Ширина керченского пролива в месте паромной переправы. Мост над глубиной керченского пролива. Мореплавание через пролив

Вместе со спорным изменением статуса Крыма, который Россия объявила своей территорией вопреки мнению Украины и остального мира, рухнули и все незавершенные договоренности о государственной границе в Керченском проливе. Украина и Россия не успели установить ее, а теперь, по российской версии, в Керченском проливе проходит только граница между субъектами Российской Федерации. Но даже если произойдет чудо, и мир согласится на российский Крым, то кому будет принадлежать Керченский пролив? Получит ли Украина право хотя бы плавать из своего остатка Азовского моря в Черное и Средиземное?

Агентство «ПортНьюс» со ссылкой на группу анонимных экспертов по международным отношениям заявило, что после получения контроля над Крымом Россия будет требовать не половины территории Азовского моря, а 80%, и договариваться с Украиной придется не о режиме плавания российских судов через Керченский пролив, а о потенциальной возможности плавать через него украинским судам и судам под другими флагами.

Последний договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе был заключен 28 декабря 2003 года, так и не решив статуса Азовского моря и Керченского пролива и оставив его решение на будущее. Накануне страны поссорились из-за острова Тузла, который лежит в центре пролива. Россия тянула на него дамбу с Тамани, а Украина ей мешала с помощью подводных работ. Каждая страна объявила пустынный песчаный остров своим.

Договор 2003 года предусматривает свободный проход торговых и военных судов двух стран через пролив, свободный проход к портам России и Украины иностранных торговых судов. Для прохода некоммерческих судов третьих стран необходимо согласие Украины и России. Предполагалось, что в 2005 году президенты стран договорятся и решат вопрос раздела.

Россия предлагала разграничение Керченского пролива по фарватеру — Керчь-Еникальскому каналу, который проходит западнее острова Тузла. Украина настаивала на разделу по линии «административной границы, которая разделяла Россию и Украину во времена СССР», которая, по ее версии, проходила восточнее острова Тузла. Россия на это отвечала, что в СССР внутренние границы по воде не чертили. В 2005 году страны снова не договорились и обменялись дипломатическими нотами протеста. Киев угрожал призвать в арбитры международное сообщество, Россия настаивала на дележе по фарватеру.

В мае 2008 года правительственные делегации России и Украины согласовали методику определения линии государственной границы между РФ и Украиной в Азовском море на основе комбинации методов серединной равноудаленной линии. Следом эксперты должны определить длину берегов Азовского моря на российской и украинской стороне, чтобы определить линию раздела. После раздела Керченского пролива стороны намеревались делить Черное море.

Однако по проливу не удалось договориться, так как каждая сторона осталась при своем мнении.

В 2012 году была заключена дополнительная договоренность между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе, которое признало взаимное признание национальные судовых документов в отношении российских и украинских судов, осуществляющих судоходство в акватории Азовского моря и Керченского пролива.

Сейчас, в марте 2014 года, Россия аннексировала Крым, и все ранние договоренности потеряли смысл.

Тузла – песчаный остров площадью 3,5 км² (длина острова варьируется от 6,5 до 5 км, ширина - около 500 метров) в Керченском проливе Азовского моря между Керченским полуостровом Крыма на западе и Таманским полуостром Краснодарского края на востоке. Получил известность в 2003 году после начала территориального спора относительно права собственности на остров между Украиной и Россией.

Керченский пролив - пролив, принадлежащий к акватории Азовского моря и соединяющий его с Чёрным морем. Западным берегом пролива является Керченский полуостров Крыма, восточным - Таманский полуостров. Ширина пролива - от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина 18 метров. Важнейший порт - город Керчь.

В конце XVIII - начале XX веков пролив также называли Таврическим, Еникальским, Керчь-Еникальским. Древние греки называли его Боспор Киммерийский по имени древнего народа киммерийцев.

Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Основной сезон отлова рыбы, начинается в конце осени и длится несколько месяцев.

История урегулирования

Образовался из Тузлинской косы, продолжения Таманского полуострова, размытой в 1925 году.

7 января 1941 года указом президиума Верховного совета РСФСР остров был включён в состав Крымской АССР, которая уже под названием Крымской области 19 февраля 1954 года была передана в состав Украинской ССР. После этого на картах, изданных в советское время, остров обозначался как территория УССР

В 1996 году депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Александр Травников впервые поставил вопрос о территориальной принадлежности Тузлинской косы на сессии ЗСК. Обоснование законности территориальной претензии России на эту территорию были сформулированы в книгах А. Травникова «Коса Тузла перечисленная территория» и «Коса Тузла и стратегические интересы России». В 2003 году Керченский пролив оказался в центре спора между Россией и Украиной после того, как власти Краснодарского края, стремясь предотвратить размыв морского берега, вызванный уменьшением стока из Азовского моря и увеличением (летом) из Черного после строительства Цимлянского водохранилища, начали в спешном порядке возводить дамбу от крайней точки Таманского полуострова в сторону украинских островов, бывших ранее частью Тузлинской косы. Россию обвинили в посягательстве на украинскую территорию. Конфликт удалось решить после вмешательства президентов - строительство дамбы остановили, и Тузла осталась украинской.

Как сообщил заместитель городского головы Керчи Алексей Милованов, в случае создания посёлка, остров станет единственным населённым пунктом в черте города: «Произойдёт нарушение административно-территориального устройства города, чего Совмин делать не имеет права». Городской голова прокомментировал решение Совета Крыма следующим образом: «Принимая решение о создании на острове населённого пункта, Совет министров несколько превысил свои полномочия, поскольку, согласно действующему законодательству, по этому поводу должно быть решение Керченского городского совета, заключение Верховного Совета Крыма и постановление Верховной рады Украины. А пока, на наш взгляд, здесь больше амбиций некоторых политиков крымского уровня, которые хотят засветиться во всеукраинском масштабе и выглядеть самыми большими патриотами Украины»

24 декабря 2003 года в Керчи был подписан, а затем и ратифицирован Россией и Украиной договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива устанавливающий, что их воды исторически являются внутренними водами РФ и Украины. В ст. 1 договора отмечается, что урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между Сторонами..

12 июля 2012 года было опубликовано совместное заявление президентов России и Украины, в котором говорится, что: “Стороны исходят из целесообразности по достижении согласия в отношении всех упомянутых пространств заключить российско-украинский договор, охватывающий Азовское море, Керченский пролив, сопредельные территориальные моря, континентальный шельф и исключительные экономические зоны двух стран в Черном море. Соответствующим ведомствам двух стран поручено подготовить такой договор для подписания. Стороны подтверждают необходимость обеспечить сотрудничество в Азово-Керченской акватории, включая устойчивую работу и развитие Керчь-Еникальского канала, путем создания совместной российско-украинской корпорации по управлению этой наиболее надежной судоходной артерией в Керченском проливе. Россия и Украина активизируют двустороннее сотрудничество в области судоходства, рыболовства, защиты морской среды и экологической безопасности, а также в других сферах, с целью завершения работы над соответствующими соглашениями.”

Демография

Поскольку постоянного населения на острове нет, после конфликта 2003 года Верховный Совет Автономной Республики Крым постановил создать новый населённый пункт, однако 6 сентября 2006 года Керченский городской совет, частью которого является остров, решил не создавать на острове нового населённого пункта.

  • Древних цивилизаций;
  • Достопримечательностями;
  • Удивительной природой;
  • Ландшафтом;
  • А также климатическими, погодными условиями, идеальными для полноценного отдыха и оздоровления.

Глубина пролива

Полуостров ограничен от территории своего государства Керченским проливом, который также является связующим звеном Азовского и Чёрного морей.

Омывает пролив, своими водами, берега:

  • Таманского полуострова;
  • Керченского полуострова Крыма.

Глубина Керченского пролива достигает 18 метров, ширины в пределах от 4,5 и до 15 километров и протяженностью 40 километров.

Посетить эту прекрасную курортную зону представится возможным многими видами транспорта, после возведения моста через Керченский пролив.

Масштабное строительство для развития курортного полуострова

Идея строительства моста, чтобы соединить полуостров и материк, возникла ещё во времена Царской России, но с началом Первой мировой войны, проект был заморожен. Новую попытку построить мост, как стратегически важный объект сообщения, оборвала Великая Отечественная война. Лишь в 44 году, прошлого века, за короткий срок, чуть больше полу года, был выстроен железнодорожный мост, но вскоре разобран, из-за ледников, которые повредили опоры.

После присоединения Крыма к Российской Федерации, стало необходимым строительство моста, как средство соединения всех путей сообщения и обеспечения комфортного транспортного передвижения, на полуостров Крым. Эта грандиозная конструкция будет нести четыре полосы дорог для автомобилей и две железнодорожные колеи, длина моста будет достигать 19 километров.

Огромное количество людей и средств задействовано на осуществление глобального проекта, сроки установлены кратчайшие, так как увеличение путей сообщения даст полноценное жизнеобеспечение для граждан, проживающих на территории полуострова, и обеспечит беспрепятственным въездом, с помощью железнодорожного транспорта и автотранспортными средствами, не пересекая границы соседнего государства.

Переправа в Крым может стать увлекательным путешествием

Ныне действующим средством переправы, является самая крупная в мире, паромная переправа, которая осуществляет транспортную и пассажирскую перевозку, по проливу, из порта Кавказ в порт Крым. Чтобы пересечение Керченского пролива проходило наиболее комфортабельно, главное – это информативно подготовиться.

Прежде, необходимо удостовериться в том, что:

  • Расписание не было изменено;
  • Что стоит предпринять, чтобы избежать очередей в кассу или в ожидании парома;
  • И не потратить время впустую.

Для путешественников на автомобиле, была бы важной информация, нет ли скоплений автотранспортных средств, для переправы. Всю информацию о расписании, времени отправления, стоимости билетов и даже очереди, можно получить online. Вооружаясь всеми видами информации, сообщениями диспетчерской службы и отзывами пассажиров, значит получить возможность рационально планировать время в пути и избежать непредвиденных, случайных проволочек, которые способных омрачить настроения путешественников.

Собрав весь багаж знаний, который может пригодиться в длительной поездке, и отправляясь в путь, можно быть уверенным, что незабываемым покажется каждый уголок прекрасного полуострова, а с красотой глубин Чёрного моря могут соперничать только лишь, изображения с полотен Айвазовского.

Введение

Керченский пролив является важной зоной промысла многих видов рыб, так как он соединяет Азовское и Черное море и является путем миграций рыб. Одним из благоприятных условий для промысла в Керченском проливе, характеризуется его мелководность. Путина в проливе начинается в октябре-ноябре и продолжается ряд месяцев.

Живые ресурсы Азовского и Черного морей которые встречаются в Керченском проливе играют огромную роль в экономике государства. Их состояние тесно связано с уникальной структурой бассейна, огромной площадью водосбора, межгосударственной принадлежностью водоемов, а также современной экологической обстановкой и международно - правовым режимом рыболовства.

В Керченском проливе встречаются виды рыб, которые размножаются и нагуливаются в Азовском море. Среди них выделяются виды, постоянно обитающие в Азовском море. Это - пиленгас, глосса, тюлька, перкарина, рыбы-иглы и большинство видов бычков. И, наконец, имеется большая группа рыб, совершающие регулярные миграции проходящие через Керченский пролив из Черного в Азовское море. К ним относятся: азовская хамса, черноморская сельдь, барабуля, сингиль, остронос, лобан, ставрида, скумбрия и др.

В Керченском проливе есть рыбы как местного комплекса, к ним относится: бычковые, морской язык; так и рыбы которые мигрируют из Азовского в Черное к ним относится: азовская хамса, кефалевые, атерина.

Также есть виды которые иногда заходят в Керченский пролив: Черноморская хамса.

Из ценных промысловых видов в Керченском проливе обитает: черноморский калкан, черноморская камбала, бычок- кругляк, бычок - сирман, черноморская барабуля, морской кот.

Бассейн Азовского моря всегда рассматривался как один из наиболее продуктивных в Мировом океане. Природная продуктивность вод способствовала созданию высокого промыслового потенциала.

Гидрометеорологический режим Керченского пролива

Керченский пролив играет важную роль в формировании океанографического режима Черного и Азовского морей, которые он соединяет . Длина Керченского пролива по прямой составляет около 43 км, по фарватеру - 48 км. Ширина пролива изменяется в широких пределах: от 3,7 до 42 км. Пролив мелководен: наибольшие глубины при входе в пролив со стороння Азовского моря не превышают 10,5 м, со стороны Черного моря - 18 м. При продвижении к середине пролива глубины постепенно уменьшаются и на большей площади составляют около 5,5 м.общая площадь Керченского пролива приблизительно равна равна 805 кв. км., объем вод - 4.56 куб.км. пролив играет существенную роль в формировании особенностей гидролого-гидрохимического режима Азово-Черноморского бассейна и является важнейшим промысловым районом и судоходной магистралью.

Согласно исследованиям ЮгНИРО состояние морской среды Керченского пролива характеризуется следующими показателями: соленость 11-17 %. Содержание взвешенного вещества от 0,5 до 5,0 мг/л, средние концентрации органического азота - на уровне 0,8 мг/л, аммония солевого, азота нитратного и нитритного 0,04, 0,01 и 0,006 мг/л соответственно. Концентрации веществ азотной группы испытывают сезонные колебания.

Согласно величине индекса загрязненности вод (ИЗВ), в 2001 году воды Керченского пролива в его северной узости классифицировались как чистые (ИЗВ = 0,36, II класс качества). В 2002 году качество вод ухудшилось и они перешли в разряд умеренно загрязненных (ИЗВ увеличился до 0,84, что соответствует III классу качества воды).

Керченский пролив является исторически сформированным экологическим коридором для Азово-Черноморских фаунистических и флористических биоцинозов, представители которых свободно проникают через пролив. Так, через пролив из Азовского моря в Черное мигрирует значительное количество промысловых рыб, для которых миграция имеет существенное значение в их жизненном цикле. К ним относятся азовская хамса, сельдь, барабуля, пиленгас, кефали, сельди, осетровые. Кроме того, мелководная зона в восточной части Керченского пролива и прилегающего к ней Таманского залива являются нагульными угодьями для пиленгаса и аборигенных кефалей. До начала 50-х годов 20-го столетия, когда началось зарегулирование стока рек Дона и Кубани, экосистемы Азовского моря и Керченского пролива были приспосибленык естественному водообмену с Черным морем и к распределению глубин в Керченском проливе, что обеспечивало высокую рыбохозяйственную продуктивность этих вод.

После зарегулирования стока Дона и Кубани за счет создания каскада водохранилищ и развития оросительного земледелия в бассейнах, гидробиологическое состояние Азовского моря заметно ухудшилось вследствие увеличения его солености (в среднем на 1 - 2 %), изменения внутригодового распределения речного стока и соотношения различных форм соединений азота и фосфора, поступающих с реками в Азовское море.

В районе Керченского пролива ветровые условия довольно разнообразны. В целом по побережью зимой чаще наблюдается северные и северо-восточные ветры (повторяемость от 10 до 47%).

Весной так же, как и зимой, чаще всего отмечаются северные и северо-восточные ветры с повторяемостью 8-34‰.

Летом режим ветра неустойчив, но все же некоторое преимущество имеют юго-западные ветры с повторяемостью 11-24%.

Осенью господствует ветры северных и северо-восточных направлений, повторяемость каждого из них может достигать 40-46%.

Средняя годовая скорость ветра составляет 5,3--6,9 м/с. В годовом ходе скорости ветра максимум приходится на один из месяцев периода октябрь--апрель, минимум -- на один из месяцев периода июль--сентябрь. Изменение средних месячных значений скорости ветра от месяца к месяцу составляет 1,0--1,3 м/с. Средняя скорость ветра в отдельные годы значительно отличается от средней многолетней. Скорость ветра любых направлений существенно зависит от сезона года. Как правило, в теплое время она бывает меньше, чем в холодное. Особенно уменьшается летом скорость восточных и северо-восточных ветров. В течение года преобладают слабые ветры (скорость 0--5 м/с), повторяемость которых составляет 60--70 %. На долю умеренных ветров приходится около 23 %, на долю сильных (10 м/с) -- 10--20 %. Летом несколько увеличивается повторяемость слабых ветров и уменьшается повторяемость сильных. Штормовые ветры со скоростью до 20 м/с отмечаются в любое время года, а со скоростью больше 20 м/с -- только в период с октября по апрель.

Уровень моря. Изменения уровня моря обусловлено, прежде всего, устойчивостью сильных ветров и характеризуют интенсивность и особенности сгонно-нагонных процессов. Значительная пространственно-временная изменчивость ветра в сочетании со сложной морфометрией обусловливают сложный характер изменений уровня вдоль берегов Керченского пролива, приводит к многоступенчатой деформации нагонной волны. В Керченской бухте нагонная волна представляет собой сочетание поступательной и стоячей волны, то есть может рассматриваться как поступательная с изменяющейся амплитудой. В поступательной волне уровень находится в одной фазе со скоростью течения, в стоячей - между колебаниями уровня и изменениями течения имеется постоянная разность фаз. В результате сложения этих двух систем волн возникает сложная система колебаний уровня и течений. Сложность уровенной топографии приводит к тому, что в каждый конкретный момент времени уровни в бухте бывают выше или ниже уровней в прилегающих районах пролива и морей.

Вследствие мелководности Керченского пролива уровень моря быстро реагирует на ветровое воздействие. Средняя скорость подъема и спада уровня составляет 6--10 см/ч, максимальная - до 26 см/ч. Продолжительность нагонов или сгонов колеблется в широких пределах от нескольких часов до нескольких суток. Наступление экстремума уровня при нагонах и сгонах происходит в большинстве случаев спустя 3--5 ч после установления максимальной скорости

На акватории Керченского пролива наблюдается волнение преимущественно ветрового типа, появление зыби очень редко. Ветровое волнение развивается очень быстро, уже через 2-3 часа после начала действия ветра рост волн из-за малой глубины прекращается, поэтому продолжительность действия ветра определяющей роли не играет. У наветренных берегов развитие волнения ограничивается глубиной, а у подветренных оказывают влияние не только скорость ветра и глубина, но и разгон волн.

При наиболее сильных штормовых ветрах со скоростями свыше 20-25 м/с рост волн также ограничивается глубиной. Однако эти ветры наблюдаются крайне редко и преимущественно в осенне-зимний период.

Параметры волнения 50 % обеспеченности представляют собой средние величины, а волнение 1%-ной обеспеченности можно рассматривать как максимальное.

Хотя формирование поля течений зависят от многих условий, основная роль принадлежит ветру, господствующему над акваторией пролива с прилегающими районами морей, разности уровней на концах пролива, обусловленной сгонами и нагонами, и различием в балансе пресных вод Черного и Азовского морей. Причем последний фактор создает в основном фоновые (длиннопериодные) изменения уровня моря и переноса вод (водообмен), на которые накладывается короткопериодные колебание, определяемые ветровой деятельностью. Действие ветра проявляется при этом двояко: с одной стороны, он вызывает колебания уровня на концах и в самом проливе, обусловливающие возникновение градиентных течений, а с другой, - непосредственно воздействует на водную поверхность и способствует за счет тангенциального напряжения изменению скорости, а иногда и направления течения.

Течения в прибрежной зоне представляют собой систему круговоротов, образованных от основного потока. В зоне круговоротов на режим течений сильно влияет конфигурация берегов и рельеф дна. В бухтах при этом образуются местные круговороты и противотечения. Из-за "блуждания" основного потока прибрежные течения довольно неустойчивы как по скорости, так и по направлению.

Характеристики скоростей течений указывают на возможный вклад инерционных, ветровых и сейшевых колебаний в общую энергию процесса. Время существования средних вихрей оценивается в 1-1,5 ч, за это время они проходят путь в 1-1,5 км. Характерные пространственные масштабы явления хорошо увязываются в морфометрию пролива.

В прибрежной зоне течения в большинстве случаев направлены вдоль береговой черты, к этим направлениям относятся максимальные скорости течений.

По вертикали в большинстве случаев, течения однонаправлены, в случае ветровых установившихся течений скорости с глубиной незначительно ослабевает. В придонном слое направления течений отклонятся в сторону больших глубин.

При одних и тех же погодных условиях может отмечаться рост скоростей от 7-10 до 40-46 см/с, однако наблюдается случаи, когда скорости 6-15 см/с могут удерживаться 2-3 суток. С удалением от берега устойчивость течений возрастает.

В прибрежных районах определяющее влияние на течения имеет местный ветер. При устойчивых ветрах со скоростью 6-8 м/с течение на поверхности моря устанавливаются уже через 2-3 часа после начала действия ветра. В некоторых случаях наблюдаются течения, противоположные действию ветра, или они отклоняются от него более, чем на 90°. В пределах 300-400-метровой прибрежной зоны, при сгонных и нагонных ветрах, а также в случае бризовых ветров отмечаются течения, направленные по порвали к берегу. Причем при нагонах в этой зоне течения направлены в море (сходимость потоков), при сгонах - к берегу (расходимость потоков).

Водообмен в Керченском проливе, независимо от причин их вызывающих, подразделяют на три основных типа: устойчивый Азовский -- со стороны Азовского моря, устойчивый Черноморский -- со стороны Черного моря и неустановившийся смешанный тип (переменное по направлению и обычно слабое течение). Относительно высокие значения средних скоростей черноморских течений по сравнению с азовскими, связаны с особенностями уровенной топография районов.

В периоды безветрия преобладают Азовские течения, что объясняется положительным пресным балансом Азовского моря. В течение года Азовские течения также преобладают (44%) над Черноморскими (39%). Процент неустойчивых ситуаций (17%) сравнительно низок.

Водные массы в Керченском проливе хорошо идентифицируются по солености и содержанию биогенных элементов. Визуально - по цвету и прозрачности воды.

Азовские воды имеют зеленовато-бурый цвет и содержат большое количество взвешенного вещества. Прозрачность воды обычно не превышает 0.3-0.5 метра. Соленость азовских вод изменяется в пределах 10-13 ‰, фосфаты - 0.45-0.78 мкг/л, кремнекислота - 21-30 мкг/л.

В черноморских водах прозрачность достигает 2-3 метров, соленость составляет 16-17 ‰, содержание фосфатов находится в пределах 0.21-0.26 мкг/л, кремнекислоты - 12-17 мкг/л.

Главным показателем водообмена является соленость вод. Для исследуемой акватории характерны ее резкие изменения: от 11.0 до 18.0 ‰. Здесь же отмечаются достаточно большие горизонтальные градиенты: на протяжении 1-1.5 км соленость может изменяться на 3-4 ‰.

Северные, северо-восточные ветры способствуют уменьшению солености до 11 ‰. Соленость при этом чаще всего бывает постоянной во всей толще, особенно на прилегающем к берегу мелководье.

Южные, юго-западные ветры нагоняют в пролив черноморские воды с соленостью до 17 ‰, которые могут распространяться до выхода в Азовское море.

Азовское море в целом относится к типу замерзающих морей с сезонным ледяным покровом. Значительная часть акватории моря ежегодно покрывается льдами. Установлено, что ледовитость моря (акватория, которая покрывается льдами) хорошо согласуется с суммой средних суточных отрицательных температур воздуха в портах Керчь, Таганрог, Приморско-Ахтарск, Геническ. По этому признаку выделяют суровые, умеренные и мягкие зимы. Сумма градусо-дней мороза для мягких зим Азовского моря - менее 200, для умеренных - 200-400, для суровых - превышает 400.

Мягкие зимы обусловливаются преобладанием в атмосферных процессах циклонического типа циркуляции. Часто наблюдаются положительные температуры воздуха. Низкие значения сохраняются непродолжительное время. Поэтому в мягкие зимы наблюдается неустойчивая ледовая обстановка.

В суровые зимы погода определяется хорошо развитым Евро-Азиатским антициклоном. С материка на акваторию Азовского моря постоянно поступает холодный воздух, способствующий быстрому выхолаживанию вод и интенсивному устойчивому ледообразованию.

В умеренные зимы погода формируется под влиянием Скандинавских антициклонов и циклонов с Атлантики и Средиземного моря. Это обусловливает неустойчивый и более высокий, чем в суровые зимы температурный фон.

Непосредственно в Керченском проливе лед хотя и появляется ежегодно, но значительно позже и менее мощный, чем в других районах Азовского моря, что объясняется непосредственной близостью теплого Черного моря и проникновением в пролив черноморских вод.

Наиболее ледовитыми являются северная часть пролива (до косы Тузла) и Таманский залив.

Первое появление начальных форм льда наблюдается в суровые зимы во второй - третьей декаде декабря; в умеренные - во второй половине первой декады января; в мягкие - в конце второй - начале третьей декады января.

Процесс ледообразования в проливе протекает замедленно. В начале второй декады января лед появляется в виде заберегов в Керченской бухте, откуда постепенно распространяется и на остальную часть береговой полосы. Его мощность и площадь распространения зависят от суровости зимы. Сплошной ледяной покров толщиной до 45 см устанавливается лишь в северной части пролива до косы Тузла. Образование такого льда возможно в суровые и умеренные зимы не ранее января за счет смерзания плавучих льдов, выносимых из Азовского моря.

Только в очень суровую зиму 1953/54 гг. у п. Заветное отмечалось полное замерзание моря.

В течение зимы бывают повторные вскрытия и замерзания пролива. Этому способствует частая смена отрицательных и положительных температур воздуха.

Наличие льда в проливе отмечается в мягкие зимы в январе-феврале, в умеренные и суровые зимы - с декабря по апрель.

При сильных морозах пролив, особенно его северная половина, быстро покрывается сплошным льдом. При южных ветрах и течениях пролив также быстро очищается ото льда. Сильные северные и северо-восточные ветры создают при входе в пролив большие скопления льда, что затрудняет судоходству.

Полное очищение пролива в суровые, умеренные и мягкие зимы отмечается соответственно в конце апреля, в середине марта и в начале марта.

Температурный режим вод Керченского пролива.

Температурный режим вод Керченского пролива определяется следующими физико-географическими и климатическими условиями: температурой воздуха, распределением глубины и солености, течениями, водообменом с Черным и Азовским морями. Влияние водообмена больше всего сказывается в Керченской бухте в осенний период, когда преобладает приток черноморских вод .

Температура в прибрежной зоне имеет четко выраженный годовой ход и отличается большими колебаниями в течение месяца и года. От января к февралю средняя температура почти не изменяется и удерживается около 1 °С. Повышение температуры происходит от февраля к марту. Наиболее интенсивно вода нагревается в апреле и мае. Наибольшие среднемесячные температуры отмечаются в июле. Понижение температуры начинается в августе, а интенсивное охлаждение происходит в сентябре и октябре.

Средняя годовая температура в Керченском проливе составляет 13-14 °С.

Керченский пролив, соединяющий Черное и Азовское моря, характеризуется изменчивостью береговой линии и морских глубин. Берега Керченского пролива высокие и расчленены бухтами и заливами. Крупнейшими из них являются бухты Камыш-Бурунская и Керченская на западе и обширный Таманский залив на востоке. От берегов пролива выступают низменные песчаные косы. Из них самыми большими являются косы Тузла и Чушка, ограничивающие Таманский залив с запада.

Рельеф дна Керченского пролива имеет относительно сложное строение. Поперечный профиль ложа пролива асимметричен, а сам пролив разграничен двумя перемычками на три части. Русловая проходная часть с небольшими глубинами прижата к Керченскому побережью, а широкое мелководье оконтуривает его вдоль низменного побережья Таманского полуострова. Восточная часть пролива осложнена протяженными аккумулятивными образованиями: о. Коса Тузла, коса Чушка и многочисленные отмели. Коса Чушка и о. Коса Тузла отделяют от островной части пролива Таманский залив. Морфологию дна Керченского пролива и прибрежной полосы осложняют морские проходные и подводные каналы портов и паромной переправы Крым - Кавказ.

Дно моря очень ровное, лишь от кос простираются отмели. Грунт в основном мягкий. У берегов широкой полосой залегают песчаные грунты с примесью ракушки. Дно центральной части моря покрыто мягким илом. Скалистый грунт встречается лишь у южного берега моря.

Мягкость грунта обусловливает интенсивность наносов в каналах и на фарватерах. Поэтому каждый раз при намерении зайти в какой-либо порт обязательно следует справляться о глубине ведущего к нему канала или фарватера.

Изучение донных отложений

Современное дно Керченского пролива слагают отложения новочерноморского возраста , которые залегают на основной части пролива на более древних четвертичных породах, а в фарватере - на отложениях древнечерноморского горизонта. По литологическомуи гранулометрическому составу донные отложения пролива достаточно разнообразны. Данные геолого-литологических съемок разных лет дают основание сделать вывод об определенных закономерностях пространственного распространения современных осадков Керченского пролива. По периферии пролива расположена полоса песчаных отмелей, местами расчленяемая участками абразивных берегов. Пески слагают о. Коса Тузла, косу Чушка, отдельные отмели. Глубина залегания песков 3-5 м. берега (карбонатные) крупно- и среднезернистые, восточного (кварцевые) - мелко-, реже среднезернистые. В более углубленных частях Керченского пролива донные осадки представлены мелкоалевритовыми и алеврито-глинистыми илами. На известных литологических картах современного среза донные отложения о. Коса Тузла отнесены к полю распространения кварцевых песков, которые в северо-восточном направлении сменяются полем мелкоалевритовых илов.

Керченский пролив, соединяющий Азовское и Черное моря, имеет многовековую историю.

Его западным берегом является Крымский полуостров, а восточным - Таманский.

На крымском берегу канала располагается являющийся портом город-герой Керчь. На его таманском побережье канала находятся порты «Кавказ» и «Тамань».

Чем характерен Керченский пролив

Длина пролива около 40 км, ширина в среднем полтора десятка километров. Это мелководный водный путь, глубина которого в середине порядка 5-7 метров. Несколько глубже входы в пролив. Минимальная ширина пролива - 4,5км. Находится между двумя портами: Крым и Кавказ; максимальная - 15км.

Со стороны Черного моря глубины в пределах 17 метров, со стороны Азовского - не больше десяти. Берега изрезаны мысами и отличаются песчано - ракушечными косами. Попадаются вулканического происхождения холмы, которые могут переходить в крутые прибрежные горы.


В начале прошлого века от восточного берега пролива выступала широкая отмель косы, именуемой Тузлой. После сильнейшего шторма в 1925 году в результате мелководной промоины образовался остров, который сохранил название икосы. После сильных штормов остров может менять свои очертания.

Особенностью пролива является быстрое развитие волнения, которое минимально в конце весны и начале лета и достигает максимума в осеннее - зимний период. Волны бывают преимущественно 1-2 м, изредка 3 м высотой. Утром они меньше, чем после обеда. Это особенно заметно в летнюю пору.


Здесь иногда возникают крутые и короткие волны, которые опасны для судов. После прекращения ветра сохраняется зыбь в виде плавно двигающихся, пологих волн. Возможны колебания уровня воды в разных частях пролива, связанные с перегоном ветром водных масс по проливу или изменениями атмосферного давления.

Уровень может отличаться на 25-40 см. Эти колебания могут также обуславливаться атмосферными осадками, стоками рек, водяными испарениями, водообменом с Черным морем. В теплое время года уровень воды выше, чем в холодное. Вода в проливе из-за его мелководности быстро нагревается и остывает.


Когда появляется сильный южный ветер, течение может поменяться на противоположное. В таком случае средняя его скорость может приближаться к 5,5 км/час против 0,6 - 0,9 км/ч в обычных условиях. Ветер здесь является основным метеорологическим фактором. Зимой, как правило, начиная с января, лед из Азовского моря попадает в Черное.

Для того, чтобы эту водную артерию было удобно использовать для обслуживания портов в Азовском море и в Ростове-на-Дону, в ХIХ веке был прорыт канал, позволивший создать глубоководный фарватер для грузовых судов.

Исторические события

Изучение пролива проводилось еще древними греками, которые обозначили его на первой карте нынешнего Азовского моря. В средние века генуэзцы и венецианцы указывали его на морских картах. Известно, что в 1068 году русским князем Глебом Святославовичем было организовано измерение ширины пролива. Существует немало мифов и легенд, связанных с проливом, по льду которого в Крым переправлялись кочевники.


Керченский пролив. Судоходство фото

На месте современной Керчи древними греками был основан город Пантикапей - столица Боспорского царства. На льду пролива проходили их конные сражения с варварами, а летом - морские схватки. В те времена считалось, что пролив отделяет Европу от Азии. Имеются сведения, что в 30-е годы ХХ века через пролив планировалось сооружение моста, часть конструкций которого были заказаны в Германии.


Керченский пролив. волны фото

Во время немецкие войска пытались организовать его строительство с территории оккупированного Крыма. После освобождения полуострова от немцев строительство было продолжено. Однако в начале 1945 года ледоходом с Азовского моря треть его опор было разрушено. Вместо моста в 1953 году была организована паромная переправа железнодорожных составов и автомобилей. В 2015 году РФ начала сооружение моста, соединяющего и Таманский полуостров.

Фауна и флора

Канал имеет богатый животный мир. В нем вылавливают многие виды рыб, среди которых бычок, камбала, лещ, осетровые, пеленгас, сельдь, судак, тюлька. Рыбу здесь ловят, начиная с конца осени и почти до начала лета. Через него из Черного моря в Азовское мигрируют барабуля, черноморский калкан, лобан, остронос, скумбрия, ставрида и прочие виды рыб.


Дельфины в Керченском проливе фото

Здесь также можно встретить млекопитающего азовского дельфина, иногда называемого морской свиньей. Он может достигать полутораметровой длины и жить четверть века и более. Для флоры пролива характерно наличие зеленых водорослей и прочих видов планктона. Этим объясняется малая прозрачность воды в нем.

Вдоль берегов пролива растут кустарники, травы, камыш и невысокие деревья. Столь скудная растительность объясняется малым выпадением осадков.

  • В античные времена пролив, который тогда древние греки называли Боспором Киммерийским, считался границей Европы и Азии;
  • Когда на Дону было сооружено Цимлянское водохранилище, в проливе произошло изменение течения, которое зимой направлялось из Азовского в Черное море, а летом наоборот Соленость в проливе составляет 12-15 %, в то время как в Азовском море 10-12, а в Черном 18 %;
  • В ноябре 2007 года возле порта "Кавказ" в результате мощного шторма погибло четыре сухогруза, шесть судов были сорваны с якорей, из поврежденных двух танкеров вода в проливе была сильно загрязнена;
  • Существует теория, что ориентировочно в 5600 годах до н.э. из-за подъема воды в Черном море вода попала в дельту Дона и образовала водоем, который сегодня именуется Азовским морем, а пролив, по которому она шла - Керченский пролив.