Ферапонтов монастырь сообщение. Ферапонтов монастырь история. Ферапонтов монастырь в XVII веке

Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монастырь - бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия. В зданиях бывшего монастыря действует музей.

Расположение

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр - Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед - Кирилло-Белозерский монастырь.

Архитектура, живопись

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Собор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля - раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV-XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия - в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV-XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря - яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря - единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

История монастыря

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV-XVII веках.

Собор Рождества Богородицы и шатровая церковь. Вид с востока.

Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом.Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже - трапезную :156 . Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV-XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство :156 . Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение :156 . В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Сиверский идол

Сиверский идол

В музее Ферапонтового монастыря находится языческий славянский сиверский идол - символ плодородия и поклонения богу Роду или Яриле. Датируется IV-IX веками, высота - около 1 метра. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.

Ферапонтов монастырь и Русская православная церковь. Настоящее время

Проекты возобновления «монашеского жительства» на исторической территории монастыря существуют уже много лет. Однако искусствоведы не поддерживают такие начинания, считая, что это отрицательно скажется на сохранности фресок.

В настоящее время службы совершаются в надвратных церквях Ферапонтова монастыря, однако РПЦ рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием.

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий издал определение с 08 июля 2014 года образовать Православную религиозную организацию Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» с. Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Охранный статус

Монастырь является памятником истории и культуры федерального значения, а также единственным на территории Вологодской области памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей фресок Дионисия является филиалом ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента в 1997 году включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Известные деятели

  • Ферапонт Белозерский - основатель и 1-й игумен монастыря.
  • Мартиниан Белозерский - строитель, 2-й игумен монастыря.
  • Галактион Белозерский - блаженный, юродивый - местночтимый святой.
  • Дионисий - иконописец, расписавший стены и создавший иконостас собора Рождества Богородицы.
Ансамбль Ферапонтова монастыря

В Средние века Ферапонтов монастырь, расположенный в 20 километрах от Кириллова, между Паским и Бородаевским озерами, славился как обитель благочестия и просвещения. В наши дни он известен на весь мир благодаря уникальному архитектурному ансамблю и фрескам Дионисия, который создал целое художественное направление в древнерусской живописи. Здесь же находится Рождественский храм - самый древний из каменных храмов Русского Севера и единственное в России сооружение ХV века, в котором древние фрески сохранились нетронутыми. На площади около 600 м² размещено более 300 сюжетов. В 2000 году Ферапонтов монастырь внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.





1. Каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1490 год), прежде всего, знаменит росписями Дионисия.

2. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1534 год) строился на пожертвования царя Василия III в честь рождения наследника - будущего царя Ивана Грозного. Под этим храмом находится обширное помещение, в нем некогда размещались монастырские кухня и трапезная.

3. Церковь Мартиниана (1640 год) возведена над гробницей бывшего игумена и освящена в его честь.

4. Церкви над Святыми вратами - одна в честь Богоявления Господня (1649 год), другая - во имя преподобного Ферапонта - последние крупные каменные постройки в обители.

5. Казенная палата (ХVI век) - массивное двухэтажное здание под двускатной кровлей, расположенное справа от Святых врат.

6. Шатровая колокольня Ферапонтова монастыря. Дата ее постройки неизвестна, но по архитектурным формам она скорее может быть отнесена к ХVII столетию.


Небольшой Ферапонтов монастырь - одно из тех мест, которые навсегда остаются в памяти. Согласно церковному преданию, эта древняя обитель была основана после чудесного явления Богородицы иноку Симонова монастыря Кириллу. Тот поделился откровением с постриженником Ферапонтом, происходившим из боярского рода Поскочиных. Вместе они решили отправиться на берега Белого озера. Здесь иноки нашли холм, с трех сторон окруженный озерами. Кирилл узнал явленное ему в видении место и сказал: «Се покой мой в век века, здесь поселюсь, как изволила Пречистая». Путникам в то время уже исполнилось по 60 лет. Ферапонт недолго прожил на Белом озере, продолжив поиски молитвенного уединения. В 1398 году в живописном месте, на холме, меж двух озер выкопал он себе первую землянку. Скоро вокруг нее собралась небольшая община. Старец-игумен не только духовно наставлял братию, но и выполнял самые тяжелые послушания: колол дрова, носил воду. Упокоиться в основанной им обители преподобному Ферапонту не пришлось. По просьбе князя Андрея Михайловича он отправился в окрестности Можайска, чтобы основать Лужецкий монастырь. Там же с 1426 года покоятся его мощи.






Долго ученики Ферапонта ждали нового духовного наставника. Им стал Мартиниан, ученик Кирилла Белозерского. Глубоко образованный, талантливый переписчик Мартиниан собрал в монастыре, который он возглавлял четверть века, обширную для того времени библиотеку. Известен он и тем, что поддержал свергнутого с престола и ослепленного князя Василия Темного. Вернув себе московское княжество, тот в благодарность предложил Мартиниану игуменство в Троице-Сергиевой лавре.






При Мартиниане же перестроили деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенную в 1409 году. А каменной она стала уже при его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. По преданию, молодой князь Оболенский услышал на своем свадебном пиру от юродивого, протянувшего ему цветочный венок: «Вот тебе, Иванушка, архиерейская шапка». Вскоре молодая княгиня умерла при родах, а ее опечаленный супруг принял монашеский постриг в Ферапонтово под именем Иоасафа. Немалые средства он пожертвовал на главный храм монастыря - каменный Рождественский собор, строительство которого было завершено в 1490 году. А двенадцать лет спустя московский иконописец Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием расписали храм. Дионисий - крупнейший после Андрея Рублева художник Древней Руси. Его кисти принадлежали фрески в Пафнутиевом Боровском, Иосифо-Волоколамском, Павлово-Обнорском монастырях, но сегодня в неизменном виде они сохранились лишь в Ферапонтово.






Роспись Рождественского собора посвящена как земной жизни Матери Божьей, так и богословскому толкованию Ее образа. Например, в верхнем ярусе храма размещены аллегорические сцены из Акафиста Богоматери. Среди изображений вселенских святых появляются и образы Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, канонизированных незадолго до написания фресок.

Цвета фресок нежные, в колорите преобладают бледно-зеленые, светло-желтые и белые тона, вместо красного мастера использовали розовый цвет. Мягкая, спокойная композиция должна настраивать паству на молитвенный лад.






Подобно другим северным монастырям Ферапонтово служил и темницей для непокорных. Десять лет провел здесь в ссылке реформатор Никон, лишенный патриаршего сана. Бывший «Великий Государь всея Руси» сам построил себе келью. Когда опальному патриарху режим немного смягчили, он, желая оставить потомкам память о своих обидах, своими руками насыпал на дно озера крупных камней. На получившемся небольшом острове установил крест с надписью: «Сей Животворящий Крест Христов поставил смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, будучи в заточении за Слово Божие и за святую Церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме». Злопыхатели обвиняли опального иерарха, любившего проводить время на острове, в общении с диаволом. Якобы тот являлся к патриарху в образе змия и сообщал все, что говорилось про Никона в народе. Власти также противились лечению местных жителей, которые, прослышав о его даре целителя, толпами повалили в монастырь. По евангельской традиции Никон читал над ними молитвы и помазывал освященным маслом. Отвечая на обвинения, он свидетельствовал, что «от этого его лекарства милость Божия и исцеление многим людям бывало, а про то он не слыхал, чтоб от его лекарства кто умер». Однако следственным властям, посланным Собором 1676 года, велено было «все Никоновы лекарства, коренья, травы, водки, мази сжечь на огне и бросить в реку, чтоб от него ничего не осталось».






В следующем, XVIII столетии, монастырь постепенно приходил в упадок, а в конце и вовсе был закрыт по решению Синода. Известный писатель Андрей Николаевич Муравьев, посетивший Ферапонтово в середине ХIХ века, оставил о нем такие воспоминания: «Так величава наружность Ферапонтовой обители и так живописно ее местоположение, что нельзя не пожалеть о ее запустении».


«Вид Ферапонтова монастыря», литография с акварели Ф.Д. Иванова, 1809
На литографии XIX в. Ферапонтов монастырь изображен спустя 11 лет после закрытия.

Видимо, подобные мысли приходили в голову не только ему, и в декабре 1903 года было принято решение о возобновлении монашеской жизни в обители. На этот раз здесь открылся женский монастырь. Туда по благословению игумении Леушинского монастыря Таисии перебрались несколько сестер. Не успели инокини восстановить обитель, как наступили смутные революционные времена. В 1918 году настоятельницу Ферапонтова игуменью Серафиму расстреляли, но монастырь окончательно закрыли лишь в 1924-м.

Современный музей фресок Дионисия появился на территории монастыря в 1975 году, формально он является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Сегодня здесь ведется научно-исследовательская и просветительская работа. В то же время с лета 1990 года возобновились службы в небольшой надвратной церкви Богоявления, которую некогда отвели для молитв патриарху Никону.

По словам поэта Юрия Кублановского, «пока звонят колокола у Сергия Радонежского, в Кириллове, в Ферапонтове... хочется верить, что ферапонтовское „послание“ Дионисия, чудом до нас дошедшее, чудом нам возвращенное, не только наше прошлое, но и залог чаемого всеми нами русского возрождения».



Секрет мастера

У специалистов вызывает большой интерес удивительная сохранность цвета фресок Дионисия. Согласно одной из легенд, мастер собирал для их изготовления разноцветные камешки на берегу монастырского озера.

Этой легенде нашлось продолжение: якобы, когда в 1946 году началась реставрация Успенского собора Московского Кремля, Управление коменданта Московского Кремля отправило экспедицию по сбору красящих камней «для лучшего восстановления палитры художника Дионисия». Секретная экспедиция собрала в Ферапонтово более тонны камней и глины и доставила в Москву тоже в условиях повышенной секретности.


«Патриарх Никон с клиром», середина XIX в.

В 1666 г. на Московском церковном соборе патриарха Никона лишили патриаршества и священства и сослали простым монахом в Ферапонтов монастырь. Здесь у него была собственная церковь, где служили его приближенные.


Фрагмент иконы «Пророк Аарон», мастерская Дионисия, из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря, 1502

Одновременно с росписями соборной церкви Ферапонтова монастыря в мастерской Дионисия создавали иконостас. До нашего времени сохранились иконы деисусного чина, местного, пророческого и праотеческого рядов.

Ферапонтов монастырь , расположенный в Вологодской области, около четырех столетий был центром просвещения Белозерского края. Сегодня он не действует, но паломники по-прежнему посещают обитель, чтобы поклониться мощам святых. Бывают здесь и туристы, которые хотят полюбоваться монастырским ансамблем, увидеть удивительные фрески, созданные православным иконописцем и художником Дионисием. Здесь же открыт музей его фресок. Ансамбль монастыря включен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Ферапонтов монастырь – где находится эта обитель

Как добраться до монастыря

  • Удобнее всего добираться сюда автомобилем : если вы едете из Вологды, двигайтесь на север по Р5, а из Череповца – в северную сторону по Р6, проехав Белозерск, Иванов Бор, Кириллов.
  • Из или можно приехать в или Череповец поездом, а там сесть на автобус до Вытегры или на Липин Бор. Они проходят по дороге, которая расположена в двух километрах от Ферапонтово, и останавливаются по требованию.
  • Если вы не хотите идти пешком, добраться в Ферапонтово можно из Кириллова, откуда дважды в неделю, по вторникам и четвергам, в это село ходят рейсовые автобусы .

Посещение обители, режим работы

Поскольку обитель на текущий момент не действует, поклониться мощам можно в любое удобное время.

А вот туристам, которые хотят побывать в музее фресок Дионисия, который расположен на территории Ферапонтова монастыря, следует учесть, что с начала мая до конца сентября экспозиции открыты ежедневно, а вот в остальное время по понедельникам сюда не попасть.

График работы: с начала мая до восьмого сентября – с 9.00 до 18.00, в остальное время – до 17.00.

Расписание богослужений

В надвратном храме этой обители проходят богослужения.

Где остановиться неподалеку

Паломникам удобнее всего остановиться в селе Ферапонтово, где есть гостиница на тридцать номеров.

Летом лучше заранее забронировать место по телефону 4-92-81.

Также можно снять жилье у местных жителей – «зеленый туризм» здесь активно развивается.
Тем, кто планирует полюбоваться не только ансамблем Ферапонтова монастыря, но и побывать в Вологде и других городах неподалеку, проще всего забронировать гостиницу в самой же Вологде.

Архитектурные и культурные памятники монастыря

Монастырь был основан в конце XIV века , когда Ферапонт, сподвижник Кирилла Белозерского, удалился от своего учителя, поселившись в этих краях. В созданной им обители Ферапонт прожил недолго – через несколько лет он отправился в Можайск, где основал Лужецкий Ферапонтов монастырь.
С середины XV века обитель становится достаточно известной, поэтому многие именитые дворяне жертвуют ей немалые суммы. На эти деньги строится церковь Благовещения, трапезная, казенная палата, колокольня.
Сегодня комплекс сохранился не полностью: хозяйственные постройки и деревянные кельи не уцелели.

  • Собор Рождества Богородицы – это не только «визитная карточка» Ферапонтова монастыря, но и самая древняя из каменных северных русских церквей. Главная ее достопримечательность – это роспись, которую выполнил Дионисий с сыновьями, украсив всю внутреннюю поверхность, а также создав две наружные работы.
  • Благовещенская церковь и трапезные палаты были построены на средства, которые Василий III выделил по случаю рождения сына. Сегодня в трапезной действуют музейные экспозиции.
  • Храм-усыпальница Мартиниана – музеем сюда добавлены иконы (часть оригинального иконостаса не сохранилась), однако были сделаны и преобразования храма.
  • Святые врата. Архитектура надвратных церквей сохранилась полностью; реставрированы некоторые иконы.
  • Казенная палата сегодня служит библиотекой и фондом музея, а на первом ее этаже размещена экспозиция. Здание отличается некультовой архитектурой, а в западной стене расположена каменная лестница.
  • Колокольня с башенными часами , реставрация которых продолжается. Сегодня в ней снова установлен набор из семнадцати колоколов, однако старинных из них лишь шесть.

    Знаете ли вы? В музее хранятся не только экспонаты, относящиеся к XIV-XVII векам, но и языческий идол Ярины, который символизирует плодородие и относится к IX веку.

  • Особенного внимания заслуживают фрески Дионисия : из всех работ иконописца только роспись в Ферапонтовом монастыре не вызывает споров об авторстве. Работу художник выполнял с двумя сыновьями, причем закончил ее за тридцать четыре дня. С тех пор храмы не перестраивались, фрески не реставрировались, однако и сегодня поражают своими тонкими линиями, мастерски подобранными цветами и иллюзией движения: глядя на них, кажется, что сюжеты постоянно меняются, плавно перетекая из одного в другой.

Святыни

Хотя сегодня монастырь и не действует, здесь хранятся мощи святых, а также икона Божьей матери «Скоропослушница». Написали ее в начале прошлого века иконописцы с горы Афон и сделали это специально для восстановленного монастыря.

  • Мощи Мартиниана Белозерского хранятся в церкви имени этого святого.
  • Мощи архиепископа Иоасафа и преподобного Галактиона Белозерского хранятся в том же храме.
  • Здесь же хранится и фелонь Иоана Кронштадтского , подризник преподобного Мартиниана.

Ферапонтов монастырь на фото

  • Уникальная роспись Ферапонтова монастыря достойна того, чтобы любоваться ею часами.
  • Внешне храм Рождества Богородицы выглядит внушительно и даже немного строго.

  • Возле усыпальницы преподобного Мартиниана сохранились фрагменты фресок.
  • Обитель расположена на холме между озерами.

Ферапонтов монастырь — видео

Ферапонтов монастырь – это не только обитель, за многие столетия намоленная иноками, но и прекрасный архитектурный ансамбль, расположенный в тихом и очень уютном месте. Изящные фрески работы Дионисия, высокие своды храмов, особенная атмосфера, настраивающая на мысли о вечном – все это стоит увидеть и ощутить.

Стремясь к уравновешиванию объемов, мастера расположили главу ровно в центре здания (включая алтарные апсиды). Прежде глава имела шлемовидное покрытие и органически «прорастала» из пирамиды закомар и кокошников. Плоская кровля и барочная главка —усовершенствования позднейшей эпохи.

Строили в самом конце XV века. Документальных записей об его авторах не сохранилось, но, по всей видимости, именно ростовцам принадлежит честь постройки этого знаменитого памятника. Косвенным подтверждением тому является сходство Богордице-Рождественского собора с Успенским собором . А о нем-то уж точно известно, что возвел его зодчий Прохор Ростовский.

Паперть

Крытая паперть была возведена сразу вслед за основным объемом собора и оказалась весьма уместна, ведь «наше северное лето, — по замечанию Пушкина, — карикатура южных зим», а паперть давала укрытие от ветра и дождя. Напомним, в холодную пору в неотапливаемом Богородице-Рождественском соборе не служили.

Впрочем, сходство с чем бы то ни было не умаляет достоинств собора Рождества Богородицы. На основе общерусской схемы (четыре столпа, одна глава и три апсиды) мастера создали уникальное сооружение, характерологическим свойством которого является особая устремленность в небо, «превознесенность» над землей (к слову, кирилловский Успенский собор, напротив, выглядит устойчивым и грузным), причем это «свойство» определяет не только его наружность, но и интерьер.

Окна

Окна и паперти, и четверика лишены каких бы то ни было украшений. Ни наличников, ни перспективного суживания оконного проема. Благодаря этой скупости оформления они как-то не бросаются в глаза, позволяя сосредоточиться на декоративных поясах четверика.

Поставленную задачу строители решили не без изящества. Высокий подклет, крытая паперть (галерея), придающая собору пирамидальный силуэт, сильно повышенные подпружные арки — вот арсенал их архитектурных находок. Кроме того, раньше «возвышению» собора служили два яруса килевидных закомар и ярус кокошников на прямоугольном основании барабана. В XIX веке их, увы, скрыла обычная четырехскатная кровля. Она же мешает увидеть барабан главки, некогда существовавшей над южным приделом свт. Николая.

Декор

Каждый фасад собора декорирован по-своему, при этом наиболее богатое убранство досталось западному (парадному) фасаду. Это видно и на фото. В то время как закомары западного фасада полностью «заполнены» полосами бегунца, поребрика и нишек, закомары северного фасада (на фото — «анфас») лишены украшений. Декоративный пояс проходит лишь под ними.

Иное покрытие — тремя щипцовыми кровлями — имела и паперть, окружающая собор Рождества Богородицы с трех сторон (кроме восточной). Вообще, что касается паперти, она не вполне характерна для архитектуры Русского Севера и заставляет вспомнить скорее об архитектуре московской. Прежде на ее северо-западном углу находилась небольшая звонница псковско-новгородского типа. Сейчас от нее остался только нижний ярус, составляющий часть паперти.

Расположился на возвышенности у Ферапонтовского озера, виден издалека, однако благодаря своим скромным размерам и легкому, изящному стилю не подавляет в отличие от расположенного неподалеку в городе Кириллове, на берегу Сиверского озера , о котором я обязательно расскажу. Но давней мечтой было попасть в Ферапонтов монастырь, к фрескам Дионисия и однажды мечта исполнилась….

Основанный в 1397 году святым Ферапонтом, который привел в эти края преподобного Кирилла, монастырь был одним из ведущих культурных и религиозных просветительных центров северной Руси. Он и сейчас является памятником мирового значения: сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 году Ферапонтов монастырь в список Всемирного наследия. Этой чести он удостоен благодаря фрескам в храме Рождества Богородицы (1490 год). Это единственные сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся, фрески иконописца Дионисия, которые он с сыновьями, выполнили в августе-сентябре 1502 года.

История монастыря

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже 14 –15 веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. История Ферапонтова монастыря связана с некоторыми историческими событиями становления Русского государства. Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1397 год. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского — Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея, Дмитриевича Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 годах игуменом Троице-Сергиева монастыря. Во второй половине 15 – начале 16 века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже 15 – 16 вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Все 16 столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 году, называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.
С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов. Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале 17 в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян. В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря 15 – 17 вв.

В 16 веке в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине 17 в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь преподобного Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода. В 19 веке, в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924 году.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале 20 века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля 15 – 17 веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря – яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся, с 17 века, естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества и в то же время, раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Фрески

Фрески Дионисия в Соборе Рождества Богородицы представляют собой единственную дошедшую до наших дней стенопись мастера.

В самом начале 16 века в стенах Ферапонтова монастыря появилась артель живописцев, расписавших храм Рождества Богородицы. Четыреста с лишним лет каменные стены терпеливо хранили краски фресок, надписи и память о мастерах, создавших их. Один из них - Дионисий, чье имя было прочитано учеными в начале 20 века. По своему географическому расположению собор был путевым храмом. Во времена, когда с падением Константинополя устанавливался новый торговый путь в Российское государство, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре как раз и оказался на этом великом пути, проходившем через Белое море по Онеге и Шексне. Он был первым каменным собором на этом пути и был вполне пригоден для фресковой живописи. Находившийся на той же Онеге Каргополь был еще полностью рубленым городом, да и в Соловецком монастыре каменных церквей еще не было. Всю возложенную на них работу артель мастеров и подмастерьев выполнила за два с небольшим года.

Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.

Иконография фресок Ферапонтова собора во многом не имеет прецедента в стенной росписи русских церквей. Никогда прежде, например, не встречалось изображение Иоанна Предтечи в жертвеннике, не было изображений Вселенских соборов и многого другого. Некоторые считают, что акафист Богородице впервые тоже появился в Ферапонтове. В греческих и южнославянских храмах изображалась обычно вся жизнь Марии, начиная от «Рождества Богородицы» и кончая ее «Успением». Дионисий же создает роспись, прославляющую Марию, роспись, подобную песнопениям, какие слагали в ее честь. Конечно, Дионисий не самовольно ввел во фрески многие сюжеты, до него не изображавшиеся. Чтобы пойти на такой смелый шаг, он должен был видеть предшествующие росписи, а не только слышать о них, а видеть их он мог только на Афоне. Но решение многих евангельских сюжетов у Дионисия отличается и от афонских. Тогда еще не существовало строгих канонов, и Дионисий мог воспользоваться этим обстоятельством. Например, он самостоятельно пытался осмыслить некоторые положения христианства, в частности, о жизни Богоматери. То, что для предшествующих живописцев было основной целью, для Дионисия стало второстепенной. Главная задача для него - акафист Богородице, ее прославление, поэтому весь большой цикл росписей Рождественского храма представляется единым гимном: «Радуйся!». В центральной аспиде изображена сидящая на престоле Богоматерь Одигитрия с коленопреклоненными перед ней ангелами.

Фрески, созданные Дионисием, следует рассматривать как неотъемлемую часть архитектуры самого Рождественского собора. Все его внутреннее пространство - от купола и до основания - заполнено сияющей живописью. «Брак в Кане Галилейской», например, представляется ему радостным пиром. Соборы и башни, которые обрамляют многочисленные сцены росписи, напоминают зрителю архитектурные памятники Москвы и Владимира.


По мнению многих исследователей, этот образ напоминает Пантократора из Софийского собора в Новгороде, однако связь эта ощущается чисто внешне - в расположении рук и Евангелия. Сущность ферапонтова Христа-Вседержителя сильно отличается от новгородского. В Ферапонтове у Христа-Вседержителя нет той грозной и непреклонной воли, как у новгородского Пантократора.

На северной стороне собора на троне сидит Богородица, окруженная архангелами, а у подножия трона теснятся толпы смертных, воспевающих «Царицу мира». На южной стороне - сонмы певцов славят Деву Марию.

На западной стороне вместо более привычного для южнославянских храмов «Успения» изображена композиция «Страшного суда», в которой Дева Мария прославляется как заступница всего рода человеческого. В восточном люнете храма Богородица изображена в чисто русском, национальном духе - как покровительница и защитница Русского государства. Она стоит с «покровом» в руках на фоне стен древнего Владимира, бывшего в те годы символом религиозного и политического единства Руси. Окружают Деву Марию уже не певцы и не святые, а русские люди. Собор был расписан Дионисием и его товарищами не только внутри, но отчасти и снаружи. На западном фасаде хорошо сохранилась фреска, которая встречала входящего в храм и давала нужное направление его мыслям и чувствам .

Роспись посвящена Рождеству Богородицы и состоит из трех поясов: верхний - деисус, средний - сцены «Рождества Богородицы» и «Ласкание Марии Иоакимом и Анной», нижний - архангелы. Справа от портала изображен Гавриил, держащий в руках свиток, на котором написано «Ангел Господень написует имена входящих в храм».

Портальная фреска - это своего рода прелюдия к росписи собора, потому что акафист Богородице начинается именно здесь. До Дионисия другие художники сюжет «Рождества Богородицы» трактовали как чисто семейную сцену в доме Иоакима и Анны - родителей Марии. Дионисий тоже оставил жанровые подробности, продиктованные самим содержанием росписи, и в то же время его фрески резко отличаются от работ его предшественников. В среднем ярусе росписей Дионисий поместил не сцены из жизни Марии, а иллюстрации к двадцати четырем песням акафиста Богородице. Здесь художник меньше всего был связан канонами, и из-под его кисти вышли изображения абсолютно самобытные. Он не стал показывать бурные движения души человеческой, художника влечет к размышлениям, к оригинальному толкованию традиционных евангельских тем.

Вот, например, Анна и престарелый Иоаким, узнавший, что его жена ждет младенца. Иоаким на фреске, знает о «непорочном» зачатии, он благоговейно склоняется перед новорожденной Марией, протягивая ей руку и повторяя жест, обычный для «предстояний». Анна, исполненная достоинства и смиренной благодати, сидит на ложе, и женщина, стоящая за ложем, не только не помогает Анне подняться, но не смеет даже коснуться покрова той, что родила будущую мать Христа. Женщина справа от ложа не просто протягивает Анне чашу с едой, а торжественно подносит ее. И эта золотая чаша, получая особое смысловое значение, становится центром всей композиции. Дионисий показывает зрителю, что перед ним не обычная житейская суета, сопровождающая рождение ребенка, а свершение священного таинства. Образы всех персонажей из жизни Марии исполнены Дионисием необычайной душевной деликатности. Движения их плавные, жесты только намечены, но не завершены, участники многих сцен лишь обозначают касание, но не касаются друг друга. Это относится, например, к сцене «Купание Марии». Композиционный центр этой части фрески - золотая купель. Женщины, купающие новорожденную, не смеют коснуться ее, а та, что принесла Анне подарок, держит его бережно, как сосуд с благовониями.

Еще одной из отличительных особенностей фресок Дионисия является мягкость цветов и нарядность. В изображениях преобладают белые, небесно-голубые, желтые, розовые, вишневые и светло-зеленые тона. Для фона иконописцем был использован в основном ярко-голубой цвет. Краски художнику доставлялись предположительно из Москвы. Самой богатой в плане цветового решения росписью являются медальоны под барабаном и на подпружинных арках. При их выполнении были использованы как чистые цвета, так и смеси.

Надо сказать, что мягкие закругленные контуры одной формы повторяются в другой, все фигуры написаны легко и живописно, как будто они лишены веса и парят над землей. Фрески собора отличаются нежностью, приглушенностью и высветленностью красок, мягкостью цветовых переходов, в них отсутствуют контрасты и резкие сопоставления. В своде юго-западного столпа Рождественского собора есть композиция, изображающая Иисуса Христа и московских митрополитов Петра и Алексея. Под ними, около водоема, стоят седой старик, пожилая женщина и два юноши. Может быть, Дионисий здесь и изобразил себя и свою семью, ведь в Ферапонтове вместе с ним работали два его сына - Владимир и Феодосий.

Стенные росписи Собора Рождества Богородицы можно с уверенностью назвать вершиной творчества Дионисия.

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.

Я не однажды возвращалась сюда, а впечатление от монастыря было, как впервые….

Адрес : Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово.