Новый орлеан город призрак. Новый Орлеан: история, карнавал и самые интересные достопримечательности города. Американский Новый Орлеан

НОВЫЙ ОРЛЕАН (New Orleans) - го-род на юге США, в юго-восточной час-ти шта-та Луи-зиа-на.

Круп-ней-ший го-род шта-та. Население 344,7 тыс. человек (2013 год, пе-ре-пись; 454,9 тыс. человек в 2005 году; 223,4 тыс. человек в 2006 году), в т. ч. 67% - аф-роа-ме-ри-кан-цы, ок. 5% - вы-ход-цы из стран Азии и Латинской Аме-ри-ки. Главный центр городской аг-ло-ме-ра-ции - ме-тро-по-ли-тен-ско-го аре-ала Но-вый Ор-ле-ан - Ме-те-ри - Кен-нер с населением свыше 1,3 млн. человек (2012 год).

Рас-по-ло-жен в ни-зо-вье р. Мис-си-си-пи (в 169 км от её устья; ши-ри-на рус-ла в Новом Орлеане около 2400 м), пре-им. на её ле-вом бе-ре-гу (Новый Орлеан на-зы-ва-ют «го-ро-дом-по-луме-ся-цем» из-за его по-ло-же-ния в из-лу-чи-не р. Мис-си-си-пи); с се-ве-ра ог-ра-ни-чен оз. Понт-чар-трейн (его бе-ре-га со-еди-ня-ет мост-дам-ба дли-ной 38,4 км - один из са-мых про-тя-жён-ных в ми-ре, свя-зы-ва-ет горо-да Ме-те-ри и Ман-де-вилл); в 32 км к вос-то-ку от Нового Орлеана - забо-ло-чен-ное по-бе-ре-жье оз. Борнь (ак-ва-то-рия Мек-си-кан-ско-го зал.). Около 70% пло-ща-ди го-ро-да на-хо-дит-ся ни-же уров-ня мо-ря на 1,6 м; по оцен-кам, его тер-ри-то-рия еже-год-но опус-ка-ет-ся в ср. на 8 мм; для за-щи-ты от на-вод-не-ний со-ору-же-ны дам-бы, на-сос-ные стан-ции, осу-ши-тель-ные ка-на-лы и за-кры-тые дре-наж-ные сис-те-мы. Узел железнодорожных и ав-то-мо-биль-ных ма-ги-стра-лей. Круп-ный морской порт, «мор-ские во-ро-та» Ср. За-па-да. Узел внутренних вод-ных пу-тей; здесь схо-дят-ся р. Мис-си-си-пи и ка-на-лы: Внут-рен-ний пор-то-вый су-до-ход-ный (или Про-мыш-лен-ный; со-еди-ня-ет р. Мис-си-си-пи и оз. Понт-чар-трейн; 1923 год), Бе-ре-го-вой, Мис-си-си-пи- Ри-вер - Галф-Аут-лет (со-кра-ща-ет путь в Мек-си-кан-ский зал.; 1965 год). Ме-ж-ду-народный аэ-ро-порт им. Луи Арм-ст-рон-га (в г. Кен-нер, в 17 км к за-па-ду от цен-тра Нового Орлеана); ре-гио-наль-ный аэ-ро-порт Лейк-фронт (на по-бе-ре-жье оз. Понт-чар-трейн).

Ос-но-ван в 1718 году фран-цу-за-ми на ле-вом бе-ре-гу р. Мис-си-си-пи , на при-ру-сло-вом ва-лу сре-ди за-бо-ло-чен-ных низ-мен-но-стей, в стра-те-ги-че-ски важ-ном мес-те, как опор-ная ба-за для ос-вое-ния бас-сей-на р. Мис-си-си-пи. На-зван в честь гер-цо-га Фи-лип-па Ор-ле-ан-ско-го, ре-ген-та при ма-ло-лет-нем французского ко-ро-ле Лю-до-ви-ке XV. С 1722 года админисративный центр Луи-зиа-ны. Бы-ст-ро раз-ви-вал-ся как круп-ный тор-го-во-пе-ре-ва-лоч-ный пункт (5 тыс. жителей в 1732 году). По ус-ло-ви-ям Па-риж-ско-го мир-но-го до-го-во-ра 1763 года пе-ре-дан Ис-па-нии. В XVII-XVIII веках на ба-зе французско-испанских и вест-инд-ских тра-ди-ций сфор-ми-ро-ва-лась ме-ст-ная куль-ту-ра. В 1800 году вновь пе-ре-шёл под кон-троль Фран-ции, в 1803 году вме-сте с Луи-зиа-ной про-дан США (население около 10 тыс. человек), с 1812 года в со-ста-ве но-во-об-ра-зо-ван-но-го шта-та Луи-зиа-на. Сра-же-ни-ем под Новым Орлеаном 8 января 1815 года (по-бе-ду одер-жал американский генерал Э. Джэксон) фак-ти-че-ски за-вер-ши-лась анг-ло-аме-ри-кан-ская вой-на 1812-1814 гдоы.

На-се-ле-ние го-ро-да со-стоя-ло пре-имущественно из лиц ев-ропейского про-ис-хо-ж-де-ния, в основном фран-ко- и ис-па-ноя-зыч-ных, африканских не-воль-ни-ков и их по-том-ков, т. н. сво-бод-ных цвет-ных (gens de couleur libres). По-сле Гаи-тян-ской ре-во-лю-ции ра-бов 1791-1803 годы го-род пе-ре-жил вол-ну эмиг-ра-ции с о. Гаи-ти (как бе-лых, так и цвет-ных, при-ез-жав-ших в Новый Орлеан со свои-ми ра-ба-ми); с 1820-х годов в Новом Орлеане ста-ли при-бы-вать немецкие и ирланские им-ми-гран-ты, уси-ли-лось влия-ние северо-американской про-тес-тант-ской куль-ту-ры (французский язык был окон-чатель-но вы-тес-нен анг-лий-ским толь-ко к начале XX века). В первой половине XIX века стал круп-ней-шим хлоп-ко-вым пор-том США: в 1820-1840 годы по р. Мис-си-си-пи хо-ди-ло ок. 400 па-ро-хо-дов, гру-зо-обо-рот пор-та со-став-лял ок. 500 тыс. т в год.

К 1840 году (пе-ре-пись) на-се-ле-ние го-ро-да дос-тиг-ло 102,2 тыс. человек, Новый Орлеан стал тре-тьим по чис-лу жи-те-лей го-ро-дом стра-ны по-сле Нью-Йор-ка и Бал-ти-мо-ра и пер-вым к за-па-ду от Ап-па-ла-чей и на Юге.

С середины XIX века свя-зан же-лез-ны-ми до-ро-га-ми с Нью-Йор-ком и др. круп-ны-ми го-ро-да-ми США. Вы-рос-ло его зна-че-ние как фи-нан-со-во-го цен-тра (в 1838-1861 и 1879-1909 годы в Новом Орлеане дей-ст-во-ва-ло от-де-ле-ние Мо-нет-но-го дво-ра США). До от-ме-ны ра-бо-тор-гов-ли в 1862 году Новый Орлеан круп-ней-ший ры-нок ра-бов в США (здесь бы-ло про-да-но око-ло 2/3 чер-но-ко-жих рабов). В пе-ри-од Гра-ж-дан-ской вой-ны в США 1861-1865 годы - важ-ней-ший стра-те-гический пункт кон-фе-де-ра-тов; в апреле 1862 года взят си-ла-ми фло-ти-лии се-ве-рян под руководством адм. Д.Г. Фар-ра-гу-та. В 1871 году от-кры-та хлоп-ко-вая бир-жа, че-рез ко-то-рую про-хо-ди-ло около 1/3 хлоп-ка США (за-кры-та в 1964 году). В по-след-ней тре-ти XIX века Новый Орлеан ут-ра-тил свои эко-но-мические по-зи-ции, в т. ч. в свя-зи с умень-ше-ни-ем зна-че-ния реч-но-го су-до-ход-ст-ва. С конца XIX века в го-ро-де дей-ст-вова-ла сис-те-ма ра-со-вой сег-ре-га-ции (см. Джим-кроу-изм), рез-ко ухуд-ши-лось по-ло-же-ние т. н. сво-бод-ных цвет-ных, при-рав-нен-ных в пра-вах к аф-роа-ме-ри-кан-цам. К началу XX века Новый Орлеан по чис-лу жи-те-лей за-ни-мал 12-е ме-сто сре-ди американских го-ро-дов (287,1 тыс. чел. в 1900 году).

По-сле Второй ми-ро-вой вой-ны Новый Орлеан пе-ре-жи-вал эко-но-мический подъ-ём, свя-зан-ный гл. обр. с раз-ви-ти-ем неф-те-до-бы-чи и неф-те-пе-ре-ра-бот-ки в шта-те Луи-зиа-на, ту-риз-ма, а так-же тор-гов-ли с латино-американскими стра-на-ми и со стра-на-ми - по-ку-па-те-ля-ми про-до-воль-ст-вия (Япо-ни-ей, Ки-та-ем, Егип-том, Мек-си-кой, Ко-лум-би-ей, Ис-па-ни-ей и др.). Со втрой половины 1950-х годов один из цен-тров Дви-же-ния за гра-ж-дан-ские пра-ва. В 1960 году чис-лен-ность на-се-ления го-ро-да до-стиг-ла ис-то-рического мак-си-му-ма - 627,5 тыс. человек. В 1950-1975 годы за счёт осу-ше-ния бо-лот тер-ри-то-рия Нового Орлеана уве-ли-чи-лась в 2 раза (в т. ч. на по-бе-режье оз. Понт-чар-трейн осу-шен уча-сток 2×10 км, где ны-не раз-ме-ща-ют-ся Университет Нового Орлеана и аэ-ро-порт Лейк-фронт). С 1970-х годов за-страи-ва-лась восточная часть го-ро-да, наи-бо-лее под-вер-жен-ная на-вод-не-ни-ям. В 1979 году морской порт Нового Орлеана по ве-ли-чи-не гру-зо-обо-ро-та стал круп-ней-шим в США, обо-гнав Нью-Йорк.

Нового Орлеана, по оцен-ке Фе-де-раль-но-го агент-ст-ва по чрез-вы-чай-ным си-туа-ци-ям США, яв-ля-ет-ся са-мым уяз-ви-мым для ура-га-нов го-ро-дом стра-ны (рас-по-ло-жен на тра-ек-то-рии дви-же-ния тро-пич. ура-га-нов, при-хо-дя-щих с ак-ва-то-рии Мек-си-кан-ско-го зал. в ав-гу-сте - но-яб-ре; учёт ве-дёт-ся с 1852 года). Силь-но по-стра-дал от на-вод-не-ний, вы-зван-ных ура-га-на-ми, в 1909, 1915, 1947, 1956, 1965, 1969, 1998, 2004, 2005 годы (из-за про-ры-ва дамб ура-га-ном Кат-ри-на уро-вень во-ды под-нял-ся на 7,6 м, бы-ло за-то-п-ле-нию 80% тер-ри-то-рии го-ро-да; свы-ше по-ло-ви-ны на-се-ле-ния бы-ло эва-куи-ро-ва-но; чис-ло по-гиб-ших пре-вы-си-ло 1,5 тыс. человек; об-щий ущерб со-ста-вил 125 млрд. долл. - са-мый боль-шой за всю ис-то-рию США) и 2008 год.

Ста-рей-шая часть го-ро-да - вы-хо-дя-щий на по-бе-ре-жье р. Мис-си-си-пи Французский квар-тал (или «Ста-рый квад-рат») с пря-мо-уголь-ной сет-кой улиц (ге-план 1721 года, инж. А. де По-же): 7 улиц идут вдоль р. Мис-си-си-пи и 14 улиц на-прав-ле-ны пер-пен-ди-ку-ляр-но ей (все-го об-ра-зу-ет-ся 98 квад-рат-ных квар-та-лов). Во Франц. квар-та-ле на-хо-дят-ся: са-мая ран-няя со-хра-нив-шая-ся по-строй-ка Нового Орлеана - мо-на-стырь ур-су-ли-нок в сти-ле французское ба-рок-ко (1745-1753 годы, ар-хи-тек-то-ры И.Ф. Бру-тен, А. де Бац) и пл. Джэксон-сквер (быв. Плас-д’Арм) с со-бо-ром Св. Лю-до-ви-ка (1789-1794 годы, пе-ре-стро-ен в сти-ле нео-го-ти-ки в 1850 году арх. Ж.Н.Б. де Пуйи), ба-роч-ны-ми административными зда-ния-ми «Ка-биль-до» (1795-1799 годы) и «Пре-сви-те-рия» (1795-1847 годы; ны-не оба - му-зеи; все - арх. Ж. Гий-мар) и пар-ны-ми кор-пу-са-ми ста-рей-ших в стра-не мно-го- квар-тир-ных до-ход-ных до-мов «Пон-таль-ба» (1849-1851 годы, арх. Дж. Га-лье), а так-же зда-ние бан-ка шта-та Луи-зиа-на (1822 год, по про-ек-ту арх. Б. Лат-ро-ба) и клас-си-ци-стич. Ста-рый мо-нет-ный двор (1835-1838 годы, арх. У. Стрик-ленд; ны-не му-зей). Французский квар-тал за-стро-ен жи-лы-ми до-ма-ми пре-имущественно первая половина XIX века фран-цуз-ско-го (с от-кры-ты-ми га-ле-рея-ми на фа-са-де, чу-гун-ны-ми бал-кон-ны-ми ре-шёт-ка-ми; ста-рей-ший со-хра-нив-ший-ся - «На-след-ст-во ма-дам Джон», 1788 год) и ис-пан-ско-го (с па-тио) ти-пов. С за-па-да к Французскому квар-та-лу при-мы-ка-ет центральный де-ло-вой рай-он. Его восточной гра-ни-цей яв-ля-ет-ся Ка-нал-стрит; она де-лит го-род на «да-ун-та-ун» (или центр, рас-по-ло-жен ни-же по те-че-нию р. Мис-си-си-пи) и «ап-та-ун» (верх-ний го-род; вы-ше по те-че-нию). Ис-то-ри-че-ски ап-та-ун на-зы-ва-ет-ся Американский квар-тал. Ули-цы в этом рай-оне рас-хо-дят-ся вее-ром; си-лу-эт рай-она фор-ми-ру-ют не-бо-скрё-бы (в т. ч. баш-ня Все-мир-но-го тор-го-во-го цен-тра в рус-ле позд-не-го мо-дер-низ-ма, 1967 год, арх. Э.Д. Сто-ун; зда-ние «Уан Шелл Сквер» в стиле постмо-дер-низ-ма, 1972 год, ар-хитектурное бю-ро «Ski-d-more, Owings & Merrill», са-мое вы-со-кое в Новом Орлеане, 212 м), а так-же нео-го-тическая церковь Св. Пат-ри-ка (1837-1839 годы, ар-хи-тек-то-ры Дж.Х. и Ч.Б. Дей-ки-ны,Дж. Га-лье), клас-си-ци-стический «Зал Га-лье» (бывшая ра-ту-ша, 1845-1850 годы, арх. Га-лье), Му-зей юж-но-го искусства Огде-на (рас-по-ло-жен в нео-ро-ман-ском зда-нии быв. Ме-мо-ри-аль-ной библиотеки Го-вар-да, 1889 год, арх. Г. Ри-чард-сон, и в кор-пу-се «Зал Сти-ве-на Гол-д-рин-га», 2003 год, ар-хи-тек-то-ры Э. Бар-рон, М. Тупс), спор-тив-ный и вы-ста-воч-ный ком-плекс «Луи-зиа-на Сью-пер-до-ум» (1975 год, ар-хитектурное бю-ро «Curtis and Davis»), ан-самбль пл. Пьяц-ца д’Италия, клю-че-вое со-ору-же-ние постмо-дер-низ-ма (1977-1978 годы, арх. Ч. Мур). Во-круг центрального де-ло-во-го рай-она и Французского квар-та-ла, ме-ж-ду р. Мис-си-си-пи и оз. Понт-чар-трейн, рас-по-ло-же-ны ис-то-рич. жи-лые рай-оны (Мид-Си-ти, Тре-ме, Бай-уо-тер и др.), где со-хра-ни-лась за-строй-ка XIX - первой половины XX веков (напр., особ-ня-ки середины XIX века в ис-то-ри-че-ских сти-лях в Гар-ден-ди-ст-рикт, или Са-до-вом р-не). На по-бе-ре-жье оз. Понт-чар-трейн вы-хо-дит Городской парк (ос-но-ван в 1854 году; пл. 526 га), где на-хо-дит-ся Му-зей ис-кусств (зда-ние в сти-ле не-оклас-си-циз-ма, 1911 год, арх. С. Маркс) с при-мы-каю-щим са-дом скульп-тур Бест-хофф (2003 год).

В аг-ло-ме-ра-ции Нового Орелана пре-об-ла-да-ет ти-по-вая ма-ло-этаж-ная жи-лая за-строй-ка с мно-го-численными транс-порт-но-ло-ги-стическими объ-ек-та-ми и про-мзо-на-ми; на не-за-стро-ен-ных уча-ст-ках вдоль р. Мис-си-си-пи - оро-шае-мое зем-ле-де-лие.

Круп-ный центр нау-ки (ок. 50 научно-исследовательских уч-ре-ж-де-ний), об-ра-зо-ва-ния (11 ву-зов, ок. 50 тыс. сту-ден-тов) и куль-ту-ры. Ве-ду-щие ву-зы - Ту-лейн-ский университет (ос-но-ван в 1834 гоуд как медицинский кол-ледж, совр. ста-тус с 1884 года; 12,6 тыс. сту-ден-тов, не-го-су-дар-ств.), Университет Дил-лар-да (1869 год, не-го-су-дар-ст-вен-ный), Ие-зу-ит-ский университет И. Лой-о-лы (1904 год, современный ста-тус с 1912 года), ка-то-лический Луи-зи-анский университет Св. Фран-ци-ска Кса-ве-рия (1915 год), Юж-ный университет (1956 год), Университет Нового Орлеана (1958 год; един-ст-вен-ный университет США с пре-об-ла-да-ни-ем сту-ден-тов-аф-роа-ме-ри-кан-цев), Центр медицинских на-ук Университета шта-та Луизиа-на (1931 год), Дел-га-до-ком-мь-ю-ни-ти-кол-ледж (1921 год) и др. Пуб-лич-ная библиотека (1843 год). Му-зеи: Луи-зи-ан-ский му-зей Гражданскойвой-ны (ме-мо-ри-аль-ный зал Кон-фе-де-ра-ции; 1891 год), шта-та Луи-зиана (1906 год), ис-кусств (1911 год), фар-ма-цев-ти-че-ский (1950 год), кол-дов-ст-ва (1972 год), Аф-ро-аме-ри-кан-ский, Национальный му-зей Второй ми-ро-вой вой-ны и др. Ис-то-рическая кол-лек-ция Нового Орлеана (1966 год), Центр современного искусства (1976 год). Те-ат-ры: Ма-лый (1916 год), «Дель-та фес-ти-вал бал-ле» (1969 год).

Новый Орлеан счи-та-ет-ся ро-ди-ной джа-за. В честь Л. Арм-ст-рон-га, од-но-го из ос-но-ва-те-лей тра-диционного джа-за, на-зван Арм-ст-ронг-парк. Луи-зи-ан-ский фи-лар-мо-нический ор-кестр (1991 год). На сце-не «Те-ат-ра ис-пол-ни-тель-ских ис-кусств Ма-ха-лии Джек-сон» (1973 год) про-во-дят-ся пред-став-ле-ния мю-зик-лов, опер, сим-фо-нические и джа-зо-вые кон-цер-ты и др. Еже-год-ные фес-ти-ва-ли: ме-ж-ду-народный джа-зо-вый «Джаз-Фест» (New Orleans Jazz & Heritage Festival; с 1970 года), аф-ро-а-ме-ри-кан-ской му-зы-ки «Эс-сенс» (по назв. од-но-им. жур-на-ла; с 1995 года), джа-зо-вой, нар. и тра-диционной му-зы-ки «Фран-цуз-ский квар-тал» (с 1984 года).

Еже-год-но про-во-дят-ся: кар-на-вал Мар-ди Гра (с XVIII века), фес-ти-валь «Ву-ду», литературный фес-ти-валь «Тен-нес-си Уиль-ямс». Новой Орлеан - ме-сто съё-мок мно-го-численных ки-но-филь-мов (за го-ро-дом за-кре-пи-лось не-официальное название «Юж-ный Гол-ли-вуд»). Городской зоо-парк.

Круп-ный спор-тив-ный центр. Наи-бо-лее из-вест-ные профессиональные клу-бы: «Нью-Ор-ле-анс Сентс» (американский фут-бол), «Нью-Ор-ле-анс Хор-нетс» (бас-кет-бол), «Нью-Ор-ле-анс Зе-фирс» (бейс-бол). Со-стя-за-ния про-во-дят-ся на ста-дио-нах «Мер-се-дес-Бенц Сью-пер-до-ум» (до 2011 года «Луи-зиа-на Сью-пер-до-ум»; 76,5 тыс. мест; круп-ней-ший в ми-ре кры-тый ста-ди-он) и «Нью-Ор-ле-анс Аре-на» (св. 18 тыс. мест). Сре-ди круп-ней-ших со-стя-за-ний, тра-ди-ци-он-но про-во-дящих-ся в Новом Орлеане, тур-ни-ры по голь-фу «Цю-рих-Клас-сик», вхо-дя-щие в чем-пио-нат ПГА (Ас-со-циа-ции проф. голь-фи-стов), ре-шаю-щие со-стя-за-ния сту-ден-че-ских ко-манд по бас-кет-бо-лу (фи-нал че-ты-рёх Национальной сту-ден-че-ской спор-тив-ной ас-со-циа-ции) и по американскому фут-бо-лу (Шу-гар Бо-ул) и мн. др.

Сре-ди других круп-ных го-ро-дов США Нового Орлеана вы-де-ля-ет-ся раз-но-об-ра-зи-ем язы-ков: ши-ро-ко рас-про-стра-не-ны французский язык, диа-лект его ка-над-ско-го ва-ри-ан-та, на ко-то-ром го-во-рят фран-ко-ка-над-цы, им-миг-ри-ро-вав-шие сю-да из пров. Ака-дия (совр. Но-вая Шот-лан-дия; их в Луи-зиа-не на-зы-ва-ют кад-жу-на-ми), и луи-зи-ан-ский кре-оль-ский язык, сло-жив-ший-ся в сре-де гаи-тян-ских нег-ров. Куль-тур-ное и эт-ническое мно-го-об-ра-зие про-яв-ля-ет-ся так-же в об-лас-ти гас-тро-но-мической тра-ди-ций (мно-го-численные блю-да из мо-ре-про-дук-тов, ово-щей и др.) и улич-ных празд-ни-ков.

Ве-ду-щая от-расль эко-но-ми-ки аг-ло-ме-ра-ции Нового Орлеана - сфе-ра ус-луг (за-ня-то около 85% ра-бо-таю-щих, соз-да-ёт-ся около 66% ВРП, 2009 год); в об-ра-ба-ты-ваю-щей промышленности за-ня-то 5% (20% ВРП), в строи-тель-ст-ве 7% (4%), до-бы-ваю-щей промышленности, сельском хозяйстве и ры-бо-лов-ст-ве 3% (10%). Основного сек-то-ра сфе-ры ус-луг: транс-порт-но-ло-ги-сти-че-ский (гл. обр. об-слу-жи-ва-ние пор-то-во-го хо-зяй-ст-ва) и ту-ри-стический биз-нес.

Пор-то-вый ком-плекс Луи-зиа-ны - один из круп-ней-ших в ми-ре (об-щий гру-зо-обо-рот 364,2 млн. т в год, 2010 год), главный ин-тер-мо-даль-ный порт США (осу-ще-ст-в-ля-ет пол-ный на-бор ус-луг по транс-пор-ти-ров-ке и даль-ней-шей ком-плекс-ной об-ра-бот-ке сме-шан-ных гру-зов). В его со-ста-ве - порт Нового Орлеана (гру-зо-обо-рот 72,4 млн. т; 2010 год), порт Южной Луи-зиа-ны (236,3 млн. т, са-мый круп-ный в стра-не; рас-по-ло-жен ме-ж-ду Новыйм Орлеаном и Ба-тон-Ру-жем; около 70% гру-зо-обо-ро-та при-хо-дит-ся на сы-рую нефть) и порт Ба-тон-Ру-жа (55,5 млн. т). Новый Орлеан - один из главный пор-тов стра-ны по вво-зу сы-рой неф-ти (ок. 20% гру-зо-обо-ро-та), ста-ли, ко-фе, рас-тительных ма-сел и на-ту-раль-но-го кау-чу-ка, вы-во-зу зер-на и со-евых бо-бов. В пре-де-лах пор-та - один из са-мых длин-ных при-ча-лов в ми-ре (св. 3,2 км, спо-со-бен од-но-вре-мен-но при-нять 15 круп-ных мор. су-дов), ок. 3,4 км2 по-гру-зо- раз-гру-зоч-ных пло-ща-дей, около 1 км2 кры-тых склад-ских по-ме-ще-ний, 10 су-пер-мощ-ных хо-ло-диль-ни-ков (около 24,6 тыс. м2), 14 скла-дов (ок. 8,5 тыс. м2) для хра-не-ния ко-фе, кон-тей-нер-ный тер-ми-нал «На-по-ле-он» (мощ-ность св. 360 тыс. кон-тей-не-ров ДФЭ в год). Круп-ный кру-из-ный порт (еже-год-но свыше 700 тыс. пас-са-жи-ров); ре-гу-ляр-ные рей-сы в Мек-си-ку и стра-ны Ка-риб-ско-го бас-сей-на, экс-кур-сии по внутр. вод-ной сис-те-ме США. Круп-ный центр ту-риз-ма (8,3 млн. человек в 2010 году; рас-хо-ды ту-ри-стов оце-ни-ва-ют-ся в 5,3 млрд. долл. - около 2/5 до-хо-да городского бюд-же-та). Новый Орлеан - круп-ный центр де-ло-вых ус-луг (ад-ми-ни-ст-ра-тив-ных, юри-дических, фи-нан-со-вых, кон-сал-тин-го-вых и др.), а так-же об-ра-зо-ва-ния, здра-во-охра-не-ния и со-ци-аль-ной по-мо-щи. Боль-шое зна-че-ние име-ет об-слу-жи-ва-ние во-енных объ-ек-тов (в пре-де-лах аг-ло-ме-ра-ции Нового Орлеана - авиа-ба-за ВМС США и др.).

Новый Орлеан - круп-ный ор-га-ни-за-ци-он-ный центр до-бы-чи, хра-не-ния и пе-ре-ра-бот-ки неф-ти. Здесь ба-зи-ру-ют-ся от-де-ле-ния не-сколь-ких круп-ных неф-тя-ных ТНК («Ro-yal Dutch Shell», «Eni», «Chevron Corporation»), мно-го-числ. об-слу-жи-ваю-щие от-расль ком-па-нии («Petrotech», «New-park Resources», «Superior Energy Services», «Era Helicopters» и др.), Центр управ-ле-ния Стра-те-гич. неф-тя-ным ре-зер-вом США. Дей-ст-ву-ют НПЗ ком-па-ний «Valero Energy Corporation» (пос. Нор-ко), «ConocoPhillips» (пос. Белл-Часс), «ExxonMobil», «Murphy Oil USA», «Air Products and Chemicals» (пос. Шал-метт), «Marathon Petroleum Corporation» (пос. Гэ-ри-вилл), неф-те-хи-мич. ком-би-нат ком-па-нии «Dow Chemical Compa-ny» (пос. Хан-вилл), пред-при-ятие по про-изводству аг-ро-хи-ми-ка-тов «Monsanto Com-pany» (пос. Лу-линг). От Нового Орлеана про-ло-же-но несколько круп-ных неф-те-, неф-те-про-дук-то- и га-зо-про-во-дов.

Сре-ди от-рас-лей ма-ши-но-строе-ния вы-де-ля-ют-ся авиа-ра-кет-но-кос-мическая промышленность, су-до-строе-ние и су-до-ре-монт. В Новом Орлеане - пред-при-ятия ком-па-нии «Lockheed Martin» (с 1961 года; ком-плек-тую-щие де-та-ли для кос-мич. ко-раб-лей). Ну-ж-ды пор-та, ВМС и ар-мии США об-слу-жи-ва-ют ком-па-нии «Bollinger Shipyards» (про-изводство и ре-монт различных ти-пов су-дов и неф-тя-ных плат-форм), «Huntington Ingalls Industries» (пос. Эй-вон-дейл; вспо-мо-гательного во-енного су-да), «Textron Marine & Land Systems» (г. Слай-делл; ма-лые во-енные су-да, су-да- ам-фи-бии и бро-не-тех-ни-ка) и др. Пред-при-ятия цвет-ной ме-тал-лур-гии (вы-плав-ка пер-вич-но-го алю-ми-ния), пром-сти строй-ма-те-риа-лов (в т. ч. до-бы-ча стро-ит. кам-ня и гли-ны, про-из-во из-де-лий из стек-ла), по про-изводству сти-раль-ных ма-шин (за-вод ком-па-нии «Pellerin Milnor Corpo-ration», г. Кен-нер), оде-ж-ды, разл. про-дук-тов пи-та-ния, по-ли-гра-фич. про-дук-ции. В Новом Орлеане - круп-ней-ший в ми-ре центр по пер-вич-ной об-ра-бот-ке ко-фей-ных зё-рен («Silocaf of New Orleans») и их об-жар-ке (6 фаб-рик, в т. ч. «Folger Coffee Company»).

Близ го-ро-да - АЭС «Waterford» (пос. Кил-ло-на; мощ-ность 1218 МВт) и несколько круп-ных ТЭС. В ок-ре-ст-но-стях Нового Орлеана - ры-бо-лов-ст-во, фер-мы по раз-ве-де-нию ра-ков и уст-риц; вы-ра-щи-ва-ют рис, са-хар-ный тро-ст-ник, фрук-ты и ово-щи. За-по-вед-ни-ки - Байю-Со-важ, Жан-Ла-фитт и др.

Вот я и добрался до города Новый Орлеан — остались позади и Нью-Йорк , и Чикаго , и города американского Западного побережья , и потрясающие национальные парки штатов Юта , Аризона и Невада — пора, наконец, немного «сбавить обороты» и отдохнуть в крупнейшем городе штата Луизиана , известном своим легким отношением к жизни, чтобы затем с новыми силами рвануть в Майами и дальше по Восточному побережью США .

По приезду в Новый Орлеан меня ожидало небольшое приключение в мотеле, который я заранее забронировал на букинге. Дело в том, что в промежутке между бронированием и моим туда приездом случилось мне поменять свою кредитку. Отель накануне моего check-in попытался списать деньги за проживание и обломался. И, недолго думая, поселил кого-то в зарезервированный за мной номер, а мне по приезду была предложена самая убитая и убогая каморка из тех, что у них были незаняты. Само собой, случилась небольшая и немного матерная размолвка с персоналом мотеля и, в качестве компенсации понесенного мной «морального ущерба», мне было предложено поселиться в их sister-hotel более высокого класса за те же деньги. Короче говоря, все кончилось отлично, ибо первоначальный отель оказался откровенным бомжатником. Правда, впоследствии уборщица в новом отеле у меня полотенце подрезала, но злого умысла, думаю, в этом не было — просто оно тоже было белое и я повесил его в ванной сушиться. Ну она и решила, что его надо заменить — и унесла вместе с отельными полотенцами. Однако попытки его найти и вернуть успехом не увенчались..

…Следующим утром я отсыпался после своих автомобильных приключений в Долине Монументов , Гранд-Каньоне и Каньоне Антилопы , так что на прогулку по городу выполз уже ближе к обеду. Первое впечатление: город Новый Орлеан не зря зовут в Америке «беззаботным», мне он сразу очень понравился, витает в его воздухе какой-то правильный «витамин» — чем-то похоже на кубинскую Гавану, хоть и весьма отдаленно. Город такой же веселый и не по-американски раздолбайский, по крайней мере в районе знаменитого Французского квартала . Одним из самых известных прозвищ города Новый Орлеан является The Big Easy — «Биг Изи». Происхождение его точно неизвестно, однако, оно очень точно отражает особую расслабленную атмосферу города, беззаботность и легкость восприятия жизни.

Климат в Новом Орлеане тропический, в середине октября плюс 30, что неудивительно, ибо город расположен на широте Флориды, почти на берегу Мексиканского залива. После холодов на возвышенностях Аризоны и Юты было очень приятно бродить в шортах и греться на солнышке. Бросается в глаза обилие подвыпивших граждан с бутылками в руках (Новый Орлеан является одним из немногих городов в Америке, где открытое употребление спиртного на улицах ненаказуемо). Кроме того, неоднократно чувствовался отчетливый запах травки.

Кроме алкоголя, Новый Орлеан — это город джаза , карнавала Марди Гра (Mardi Gras — «Жирный Вторник» или, по нашему, Масленница) и негров : согласно статистике, по состоянию на 2013 год афроамериканцы составляли 58,9% от общего числа жителей. Сразу после урагана Катрина специалисты-демографы предсказывали драматические изменения структуры населения города: по их данным, после устранения последствий стихии лишь 30% эвакуированных вернулись в Новый Орлеан; львиную долю тех, кто вернулся, составляют обеспеченные белые — у негров просто нет денег, чтобы начать все заново и они вынуждены жить там, куда их эвакуировали власти. Но пока визуально черных в Новом Орлеане гораздо больше, чем в тех городах США, где я был до этого — но данный факт скорее добавляет экзотики, ощущения пофигизма и легкого восприятия жизни, чем доставляет какие-то проблемы и неудобства. Негры здесь очень расслабленные, добродушные и приветливые — пару раз, правда, кто-то подходил ко мне и начинал театрально втирать о своей тяжелой жизни в надежде получить за свой рассказ пару долларов.

Но все же, как и во многих других местах Америки, в Новом Орлеане желательно проявлять разумную осторожность — город считается довольно криминальным и по мере удаления от центра города районы быстро превращаются в гетто. Без явной необходимости лучше не забредать в пригороды Мартиньи и Байуотер, в южную часть Мэгезин-стрит, за Лорел-стрит (Laurel St) и на север от Рэмпарт-стрит (Лейксайд) . Но и параноиком становиться тоже не нужно — по полицейской статистике, абсолютное большинство преступлений происходит среди тех, кто ранее был знаком между собой. Самое главное: не бродить с дорогой зеркалкой по трущобам и не пересчитывать стодолларовые купюры при свете одинокого фонаря. В принципе, во все вышеперечисленные небезопасные места лезть совершенно не обязательно — смотреть там особо нечего, все самое интересное в Новом Орлеане сконцентрировано внутри так называемого «старого каре» (Vieux Carre), сердцем которого, в свою очередь, является всемирно известный Французский квартал .

Французский квартал Нового Орлеана:

Знаменитая Бурбон-стрит (Bourbon street), главная улица и смысловой центр:

Дома с чугунными балконами – наряду с уникальной атмосферой, символ Нового Орлеана:



Бурбон-стрит Нового Орлеана — это обилие кафе, баров, стрип-клубов и веселящегося народа. Проституция в штате Луизиане, как и в большинстве прочих штатов, официально запрещена, о чем неоднократно напоминают объявления в отелях и прочих публичных местах (с перечислением кар за нарушение этого закона). Несмотря на запрет, это явление здесь явно процветает.


Еще интереснее Бурбон-стрит выглядит вечером и ночью, когда открываются салуны, джаз-кафе, стриптиз-клубы и просто кабаки, а сама она заполняется подвыпившим веселым народом.







Южнее разгульно-злачной Бурбон-стрит параллельно ей идет Рояль (Royal), улица художественных галерей и уличных музыкантов:


Для того, чтобы настроиться на правильную волну, даже трезвеннику нужно пройтись по аутентичным питейным заведениям Французского квартала. Большинство баров открыто каждый день, обычно с полудня и до десяти вечера, а многие открыты и всю ночь. Если играет живая музыка, могут попросить дополнительную плату за посещение. Несмотря на некоторый алкогольный либерализм, законы штата Луизиана все же не приветствуют распитие спиртного на улицах, поэтому во всех барах раздают пластиковые походные стаканы тем посетителям, кто желает продолжить свою прогулку по злачным и питейным местам.

Если у вас крепкие нервы и вы несуеверны, рекомендую посетить Музей истории вуду , расположенный на Бурбон-стрит, между улицами Dumaine и St. Ann.

Помимо Бурбон-стрит, еще одним «центром притяжения» во Французском квартале является Джексон-сквер (Jackson Square) на южной окраине, между улицей Chartres и набережной Миссисипи, где особо высока концентрация уличных музыкантов, художников и гадалок на картах Таро. К северу от сквера возвышается базилика Сент-Луи :

Памятник основателю города Новый Орлеан (Нувель Орлеан) Жану Батисту ле Муан де Бьенвиллю:

Француз выбрал очень удачное место для нового города: уже к началу американской Гражданской войны Новый Орлеан замыкал четверку крупнейших портов мира.

Основная жизнь во Французском квартале города Новый Орлеан сосредоточена между улицей Канал (Canal) на западе, улицей Дофин (Dauphine) на севере, улицей Орлеан (Orleans) на востоке и улицей Декатур (Decatur) на юге. Южнее Decatur идет набежная Миссисипи , а между улицей Декатур и набережной проходит одна из линий старинного трамвая — еще одной достопримечательности Нового Орлеана.

Этот вид городского транспорта был прославлен в пьесе Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание»» . Сесть на трамвай можно на остановке, расположенной около бывшего канала Каронделе и по авеню Святого Карла проехать через Парковый квартал — буржуазную часть Нового Орлеана. Именно здесь разбогатевшие на торговле сахаром «новые американцы» возводили себе жилища, тогда как креолы и прочие горожане победнее селились в Старом квартале. До наших дней сохранились просторные усадьбы, окруженные парками с пальмами, дубами и магнолиями, особо красивые здания эпохи «сахарных королей Луизианы» можно видеть на улице Пританея. Парковый квартал расположен юго-западнее Французского и окаймлен Складской улицей и тремя авеню: Луизианы, Святого Карла и Джексона.

Гуляя по Новому Орлеану, никаких напоминаний о нашумевшем урагане Катрина я тут не обнаружил — по крайней мере, в центре города. Так как Новый Орлеан с трех сторон окружен водой (Мексиканский залив, река Миссисипи, озеро Пончартрейн) и к тому же большая его часть находится ниже или на уровне моря, то со времен основания французским колонистами знаменитые карибские ураганы являются постоянной «головной болью» для жителей и властей. В 2005 году Новый Орлеан испытал мини-апокалипсис, когда во время урагана Катрина, повредившего защитные дамбы, было затоплено около 80% города. Но, к счастью, Французский и Парковый кварталы, а также другие части старого центра города, расположенные на возвышенности, от стихии не пострадали. А раз уцелел Французский квартал — значит, и с самим Новым Орлеаном все в порядке — и в 2006 году одну из карнавальных тележек на Mardi Gras украшала надпись: «Привет, Катрина, вечеринка начинается!».

Еще одно впечатление от Нового Орлеана: тут вкусно кормят! Что неудивительно, ибо город был основан известными гурманами — французами. Смешение французской кухни с негритянскими и местными мотивами подарили миру очень самобытную и интересную креольскую кухню — и для знакомства с ней город Новый Орлеан является одним из самых подходящих мест. По крайней мере, после прочей Америки с ее тотальным засильем гамбургеров, хот-догов и сендвичей, Новый Орлеан это просто «праздник какой-то» — как говорил Карабас-Барабас. В этом смысле могу порекомендовать попробовать крабовый пирог в кафешке на Французском рынке (French Market) недалеко от набережной Миссисипи и черепаховый суп (хотя супчик весьма на любителя):

Кроме того, на креольскую кухню оказали влияние кулинарные традиции каюнов – выходцев из Канады, которые, по мнению креолов, употребляют в пищу все, что плавает, летает и стоит на ножках – кроме кораблей, самолетов и стульев. Знатоки местного кулинарного искусства рекомендуют отведать джамбалайю (jambalaya) – это креольский вариант паэльи и гамбо (gumbo) – овощное рагу со стручками бамии. В общем случае, блюдо креольской кухни тем вкуснее, чем труднее идентифицировать его ингредиенты.

Также можно посидеть в круглосуточном кафе «Дю Мон» (Cafe du Monde), расположенном на самой настоящей французской террасе и потчующем посетителей самым настоящим заварным кофе (а не эспрессо, разбавленным кипяточком — этот гастрономический казус очень распространен в Америке, а в Европе он так и называется: американо) и бенье - оладьями квадратной формы, посыпанными сахарной пудрой. Вообще, Французский рынок и сам по себе место колоритное и заслуживающее внимания: обычный крытый сельскохозяйственный базарчик удачно дополняется лавками, магазинчиками и летними ресторанами, в которых звучит непременный ново-орлеанский джаз.


Кроме Французского квартала, к достопримечательностям города Новый Орлеан можно отнести набережную Миссисипи с ее памятником иммигрантам:


…После прогулки по Французскому кварталу Нового Орлеана я купил билет на двухчасовую прогулку по Миссисипи на аутентичном колесном пароходе Natchez на следующий день (27,5 долларов, отходит дважды в день, в 11:30 и 14:30). Если брать прогулку на пароходике с ланчем, то получится 38,50 баксов.

Что еще посмотреть в Новом Орлеане и его окрестностях

Вспоминаем Марка Твена: по Миссисипи на колесном пароходе. Утром я доехал на автобусе до пересечения улиц Canal и Basin, а оттуда пешочком через Французский квартал добежал до пристани парохода Natchez (находится в конце улицы Тулуз). В 11:30 пароходик отчалил и два часа катал отдыхающих по символу американского Юга: великой реке Миссисипи, сначала на восток, в сторону Мексиканского залива и морского порта, а затем обратно к городу. Мои впечатления: без особого восторга. То есть сам пароход, конечно, интересный и даже в машинное отделение можно было зайти (говорят, что корабельный колокол отлит из 150 серебряных долларов, что и является залогом его «чистейшего звучания»), но вот пейзажи по обоим берегам Миссисипи во время прогулки несколько разочаровали. Что-то достойное фотоаппарата было только в самом конце, когда проплывали мимо даунтауна Нового Орлеана и мимо конкурента Natchez — парохода Creole Queen:



Все остальное время по берегам Миссисипи доминировал унылый индустриальный пейзаж — доки, склады, нефтебаза…


Про нефтебазу экскурсовод по корабельному радио вещал с гордостью: дескать, Луизиана вообще и город Новый Орлеан в частности это очень индустриально развитые места, сколько там куется ВВП и прочая подобная фигня. Лично мне это было бы интересно, если бы я туда приехал работу искать. А как туристу нефтебаза мне только окрестный вид портила. В общем, по моему мнению, времени и денег прогулка на колесном пароходе по Миссисипи не сто ит, если только вы ну все уже посмотрели в самом городе Новый Орлеан и вам уж ну совсем нечего в нем делать.

Если же вы являетесь любителем длительных речных путешествий, то в Новом Орлеане есть возможность приобрести тур по Миссисипи на десять дней — с остановками по пути следования на Средний Запад в городах Мемфис и Натчез и конечной точкой в городе в Сент-Луис (штат Миссури).

Экскурсия в луизианские болота

Сойдя с парохода на берег, я решил несколько подправить сложившееся впечатление и, дойдя до улицы Канал, приобрел там со скидкой Swamp tour — экскурсию в заболоченную местность, простирающуюся между Новым Орлеаном и Мексиканским заливом. В ее уникальной экосистеме обитают аллигаторы, пеликаны и прочая интересная живность. Цена тура в уличном агентстве была 52 бакса, я купил со скидкой за 45. Вот эту экскурсию я смело могу порекомендовать всем, кому интересна природа и wildlife. Сначала минут сорок нас везли на автобусе в некий заповедник, потом погрузили в большой катер и часа полтора катали по рекам и речушкам в этой болотистой местности:


По дороге видели аллигаторов — они подплывали совсем близко к катеру и экскурсовод кормил их какими-то специальными сахарными пряниками.


По его словам, аллигаторы — это очень миролюбивые существа и, чтобы они на вас напали, вам надо сильно их чем-то «достать».

Знаменитые местные пеликаны (чем конкретно они знамениты я не знаю, но из них сделали чуть ли не эмблему штата Луизиана):


Мне лично эта вторая экскурсия понравилась намного больше прогулки на колесном пароходе по Миссисипи — но тут уж на вкус и цвет..

Последний писк женской моды города Новый Орлеан: дама в кепке «а-ля Глеб Жеглов»

— мне такие за несколько дней в городе встречались часто:-) к слову, мужиков в кепках не видел ни разу.

Как добраться до Нового Орлеана

На самолете: прямых рейсов между российскими городами и Новым Орлеаном в настоящее время нет, так что лететь придется минимум с одной пересадкой — в Нью-Йорке или в каком-то из европейских хабов; минимальная цена билета в оба конца (две пересадки) — примерно 600$.

Для поиска авиабилетов в Лас-Вегас можно использовать эту поисковую форму:

На поезде: из крупнейших городов США до Нового Орлеана можно доехать на поезде компании Amtrak (1001 Loyola avenue), расписание и цены можно узнать на сайте www.amtrak.com.

На автобусе: Новый Орлеан с прочими городами США связан сетью маршрутов компании Greyhound. Автобусы прибывают и отправляются от вокзала, расположенного по адресу 1001 Loyola avenue. Уточнить расписание и приобрести билеты можно на сайте www.greyhound.com.

Как добраться из аэропорта Нового Орлеана в центр города

Главный аэропорт региона — международный аэропорт имени Луи Армстронга Louis Armstrong International Airport (www.flymsy.com) расположен в пригороде Кеннер (Kenner), добраться из аэропорта до города можно на рейсовом автобусе Е2, билет стоит 2 доллара, остановка расположена рядом с выходом 7 из аэропорта на втором (верхнем) уровне — рядом со стойкой регистрации Delta Airways. По пути автобус останавливается на Эйрлайн-Хайвей (Highway 61), конечная остановка — на Тулейн и Лойола-авеню . После 19.00 автобус едет только до Тулейн и Кэрролтон-авеню в Мид-Сити. Стоимость поездки в центр города на такси составляет $35-40 за одного или двух пассажиров, еще $15 за каждого дополнительного пассажира.

Лайфхак: как я экономлю на отелях и страховке

Помимо традиционных и всем хорошо известных инструментов – таких как Booking или Hotellook, в последнее время появились новые онлайн-сервисы, сильно облегчающие жизнь путешественнику и приятно берегущие толщину его кошелька. Одним из них – Roomguru – я постоянно пользуюсь сам и рекомендую всем друзьям и знакомым. Данный сервис сравнивает цены на объект сразу в 30 системах бронирования, и предлагает вам наиболее интересные варианты. Кроме того, он отслеживает скидки и спецпредложения.

Что касается хорошей работающей туристической страховки, то ее и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать то, что лучше всего подходит именно вам:

Еще статьи о США:

Топ 10 достопримечательностей Нового Орлеана

1. Французский квартал (French Quarter)

Французский квартал Нового Орлеана является тем самым туристическим магнитом, который привлекает туристов со всех концов мира. Застроенный вдоль изгиба реки Миссисипи, Французский квартал является также главной исторической достопримечательностью Нового Орлеана и все благодаря своей хорошо сохранившийся колониальной архитектуре. Старые здания, некоторые из которых датируются 17-м веком, показывают французское влияние в архитектуре на американском континенте, с аркадами, коваными балконами, красными черепичными крышами и живописными двориками. Во многих зданиях теперь находятся гостиницы, рестораны, сувенирные магазины и художественные галереи.

Официальный сайт: http://www.mardigrasneworleans.com

2. Национальный музей Второй мировой войны (National WWII Museum)

Национальный музей Второй мировой войны - это выдающийся военно - исторический музей , который в интересной интерактивной форме рассказывает историю Второй Мировой Войны, с привлечением экспонатов, образцов вооружения и исторических документов . Основанный в 2000 году, он был назначен Конгрессом США в качестве официального музея Америки по тематике Второй мировой войны, его поддерживает Смитсоновский институт.

Музей разделен на три секции, первая секция посвящена войне на Тихом океане, вторая посвящена войне на европейском театре военных действий, а в третьей секции представлены самолеты военного времени. Музей расположен в центральном деловом районе Нового Орлеана на Эндрю Хиггинс Драйв.

Официальный сайт: http://www.nationalww2museum.org


3. Презервейшн Холл (Preservation Hall)

Презервейшн Холл настоящая жемчужина в обзорной экскурсии по Новому Орлеану и одна из самых атмосферных достопримечательностей города. В этом, с виду непрезентабельном здании, за обшарпанными дверями творилось настоящее чудо, которое вылилось в великолепную музыку - джаз, родиной которого является Новый Орлеан. Если вы любитель музыки, а тем более джаза, то это место обязательно для посещения.


4. Джексон-сквер (Jackson Square)

Джексон-сквер - исторический парк в самом сердце французского квартала в Новом Орлеане . В центре площади, окруженный деревьями и зеленью, возвышается конная статуя генерала Эндрю Джексона поставленная на постамент в 1856 году. Над парком доминирует красивое здание собора Сен-Луи, с белым фасадом и конусообразными шпилями. Также в непосредственной близости от кафедрального собора находятся государственные музеи Луизиана.


5. Кабильдо (Сabildo new orleans)

Кабильдо, что значит совет, является Ратушой Нового Орлеана. Ратуша расположена слева от собора Сент-Луис, перед сквером Джексона. Она была построен в 1795 году в качестве резиденции испанского губернатора. Примечательно, как историческое здание для музея и его выдающейся коллекции. Первый городской совет собрался здесь в 1799 году, потом в нем располагался Верховный Суд Луизианы, но сегодня в Кабильдо находится Государственный музей Луизианы. Коллекция музея в основном посвящена истории Нового Орлеана и Луизианы. Ратуша занесена в Национальный регистр исторических мест.


6. Городской парк (City Park)

Городской парк Нового Орлеана охватывает более 1300 гектаров и содержит множество любопытных туристических достопримечательностей, включая Ботанический сад, Музей искусств Нового Орлеана и сад скульптур. Особый интерес для детей представляет парк Каруселей, сад аттракционов, "стори-ленд" и водный парк. Также на территории парка находятся теннисные корты и 18-луночное поле для гольфа. Изюминкой парка является дубовая роща в которой некоторым деревьям более 800 лет.


7. Натчез (Steamboat Natchez)

По настоящему интересным впечатлением может стать круиз на колесном пароходе - Натчез, именно такие колесные пароходы ходили по Миссисипи в 17-18-х веках. Круиз на пароходе - это прекрасный способ познакомиться с рекой Миссисипи и уникальная возможность взглянуть на Новый Орлеан под другим углом, а для фотографов, возможность снять панорамный вид города. Круиз по реке занимает два часа, во время которого все время будет играть живой джаз-бенд и представлен "шведский стол".


8. Марди Гра (Mardi Gras)

Новый Орлеан славится на весь мир своими пышным празднованием - Марди Гра, карнавал привлекает людей со всего мира, которые приезжают сюда, чтобы насладиться празднествами. Во время экскурсии вы можете побывать за кулисами этого праздника и увидеть как делаются известные на весь мир куклы. Зайти в ангары Блейна Керн студиос, являющейся одной из ведущих производителей больших кукол в мире и активно участвующей в параде Марди Гра в Новом Орлеане каждый год. Посетители смогут увидеть скульптурный реквизит, огромные куклы, экстравагантные костюмы и всевозможные фигуры.


9. Новоорлеанский музей искусств (New Orleans Museum of Art)

В южной части Городского парка находится здание Новоорлеанского музея искусств, музей один из лучших в своем роде на юге. Музей имеет отличную коллекцию французского и американского искусства, а также довольно приличную африканского и японского. Постоянная экспозиция музея представляет более 40 000 объектов, от итальянского Возрождения до современной эпохи.

Музей известен своей коллекцией европейских и американских работ, включая работы Дега, Моне, Ренуара, Пикассо, Матисса, Писсарро, Родена, Гогена, Браком, Дюфи, Миро, Джексона Поллока, Мэри Кассат и Джорджия О"Киф. В музее представлены всеобъемлющий обзор французского искусства, в том числе несколько важных произведений французского импрессиониста Эдгара Дега, который жил с семьей своей матери в Новом Орлеане между 1871 и 1872 годами.


10. Аквариум Северной и Южной Америки (Aquarium of the Americas)

Вдоль набережной в центре города, в нескольких минутах ходьбы от французского квартала, находится один из самых больших океанариумов в Северной Америке - Аквариум Северной и Южной Америки. Он фокусируется на биологических видах, обитающих в Северной, Центральной и Южной Америке.


New Orleans — Город Новый Орлеан

Город на юге США, в штате Луизиана, расположенный на реке Миссисипи, в месте ее впадения в Мексиканский Залив. Новый Орлеан входит в 50 крупнейших городов США, и является крупным туристическим центром страны, известным прежде всего своей мультинациональной культурой, французской архитектурой, креольской кухней и считается всемирно признанной родиной джаза.

Первыми европейскими колонистами достигшими здешних мест были испанцы, которые высадились в здешних местах в 16 веке. После земли были отбиты французами, которые и основали в начале 1700-х годов порт Новый Орлеан.

В 2005-м году Новый Орлеан подвергся самому разрушительному урагану в истории США «Катрина». В результате катаклизма погибли почти 2 тыс. жителей, около 80 % площади города оказалось под водой

На тот момент в городе проживало около 10 тыс. человек, большнство из которых были выходцами из европы, остальная же часть — африканские рабы.

После выкупа города Соединенными Штатами город пережил экономической бум, в слдствие которого к середине 1800-х годов население составляло уже порядка 25 тыс. человек.

В следствии влияния множества культур — французской, испанской и американской в городе сложился неповтримый характер, отражающийся сегодня в его архитектуре, кухне и многих других сферах жизни.

Население Нового Орлеана является потомками чернокожих и белых европейцев, многие из которых являются метисами этих двух рас и называют себя креолами.

Значительная часть Нового Орлеана, около 40% расположена ниже уровня моря, что обусловливает его подверженность наводнениям, а расположение города близ Мексиканского Залива (месте слияния холодных и теплых масс воздуха с американского континента) делает его чайствой жертвое ураганов.

Сочетание этих двух природных стихий, произошедшее 28 августа 2005 года, когда город накрыл сильнейший ураган Катрина и произошедшее вследствии него наводнение, практически полностью уничтожило прибрежные районы города, тогда под водой оказалось более 80% площади города и погибли 1836 его жителей.

После самого сильного за всю историю города урагана, многие жители города приняли решеине о переезде в менее подверженные затоплению соседние города или штаты, вседствии чего, в течение 2006 — 2007 годах население города сократилось на 40%.

Я вернулся в Новый Орлеан, и как только я почувствовал его запах, я понял, что вернулся домой. Он был богатым, почти сладким, как запах жасмина и роз вокруг нашего старого сада.

— Энн Райс (Интервью с вампиром)

Новый Орлеан считается городом-родиной джаза, именно здесь родился, жил и творил величайший музыкант Луи Армстронг, именно в честь него назван международный аэропорт города.

Сегодня Новый Орлеан является местом проведения ежегодного, мирового джазового фестиваля. А на улицах города, в пределах его исторической части, именуемой вы сможете встретить уличных музыкантов и джазовые бенды практически на каждом перекрестке. Город так же считается столицей субкультуры хиппи.

Именно разнообразие и удивительное переплетение культур делает Новый Орлеан привлекательным местом для миллионов туристов посещающих этот город на протяжении многих лет.

Самый высокий туристический сезон Нового Орлеана приходится на февраль — время проведения ежегодного (Mardi Gras), проводящигося перед началом Великого Поста у католиков всего мира.

Карнавал представляет собой красочное, праздничное, костюмированное шествие проходящие вдоль всего города и достигающее своего апогея в самой старой части города — Французском Квартале.

Во время шествия кроме двигающейся толпы людей вдоль всего пути так же едут пышно украшенные лошадиные повозки, с которых танцующие пассажиры разбрасывают конфети и подарки, для стоящих вдоль карнавального шествия зрителям, обычно это яркие пластиковые бусы, являющиеся сегодня в США символом этого города. Это действо ежегодно собирает в Новом Орлеане около миллиона туристов!

Главные, туристические достопримечательности Нового Орлеана сконцентрированы в районе Французского Квартала. Так две известнейшие улицы города и , а так же главный католический храм города — , расположены именно здесь.

Последствия урагана "Катрина", пронесшегося над южными штатами США, оказались гораздо более катастрофическими, чем казалось сразу после того, как стих ветер. Спустя три дня стало понятно, что для крупнейшего города Луизианы, Нового Орлеана, все самое плохое впереди. Лишенный электричества город почти полностью затопило водой. По словам властей, жители смогут вернуться в свои дома не раньше, чем через два месяца.

Ураган "Катрина" стал для американцев одной из худших природных катастроф в их национальной истории. Оценив масштабы бедствия с высоты 500 метров по пути в Вашингтон из Техаса, прервавший отпуск президент Буш не стал скрывать, что восстановление региона займет не месяцы, а годы. Для срочной же помощи пострадавшим штатам Луизиана и Миссисипи президент распорядился выделить средства из чрезвычайного фонда.

Точное количество жертв урагана пока не берется прогнозировать никто. Как в Миссисипи, где стоят полностью затопленными и разрушенными несколько прибрежных городов, так и в Луизиане. Мэр Нового Орлеана Рэй Нэджин (Ray Nagin) считает, что число жертв исчисляется "как минимум сотнями, но, вероятнее всего, тысячами".

Эксперты не исключают, что расходы на ликвидацию ущерба, нанесенного ураганом, будут не только сравнимы, но и превысят средства, потраченные после теракта 11 сентября в Нью-Йорке. По мнению Джеймса Ли Уитта (James Lee Witt), руководившего Федеральным агентством по управлению в чрезвычайных ситуациях при Билле Клинтоне, речь идет об "астрономических" суммах.

В водной ловушке

Мэр Нового Орлеана Рэй Нэджин в обращении к гражданам

Однако пока главной задачей властей является не подсчет колоссальных убытков, которые понесли Соединенные Штаты, а спасение оказавшихся в зоне бедствия людей. Администрации Нового Орлеана и штата Луизиана, Пентагон и Белый дом объединили усилия для того, чтобы вывезти из города до ста тысяч человек, обеспечить их едой, медикаментами и временным жильем, прекратить разграбление города мародерами и предотвратить распространение болезней. Чрезвычайное положение во всем штате было объявлено еще до прихода урагана, теперь же Новый Орлеан перевели на военное положение.

В настоящее время под водой находится 80 процентов Нового Орлеана. Именно этого больше всего боялись власти города, когда "Катрина" двинулась на Луизиану со стороны Мексиканского залива. Когда ураган прошел в стороне от Нового Орлеана, казалось, что затопления в таких масштабах удастся избежать. Однако система дамб, защищавшая расположенный ниже уровня моря город от Мексиканского залива, реки Миссисипи и озера Пончатрейн, была повреждена слишком сильно и не выдержала. Вода залила первые этажи высотных зданий, прочие дома полностью скрыты водой.

В том, что тотальной эвакуации не избежать, власти Нового Орлеана признались не сразу. Первоначально Рэй Нэджин осторожно говорил о том, что жители не смогут вернуться в свои дома в ближайшее время. Но лишь когда ситуация приняла катастрофический оборот, всем, кто еще этого не сделал, было рекомендовано покинуть Новый Орлеан. У администрации города не было выбора - инфраструктура была разрушена полностью и оставаться здесь стало крайне опасно.

Основная часть людей, ожидающих эвакуации, находится в крытом стадионе Superdome, - более 20 тысяч человек. Из них восемь тысяч провели здесь уже более трех суток - они укрылись от еще надвигающегося урагана. Остальные пришли после того, как начал подниматься уровень воды на улицах. Условия в здании стадиона крайне тяжелые, его системы жизнеобеспечения не рассчитаны на столь долгое пребывание большого количества людей. Для вывоза людей со спортивной арены власти выделили 300 автобусов, однако наземную эвакуацию пришлось прекратить, так как подъехать к стадионам мешали пожары. В настоящее время приостановлена и эвакуация по воздуху - решение об этом было принято после того, как один из военных вертолетов был обстрелян с земли мародерами.

Оказались в водной ловушке и граждане России, правда не на спортивной арене, а на крыше отеля на улице Грэвьер в центре города. Россиян в затопленной гостинице было 17 человек, все они прибыли в США из разных городов по программе Work and Travel. За спасение студентов взялось генеральное консульство России в Хьюстоне, которое установило связь с американскими спасательными службами. К утру 1 сентября стало известно, что все россияне были вывезены из Нового Орлеана в специальный центр приема пострадавших от бедствия. Правда позднее выяснилось, что в городе могло находиться до ста граждан РФ, в связи с чем российские дипломаты сейчас обсуждают с американской стороной план эвакуации остальных россиян. При этом США просят не вмешиваться в операцию российских спасателей, которые выразили готовность вылететь в зону бедствия в любой момент.

Гибель цивилизации

Одна из центральных проблем сейчас - опасность возникновения эпидемий. В залившую Новый Орлеан воду попали нечистоты из канализации, под водой находятся и тела погибших. По словам министра здравоохранения США Майкла Левитта (Michael Leavitt), власти опасаются распространения холеры, тифа и других тяжелых инфекционных заболеваний. Кроме того, увеличилась опасность вспышек тропической лихорадки и так называемой лихорадки Западного Нила, распостраняемых комарами.

Ситуацию усугубляет отсутствие электроснабжения во всем городе. Помимо того, что больницы не могут полноценно работать без энергии, власти волнует и возможность отравления угарным газом тех, кто использует автономные генераторы или собранные на скорую руку "печи". Также отсутствует и телефонная связь, не только стационарная, но и, по большей части, мобильная. Запасы пищи, питьевой воды и медикаментов подходят к концу.

На этом фоне Новый Орлеан захлестнула волна мародерства. Объединяясь в банды, люди грабят аптеки, больницы, офисы, не говоря уже о жилых домах, магазинах и отелях. Вооруженные группы нападают на фургоны, в том числе полицейские. В городе слышны выстрелы (сообщалось, что в одной из стычек был ранен в голову полицейский), возникают пожары.

Для борьбы с мародерством мэр города приказал полицейским переключиться на время со спасательной операции на охрану правопорядка. Военное положение позволяет представителям властей обращаться с мародерами без лишних формальностей. В помощь полицейским Пентагон направил в пострадавший регион дополнительные силы Национальной гвардии - в Новый Орлеан прибыли еще 10 тысяч человек в дополнение к находившимся там 11 тысячам. Губернатор штата Луизиана Кэтлин Бланко призналась, что действия мародеров приводят ее в ярость. "Мы сделаем все необходимое для того, чтобы вернуть закон и порядок в этот регион", - заявила она.

Если вернуть закон и порядок возможно за несколько дней, то на восстановление инфраструктуры и жилого фонда Нового Орлеана уйдет гораздо больше времени. Рэй Нэджин считает, что на ликвидацию последствия урагана потребуется от двух до четырех месяцев. Только тогда жители смогут вернуться в свой город, который пока, по его словам, "непригоден для жизни". Однако, если судить по фотографиям и репортажам с места событий, мнение мэра выглядит слишком оптимистичным - до момента, когда Новый Орлеан полностью отправится от пережитого, судя по всему, пройдет не один год.

Екатерина Рогожникова