наших дней от этой постройки сохранилась только крипта). На протяжении веков в Руанский собор были добавлены многочисленные пристройки и архитектурные элементы, последняя из которых - масштабный архиепископский дворец.

Самый старый архитектурный элемент собора - башня Сен-Ромен, которая была построена в середине 12 века.

Последние повреждения (и последующую реставрацию) Руанский собор получил в ходе бомбардировок Второй мировой: тогда в храме взорвались шесть бомб, в результате чего пострадал и центральный зал, и капеллы.

Фототур по Руанскому собору

Что посмотреть

Начать знакомство с Руанским собором логичнее всего с фасада. Здесь в первую очередь обращает на себя внимание великолепный 152-метровый готический шпиль, в течение нескольких лет обеспечивающих храму звание самого высокого здания планеты (правда, было это в далёких 1880-х годах). У подножия башни Сен-Ромен стоит увидеть романский портик, покоящийся на колоннах из чёрного камня, на вершине которого находится статуя пророка. В возведением изящной Масляной башни связана любопытная история: жители средневековой Франции, желающие вопреки религиозным запретам употреблять масло во время поста, должны были платить специальный налог - вот на эти средства башня и была воздвигнута.

Перед посещением собора стоит освежить в памяти знаменитый пейзаж Моне «Руанский собор в полдень», равно как и прочие тридцать живописных полотен мастера, увековечившие храм во всём великолепии естественного освещения.

Также непременно нужно обратить внимание на три великолепных входа в собор: первый посвящён Иоанну Крестителю (над ним расположен барельеф, изображающий крещение Христа), второй, центральный, - Богоматери, третий - мученику Святому Этьенну, принявшему смерть через побиение камнями. Самые древние элементы собора можно увидеть, спустившись в баптистерий, находящийся под башней Сен-Ромен. Витражи Руанского собора почти ни в чём не уступают знаменитой «стекольной Библии» Шартра, да и оттенок синего цвета здесь ничем не хуже шартрского.