Собор Св. Варвары в Кутна-Горе. Витебск. Собор Святой Варвары Экскурсии по Витебску

Привет, дорогие читатели. Чешский город Кутна Гора считается едва ли ни вторым по популярности среди туристов городом в стране. И Собор святой Варвары считается одной из главных его достопримечательностей. Зданием, приманивающим сюда любителей прекрасного. Это второй по размерам храм, представляющий стиль готика в Чехии. Более того, он считается одним из самых необычных готических строений подобного типа в Европе. Не зря он в списке ЮНЕСКО.

Собор находится в городке . Из Праги на поезде это примерно 2 часа. На машине 1 час.

Собор святой Варвары или Храм святой Барборы (Chrám svaté Barbory) начали строить с 1388 года. И уже на начальном этапе начались первые странности.

Причина строительства этого здания была довольно необычна. Его решили возвести не для нужд прихода и не по заказу религиозных организаций, а как здание, призванное демонстрировать богатство города, занимающегося добычей серебра. И заказчиками стали местные бюргеры.

Совсем другую причину строительства рассказывает легенда. Если верить ей, дело было так: троих рудокопов завалило в шахте. Они начали молиться о спасении. И только один из них просил о годе жизни для себя, чтобы успеть совершить благое дело. Он спасся. И принялся строить храм в честь святой, подарившей ему жизнь.

За проект и строительство здания отвечал Ян Парлерж, сын создателя . Но с началом гуситстких воин строительство было впервые приостановлено на целых 60 лет.

К тому времени храм уже достиг половины сегодняшней высоты.

Возобновились работы с 1482 года. Сперва над постройкой храма трудились строители, продолжавшие воплощать проект Парлержа, затем строительством стал руководить Матей Рейсек.

Он возвел хор, своды, окна и трифорий.

С 1512 года собор строился уже по плану другого архитектора – Бенедикта Рида. И он внес в уже существующее здание большие изменения. По сути, получилось, что он не просто достроил здание, а над старой церковью возвел новую.

Жизнь города в то время полностью зависела от добычи серебра. К середине XVI века объемы добычи ощутимо сократились, в результате сократилось и финансирование строительства. Работы снова приостановились.

Следующие вмешательства в облик здания были внесены иезуитами, которые рядом с храмом построили колледж и украсили храм барочными элементами.

Последние изменения храм пережил лишь в 1905 году.

Кстати, сначала храм планировался как капелла. При этом в архитектурном плане он смело конкурировал со знаменитыми соборами Праги.

Храм стал выражением противостояния Седлецкого монастыря, обладающего большим влиянием, и Кутна Горы, считавшейся королевским городом.

Собор внутри

Как мы уже говорили, собор построен в стиле поздней готики. Самые примечательные части внешнего облика здания — скульптуры, расположенные на самой верхней его части.

Горгулии, демоны, мифические существа с высоты взирают здесь на жителей города и туристов.

Интерьер собора также украшен готическими элементами. Например, хорошо сохранились фрески на горно-добывающую тему в часовнях.

Здесь можно увидеть иллюстрации работы с лебедкой, чеканки монет.

Уникальны украшения Смишковской часовни, изображающие сцены из жизни царя Соломона.

Собор известен и своей потрясающей акустикой, поэтому здесь самое место органу.

Послушать звучание этого инструмента можно во время органных концертов, которые здесь периодически проводятся.

  • Каменный фонтан
  • Наводящее ужас

Время работы собора

  • ноябрь – март с 10:00 до 16:00
  • апрель – октябрь 9:00 до 18:00.

Сколько стоит

  • Взрослый билет — 60 CZK
  • Льготный — 40 CZK.

Сайт: www.kutna-hora.net

Как добраться

  • Собор святой Варвары стоит рядом с рекой недалеко от центра города. Добраться до него можно на восьмиместном туристическом автобусе, который за 35 крон провезет вас по достопримечательностям города.
  • От ж/д вокзала Kutná Hora Hlavni Nadrazi пешком далековато. Лучше воспользоваться автобусом F01 или взять такси.
  • Кроме главного вокзала в Кутна Горе есть еще 2 станции: Kutná Hora město и Kutná Hora-Sedlec.

К этим станциям от главного вокзала ходит моторовагон «моторачек». Сначала он останавливается на Kutná Hora-Sedlec, выходите если хотите посетить Костницу. И конечная станция Kutná Hora město — от нее 15 минут пешком до собора святой Варвары.

Адрес: Barborská, 284 01, Kutná Hora

Собор на карте

Спасибо, что читаете наш блог! До встреч!


Интересно, как формируется, как закладывается чувство разделения на своих и чужих? В моём белорусском детстве, а почти каждое лето я проводил в городе Слониме Гродненской области (Западная Белоруссия, до 1939-го - Польша), в соседнем от бабушкиного доме жила женщина по имени Ядвига или тётя Ядя, как мы её называли. Так вот, мы - дети - чётко знали, что она католичка. Откуда в советском малолетстве, с господствующей атеистической идеологией, было у нас это знание, которое в реальной жизни мало что значило, я не помню. Но почему-то в белорусских яблоках и конфетах, которыми она нас угощала, всегда был странный католический привкус, ощущаемый, как я теперь понимаю, не вкусовыми рецепторами, а какой-то областью мозга, отвечающей за родоплеменные чувства. Как-будто за спиной тёти Яди, с её слегка высокомерным голосом и видом, несмотря на абсолютную бедноту и простоту существования, стоял мощный, великий - чего уж там, эгрегор, отягощённый более чем тысячелетней историей - с подвигами и крестовыми походами, с кострами инквизиции и всеми Папами вместе взятыми. И дело было не в том, что она полячка. В Западной Белоруссии поляками никого не удивишь. Дело было именно в её Вере. И в её непогрешимой уверенности, что Истина только в этой Вере.

Религиозная история Белоруссии очень сложа и трагична. Это сегодня Православная церковь — крупнейшая религиозная конфессия на территории современной Республики Беларусь (4,5 млн человек, примерно половина населения страны). А было время, когда само существование Православной веры на этих землях было под угрозой.

Эти земли были крещены практически одновременно с другими землями Киевской Руси. Но после монгольского нашествия на Русь все белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. В 1385 году великий князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, одним из условий которой было крещение язычников ВКЛ (которых было всё ещё много и в Полесье, и на территории нынешней Литвы) по латинскому обряду. Католикам были созданы привилегии, и часть православной шляхты перешла в католицизм. После Люблинской унии 1569 года влияние католицизма стало усиливаться, началась активная полонизация белорусских земель. Почти вся белорусская элита (продажная или скажем... дальновидная, как это часто бывает) сменила и Веру, и язык. Православную Веру предков хранил простой народ...

В 1596 году по инициативе некоторых белорусских и украинских православных епископов, а также при поддержке властей Речи Посполитой была провозглашена Бресткая уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви в Белоруссии,

сохранившей свои обряды, но подчинявшейся Римскому Папе.

Православное население и духовенство сопротивлялись насаждению унии. Наиболее известный пример сопротивления - самосуд православных жителей Витебска над архиепископом Полоцким Иосафатом Кунцевичем в 1623 году. Православные горожане объединялись в братства для защиты своих церквей и священников от насаждения чуждой веры. Но Речь Посполитая год от года усиливала религиозные гонения на народ. Католицизм и грекокатолическое вероисповедание навязывались всеми возможными способами.

Жестокие, насильственные методы насаждения религии, конечно, дали определённые результаты: в 18-м веке большинство населения находились в лоне униатской греко-католической церкви. Во времена расцвета Речи Посполитой католицизм исповедовали до 40 % населения Белоруссии, в основном на западе и в крупных городах. Ситуация в корне изменилась после раздела Речи Посполитой и особенно после 1839 года, когда униатские приходы были переданы в ведение Русской православной церкви Российской империи.

Но даже самые жестокие гонения католиков не смогли нанести православным в Белоруссии такой урон, который нанесла им советская власть. В советский период, особенно с 1929 года, в Восточной Белоруссии, как и в целом по СССР, почти все церкви были закрыты, а служители культа репрессированы. В Белорусской ССР на 20 декабря 1936 году из ранее действовавших храмов была закрыта 1371 церковь, а службы продолжались лишь в 74...

Сейчас в Белоруссии 10,5% населения исповедуют католицизм. Но католическая церковь ведёт активную миссионерскую деятельность. Строятся новые храмы. Заигрывает с католицизмом и белорусское руководство. В ходе последней поездки в Ватикан в мае 2016 года Лукашенко назвал теократическое государство одним из самых лучших друзей Белоруссии в Европе. Религия как всегда активно используется в политике.


Костёл Святой Варвары в Витебске, находится в стороне от центральных улиц, недалеко от железнодорожного вокзала, рядом с Полоцким рынком и выделяется своей высотой и архитектурой из окружающей малоэтажной застройки. Костёл был построен в конце 19-го века по проекту инженер-архитектора Виктора Пиотровского. Архитектура храма сочетает черты неоготики и неороманских стилей. Представляет собой трёхнефную базилику с двумя двухъярусными башнями на главном фасаде. Объём храма разделён на нефы четырьмя мощными столбами. Нефы перекрыты цилиндрическими сводами. Центральный неф завершается полукруглой апсидой.

Первый ярус башен — четырёхгранный, второй - шестигранный. Башни, каждая из которых украшена шестью небольшими фронтонами, завершаются шатрами с крестами. Между башен - треугольный щипец на ширину центрального нефа. Костёл Святой Варвары имеет арочные, различного размера, окна. Снаружи костёл украшен созданными кирпичной кладкой карнизными поясками, завершениями окон. Внутренняя отделка представлена густым антаблементом по периметру главного нефа. Алтари в романо-готическом стиле.

Территория костёла обнесена кирпичной оградой с брамой (воротами). Костёл является памятником республиканского значения и включён в «Государственный список историко-культурных ценностей Витебска»


Службы проводились до 1935 года. Потом здание отдали под склад удобрений, что со временем очень плохо сказалось на кирпичной кладке. В Великую Отечественную войну башни костёла были частично разрушены.

Здание медленно разрушалось до 1988 года, когда костёл Святой Варвары начали восстанавливать, первоначально планируя организовать здесь концертный зал. Но стараниями польского миссионера Януша Скечека костёл стал действующим католическим храмом.

Он был повторно освящён архиепископом Казимиром Свёнтаком в 1993 году. До июня 2011 года был кафедральным собором в Витебском диоцезе (епархии). Но 18 июня 2011 года кафедральным храмом епархии стал новый костёл Иисуса Милосердного.

Януша Скечека прихожане до сих пор вспоминают добрым словом - восстановление храма проходило, в основном, его стараниями. Это был его самоотверженный совместно с прихожанами немногочисленного тогда, им же организованного прихода труд. Несколько лет после восстановления он служил в костёле, а потом, когда из Польши пришло распоряжение сменить приход, «он с одной сумкой, как приехал, сел в поезд и уехал в Польшу». Сейчас приход костёла насчитывает 500 человек

Собор Св. Варвары в Кутна-Горе (Чехия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Чехию
  • Горящие туры в Чехию

Позднеготический собор Св. Варвары - пожалуй, наиболее известная архитектурная достопримечательность Кутна-Горы. Этот впечатляющий храм является второй по размерам готической церковью страны. Да и религиозное значение его очень велико. Архитектура римско-католического храма настолько специфична, что позволяет назвать его одной из наиболее аутентичных готических религиозных построек в Центральной Европе. В 1995 г. ЮНЕСКО включило собор в Список объектов Всемирного наследия.

Интересно, что инициатором строительства собора стал не какой-либо правитель или религиозный орден. Затеяли всё это местные предприниматели, им хотелось отделиться от монастыря, который был ближайшим к городу религиозным центром. Хотя, если верить легенде, дело обстояло немного иначе: троих рудокопов завалило в шахте, и каждый начал молиться на свой лад. Первые двое просили немногого, но третий взмолился о годе жизни, чтобы совершить благое дело. Этот год и был дарован последнему св. Варварой, и спасшийся рудокоп начал строить храм.

Результатом всех этих многовековых переделок стало совершенно уникальное, величественное здание, не имеющее себе равных.

Строительство собора началось в 1388 г., но работы несколько раз прерывались. Окончательно он был завершён только в 1905 г. Первым архитектором, который над ним трудился, стал Иоганн Парлерж, сын Петра Парлержа, выстроившего собор Св. Витуса и Карлов мост в Праге. Некоторые свидетельства указывают на то, что отец помогал сыну как минимум в создании первоначальных чертежей. Кутна-Гора быстро развивалась, богатела и стремилась ни в чём не уступать Праге: горожане хотели, чтобы их собор был точь-в-точь как столичный, только больше и лучше. Во время гуситских войн строительство прерывалось аж на 60 лет, и впоследствии оригинальный дизайн был существенно изменён.

Св. Варвара считалась покровительницей горняков, а соответственно, и города, чьё благосостояние основывалось на серебряных рудниках.

Так, первоначально планировалось сделать церковь гораздо больше: как минимум в два раза. И это не говоря уже о принципиальных особенностях конструкции, таких как пять нефов вместо итоговых трёх. Но строительство зависело исключительно от работы серебряных рудников, а последние стали давать меньше прибыли, чем хотелось бы. В 1588 г. незаконченную постройку обнесли стеной, и в таком состоянии собор оставался до 1884 г. В 17 веке к его переделке приложили руку иезуиты, добавив барочные элементы; в 17 веке собор переделывали под неоготику. Результатом всех этих многовековых переделок стало совершенно уникальное, величественное здание, не имеющее себе равных. В его внешнем облике особенно выделяются разнообразные мифические и полумифические фигуры вроде горгулий, выстроившиеся по бокам.

Собор Св. Варвары

Интерьер собора обязательно стоит осмотреть изнутри. Здесь можно увидеть интереснейшие фрески: помимо религиозных сюжетов в них нашли отражение детали шахтёрского быта и чеканки серебра. Другие заслуживающие внимания элементы интерьера храма - это позднеготический пастофорий, созданный в начале 16 века, резные деревянные скамьи на хорах, своды со множеством интересной формы рёбер и гербов, красивые оконные витражи. Кроме того, в соборе можно увидеть статую рудокопа.

Практическая информация

Собор Св. Варвары расположен в конце улицы Барборска, близ реки, к югу от центра города.

Вход: для взрослых - 120 CZK, для людей старше 65 лет и студентов от 15 до 26 лет - 90 CZK, для детей от 6 до 15 лет - 50 CZK, дети до 6 лет - бесплатно.

Время работы: ежедневно, с апреля по октябрь - с 9:00 до 18:00 (вход ограничивается за полчаса до закрытия), с ноября по декабрь - с 10:00 до 17:00, январь и февраль - с 10:00 до 16:00, март - с 10:00 до 17:00. Закрыто 24 декабря.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Северная столица Беларуси , Витебск , обладает богатейшей историей наравне с Полоцком, Туровом и . Раскинулся город вдоль береговой линии Западной Двины в месте слияния реки Витьбы, в честь которой назван, и Лучесы. Заложен в качестве замка княгиней Ольгой в 974 году. Уже к XV в. относился к пятнадцати крупнейшим по величине городам ВКЛ , позже завладел Магдебургским правом, вместе с которым получил и герб – главу Спаса с клинком под ним . Город активно торговал с прибалтами, чехами, немцами, итальянцами, венграми и жителями Московской державы. Сегодня достопримечательности Витебская привлекают достаточное количество туристов каждый год. В этом материале мы рассмотрим :

Посполитую, в войнах которой витебские хоругви являли исключительную стойкость и смелость. Однако Витебск не раз сжигался, теряя каждый раз свои уникальные постройки. Европейские вкупе с двумя мировыми войнами отметили его шрамами, после Великой Отечественной победителей встречали 118 человек. Словно феникс, жемчужина севера восставала из пепла, а жители снова встречали врага во всеоружии. Партизанское движение всегда имело повсеместное распространение. Так, Наполеон до Бородино был вынужден усилить гарнизон в два раза, а безликие кладбища гитлеровцев раскинулись по всей Витебщине .

Костел Святой Варвары

Костел Святой Варвары датирован 1785 годом постройки, является базиликой с тремя нефами, двумя башенными ярусами, с первоначально деревянного преобразовался в неороманско – неоготического вида костел из красного кирпича. Через несколько лет рядом с храмом была построена также каплица святого Креста. Представляет собой базилику с двумя башнями на главном фасаде.

В конце 19 века количество прихожан было намного больше, чем церковь могла вместить. Поэтому было принято решение о строительстве нового храма. Новая церковь была освящена в декабре 1885 года в честь Святых Варвары и Иосифа.

В начале 20 века был закрыт и использовался как склад. Во время второй мировой войны здание было частично разрушено.

Пострадав от войны и советской переделки в склад. Восстановлен в 1990 году, сейчас действующий католический храм. До 2011 года являлся кафедральным.

Площадь Победы “Три штыка”

Практически в каждом городе Беларуси есть мемориальный комплекс, посвященный героям Второй Мировой Войны. Необычный комплекс в народе известный как «Три Штыка » возвышается на берегу реки Двины.

Мемориальный комплекс «Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам» (правильно он называется именно так) был возведен в 1974 году на площади Победы. Архитектором проекта выступил Ю.В. Шпит. Мемориальный комплекс, кроме центрального монумента, включает 2 бассейна с небольшими фонтанами, скульптурные композиции и 10 пилонов, расположенных по обеим сторонам площади.

Три штыка главного монумента символизируют подвиг героев кровавой войны. Каждый из 56-метровых обелисков-штыков украшен литыми рельефами: «Воины», «Подпольщики», «Партизаны». Пилоны главного комплекса объединены фундаментальным монолитным фризом. Внутри комплекса на подиуме в виде звезды зажжен Вечный огонь, который как будто подсвечивает надпись на внутреннем кольце, объединяющим 3 штыка, которая гласит «Слава Героям».

В начале первого десятилетия 21 века было принято решению о реконструкции одной из главных достопримечательностей Витебска. В начале мая 2010 символ города предстал перед жителями и туристами в новом облике. После реконструкции мемориальный комплекс открыл аллею воинской славы, которая включает в себя экспозицию боевой техники, большая часть которой сохранилась еще со времен Второй Мировой Войны. Символизм мемориального комплекса чем-то напоминает мемориальный комплекс Курган Славы .

Успенский собор

Успенский кафедральный собор находится на одноименной горе, построен по подобию взорванного советскими активистами здания. Изначально возведен в 1785 году, указом Павла I стал православным и обрел современное название в 1799 г.

В 1930-40 храм был разрушен до самого основания. Восстановлен в начале 21 века по проекту архитекторов И.Ротько и А.Михайлюковым. Успенский собор занял почетное место среди главных достопримечательностей Витебской области, является памятником виленского барроко.

С горы, на которой находится Успенский собор, открывается изумительный вид на город. История этого места полна тайн и загадок. Считается, что до строительства первой церкви тут (изначально эту гору называли Лысой) находилось языческое капище, на котором поклонялись Макоши - богине судьбы, плодородия и домашнего очага. Судьба храмов, которые предшествовали настоящему Успенскому собору в Витебске была трагичной - около семи построений сгорели, были разобраны или просто уничтожены.

Это святое место стоит посетить, чтобы послушать звон колокола, вес которого составляет 5200 кг. Является самым большим в Беларуси.

Свято-Покровский собор

Изучая достопримечательности Витебска, нельзя не упомянуть Свято-Покровский собор, который относится к главнейшим православным строениям синеокой. Создан собор в виде памятника классицизма.

Первоначально являлся костелом с католическим прошлым от монастыря тринитариев . Был модернизирован в каменную основу уже в начале 19 века, однако в 1831 году католиков изгнали, а через 9 лет костел стал приютом сирот и еще чуть позже – тюрьмой для женщин.

На начало 1858 года храм стал православным. В войну пережил серьезные разрушения основных элементов, а в 1980 году едва не был взорван. Сейчас под его крышей сестричество , мастерские швей и иконописцев, обширное хранилище книг и др.

Основание Троицкого монастыря заложено на стыке 14 и 15 веков, на его земле существовали как Троицкий собор , так и Покровская церковь . Около 1656 года патриарх Никон подарил Казанскую икону Богоматери. После пожара и последующего разрушения Покровской церкви возник и был освящен новый храм из камня. Казанская – единственная церковь, не закрытая властями после военных действий.

Экскурсии по Витебску

Стоит отметить громадный культурный вклад Витебска , внесенный Шагалом и Пеном, Кандинским и Малевичем , Репиным и Добужинским . Город стал оплотом авангардизма, не сдав позиций и ныне. Сейчас культурной визиткой являются Славянский Базар , театр им. Я. Коласа , музей Шагала .

Витебская ратуша

Витебская ратуша – один из немногих представителей подобных типов сохранившихся зданий. Первоначальное деревянное сооружение возвели в 1597 году при даровании Магдебургского права.

Современную конструкцию в стиле барокко, где размещен краеведческий музей, относят к 1775 г., тогда она состояла из двух этажей и башни посередине, в 1911 г. достроен и третий этаж.

Благовещенская церковь

Этот православный храм один из древнейших, так как был возведен в 974 году, на заре основания города Витебска. Именно поэтому храм считается одним из самых намоленных мест в городе. Конечно, за все время существования церковь была подвержена и погромам, и взрывам, и реконструкции, но, несмотря на это, она остаётся главным памятником архитектуры города.

Благовещенская церковь – представитель древнеполоцкого архитектурного направления 12 века, имеет шестистолпную трехапсидную крестово – купольную форму. Предполагается, что постройка произведена византийцами, это доказывает техника, замеченная только в Констатинополе .

При советской власти церковь была заброшена, находилась в запустении, и долгое время была закрыта. Во время Великой Отечественной войны здание храма было разрушено, но при этом храм оказался надежным кровом, и приютил в своих стенах огромное количество пострадавших жителей города, которые лишились своих домов. Была взорвана в 1961 году с руки Хрущева . В девяностых восстановлена на основе пятиметровой законсервированной кладки.

1992 год стал значимым для церкви, так как был разработан и утвержден проект восстановления церкви в ее первоначальном виде. Каменную кладку храма оставили неоштукатуренной, чтобы иметь представление как выглядели стены в первые века после постройки. Уже в начале января 1999 года в храме прошла первая служба.

Церковь Александра Невского

Деревянная церковь святого Александра Невского расположилась совсем рядом с Благовещенской, в парковой зоне, на площади тысячелетия. Необычная постройка 1990 года выполнена из дерева.

Воскресенская церковь

Храм обрел облик в 2009 году, однако церковь скопирована с храма 16 века, подорванного в 1936, относящийся к виленскому барокко, датирован 1772 годом. Изначально относился к униатам, а православным стал в 1834 г. Обладает одиннадцатью колоколами.


Музей Марка Шагала, а также арт-центр

Музей Шагала – часть ансамбля, посвященного этому великому творцу, авангардисту. Сам ансамбль – один из двух во всем мире, другой находится в Ницце. Музей основан на базе дома, построенным отцом Шагала в 1901 – 1905 гг. На дворовой площадке смонтирован памятник знаменитости. Экспозиция в доме выражена копиями архивов, фотографиями и трудами Шагала, а также элементами быта всей семьи.

Арт- центр Марка Шагала открыл свои двери в 1992 г, несмотря на недовольство горожан, ведь художник и его работы противоречили канонам жизни простого советского человека. В арт-центре можно встретить большое количество писем от жителей, с просьбой не открывать в Витебске еще один музей, посвященный художнику. В отличие от множества других музеев, посвященных жизни и творчеству Шагала, арт-центр в своей экспозиции делает акцент на показ внутреннего восприятия великого авангардиста через его картины и сценографии.

Арт-центр Марка Шагала действительно уникален: комнаты музея хранят более 300 различных работ авангардиста, включая литографии и офорты. Музей долго и кропотливо собирал работы художника со всего Мира. Дети и внуки Шагала, друзья и знакомые – многие подарили музею иллюстрации и графические работы разных периодов творчества. Также на базе арт-центра открыта научная библиотека, где хранится более 3 000 изданий. Благодаря щедрому дару немецкого доктора Генриху Манделю, который подарил арт-музею множество книг и образцов графики.

Советуем посетить арт- центр Марка Шагала именно 7 июня. В этот день отмечается день рождения признанного мастера. Дом-музей и арт-центр имени Марка Шагала устраивают красочные мероприятия и выставляют самые известные работы художника, собранные по всему Миру. Не только эти два музея, но и весь город окунается в атмосферу праздника. На улицах проходят чтения и выступают артисты.

Национальный академический драматический театр Якуба Коласа

Театр расположился на берегу реки Западная Двина. Строительство здания театра, которое украшает своим фасадом площадь Тысячелетия Витебска, было начато в 1956 году. Через 2 года проект двух архитекторов И. Рыскиной и А. Максимова был завершен.

Середина 50-х гг 20 века была непростой для архитекторов: политика отказа от «ненужных излишеств» и отказ от стиля «Сталинский ампир» заставила И.Рыскину и А. Максимова упростить проект и сделать его похожим на многие другие. Главный вход украшает дорический портик, оформленный восьмью колоннами и треугольным фронтоном. Со стороны берега реки Двины фасады украшают пилястры, классические для того периода лепные вставки и руст. Задний фасад венчает еще один четырехколонный портик.

С момента открытия на сцене национального академического театра имени Якуба Коласа было поставлено множество спектаклей и пьес, как белорусских драматургов, так и мировых писателей. Театр по праву носит имя Якуба Коласа: зритель увидел практические все пьесы народного писателя. Однако самым известным, по праву, считается спектакль-комедия «Нестерка» В. Вольского, премьера которого состоялась еще в далеком 1946г. и идет и по сей день. На сцене театра с аншлагом проходит множество концертов и творческих проектов: «У девяти муз» и «Музыкальные собрания», Международный конкурс молодых исполнителей «Витебск» и многие другие. Десятки известных драматических актеров неразрывно связаны с этим театром. И труппа театра неустанно пополняется новыми талантами – выпускниками БГХТИ и других учебных заведений.


гимназия мужская Неруша, середина 19 века.
Здание бывшего женского епархиального училища (конец 19 века).
бывший дворец губернатора (начало 19 века). В этом месте останавливался Наполеон в 1812 году
Сейчас в здании бывшего поземельно-крестьянского банка находится ветеринарная академия

Достоины внимания также следующие сооружения: монастырь базилиан 1682 года основания, обладающий тремя этажами и Т – образной формой; Свято – Духов монастырь 15 века, также восстановленный из ничего, обладающий церковью в один купол и 2 – этажной постройкой; памятник героям войны 1812 года в виде колонны с уникальной композицией; еврейское училище “Талмуд Тора”, представленное заведением по изучению иврита для бедных и сирот; женское епархиальное училище в виде здания в три этажа с поразительным декором.

Подытожив, хочется отметить противоречивый дух Витебска с его странной очаровывающей смесью современности и древней основы, проглядывающей из каждого угла города. Для горожан это привычно, для гостей же представляется возможным окунуться в древнее эхо нашей Беларуси .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Итого, 517 лет строительства, это рекордный долгострой в Чехии. Не стоит думать, что с начала строительства храм стоял пустой. В нем молились, проходили службы, даже в недостроенном.

Кто такая Святая Варвара?

Это Святая Великомученица, покровительница пожарных, альпинистов и шахтеров. Неудивительно, что именно в ее честь назван главный храм в Кутна Горе.

Святая Варвара всегда глубоко почиталась местными шахтерами. Именно ей горняки молились при завалах. Есть сотни легенд о ее помощи, когда она помогала сдвинуть тяжелейшие камни, освещала проходы в шахтах, указывала путь к выходу из тоннелей.

Поддержка Святой Варвары всегда была важна для Кутна Горы, на собор денег не жалели.

В католической традиции Святая Варвара защищает от неожиданных нападений и пожаров. Ее часто изображают со щитом или крепостной башней, как видно на фото рядом, кликните на фото для увеличения.

В честь нее был назван город в Калифорнии, который так и называется “Санта Барбара”. Город стал центром событий знаменитого сериала, который точно помнят большинство читателей.

Парадоксально, но название в честь Святой Варвары не помогло городу “Санта Барбара” в 1925 году, когда он был почти полностью разрушен землетрясением. Собор Святой Варвары в Кутна Горе также не избежал нескольких пожаров.

Что смотреть снаружи и внутри

Ни в одном другом храме нет таких элементов декора. На потолке и стенах можно найти химер, летучих мышей, гарпий, лягушек, крылатых баранов и других реальных и фантастических животных. На одном из южных столбов можно найти обезьяну с апельсином.

Чтобы разглядеть все великолепие декора внутри и снаружи, рекомендуем взять с собой бинокль. Это не шутка, берите бинокль, не пожалеете.

Такой разнообразный и интересный декор связан со стремлением жителей Кутной Горы, особенно ее элиты, продемонстрировать свою значимость и богатство, сделать нечто неповторимое.

К тому же, город Кутна Гора стремился снять с себя бремя зависимости от Седлецкого монастыря. Кстати, согласно легенде, именно монах из этого монастыря открыл месторождение серебра. Жителям Кутной Горы пришлось просить разрешения на строительство храма у Папы Римского. Конечно, они его получили, и богатство города стало тому главным аргументом.

Главный алтарь в соборе является самым поздним элементом. В центре его увидите изображение Тайной вечери. Справа от него вверху расположен лик Святой Варвары.

Ранний алтарь в позднеготическом стиле был удален иезуитами в 1502 году. Именно им принадлежит инициатива отделки некоторых капелл сочетанием позолоты и материала черного цвета.

Стены в церкви украшены средневековыми фресками. В Смишковой капелле сохранились самые ценные из них. Смишек М. был известной персоной в Кутной Горе, играл не последнюю роль в серебряном промысле, строительстве храма и жизни города. Над витражом увидим росписи, изображающие его семейство.

Интересны и витражи окон. Декор появился уже в конце строительства церкви. Это живопись на стекле, ее выполнили по эскизам картин на историческую тематику Франтишека Урбана. Якуб Нимбурк, мастер-резчик, увековечил свое мастерство в лавках для хора.

Обратите внимание и на кафедру. Ее вытесал некто Леопольд-каменотес в 1560 году. Через 100 лет иезуиты дополнили ее облицовкой из дерева и декорациями. Им же принадлежит идея создания органного шкафа. Орга́н помещен на балконе главного портала.

Не удивляйтесь фигуре человека в белом одеянии. Это скульптура шахтера в рабочем плаще. Плащ был белого цвета, чтобы в случае завала можно было увидеть рабочего и спасти его (или вытащить труп). Стоя на коленях, добытчики серебряной руды рабочим инструментом долбили землю, держа в другой руке горелку.

На верхней галерее выставлены коллекции скульптур с прошлых эпох. Здесь же можно и рассмотреть скульптуры на орга́не: ангелы с инструментами в руках. Они созданы во второй половине 18 века. Внутренний механизм инструмента - удивительное творение рук человека. Он состоит из 3 клавиатур, 45 регистров, 4 тысяч труб. Орга́н - работа мастера Яна Тучека.

Еще одно напоминание об ордене иезуитов присутствует в храме: на одной из фресок показана история ранения Игнатия Лойопе, родоначальника иезуитского ордена, который после ранения ушел в монахи.

В комплекс собора входит часовня, строительство которой на склоне возле собора начал Ян Парлерж. Первый этаж был возведен, а на втором уже в наши времена построена смотровая площадка. С нее откроется вся красота Кутной Горы, пейзажные картины долины Врхлице и местной речки.

По-своему интересен зал для прихожан. О богатстве Кутной Горы в былые времена говорят отдельные места для палачей и их семей. Содержать людей такой профессии в далекие времена было удовольствием дорогим. В Кутной Горе палачей было несколько!

В храме есть специальные ряды для знатных горожан, для главы города и его свиты. О скамье из добротного дерева, украшенной искусной резьбой, расположенной в центре храма, сложена легенда. Скамью делали для храма Святого Вита, однако кутногорцы «перехватили» заказ, выложив за работу вдвое больше. Не унимались жители города, чтобы утереть нос пражанам.

В католических храмах всегда присутствует кабинка для исповеди. В Соборе Святой Варвары их несколько. Объясняется этот факт тем, что возле церкви построен колледж, а молодежь ох как легкомысленна, безрассудна и греховна.

В храме представлены и специальные стенды с изображением схемы возведения готических храмов. Эта информация будет интересна студентам-архитекторам. Ознакомиться с историей города, с этапами строительства храма можно в музее.