Морские узлы. Как научиться правильно вязать морской узел? Морские узлы на белом фоне

Ежедневно каждый из нас сталкивается с таким понятием, как узел. С этим словом связан процесс завязывания мужского галстука или женского платка, спортивных шнурков. В быту, на природе, на даче, а также во время охоты и рыбалки данное понятие просто незаменимо.

Существует огромное множество видов и форм, как можно завязать узел, например на природе, соединяя бревна или при укреплении палатки. Все разновидности узлов имеют свои названия и свое практическое предназначение.

Важность при становлении морского флота приобрела техника вязания особых узлов, получивших наименование – морские узлы. В те времена, морской флот нуждался в крепких для работы, а также не сложных по изготовлению узлов, где полностью исключены громоздкие и не нужные детали и элементы.

Описание


Отличительная особенность морских узлов заключается в вязке и технических приемах стягивания веревки, в результате которых происходит увеличение натяжения троса, что придает надежность узловому креплению.

В состоянии покоя, а точнее при ослабленном положении троса, освобождается зажим петель морского узла. При таком подходе узел с легкостью можно развязать.

Можно смело заявлять, что самые хитроумные и прочные узлы изобрели именно моряки. Они достаточно часто прибегали к помощи веревок, поэтому в момент расцвета парусного флота можно было насчитать около 500 видов узлов.

Каждое название узлов было образовано от наименования снастей, где их использовали. Это четко просматривается на примерах – шлюпочный, бочечный, турецкий узел, а также ряд других вариантов.

Каждый узел включает несколько составляющих, а именно коренной и ходовой концы, при их наличии происходит вязка узла, петли (открытого или закрытого типа), обноса либо шлага.

Обнос представляет собой оборот конкретного предмета при исключении перекрещивания концов. Шлаг характеризуется, как полный обхват предмета, включающий перекрещивание противоположных концов.

Область применения и виды

Морские узлы широко используются в разных сферах деятельности. Они незаменимы для того, чтобы привязать лодки и легкие якоря, для поднятия груза, для крепежа тросов, для обвязок и беседок, а также для спускания с высоты различных предметов, для крепления нескольких шестов при строительстве шалаша или вигвама.

Указанный способ крепления востребован в путешествии, при проведении строительных мероприятий, рыбалке, туристическом походе и на флоте.

Как показывает практика, часто используют на рыбалке следующие виды морских узлов:

«Фламандская петля»

С помощью нее крепится воблер за кольцо на передней части лопатки и поводок борда.

«Глухая, двойная петля»

Данный тип узла предназначен для закрепления воблера на монолеске.

«Тещин»


Узел помогает закрепить карабины и вертлюга.

«Рыбацкая петля»

Формируется для поводка, когда необходимо соединить с главной леской. Распространенное название «петля в петлю»

Чтобы закрепить крючки, применяют следующие виды вязания креплений:

«Паломар»


Его прочность равна 92%. Подходит для крючков с кольцами.

«Накидная петля»


Прочность более 90%. Применяется для крючков с лопаточкой.

«Марка»


Прочность более 90%.

Морские узлы, задействованные в качестве соединительного элемента лески:

«Восьмерка»


Представляет собой петлю, при помощи которой происходит привязывание и крепится воблер.

«Двойной рыбацкий»


Используется в качестве соединения лесок неодинакового диаметра.

Морские узлы, используемые для оснастки:

«Двойная глухая петля»

Морские узлы (стопорные):

«Стопорный»


Узел предназначен для скользящего поплавка.

Узлы веревочные:

«Булинь»


Предназначен, чтобы завязывать не затягивающуюся петлю. Основное применение – якорная веревка.

«Швартовый»


Применяют во время остановки судна у причала.

Разновидность морских узлов

Прямой

Используется для крепления и соединения тросов равного диаметра. Когда задействованы достаточно сильные нагрузки на соединенные тросы, данный вид узла способен плотно стягиваться. Чтобы предотвратить подобное стягивание применяется деревянную планку.

Рифовый

Он необходим при креплении штертов чехлов судов , а также при соединении ходовых концов тросов.

Восьмерка


Используется на концах снастей , чтобы исключить выпадение их из блоков.

Плоский узел

Используют при соединении тросов разного диаметра.

Простой штык


Узел необходим для закрепления швартовных тросов к причалам.


Используется в ситуациях, когда необходимо связать тросы , где один из них содержит коуш.

Калмыцкий

Данный вид крепления широко применяется, когда требуется подать нужные инструменты , ведра и разные предметы на мачту, за борт, в момент проведения необходимых работ.


Данный способ используется, чтобы закрепить предохранительный трос , обхватив пояс человека, который выполняет работы на мачте или за бортом.

Как правильно вязать?


  1. Чтобы правильно завязать определенный узел, необходимо сначала изучить основные виды распространенных морских узлов.
  2. Ознакомиться с основными понятиями, такими как ходовой и коренной конец.
  3. Изучить схему завязывания определенного узла.
  4. Постоянная тренировка. Неопытные люди, которые редко завязывают узлы, часто забывают технику его выполнения, поэтому только на практике можно научиться формировать узел.
  5. Вязание узлов носит индивидуальный характер, потому что один и тот же узел может быть завязан разнообразными способами.

Чтобы правильно сделать узел, необходимо знать его и уметь быстро его вязать – два главных правила. Не играет никакой роли, каким способом был сформирован конкретный узел, самое главное – итог.

Рассмотрим поэтапное вязание стопорного узла, применяемого при ловле со скользящим поплавком:

  1. Выбираем нить, длина которой должна составлять не менее 25 см. Для рыбалки не рекомендуется использовать леску, лучше всего подойдет обыкновенная толстая нитка.
  2. Складываем нить вдвое и располагаем рядом с леской. Расстояние не должно быть равным. Обязательно, чтобы длина одной стороны не должна превышать 5 см.
  3. Затем обхватываем самым длинным концом нити вокруг лески и небольшого конца.
  4. Делаем до 5 оборотов, а потом продеваем длинный конец в получившуюся петлю.
  5. .Плавно, без резкого упора затягиваем нить и получаем узел. Перед тем, как окончательно затянуть узел, рекомендуется его намочить. Затем хорошенько затянуть. Совет: при создании подобного узла нельзя применять леску. Это приведет к повреждению второй лески.
  6. Как только вы закончили затягивать узел, удалите лишнюю часть нити, оставив несколько см запаса с каждых сторон.

Морские узлы имеют огромное практическое значение. С их помощью удается выполнить разнообразные действия, направленные на укрепление конструкций, появляется возможность соединить и связать несколько элементов, обеспечить и гарантировать надежность и безопасность при проведении различного рода работ.

При сборке модели корабля моделист доходит до такелажной оснастки и задаётся вопросами закрепления канатов узлами. Поэтому мы постараемся подробно показать их на фотографиях и описать, где и для чего они применяются. Каждый моделист уже самостоятельно подбирает способы вязки узлов в соответствии со своим представлением о соответствии их внешнего вида реальным.

Известно, что такелаж делится на стоячий и бегучий.

Стоячий такелаж Это тросовая оснастка, оба конца которой закреплены на определенных местах и служат для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным.

К стоячему такелажу относятся:

Ванты Снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов. Фордуны Снасти стоячего такелажа, крепящие стеньгу или брам-стеньгу сзади и с бортов. Фордуны предназначены для противодействия тяге штагов вперёд и придания стеньгам и брам-стеньгам большей устойчивости. Штаги Снасть стоячего такелажа, расположенная в диаметральной плоскости судна и поддерживающая мачту, стеньгу и другое рангоутное дерево спереди или раскрепляющая бушприт с форштевнем. Бакштаги Снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков и кормы (кроме диаметральной плоскости) рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, дымовые трубы и т. п. Перты Тросы, протянутые под реем на расстоянии около 80 сантиметров и закреплённые одним концом у его середины (за мачтой после крепительных планок), а другим - у нока, а также кливер- и бом-кливер-леера Бегучий такелаж Это тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов), закреплённая только одним концом. Второй свободный конец - ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте. Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением.

В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.

Коренной конец Условное название закреплённого или же неиспользуемого в работе конца троса, противоположен ходовому концу Ходовой конец Он же лопарь. Незакрепленный свободный конец троса, которым начинают движение при вязке узла.

Пояснение к некоторые терминам, которые используются при описании такелажа:

Бензель Особый вид перевязки из специального тонкого троса для плотного соединения 2-х параллельно расположенных тросов. Кноп Стопорный плетеный узел на конце троса или снасти, сделанный особым способом для их укрепления, препятствует проскальзыванию и развиванию коренного конца. Одной из разновидностей кнопа является мусинг. Огон Петля, сделанная на конце троса. Через огоны могут продеваться соединительные скобы при соединении двух тросов и т.д.

Различается несколько разновидностей огона, в том числе:

Простой огон На конец троса накладывается «временная марка», после чего его распускают на пряди, на концах которых также ставятся отметки. Затем его укладывают в виде петли необходимых размеров, а каждую из оставшихся прядей пробивают под соответствующую прядь нераспускавшейся части троса. Огон с коушем Выполняется также, как и простой огон, но к тросу переплетается ещё и коуш. Он предохраняет трос от крутых изгибов, увеличивая его срок службы. Разрубной огон На концах двух тросов распускаются пряди, каждая из них маркируется. Затем пряди одного из тросов вплетают в другой трос, и наоборот. Выполняется не менее трех пробивок. Подкововидный огон Трос сгибается в нужном месте, и на некотором расстоянии от места сгиба, в обе «ветви» вплетаются пряди небольшой части троса той же толщины. Обычно делаются три пробивки. Голландский огон Из троса выводят одну из его прядей, причём её длина должна быть несколько больше длины в окружности огона; ещё две пряди троса укладывают в виде петли так, чтобы их концы перекрещивали его. Свободная прядь вводится на своё место навстречу другим прядям. Концы на всех прядях распускаются на каболки и укладываются вдоль троса. Мусинг Штаг-кноп, в виде груши, длина 1/3 петли штага, диаметр - 3 диаметра штага. Краг-штаг Строп с юферсом, который крепится к бушприту, служит для тяги штагов, ватер-штагов и ватер-бакштагов. Штаг-краг Петля штага, охватывающая топ мачты. Шкентель Короткий трос с коушем или блоком на конце. Строп Часть троса, обвязанная вокруг блока. Лопарь Трос, проходящий через шкив блока. Талреп Приспособление для натягивания судовых снастей при их креплении. Тали Устройство для поднятия грузов (рангоута). Ворст Железный прут, привязанный к вантам по верхним юферсам для того, чтобы удерживать юферсы в одной плоскости. Сплесень Способ сращивания двух разных синтетических, растительных и стальных тросов путем переплетения составляющих их прядей без излома троса. Полученное соединение, при правильном изготовлении, имеет высокую прочность.

И поясним некоторые термины, которые используются при описании морских узлов:

Петля (открытая) Ходовой (или коренной) конец троса, изогнутый вдвое таким образом, что не перекрещивается с самим собой. Колышка (закрытая петля) – петля, сделанная ходовым или коренным концом троса так, что трос перекрещивается сам с собой. Полуузел Одинарный перехлест двух разных концов одного и того же троса или двух концов разных тросов. Это первая половина прямого или бабьего узла. Обнос Обхват тросом какого-либо предмета: бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и т.д., сделанным так, что оба конца троса не перекрещиваются. Марка Несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки (самая тонкая составная часть растительного троса) на конце троса для предотвращения его расплетания. Шлаг Полный оборот (на 360 градусов) каната вокруг какого-либо предмета (бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и т.д.), сделанный так, что после этого конец троса направлен в противоположную сторону. Полуштык Обнос тросом какого-либо предмета (бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и т.д.) с последующим перекрещиванием тросом своего конца под прямым углом, без его пропускания в образовавшуюся закрытую петлю.

Наиболее известные и часто применяемые морские узлы

Прямой узел Используется для соединения двух растительных (неметаллических) тросов одинакового небольшого диаметра. При сильной нагрузке подвержен чрезмерному затягиванию. Чтобы этого избежать возможна вставка в петли узла деревянных вкладышей.

Вязать можно двумя способами:

  1. При первом способе ходовыми концами тросов вяжем один полуузел, а затем в противоположном направлении еще один.
  2. При втором способе через петлю первого троса пропускаем петлю второго.


Рифовый узел Вяжется также, как прямой, но один из ходовых концов, для быстрой отдачи связанных снастей, в последний раз пропускаем петлёй.


Прямой полуштык Завершающий элемент для многих узлов, самый простой незатягивающийся узел. Ходовой конец обносится вокруг предмета, затем вокруг коренного конца и пропускается в образовавшуюся петлю. Ходовой конец обязательно фиксируется к коренному маркой. Мокрый полуштык Для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Даже при сильной затяжке и намокании этого узла сохраняется возможность его быстрой отдачи.

Прямой штык Еще один классический морской узел – незатягивающаяся петля. На флоте применяется для крепления концов при швартовке, оттяжек лопарей, крепления шкентеля при подъёме шлюпок или грузов и др. Возможно временное соединение двух тросов с помощью двух простых штыков. Правильный простой штык не затягивается при приложении даже очень большого усилия и представляет собой два полуштыка, завязанных в одну сторону. При сдвигании шлагов этого узла друг к другу получается выбленочный узел. Обязательное условие: у связанного узла оставшийся ходовой конец надежно фиксируется маркой к коренному.

В своей основе имеют этот узел:

Плоский штык Соединяет два троса различных диаметров

Задвижной штык Применяется в случае вязки троса к гладкому рангоуту и т.п.; Штык своими концами При связке двух концов одного троса; Штык с двумя шлагами На рым накладываются два шлага, далее вяжется как простой штык. В отличие от простого штыка, применяется в случаях, когда нет необходимости быстро отдать швартовы, в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке за кнехты, битенги и палы, может использоваться для крепления троса к гаку, огону, рыму и т.п. Более надежен, чем простой штык из-за большей стойкости к перетиранию.


Рыбацкий штык Якорный узел, вяжется, как и штык с двумя шлагами, но второй шлаг при обносе вокруг рыма остается свободным (не затягивается) и первый полуштык накладывается на оба шлага. Может применяться при привязывании якорного троса к скобе якоря.


Мачтовый штык Не затянутый до конца выбленочный узел вокруг поперечной жерди (мачты и др.), на коренном конце троса вяжется простой штык, ходовой конец фиксируется маркой.


Выбленочный узел (builder"s knot) – куски смоленого троса – выбленки, которые поперечно крепили к вантам как ступеньки для подъема матросов на мачты дали название этому надежному узлу. Стоит отметить, что его исключительная надежность сохраняется только при натянутом с обоих концов тросе. Прикрепить трос к мачте, рее или другим поперечным предметам с гладкой поверхностью также удобно при помощи выбленочного узла.

Вязать этот узел возможно двумя способами в зависимости от предмета, к которому крепим трос:

  1. В случае если один конец предмета открыт для доступа, делаем на тросе две колышки, накидываем на предмет и затягиваем узел.
  2. В противном случае обносим ходовым концом троса предмет, перекрещиваем этот шлаг ходовым концом, еще раз обносим, заводим конец под этот же шлаг и затягиваем узел. Фактически узел представляет собой два полуштыка, последовательно завязанных в одну сторону, со сближенными шлагами.

Беседочный узел (Булинь) (bowline hitch) - один из наиболее известных и используемых классических морских узлов. Позволяет надежно и быстро закрепить трос вокруг тела (под мышками) человека для спуска или подъема. Двойной булинь, при котором оставляется длинный ходовой конец, которым вяжется второй такой же, использовался также для закрепления деревянной площадки (беседки, отсюда название) при выполнении работ на мачтах, корпусе судна и т.п.

Узел также применяют при креплении каната на гаке или кнехте временно, вместо огона, так как петли булиня не затягиваются на растительном тросе, независимо от величины нагрузки.

При определенной сноровке завязывается одной рукой за 2-3 секунды: Ходовой конец обводится вокруг груди, удерживая его правой рукой, накладываем поверх коренного, не выпуская ведем вниз – к себе – вверх (на запястье образуется петля), не выпуская обводим ходовой конец вокруг коренного справа, перехватываем и вытягиваем правую руку из петли на запястье, не выпуская конец троса.

Восьмерка (figure-eight knot) – этот классический узел является отличным стопором на конце снастей, чтобы последние не выскальзывали из шкива блока. Используется для утолщения конца троса, при изготовлении ручек для деревянных ведер и т.д. Легко развязывается и не ослабляет трос. Лежит в основе многих сложных узлов различного назначения.

Вязать можно двумя способами: При первом на конце троса делаем петлю, в которую пропускаем ходовой конец, обнесенный вокруг троса один раз (первый способ) или 2 раза (второй способ).

Шкотовый узел Применяется при ввязывании шкотов в шкотовые углы парусов. Известен также как ткацкий, сеточный, ведерный. Один из старейших из известных узлов. Надежен при натянутом тросе. Ходовой конец троса (шкота) пропускается в петлю (в шкотовый угол), обносится вокруг и пропускается под коренной конец.


Брам-шкотовый узел Применяется для связывания двух тросов одинакового диаметра, при подъемных работах, при буксировке шлюпок, ввязывания шкотов в углы пластыря при заделке повреждений подводной части корпуса, взятия концом в огон брам-шкоты и брам-гитовы при ввязывании брам-гинцев в брам-фал и гинцев в топенант нижних реев.

Узел работает только на натянутом тросе, однако надежность брам-шкотового узла несколько выше, чем шкотового. Вяжется он также, как шкотовый, но имеет не один, а два шлага вокруг петли (кренгельса).

Юферсный узел Старинный узел, применявшийся в парусном флоте для натягивания вант с помощью талрепов и юферсов. Этот узел, даже при сильном затягивании, достаточно легко развязывается. Вяжется двумя способами: первый способ на основе прямого узла, второй на основе восьмерки.


Фламандский узел Один из древнейших узлов на основе восьмерки, завязанной двумя концами для соединения двух тросов, встречная восьмерка.

Завязывается двумя способами:

  1. при первом ходовым концом одного троса вяжем восьмерку, затем, со стороны выхода ходового конца, запускаем ходовой конец второго троса и, двигаясь параллельно первому тросу, вяжем вторую восьмерку. Затягиваем аккуратно, стараясь сохранить форму узла, сначала за ходовые концы, а затем и за коренные;
  2. при втором способе оба троса, сложенные вместе, ходовыми концами навстречу друг другу, примерно на метровом отрезке, вяжем восьмеркой. Неудобство данного способа в необходимости пропускать вместе с коротким ходовым длинный коренной конец.


Гинцевый узел Для крепления троса к коушу. Ходовым концом накладываем два шлага на шейку коуша, накрываем коренным концом, и петлёй вводим его в коуш.В петлю вставляем деревянный клевант.


Стопорный узел Им стопорят троса к которым приложена тяга.

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.


Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend - узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch - узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.


Основные морские узлы

Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел :

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.



Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка :

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.

Прямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

– более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

§ 64. ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ

1. Тросы

Рис. 150. Тросы: а - трехпрядный и четырехпрядный тросы тросовой работы; б - пеньковый трос кабельной работы и его части

Такелажными работами называются все работы с тросами при изготовлении такелажа, буксиров, швартовных концов и др. Тросом называется всякая веревка на судне.

Тросы бывают растительные, стальные и синтетические. Растительные тросы бывают пеньковые, манильские, сизальские и хлопчатобумажные (рис. 150). Пеньковый трос может быть бельным и смоленым Смоленый трос долговечнее, но немного слабее бельного. Из растительных тросов лучшими для швартовки судна являются пеньковые бельные или смоляные Растительные тросы боятся сажи, высоких температур, масел. Если бельный трос в середине светлый, то качество его хорошее, если имеет коричневый цвет, значит, трос прелый.


Рис. 151. Стальные тросы: а - жесткий; б - полужесткий; в - гибкий; г - бензель

Стальные тросы изготовляют из оцинкованных проволок (рис. 151). Имея большую крепость, чем растительные, эти тросы более жесткие, а поэтому не так удобны в работе. Чем больше проволок в тросе, тем он мягче, эластичнее, тем удобнее с ним работать.

За тросами требуется уход: растительные тросы после работы просушивают, стальные один раз в месяц смазывают тавотом или отработанным маслом. Кислоты и щелочи портят любые тросы.


Рис. 152. 1 - свайка, 2 - мушкель, 3 - полумушкель, 4 - драек, 5 - лопатка, 6 - нож

Такелажный инструмент используется при работе с тросами (рис. 152) При помощи свайки пробиваются пряди троса при заделке огонов, соединений тросов. Драек применяется для обтягивания бензелей, найтовов и околачивания такелажных огонов и узлов. Мушкель - деревянный молоток для околачивания тросов. Гардаман - кожаный «наперсток» со стальной или медной головкой на ладони.

Кроме того, в набор такелажных инструментов входят нож, зубило, молоток и лопатка.

2. Узлы

Узлы служат для связывания тросов и скрепления их с какими-либо предметами, оборудованием и пр. Они должны быстро вязаться и развязываться, но самопроизвольно не распускаться. Основные узлы (рис. 153).

Прямой узел служит для скрепления двух концов троса небольшого диаметра (при небольшом растягивающем усилии во избежание затягивания узла).

Рифовый узел употребляется в том случае, когда требуется быстрая отдача связанных снастей, для чего нужно дернуть за свободный конец троса.


Рис. 153
: а - прямой, б - рифовый, в - удавка, г - выбленочный; д - простой штык; е - стопорный узел; ж - шлюпочный узел; з - гачный узел; и -шкотовый (слева) и брамшкотовый (справа); к -плоский узел; л - буксирный, м- буйрепный узел

Удавка применяется для быстрого закрепления троса за бревно и другие круглые поверхности при буксировке. Для прочности узла и уменьшения скольжения на гладкой круглой поверхности дополнительно делается один-два шлага.

Выбленочный узел вяжется в том случае, когда есть предположение, что удавка сползет.

Простой штык применяется при креплении швартовов к рымам и палам. Разновидностью простого штыка является штык с двумя шлагами - он не ползет и не затягивается.

Стопорный узел применяется при креплении фалиней шлюпок, когда подается один буксирный трос на несколько шлюпок.

Шлюпочный узел применяется для прикрепления шлюпки, например, при буксировке.

Гачный узел вяжется для закладывания растительного троса на гак.

Шкотовый узел применяется для вязания шкотов в шкотовые углы парусов. Разновидностью его является брамшкотовый узел, употребляющийся при более сильных нагрузках.

Плоский узел употребляется для связывания тросов различной толщины, например, проводника с буксиром (чаще для этого применяется выбленочный узел с обратной петлей для развязывания).

Буксирный узел служит для закладывания буксирного конца на гаке.

Буйрепный узел употребляется при вязании буйрепа за тренд якоря.

3. Сплесни и огоны

Сплесни служат для сращивания двух тросов. Они бывают короткими и длинными или разгонными. Короткий сплесень дает в месте сращивания небольшое утолщение. Чтобы срастить два троса коротким сплеснем, распускают пряди обоих концов (рис. 154, а). На трос накладывают марку, предохраняющую трос от распускания.

Пряди одного троса накрест вкладывают в пряди другого. Поворачивая трос по солнцу, пробивают ходовую прядь одного троса под встречную прядь другого с таким расчетом, чтобы при затягивании они прижимали друг друга. Обычно делают три пробивки каждой пряди, затем обрезают по полпряди и пробивают еще по разу. Чтобы срастить два троса длинным (разгонным) сплеснем (рис. 154, б), трос распускают на один-полтора метра и накладывают марки. Затем одну прядь вывивают, а на ее место ввивают прядь другого троса. Оставшиеся две нетронутые пряди связывают между собой, а концы прядей отрезают. Для сращивания двух стальных тросов разгонным сплеснем поступают так же. Только пробивку ходовой пряди производят против спуска под две коренные пряди другого троса, зажав при этом одну коренную прядь, находящуюся слева. Так пробивают все пряди по порядку справа налево, зажимая одну коренную и пропуская под нее две другие.

Огоном называется сделанная на конце или посредине троса петля (рис. 155). На трос накладывается марка, а его свободный конец распускается. Расположив по порядку распущенные пряди, пробивку начинают со средней, пропуская ее под ближайшую коренную прядь против спуска. Затем пробивают верхнюю левую под следующую коренную, зажав при этом предыдущую коренную. Поворачивают огон на 180° и третью прядь пробивают под оставшуюся коренную. В процессе дальнейшей пробивки нужно смотреть, чтобы коренная прядь находилась между двумя ходовыми. Затем ведут пробивку одной пряди под одну коренную. Всего делают три пробивки.


Рис. 154. а - короткий сплесень (1-4 - последовательные приемы сращивания двух тросов); б - длинный сплесень

Чтобы наложить марку (рис. 156), надо взять ворсу или парусиновую нитку, наложить ее петлей на трос и обмотать свободным концом 10- 20 раз. Пропустив конец в петлю, последнюю протаскивают и обрезают.


Рис. 155. Простой огон

4. Изготовление кранцев и швабр


Рис. 156. Простая марка: 1 - ходовой конец; 2 - коренной конец

Кранцы служат для предохранения корпуса судна от ударов и трения во время швартовки и стоянки судна у причала. Можно пользоваться твердыми (деревянными) и мягкими (пле теными) кранцами (рис. 157). Мягкие кранцы изготавливают из кусков старого троса, пакли и крошеной пробки. В парусиновый мешок по размеру кранца накладывают пробку или паклю, затем распускают старый трос и накрест обвязывают им мешок, оставляя сверху петлю. Мешок подвешивают на удобную высоту и пропускают через петлю каболки. Последние вьются друг за друга. По окончании работы свободные концы подбиваются под оплетку. Швабру изготовляют так: распускают кусок ненужного растительного троса на каболки, выстругивают ручку, как показано на рисунке (рис. 158), обкладывают равномерно конец ручки каболками и накладывают бензель. После этого каболки выво рачиваются, обтягиваются и снова крепятся бензелем. Концы каболок ровно подрубаются, швабра моется и просушивается. На другом конце ручки просверливается отверстие для крепления троса с петлей (трос нужен, чтобы швабра не упала за борт).


Рис. 157. Изготовление мягкого кранца


Рис. 158. Изготовление швабры (последовательные приемы изготовления)

В мире существует довольно много разнообразие различных узлов. Оптимальными из них на все случаи жизни являются морскими. Для любой ситуации подойдет этот вариант. Конечно, пользуются ими не только моряки. В повседневной жизни часто приходится пользоваться морскими способами вязки верёвок. И ни один из них еще ни разу не подводил.

Существует много разновидностей морских узлов. Опытные люди, которые часто ими пользуются, знают до 30 видов завязки этих узлов. Каждый из видов отличается по сложности или ситуации.

Морские узлы и особенности их истории

Они на протяжении всего человечества были основным компонентом нашей жизни. Даже в современном мире продолжается их развитие. Постоянно происходит изменение способов изготовления, создаются новые разновидности.

Вся гениальность их прежде всего состоит в простоте изготовления . Сколько разновидностей только невозможно перечесть. И самозатягивающиеся, и стопорящие и узлы, которые можно развязать в считаные мгновенья.

Искусство вязания всегда передавалось в прошлом из поколения в поколение. Благодаря им предки современного человека получили возможность создавать плавательные суда.

У многих моряков были свои талисманы. Например, моряки Северной Европы верили в поверье о трёх магических узлах. Согласно ему, правильное использование их на корабле хранили его от крушения. Был даже разработан специальный ритуал по их развязыванию.

В момент, когда мореходство было на своём пике развития, существовало более 500 разновидностей. Каждый из них имеет своё название, которые ведутся от названия снастей на корабле. Некоторые могут называться и по стране происхождения и изобретения его.

Даже в современное время можно встретить некоторые народы, которые недоцивилизованные. Они и по сей день изготавливают свои орудия труда с применением вязания. Рыбаки и охотники используют свои умения везде и знают с маленьких лет по 30 узлов.

Виды и их способ вязания

Для вязания нужно обзавестись верёвки определённой длины. Возможно, вам не удастся сразу же запомнить, как вяжется определённый способ. Помните, здесь нужна постоянная тренировка а, главное, практика. Если вы не будете пользоваться ими хотя бы раз в неделю, то со временем все ваши знания о них просто сотрутся, как ненужный ресурс.

Каждый из узлов имеет своё название, но не нужно слишком уж заострять своё внимание на этом. главное это научится их правильно вязать и использовать в жизненных ситуациях.

Беседочный узел - это основной и необходимый для любой ситуации. Каждый моряк или рыбак должен освоить его в самом начале. Он необходим как является заложенной основой нескольких узлов, Это является для него ключевым, более универсальным и подходящим в любой ситуации. Связывание двух верёвок вместе с помощью этого метода происходит надёжнее. Да и связать благодаря ему можно будет верёвки, которые имеют разные диаметры, а это иногда очень необходимо. Он не сможет развязаться ни при каких условиях, что является особо важным.

Для того чтобы сделать такой беседочный тип необходимо выполнить следующее:

При развязывании не возникнут никаких больших сложностей.

Следующий вид верёвочных узлов схемы для начинающих это восьмёрка. Этот вид назван, скорее всего, по своему напоминанию цифры восемь. Его используют очень часто как стопор. Самое большое его преимущество состоит в лёгкости составлении и возращения в прежнее положение в любых условиях.

Как сделать морской узел этого вида нужно:

  • Одну верёвку оборачиваем вокруг другой, вытягиваем её поверх него. При этом образовывается петля.
  • Протягиваем этот же конец в нашу петлю, но до этого заводим его за себя.
  • Затягиваем его покрепче.

Как видите, он не представляет собой ничего сложного.

Одним из известных типов морских узлов является прямой. Это один из немногих самых первых, которые были ещё во времена древних греков. Он служит механизмом соединения двух верёвок. Прямой используется очень часто, но это отнюдь не делает его самым надёжным. При сильных нагрузках происходит сползание его по верёвке или туго затягивается, что в процессе приводит к невозможному развязыванию.

Сделать его не составит большого труда. Для этого нужно всего лишь один конец протянуть в одну сторону, а второй в другую, делая при этом петлю.

Удавка также пользуется большой популярностью. Она издревле использовалась моряками. Он пользовался популярностью не только среди рыбаков и профессиональных моряков, но служил и в других слоях жизни

С помощью его можно с лёгкостью затянуть удавку вокруг предмета и в последующем делать с ним любые манипуляции.

Простой полуштык и его разновидности

Он очень широко распространён. Он относится к типу незатягивающихся узлов. Полуштык простой лежит в самой основе уже более сложных разновидностях. Для изготовления следует прежде всего лишь один конец верёвки обвести вокруг нужного нам предмета, и обернуть вокруг коренной верёвки, пропуская в образовавшуюся петлю. Затем нужно закрепить его вокруг коренного конца. Он может выдерживать большие нагрузки.

Разновидностями этого типа могут служить простой штык, простой штык со шлагом, рыбацкий штык. Каждый из них отличается своими особенностями вязки и историей.

Простой штык образуется за счёт двух одинаковых петель . Он предназначен для закрепления судов на причалах. Изготовление происходит за счёт нескольких полуштыков. Но если вы навяжете много петлей, то это не будет говорить о надёжности и крепости соединения. Максимальное количество составляет три полуштыка. Это более чем достаточно.

Простой штык со шлагом это немного усложнённый вариант предыдущего. Он более надёжен в укреплении и поэтому используется для швартовки кораблей на долгое время стоянки, хотя и завязывается не очень сложно.

Еще одна разновидность - рыбацкий штык или другое его название якорный. Это также очень старый и крепкий. Он участвовал в креплении троса к якорю. Он также подходит для работы со всеми тросами, где есть воздействие нагрузки .