Лхаса храм золотого дракона исцеление. Горные города мира. Лхаса, Тибет. Церкви и храмы. Какие стоит посетить

Тибет и все, что с ним связано, всегда был окружен мистикой и загадками: тибетские монахи и их суперспособности, тибетская медицина…Те чудеса, которые о них рассказывают, столетиями будоражили умы обывателей в надежде разгадать и познать эту тайну. Говорят, что в Тибет не ездят, в Тибет принимают приглашение. Что не каждый желающий, который хочет туда попасть, может это сделать и реализовать. Не знаю. Но в моем случае именно так и получилось. Возможно, просто совпадение. Я очень люблю путешествовать, но о Тибете почему-то никогда не думала. Мало того, ничего о нем не знала. На тот момент в моем багаже путешественника было уже несколько серьезных поездок: по Африке, в Австралию и в Аргентину. Но тема Тибета была для меня настолько далекой и малоизученной, что я даже не смотрела в его сторону. Должна сказать, что в Тибет я попала в самый сложный период своей жизни, когда все, что выстраивалось годами, было разрушено до основания практически по всем направлениям. И вот однажды, придя в спортивный клуб в сквернейшем настроении, и встав на свою любимую беговую дорожку, ко мне подошел Дмитрий (тот самый, с которым мы потом совершили не одно увлекательное путешествие) и предложил составить ему компанию в поездке по Тибету, т. к. он не мог найти себе компаньона. Предложение оказалось очень неожиданным, но мне нужна была на тот момент сильная встряска, поэтому решение через 5 минут мной было уже принято. Вот так я и оказалась в Тибете.

И вот, месяц спустя, я уже разглядываю очертания Катманду, сидя в самолете, который совершает посадку в столице Непала.

2


Причем здесь Непал спросите вы? В Тибет удобнее ехать из Катманду, т.к для этого не требуется получения китайской визы. Разрешение на посещение Тибета в Китае получить гораздо сложнее, чем в Непале. При этом необходимо будет оформить двукратную непальскую визу, чтобы затем без проблем вернуться обратно в Катманду. Разрешение на посещение Тибета оформляется туристическим агентством в Катманду за один день. Никаких отметок в паспорт при этом не ставится. Разрешение состоит из двух листочков, один из которых отбирают на въезде в аэропорту Лхасы, а второй — на выезде. В нашем случае выезд с территории Тибета был осуществлен через паспортный контроль в Жангму-Кодари, т. к. нам предстояло от Лхасы 4 дня передвигаться на автомобиле до границы с Непалом. Т. к. китайские пограничники не понимают или делают вид, что не понимают никакого языка кроме родного, то я вам настоятельно рекомендую хранить листочки с разрешением на посещение Тибета как зеницу ока.

Три дня мы провели в Катманду, знакомясь с его достопримечательностями.

5


И вот мы уже дрейфуем на небесном лайнере, увлекаемые тибетскими тайнами и мистикой. Перелет из Катманду до Лхасы длится чуть меньше часа. Тибетское нагорье со всех сторон окружено высочайшими в мире горными хребтами — 6-7 тыс. метров и выше: Гималаи — на юге, Каракорум — на западе, Куньлунь — на севере.

13


За время полета, если вам повезет с погодными условиями, можно насладиться не только пейзажами Гималаев, но и аскетичной красотой тибетского плато, которое с воздуха представляет собой желто-коричневую холмистую местность, местами разрезанную руслами рек, без малейшего намека на какую-либо растительность.

13


Аэропорт Лхасы удален от города на расстояние 62 км. В радиусе 30 км от аэропорта уже высятся горы высотой 5 000- 6 000 метров. Учитывая, что сама Лхаса находится на высоте 3 490 метров над уровнем моря, пяти-шести тысячники просматриваются в округе невооруженным глазом.

2


Сам аэропорт довольно просторный, из-за чего производит впечатление абсолютного пустого. Быстро пройдя таможенный и пограничный контроль, мы поспешили к выходу, где нас ожидал гид, которому предстояло сопровождать нас всю поездку по Тибету. Молодой парень, тибетец, из своих 25 лет, четырнадцать проучился и проработал в Индии. Повязав на шею приветственные белые шарфики, мы поспешили в Лхасу, до которой дорога занимала по времени около часа. Кстати, подношение белого шарфа в качестве приветствия является распространенной традицией в Тибете. Белый цвет символизирует чистоту.

Пожалуй, здесь самое время упомянуть о горной болезни (ОГБ), или как ее еще называют высотная болезнь. Возникает ОГБ при подъеме в высокогорные районы с разряженным воздухом. Основные симптомы горняшки, описываемые в разных источниках, — это головная боль, тошнота, головокружение и чувство утомления. Одним из основных факторов, влияющих на тяжесть протекания болезни, является скорость, с которой люди поднимаются на высоту. И этот фактор был учтен нами при принятии решения лететь в Тибет именно через Непал. Катманду расположен на высоте 1 300 метров над уровнем моря, так что 3 дня, которые мы провели в городе, стали для нас неплохой подготовкой перед Лхасой. Надо сказать, что мы абсолютно по-разному ощущали с Димой горную болезнь. Я перенесла ее значительно легче по ряду причин. Как оказалось, женщины гораздо легче мужчин переносят гипоксию. Мое легкоатлетическое прошлое стало мне в этом деле тоже хорошим подспорьем. И как это не абсурдно звучит, но рост тоже сыграл свою роль. Высокорослые люди, к коим относится и Дмитрий с ростом 1,92, переносят горную болезнь гораздо сложнее. Если я пару дней просто подтормаживала, чувствуя это по своим замедленным реакциям, то Дима несколько раз прикладывался к баллону с кислородом, который он предусмотрительно взял с собой. Так что, решение прилететь сначала в Катманду, а потом уже в Лхасу было абсолютно правильным.

При первом беглом знакомстве Ласа, как ее называют тибетцы, выглядит достаточно современно: то здесь, то там над городом возвышаются многоэтажные дома; широкие асфальтированные улицы, вдоль которых расположены большие магазины и ресторанчики. Такси и велорикши являются основным средством передвижения для туристов. Фото из интернета

2


Наш отель «Shongbala», неплохие три звезды, располагался в непосредственной близости от Тибетского квартала. Окна гостиничного номера выходили на одну из главных достопримечательностей города улицу Баркхор. Очень колоритное и, пожалуй, самое самобытное место в Лхасе.

3


Именно здесь ты начинаешь ощущать, что все-таки ты в Тибете. Узкие переулочки с двух-трех этажными побеленными известковыми домами, завешенными покрывалами, которые заменяют двери, небольшие забегаловки и бильярдные. Как объяснил нам гид, бильярд — это игра, правила который здесь понятны всем. Поэтому бильярдных в Лхасе предостаточно.

Протяженностью около 2 км, улица Баркхор проходит вокруг монастыря Джоканг, одного из самых почитаемых храмов в Тибете.

2


Баркхор означает по-тибески «круг по часовой стрелке». То паломничество, которое совершают тибетцы к монастырю Джоканг, обескураживает и впечатляет. Т. к. монастырь Джоканг не контролируется никакой определенной религией, то привлекает к себе паломников всех школ тибетского буддизма, включая и последователей Бонпо (коренной религии Тибета).

2


Спускающиеся с окрестных гор паломники, стекаются сюда, чтобы совершить кору — ритуальный священный обход вокруг монастыря. Длина Баркор-коры составляет около километра и проходит по часовой стрелке вокруг храма. Это действо притягивает к себе взоры как магнит. Особенно сильное впечатление на меня произвели простирания. Молящиеся опускаются на колени и припадают лицом к земле, при этом руки выбрасываются вперед. Затем вновь группируют свое тело и заново простираются. Итак, раз 100, не меньше, произнося постоянно при этом молитвы. Теперь представьте, что простирания одновременно делают не меньше сотни паломников. При том, что одни закончив, отправляются в очередной километровый путь вокруг Джоканга, чтобы затем сделать еще порцию простираний, тогда как другие занимают освободившиеся места. Зрелище, скажу я вам, очень необычное для европейского туриста. Как утверждают источники, подобная практика считается одной из самых почитаемых в духовном развитии и самосовершенствовании на пути раскрепощения собственно «эго».

Здание монастыря Джоканг четырехэтажное.

2


С крыши храма открываются красивые виды на окрестности.

4


Монастырь Джоканг был построен в 7 веке и является самым древним строением Лхасы. Его главное сокровище — Будда Шакьямуни в возрасте 12 лет выполнен в виде золотой статуи, украшенной драгоценными камнями. Находясь в монастыре, трудно поверить, что во время китайской культурной революции (1966—1976 гг.) часть храма использовалась в качестве свинарника. Радует то, что эти времена остались в прошлом. К сожалению, мы не фотографировали храмы и монастыри Тибета внутри, т. к. за каждый сделанный снимок нужно платить не менее 20 юаней. Впрочем, в каждом монастыре свои таксы за фотографии святынь.

5


Одной из ярких особенностей многих тибетских монастырей, и Джоканг не исключение, является ритуал подношение огня в форме масляных ламп. Т. к. поток людей, желающих сделать данный вид подношения, огромен, то в Тибете изобрели свой особенный способ. В тибетских монастырях зажигают одну большую лампаду, а все желающие просто подливают туда масло. Выглядит это как огромный чан с топленным маслом, запах которого распространяется по всему помещению. Запах топленного масла у меня прочно ассоциируется с воспоминаниями из детства, когда я беззаботно проводила летние каникулы у бабушки в деревне. Тем неожиданнее для меня было встретить запах детства здесь, в Тибете. Тибетцы приносят растопленное масло в монастырь в термосе и добавляют его в каждую лампаду.

Понаблюдав с огромным интересом за тибетскими ритуалами, мы отправились в бывшую резиденцию Далай-ламы — дворец Потала.

12


Здание на выступе скалы, с бесчисленным количеством окон, в центре Лхасы является самым высоким древним дворцом мира. Возвышаясь над городом, Потала производит сильное впечатление, конечно. Первоначально построенный в 7 веке, дворец был деревянным. Но неудачно попавшая молния спровоцировала пожар, в результате чего дворец сгорел до тла. Эти страсти случились в 8 веке. То, что мы видим сегодня, было воссоздано уже в 17 веке под руководством Далай-ламы V. Когда Далай-лама V умер, правители не осмелились сообщить народу о его смерти, боясь, что люди взбунтуются, и строительство дворца не будет закончено. Десять лет довольно успешно удавалось скрывать сей факт, пока не завершилось основное строительство дворца.

5


Выполняя многочисленные функции, в первую очередь, дворец был местом жительства Далай-ламы и его окружения, вплоть до 1959 года (вторжения Китая в Тибет). Комплекс состоит из Красного дворца (Потранг Марпо) и Белого дворца (Потранг Карпо).

4


На сегодняшний день Потала является музеем. Для посещения туристов открыта совсем малая часть дворца. По установленным правилам на посещение комплекса отводится не больше часа. Мы продвигались неспешно, стараясь внимательно разглядеть все на своем пути, и уложились в 40 минут. Фотографировать внутри дворца строго запрещено даже за деньги. Множество комнат, в том числе часовни и библиотеки, украшены фресками и картинами. Никакого баснословного убранства и великолепия. Очень скромные интерьеры. Пожалуй, наибольший интерес представляют усыпальницы Далай-лам, оформленные с помощью золота и драгоценных камней. В общем-то, и все.

Так получилось, что после поездки в Тибет с разницей в месяц я побывала в Соборе Святого Петра, крупнейшей христианской церкви в мире. Противопоставление двух святынь таких разных религиозных течений произошло у меня как то непроизвольно. Рассматривая и любуясь великолепием католического собора, в моей голове всплыли картинки недавно виденной аскетичной Поталы и других монастырей Тибета…Не вдаваясь в рассуждения о сути различий между этими двумя религиями, внешний облик и внутреннее убранство их главных храмов очень четко показывает суть этих самых различий.

Недалеко от Поталы расположена летняя резиденция Далай-ламы — дворец и парк Норбулинка.

3


Когда заходит речь о садах Норбулинка, практически все источники обязательно упоминают о том, что сады являются крупнейшими рукотворными садами в Тибете. И дело здесь даже не в рукотворности. На мой взгляд, само явление «сад» для Тибета — это уже чудо. Данную тему я более подробно разовью, когда буду описывать наш трафик по безжизненному тибетскому плоскогорью. В общем-то, название «дворец» в данном случае является собирательным, т. к. постройки в комплексе Норбулинка на «дворец» никак не тянут.

2


Этих самых «дворцов» по парку Норбулинка раскидано немало, т. к. каждый из Далай-лам считал делом чести возвести свою собственную летнюю резиденцию.

2


Jokhang (Дом Будды) - первый буддийский храм Тибета, возведенный в VII, веке находится в километре восточнее дворца Потала на высоте 3655 м. Его возраст насчитывает более 14 веков. Строительство города Лхасы началось именно с этого места и с этого монастыря. Время основания Джокханга предположительно считается с 639 по 647 год.

В Лхасе есть два исторических центра, к которым примыкают жилые кварталы. Один из них находится вокруг священной Поталы, другой – вокруг храма Джоканг. Также известный среди тибетцев как Цуклаканг, Джокханг является самым почитаемым религиозным сооружением в Тибете. Но прежде чем посетить его, паломники должны совершить вторую внутригородскую Кору, маршрут которой идёт по древней улице Баргхор, окружающей этот храм. Улица эта была в прошлом религиозным святилищем, но сейчас стала самым крупным торговым рынком столицы. Закончив кору Баргхор, паломники направляются в священный Джоканг.

У входа в сам храм и рядом у его стен располагается множество людей, непрерывно совершающих обряд простирания, только совершаемый на одном месте. История этого старейшего в Тибете храма довольно необычна. Когда царь Сонгцен Гампо стал укоренять буддизм в Тибете, построив первые 12 монастырей, он столкнулся с тем, что у него не было ни одной священной статуи Будды. Появление самой важной статуи Будды рассказывает древняя буддистская легенда.

В ней говорится о том, что когда Будда Шакьямуни собрался покидать Землю, он согласился оставить людям своё изображение. Но небесный скульптор Вишвакарам никак не мог снять размеры фигуры святого из-за трепетного дрожания рук. Тогда Будда стал у воды и велел снять пропорции с отражения. По ним из священного состава из семи металлов были отлиты четыре прижизненных статуи. Одна затем попала в Непал, другая - в Китай, а две сокрыты в Ашрамах Шамбалы. Чтобы взять в приданное священные статуи Буд¬ды, Сонгцен Гампо женился на непальской и танской царевнах.
Китайская прицесса Венченг, привезшая статую Будды Шакьямуни, вознамерилась построить для неё специальный храм в Лхасе и стала выбирать место. Она была волшебницей и занималась гаданием по пыли, земле и воде. Магические действа показали ей, что всю территорию Тибета покрывает лежащее на спине тело демоницы - синмо. Три холма Лхасы: Марбори, Чакпори и Бонпари - это лобок и груди демоницы, а в центре города, где лежало озеро Отханг, было её сердце, залитое кровью.
Венченг бросила в него волшебное кольцо, и оно вытянуло за собой со дна большой остров. Горный козёл наносил земли из божественной страны нагов и засыпал остатки озера.

Небольшой рельеф, изображающий фигуру козла, можно увидеть в капелле Майтрейи на южной стене нижнего этажа святилища. На этом месте в 653 г.н.э. и был воздвигнут храм Джокханг, куда и поместили священную статую Будды. Непальская же принцесса Бирикути привезла статую Будды Акшобьи. Говорят, что изначально Джоканг строился правителем для размещения в нем изображения Будды Акшобьи. Для прекрасной статуи Джово Шакьямуни был построен храм Ramoche . Но после смерти Сонгцэна Гампо Джово Шакьямуни был перенесен из Рамоче и спрятан в Джоканге. С тех пор изображение так и осталось в Джоканге, и является наиболее почитаемым в Тибете изображением Будды. Кстати, слово «Джоканг» или «Джовокханг» означает на тибетском «капелла Джово».

Двор храма, именуемый Чам-ра, где, по обычаю, в дни праздников, проводятся торжественные богослужения лам со всех тибетских монасты¬рей, так как Джоканг является общим святилищем для всех сект буддизма. Многочисленные камни вдоль стен испещрены текстами священных молитв. Дым от можжевеловых воскуре¬ний, означающих кровь Будды, столбами поднимается в небо.

Сам храм представляет собой прямоугольное здание в три этажа с плоской крышей. Войдя в него, вы вновь попадаете в небольшой тёмный внутренний зал-дворик. Решётчатая перего¬родка отделяет его от стены, образуя коридор, называемый Чилхордин. Это ритуальное сердце Джокханга. По нему все вошедшие в храм должны пройти по часовой стрелке третью священ¬ную Кору Лхасы, называемую Нангкхор, символически двигаясь между двух миров: справа, во дворике, расположена золотая статуя грядущего Будды Майтрейя (по-тибетски «Чжамба»), а по левую сторону, в стене чередой идут двери, освещаемые тусклым пламенем масляных светильников. За каждой из них комната-святилище, посвященная различным богам. Паломники поочерёдно входят туда, чтобы преклониться, оставить дары и поддержать подношениями масла непре¬рывный огонь в лампадах.


Святилище Авалокитешвары. Легенда говорит, что, когда рабочие закончили строительство храма, они положили свои инструменты в одну из ниш стены. Тотчас из них возникла прекрасная статуя одиннадцатиликого Авалокитешвары, стоящая на полу в рост человека. Вокруг неё и было создано свя-тилище. Другая легенда гласит, что статуя эта состоит из пяти слоев. Когда из Индии привезли сандаловое изображение Авалокитешвары, Сонгцен Гампо распорядился покрыть его слоем из смеси тибетских благовонных трав. А в 650 г.н.э. сам царь вместе с непальской и китайской жёнами слились с этой статуей, растворившись в ней навсегда. После этого обе принцессы стали богинями: Белой и Зелёной Тарой. Белая Тара олицетворяет мудрость и сострадание, одаривает верующего счастьем. Зелёная Тара освобождает от негатива, зла, болезней, бедности. Тибетцы называют её Дролма (Освобождающая) и относятся к ней с особой любовью.


Главное святилище Храма. Перед входом в главное святилище, где находится знаменитая статуя Будды Шакьямуни, висят два колокола, в которые надо ударить, сообщая о своём визите. Двухметровый Будда сидит в позе лотоса на высоком троне-киоте, крышу которого под¬держивают резные столбики, увитые телами драконов. Правая рука его опущена к колену, а левая держит чашу нищенствующего монаха. Статуя сделана из позолоченного сандалового дерева и богато украшена. На голове надет тяжелый венец из кованого золота, обильно украшенный драгоценными камнями. Шея и грудь перевиты ожерельями из крупной бирюзы и костяными чётками. На плечи накинута шелковая жёлтая мантия, поверх которой наброшено множество белых шарфов-хадаков.

Перед статуей, на нескольких ступенях, стоит множество золотых жертвенных чаш, доверху заполненных подношениями. Бедные паломники кладут туда зерно, бурдюки с ячьим маслом, люди побогаче - деньги, ювелирные изделия из серебра, золота и драгоценных камней. Монахи, меняющие заполненные чаши на пустые позволяют особо щедрым посетителям подняться по ступе-ням, чтобы поцеловать колено Будды или испить глоток святой воды из серебряных кувшин¬чиков, стоящих рядом со статуей. У ног Будды стоит золотая чаша, с помощью которой проходит обряд жеребьёвки, в ходе которого устанавливается личность мальчика-преемника Далай - и Панчен-Лам в случае их смерти. Он проходит в этом зале, непосредственно перед статуей.

Несмотря на то, что немного осталось от оригинальной постройки VII века, а большинство статуй, украшающих внутренний интерьер храма, созданы после Культурной Революции, Джоканг, переполненный верующими и окутанный тайнами, оставляет ни с чем не сравнимое впечатление.

На протяжении веков Джоканг претерпел множество изменений, однако, изначальная планировка – древняя и сильно отличается от остальных религиозных сооружений Тибета. Основное отличие заключается в расположении здания с запада на восток, в направлении Непала, якобы, в честь непальской принцессы Бирикути. Множество изменений были произведены в течение веков, когда Лхаса оставалась на второстепенной роли в тибетской истории, но, несомненно, самые глубокие изменения Джоканг претерпел в XVII веке во время правления Пятого Далай Ламы. В этот период Лхасе было возвращена её главенствующая роль, а Джоканг был существенно расширен. Только несколько резных колонн и арка главного входа остались такими, как их создали в VII веке неварские художники из долины Катманду.

В начале Культурной Революции большая часть внутреннего содержимого Джоканга была осквернена бойцами Красной Гвардии и считается, что многие предметы были вынесены из храма. На каком то этапе, помещение, служившее жилищем монахов было переименовано в Гостиницу, а часть самого храма была превращена в свинарник. С 1980 года Джоканг начал реставрироваться, и сегодня только глаз специалиста может заметить, что храм пережил невзгоды последних лет.

Выйдя во двор, можно подняться по лестнице на второй этаж. Там находятся покои Далай-Ламы и кельи монахов. А вот на третьем этаже, где расположено множество святилищ самых разнообразных святых, паломников особо интересует комната, в которой установлена статуя богини Бэлхамо. Она считается покровительницей семейного очага, а потому чествуется жи¬телями Лхасы, особенно женщинами. Они несут к ней кувшинчики с ячменным вином, чашки с зерном и прочей едой. Вокруг этих подаяний бегают десятки тибетских мышей. Перед статуей находится большой серебряный поднос, где можно увидеть трупики до-хлых мышек. Они считаются священными и тибетцы убеждены, что мясо мышей из Джогханга полезно при многих заболеваниях. Его даже вывозят за границу!

Пещерный храм золотого дракона (Ват Там Манкхон Тхон, Wat Tham Mankhon Thong), знаменитый аттракционом «плавающая монашка» и своими интересными пещерами, находится на юге от города приблизительно в 8 километрах. Добраться до него можно, поехав по дороге 323 и затем повернув на дорогу 3429. До храма легко доехать на велосипеде или на скутере, либо на машине. Мы приехали сюда .

Храм Ват Там Манхон Тхон

Храм находится на холме, к которому ведет красивая лестница. У подножия холма, в окружении китайских павильонов, сидит белый толстячок и удивленно смотрит вдаль

Недалеко от лестницы наверх к храму сидит такой толстячок-добрячок

Познакомившись с ним, пройдитесь налево и направо от лестницы, там вы увидите захоронения урн с прахом усопших

Под горой слева от лестницы — небольшое кладбище

Быть упокоенным рядом с храмом у подножия холма считается почётным делом в продолжение праведной жизни.

Но вернемся к лестнице, недавно отреставрированной и очень красивой. Вспомним, что в названии храма упоминается дракон. Но где же он? Присмотритесь, и вверху лестницы вы можете увидеть его голову

Дракон у входа в храм, а сверху — вытянутая башенка

А вот и он. Красавец, правда?

Пасть дракона, скрывающая длинную пещеру внутри скалы

В пасти дракона!

Но он сейчас с виду совершенно безобидный, об этом свидетельствуют кадки с цветами рядом с его головой.

Нам предстоит зайти к нему в нутро. Обойдите по лесенке слева его голову, поклонитесь статуе Золотого Будды, и вы окажетесь в широкой пасти!

Она отделана гладкой плиткой и по ней приятно прогуляться, посмотрев на сидящих Будд. Потолок нависает над полом и немного сдавливает, сковывает ваши движения. И впрямь, будто дракон вас проглотил

Внутри пещеры в основном зале прохладно

Поспешим скорее вперед, провалившись в горло.

А оно у дракона подсвечено электрическими лампочками, и если вы щедрый, то обязательно заплатите за свой комфорт. Ведь путешествовать внутри дракона в полной темноте – сомнительное удовольствие! Поэтому отблагодарите гостеприимного дракона звонкой монеткой или хрустящей бумажкой!

А горло у него ого-го!

Второй зал хорошо подсвечен

Путешествие внутри дракона

Там даже небольшой алтарь есть и сидит какой-то умудренный опытом старичок. Он внимательно следит за тем, кого принял к себе внутрь дракон, и указывает дорогу, куда вам деваться дальше: отправляться в аппендикс, либо прямиком в желудок

Небольшой алтарь

Один из коридоров заканчивается совсем узкой нишей, в которую человек не сможет пролезть

Желудок у дракона что надо! Мощные камни словно жернова готовы размолоть любую добычу.

Узкий проход между камнями

Ведь немудрено, что желудок у дракона побольше наперстка будет! И сил для игр и роста требуется ох как много! Как же ему помочь? Ответ один: вкусный туристус вульгарис! Но, повезло, дракон то ли пребывал в нирване, то ли просто ему сегодня не до нас, он оказался не голоден, и позволил полазить по своему желудку совершенно безопасно. А лазить там приходится словно акробат: пригнувшись, на корточках, и чуть ли не ползком

Внутри пещеры в дальних камерах не очень уютно

Выползая их желудка в кишечник, приготовьтесь к физическим упражнениям на растяжку всех групп мышц. Кишечник оказался образцово-показательным, но задерживаться здесь как-то не хотелось, ведь дракон мог проснуться в любой момент!

Скудное освещение гонит быстрее вперед

А что это торчит наружу? Ба, да это же металлическая лестница! По которой целый и здоровый исследователь вылезет из дракона на свет божий. Кто же её вставил в попу дракону? Но лучше не задумываться об этом, а скорее вылезать!

Выход из пещеры — по вертикальной металлической лестнице

Вышли наружу

И придется сильно постараться, так как дракон опочивает попой кверху, а потому придется постараться, если вы хотите выбраться наружу. Вышли и сразу отходим подальше, вдруг кто ещё из дракона полезет!

А снаружи так тепло и комфортно, и даже холодильник тут как тут. Может дракон иногда в него заглядывает? И запивает водичкой

Холодильник для монахов и кулер для всех желающих

А вот эти товарищи выглядят совершенно спокойными. Ведь точно знают режим труда и отдыха дракона, а также график его питания.

Местные жители тоже приходят в гости к Дракону

Они нам сообщили, что сегодня он уже ел, и потому мы зря волновались. Так что расслабляемся и смотрим что тут есть ещё. Вот, например, есть китайский павильон

Небольшой павильон в китайском стиле

Может, дракон предпочитает китайцев? По виду они хорошо подходят друг другу.

А ещё, оказывается, дракона опекает и развлекает плавающая монахиня. Она пробуждает дракона своими пассами на воде и скармливает ему зазевавшихся туристов из больших автобусов. Их порой так много, что никто и не заметит, если вдруг станет немного поменьше. Зато дракон сыт и доволен, и не обращает внимания на самостоятельных путешественников. Но это — совсем другая история!

Полезно знать

13.9850712 99.5167999

Монастырь Джоканг ("Дом Господа") является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. В 2000 году монастырь Джоканг включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Согласно легенде, принцесса Бхрикути подбирала место для строительства храма с помощью геомантии (фэншуй). Но все построенные ею разрушались. Тогда, после многих неудачных попыток построить его в округе, она обратились к царю Вэнь Чэн за помощью. Тот сказал, что храм следует построить в центре озера, где обитала демоница. Но сначала, чтобы обезвредить демоницу и пригвоздить ее к земле, необходимо заполнить и выровнять озеро почвой гор, привезенной с помощью тысячи коз. Построенное сооружение назвали Ра-Са-Впрул-Снанг ("ра"- коза, "са" - земля), чтобы увековечить память тех коз.

Правдива ли эта легенда или нет, но принес буддизм в Тибет и стал неотъемлемой частью тибетской истории и культуры. Вокруг него вырос город Ра-Са, с течением времени известный как Лхаса, святая земля.

Монастырь Джоканг - массивное четырехэтажное здание с открытой крышей, на которой возвышаются две золотые лани и колесо дхармы - ранние символы буддизма. Основные постройки VII века были реконструированы в XVII веке во время правления пятого Далай-ламы. Большинство росписей и статуй относятся к XVIII и XIX векам.

Монастырь пострадал во время монгольского вторжения, но наихудшие разрушения постигли Джоканг после оккупации Тибета в 1959 году. Во время китайской культурной революции (1966-1976 гг.) часть храма использовалась в качестве свинарника, в других строениях располагались китайские солдаты, которые грелись у костра, сжигая древние тибетские писания.

Что посмотреть

Сегодня площадь храмового комплекса составляет 25,000 кв. м. Архитектура сочетает в себе слияние стилей Тибета, Китая и Непала. Здание состоит из нескольких залов и алтарей. Темные лабиринты соединяю залы храма с часовнями, посвященными различным богам и Бодхисаттвам.

В центральном зале находится главное сокровище монастыря - Будда Шакьямуни (также называемый "исполняющий желания") - самая почитаемая статуя в тибетском буддизме. Статуя, изображающая в натуральную величину (1.5м) Будду в возрасте 12 лет, вероятно, была доставлена из Индии, как часть приданого китайской принцессы Вэньчэн в 641 году. Самая красивая статуя Тибета, вылитая из драгоценных металлов и богато украшенная драгоценными камнями, стоит в окружении царя Сонгцен Гампо и его двух жен: китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Бхрикути, способствовавших распространению буддизма в Тибете.

На третьем этаже находится статуя Палден Лхамо - единственное женское божество среди группы Восьми Защитников Дхармы и основная защитница Лхасы и Далай-ламы. По легенде, она убила собственного ребенка, чтобы положить конец бесконечной военной кампании своего мужа.

А в пригороде Лхасы находятся , утопающие в изумительно прекрасных садах, и , один из самых крупных буддийских монастырей мира.

Монастырь Джоканг (Jokhang monastery) открыт с 11.30 до 17.30 (с 8.00 до 11.30 открыт только для верующих).
Стоимость: 70 юаней (около 8 €), разрешение для фотографирования - 90 юаней.
Время посещения для групп ограниченно одним часом (20 минут отводится на осмотр галереи тысячи Будд, 10 минут на центральный зал и 20 минут на съемки золотой крыши храма, снаружи).

Место в Лхасе, куда нас просто притягивало. В итоге поездки у нас образовалось 2 свободных дня. Долго думали — поменять билеты и улететь раньше, или просто побыть в Лхасе. Решили остаться и не пожалели.

И каждый день, куда бы мы не шли, мы оказывались снова здесь.

Монастырь Джоканг (тиб. ཇོ་ཁང , вайли Jo-khang; кит. упр. 大昭寺 , пиньинь: Dàzhāosì ) в городе Лхасе в Тибете - знаменитый буддийский храм и монастырь, особо почитаемый тибетцами. Сюда сходятся многочисленные паломники и зарубежные туристы. Как часть общего комплекса храмов в Лхаса , является охраняемым объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Джоканг начал строить царь Тибета Сонгцен Гампо в 639 . Китайская принцесса исследовала местность с помощью геомантии (фэншуй). На месте храма располагалось тогда небольшое озеро. Принцесса отождествила местность с телом огромной демоницы, озеро - с её гениталиями, а сердце - c тем местом, где сейчас находится храм Потала . Царь приказал осушить озеро и построить храм, а вокруг воздвигнуть ступы и монастыри, чтобы пригвоздить демоницу к земле и обезвредить. С того времени храм является целью буддийского паломничества, в последние столетия храмовый комплекс продолжает расти, и сейчас площадь всего комплекса составляет 25,000 кв. м.

Перед входом в храм сразу бросаются в глаза люди, занимающиеся довольно странным, для непосвещённых, делом.

Потом мы будем встречать таких людей очень часто. Они не спят и не отдыхают. Это — простирания . Простирания (поклоны) - одна из форм буддийской практики. Это психо-физические упражнения, сочетающие физическое действие (полный земной поклон с простиранием всего тела практикующего) и различные техники работы с сознанием , в первую очередь, техники визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, йидамов и защитников, перед которыми и осуществляется простирание. Цель совершения этой практики - обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг. Как и во всех прочих практиках буддизма, основное значение при выполнении простираний имеет мотивация, с которой они выполняются.

Простирания совершаются перед священными для буддиста объектами (храм , алтарь, ступа, природный объект (гора), изображение и т. д.), вокруг них или в процессе движения к ним (паломничества). Простирания совершаются как внутри помещения (перед домашним алтарем или в храме), так и под открытым небом. Известны многочисленные случаи, когда верующие буддисты двигаясь исключительно последовательными простираниями, проходили многие сотни километров - вокруг священной горы Кайлас (где через некоторое время будем и мы), во время паломничества к местам проведения буддийских ритуалов и больших молитвенных собраний.

тут же вы можете нанять профессионала, который, за небольшую сумму, готов простираться за вас. Правда не ясно, насколько это влияет на ваше развитие?

Во время культурной революции в КНР храм был разорен, затем восстановлен. ремонтно-восстановительные работы идут везде.

Храм четырёхэтажный, крыша покрыта узорчатой бронзовой плиткой. По архитектурному стилю храм напоминает индийские вихары, но при расширении использовались элементы непальского, китайского (династия Тан ) и других индийских стилей. На крыше стоят две золотые лани и колесо дхармы в память о первом выступлении Будды.

Храмовый комплекс состоит из нескольких залов и алтарей. В главном зале стоит статуя Будды Сакьямуни , которая считается самой почитаемой статуей в тибетском буддизме. Там же находятся две статуи царя Сонгцен Гампо и двух его знаменитых жён - китайской принцессы (дочери императора Тайцзуна ) и непальской принцессы, которые способствовали проникновению буддизма на Тибет .

внутри можно гулять долго, это, практически, целый город.

Главное не заблудиться, особенно, когда отходишь в сторону от основных туристических маршрутов.

вы увидите всё, что хотите, архитектуру, статуи и украшения

и внутреннее состояние.

можно подняться даже на крышу, практически без риска потерять свою….. Оттуда видно многое, даже Потала.

А некоторым даже удаётся разглядеть себя.

Правда меня не покидало ощущение (где то на грани сознания), что храм находится в осаде. Наверное, современного мира…….

Храм выходит на центральную площадь Баркор .

Так как храм считается святым местом, паломники обходят весь комплекс по ритуальному пути (кора ), где расставлены молитвенные колёса, там же расположены торговые ряды.

при этом торговля не мешает святости и состоянию.

это место куда нас просто затягивало….. и ты просто не замечешь, как один круг переходит в другой т ты просто сливаешься с потоком вокруг. Время здесь течёт тоже специфически. состояние не нарушают даже постоянные китайские патрули. Ведь Джоканг был и есть центр Тибетского национального сопротивления.

В торговых рядах можно встретить практически всё. От канц и хозтоваров до старых доспехов (явно не новодел)

тут же демоны и божки, которых вы можете забрать себе домой

вот так любимые украшения из черпов яков

художники, которые рисуют свои картины тут же

куча всяческих украшений и музыкальных инструментов

тибетские книги .

и, конечно же, люди

при этом национальные одежды и атрибутика

соседствуют с современными акцессуарами

при этом все тебе улыбаются. Или не тебе,… просто улыбаются. Это, поначалу шокирует, а потом шокирует второй раз, когда ты к этому привыкаешь и возвращаешься домой, где все …….

В руках у многих молитвенные барабанчики всевозможных конструкций. Молитвенный барабан (тиб. མ་ནི། ‘khor )- цилиндр или валик на оси, содержащий молитвы и мантры. В тибетском буддизме молитвенные барабаны принято крутить, чтобы сочетать физическую активность с духовным содержанием. Самым распространённым вариантом начинения барабанов является мантра Авалокитешвары «Ом мани падме хум ». Эта мантра имеет резонансные вибрации, что помогает настроить человеческое существо к просветлению. Эта мантра гармонизирует, дает успокаивающий эффект и позволяет развивать ум. Барабаны Мани имеют цилиндрический корпус, установленный на деревянной или металлической ручке.

Паломники, проходящие кору вокруг Джоканга разные. Такие:

а некоторые просто едут на своих родителях. Их к этому не приучают, они просто в этом живут…

приезжайте, тут примут и вас!

больше фото вы можете посмотреть